Наталья Советная. Одна судьба

ОДНА СУДЬБА
Дорожные впечатления, знакомства иногда помогают найти новую тему, подталкивают к творчеству. Моя
очередная попутчица в купе поезда не без гордости рассказала о зяте, любимым увлечением которого стала…
патриотическая работа. Сорокалетний майор полиции
из Санкт-Петербурга не только превратил рабочий кабинет в военный музей, но даже свободное от службы
время проводит с соратниками из общественной организации, занимающейся реконструкцией масштабных
военных событий, грандиозных боевых сражений.
Это не игры в войну взрослых людей, как может
показаться на первый взгляд, это эмоционально захватывающий, прошибающий до мозга костей способ сохранить историческую память, отдать долг защитникам
Отечества, воспитать мужественных патриотов, не позволить извратить историю. Задача, которую решать,
решать всем нам, чтобы не потерять новое поколение,
не потерять страну, как это уже случилось в братской
Украине. Надо использовать самые различные средства,
в том числе слово – мудро-огневое слово писателя.
Книга о войне, о человеческом подвиге – это тоже
реконструкция. Воссоздание тех далеких дней, у которых сейчас осталось так мало свидетелей. Тем ценнее
становится произведение, созданное писателем-воином.
«Посеешь ветер…» – название книги Анатолия
Сульянова, заслуженного деятеля культуры, писателя,
генерал-майора авиации, военного летчика 1-го класса.
Он, освоивший 14 типов самолётов и проведший в небе
более двух тысяч часов, дважды награждён орденом
Красной Звезды, медалями, Почетной грамотой Пре- зидиума ВС БССР (1986).
Документальная повесть о войне, увидевшая свет
в 2014 году в издательстве «Мастацкая літаратура»
(Минск), впервые пришла к читателю несколько десят- ков лет назад. Написана была по заказу Министерства
образования. Переиздана уже в третий раз!
В чём кроется причина «живучести» произведения,
востребованности и в годы расцвета так называемого
«застоя» в истории СССР, и во времена его распада, и
теперь – в суверенной Республике Беларусь?
Не так давно довелось услышать трогательно
неподдельную тревогу в размышлениях опять же
дорожного попутчика, мол, и в белорусских учебниках
истории, как на Украине, есть попытка разобщить
народы, переписать историю войны… Не стану хвалить
учебники: еще не остыло мое негодование на те мудрёные
тексты с еженедельной необходимостью помогать
детям разбираться в них, объяснять доступным языком
исторические события, иногда даже поправлять автора,
уличив его в предвзятости, неточно или искажённо
расставленных акцентах. Мои школьники выросли,
а учебники, возможно, уже иные. Но обвинения
в попытке переписать Великую Отечественную я
отвергла категорически! В Беларуси, потерявшей
в годы войны каждого четвёртого (а по последним
источникам – третьего) жителя (в Городокском районе
Витебской области – каждого второго!), такого нет и
быть не может. Книга Анатолия Сульянова «Посеешь
ветер…» – яркое тому доказательство.
В аннотации сказано, что автор использовал богатый
документальный и фактический материал, показал
«панораму Великой Отечественной войны, начиная с её
первого дня до полного освобождения Белоруссии от
немецко-фашистских захватчиков. Ценно то, что книга
адресована юному читателю, которому мало известно
о страшных испытаниях, выпавших на долю нашего
многострадального народа».
Признаюсь, читала этот своеобразный «учебник» не
просто с удовольствием, а с восхищением: вот оно! Вот
так и надо писать историю для детей – увлекательно,
живо, исключительно насыщенно.
Хотя в аннотации говорится лишь о Беларуси,
автор изображает всю панораму войны, начиная
с конца 1930-х годов, когда армия Гитлера
захватила большинство европейских стран. Затем
писатель останавливается на героической защите
Брестской крепости, достаточно подробно освещает
судьбоносные битвы за Смоленск, Москву,
Сталинград, не обходит вниманием блокадный
Ленинград, героическую Одессу, Севастополь.
Особое внимание – белорусскому сопротивлению.
И конечно, освобождение Европы, победа в Берлине.
Повествование построено в виде беседы с детишками,
которые забрасывают вопросами автора, отвечают на
те, что задает им он.
Писателю удается создать живую канву
произведения, акцентировать внимание читателя на
важных моментах, сделать необходимые выводы.
Автор книги предстает перед читателем в
нескольких ипостасях. Это историк-документалист,
аргументирующий фактами, цифрами, датами,
фамилиями (Анатолию Константиновичу Сульянову
пришлось много поработать с ценными архивными
документами).
Это военный летчик, представляющий в тонких
подробностях, что такое подвиг воздушного тарана,
который совершил летчик Петр Рябцев над Брестом
в первый же день войны – 22 июня 1941 года. Что
такое подвиг капитана Николая Гастелло, направившего
горящий самолёт на вражескую колонну, или Саши
Мамкина, который, заживо сгорая в кабине самолёта,
все-таки сумел его посадить и тем самым спасти детишек
из блокадной партизанской зоны.
Художественно описывая подвиги героев Великой
Отечественной войны, автор предстает перед нами уже
как талантливый писатель. В то же время мы видим его
гостем в школьном классе, ученики которого с доверием
внимают очевидцу, ведь Анатолий Сульянов знает
войну не только по архивам, он видел её собственными
глазами.
«Перед вами – один из десятков тысяч
четырнадцатилетних подростков, которые осенью
сорок первого года копали противотанковые рвы,
окопы, траншеи, ремонтировали дороги. Я со своими
одноклассниками работал вместе со взрослыми по
четырнадцать часов подряд, без отдыха. А когда
начались морозы и снегопады, мы охотно шли
расчищать снег на взлетной полосе соседнего
аэродрома. Ох и намерзлись мы в ту тяжелую осень!
А гитлеровские лётчики на бреющем полёте били из
пулемётов по нам, когда мы шли расчищать аэродром.
Мы падали в канавы, прятались за деревья. Сколько
помню войну – столько хотелось есть. Бывало так,
что в доме не оставалось ни крошки хлеба».
Военный голод – отдельная тема для неравнодушно- го историка и писателя. Тема, обязательно мучительноскорбно звучащая в воспоминаниях уцелевших в
Великой Отечественной. Поэтому, немного отвлёкшись
от произведения А. Сульянова, коснусь книг ещё двух
авторов: кандидата технических наук, заместителя
начальника лётно-испытательного центра по научной
работе (до 1991 года), лауреата Государственной премии
СССР полковника Анатолия Семёновича Стефашина –
«Найди себя» (Саратов, 2013) и писателя Александра
Георгиевича Скокова, члена Санкт-Петербургского
отделения Союза писателей России – «На всех была
одна судьба» (Санкт-Петербург, 2013), за которую он
стал лауреатом Всероссийской литературной премии
имени А. К. Толстого.
А. Стефашин подарил читателю повествование
о мальчишке из глухо-глухой деревушки Дарьино
Карачевского района Брянской области. «Если
говорить точнее, то моя деревня была не просто
глухая, а глухонемая и слепая, так как в ней при мне
(до 1953 года) не было ни электричества, ни радио,
ни газет, ни магазина, ни школы, ни фельдшера и было
натуральное хозяйство». Пережив войну, пройдя через
все испытания, мальчишка от курсанта Казанского
военного авиационно-технического училища вырос до
учёного и руководителя лётно-испытательного центра в
Ахтубинске. Чем не достойный пример для нынешних
подростков?
Есть одна резко отличительная особенность в
причинах выбора авиации своей профессией у Анатолия
Сульянова, тоже выросшего в крестьянской семье, с
детства увлекавшегося полётами, книгами о летчиках, а
во время войны помогавшего на аэродроме, и Анатолия
Стефашина, родившегося в 1935 году. Он и думать
не думал стать лётчиком, но ненавидел немецкие
самолеты, сбрасывающие бомбы на его родную землю,
и переживал за свои, бомбившие фашистов. Сначала
экипаж подвешивал «люстру» – светящуюся бомбу
на парашюте, чтобы осветить всю округу. Вторая
группа самолетов сбрасывала зажигательные бомбы,
третья бомбила фугасными. «После этих взрывов
наши избы ходят ходуном. Таких налетов бывает 2-3
за летнюю ночь. После такого кино зрители долго не
расходятся… радуются, что зенитки не сбили ни одного
нашего самолета…» К радости подмешивался ужас от
надрывного гула авиационных моторов, сброса бомб,
зарева пожарищ. «Я от страха прятался под кровать,
считая это место безопасным». И совсем не думал
тогда, не мечтал о романтическом небе. А когда пришло
время выбирать профессию, главным аргументом
было то, что курсанты «обеспечиваются питанием и
обмундированием. Какая прелесть, это же мечта…».
Голод обрушился на деревню после освобождения.
Отступая, немцы выжгли поля с уже созревающим
хлебом, плодовые деревья вырубили еще в начале войны,
чтобы ими маскировать танки. Уничтожили жилища.
Вместо мужей, отцов в дома приходили похоронки. Но
надо было выживать, пахать и сеять. «Пахать лопатой
и сеять вручную, как и сто лет назад».
В книге А. Стефашина простота изложения,
серьезность и даже трагедия жизни органично
переплетаются с неисчерпаемым народным оптимизмом
и юмором. «Удивительное создание человек, питается
одной крапивой, ходит с зелеными от крапивы зубами, с
рахитичным большим животом, удивляется, почему это
у него появилась резь в желудке, но он ежедневно ходит
на работу, а если кто-то заиграл на гармошке, то идёт
петь и танцевать. Только танцует осторожно, потому
что в большом животе раскачивается много воды с
крапивой. Нет, таких людей истребить невозможно.
Они не изучали ОБЖ, но сама жизнь учила их
выживанию».
Без преодоления трудностей, без боли, как
физической, так и душевной, невозможно само
существование человеческое, без страданий не будут
обретены сострадание, любовь, милосердие, без
горестей нельзя познать счастье и ощущение полноты
жизни. Но не всякий способен на преодоление. Таких
обстоятельства безжалостно ломают, приводят к
предательству и даже смерти, прежде всего – духовной.
Книги Анатолия Сульянова «Посеешь ветер…» и
Анатолия Стефашина «Найди себя» о людях высокого
человеческого духа дополняются книгой Александра
Скокова «На всех была одна судьба». Она является
той самостоятельно необходимой частью, без которой
картина войны, возможности человеческого героизма,
вершины величайшего патриотизма, загадочность
души русской, славянской не были бы раскрыты до
конца.
Нельзя говорить о победе в Великой Отечественной,
умолчав о победе блокадного Ленинграда, который
первым из советских городов получил в январе 1944 года
высокое право произвести салют Освобождения.
900-дневная битва у стен Ленинграда – небывалое в
истории событие.
Как в «учебнике» А. Сульянова дана широкая
панорама военных действий вплоть до победы,
так и в книге А. Скокова дано широкое полотно
огненных, голодных, казалось бы, несовместимых с
жизнью тяжёлых дней блокады. 29 документальнохудожественных рассказов составляют основу книги,
разделяясь на три части: «Третий студенческий
взвод», «Прикрывали завод амбразуры и дзоты» и
«Шли уроки под гул канонады». Ещё более тридцати
повествований от имени очевидцев «И взрослые, и
дети» и более сорока – короткие рассказы детей о
своих дедах «Мой прадед погиб на войне». Уже по
названиям разделов можно представить обширный
охват тематики: «Ленинград не только отражал
натиск врага, но и оставался могучим арсеналом –
здесь выпускали танки, гвардейские реактивные
миномёты, стрелковое оружие, боеприпасы. Тысячи
и тысячи ленинградских женщин, подростков, освоив
“мужские” специальности, выполняли, перевыполняли
задания вместе с кадровыми рабочими, а после смены
отправлялись на дежурства по городу…» – сказано
генерал-майором в отставке председателем Совета
ветеранов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
В. М. Кипрским в предисловии к книге. Удивительным
образом в осаждённом городе продолжали работать
школы, детские сады, госпитали, театры… Голодные,
вымороженные холодом люди жили и боролись за
победу!
Читая о блокадном Ленинграде в книге А.Скокова,
я невольно проводила параллели между военными
событиями, описанными двумя другими авторами, и
удивлялась точности названия «На всех была одна
судьба». А ведь она, действительно, была одна – и
для осажденных в белорусских лесах партизан, и для
голодающих в землянках жителей глухой брянской
деревеньки, и для истощённых горожан северной
столицы СССР.
Невольно на память пришла моя бабушка, пережившая
войну с двумя маленькими дочками и до конца дней
своих державшая на чердаке дома запас: мешок соли и
бочонок хлебных сухарей, высушенных на печке. Сухари
периодически заменялись свежими, а старые шли на
корм скотине. Бабушка знала, что такое голод и помнила
народную мудрость: «Запас беды не чинит!».
«Никаких запасов у нас не было, мама уходила к
линии фронта, в пригородные огороды, поля, собирала
там промороженные капустные листья… Под Новый,
42-й год, взяв ломик, отправилась она к бывшим
Бадаевским складам. Ей повезло, удалось найти
оплавленный от пожара сахар. Дома растопила в воде
эту глыбу с землей, процедила, сделала сироп. И давала
по чайной ложке нам с сестрой в самое голодное
время» («Мы выжили чудом» – воспоминания
К. Н. Быстровой из книги А. Скокова)
«Однажды с отцом мы нашли в стеклянной
банке 9 зернышек гречневой крупы. Как раз по
три зернышка – мне, ему и маме. Для нас это была
драгоценная находка» («Девять зернышек гречки» –
воспоминания В. И. Талиш )
Не много осталось в живых очевидцев страшной
войны 1941–1945 годов, тем удивительнее видеть,
что людям, пережившим страх, холод и голод,
Господь даровал долгие годы. А как же значение
сбалансированного питания? А как же пресловутые
нервные стрессы? И какая такая тайна у этого
загадочного народа-победителя?
А. Стефашин рассказывает: «Средняя школа
находилась в городе на расстоянии 10 км от деревни,
по времени это 2 часа хорошей ходьбы туда и столько
же назад… По возвращении домой из школы на
полпути начинались спазмы желудка с обильным
выделением слюны. Желудок просил пищи. Если
хлеба не было, то нужно было пересидеть приступ.
Потом я приспособился: по дороге домой в хлебном
магазине за 20 коп. покупал кусочек хлеба (50 г) и
съедал его. Тогда я до дома доходил спокойно».
Вот так – перехитрив, пересилив, преодолевая
обстоятельства, деревенский мальчишка нашёл себя.
Окончил Казанское военное авиационно-техническое
училище дальней авиации и Киевское высшее
инженерно-авиационное военное училище ВВС,
защитил диссертацию, стал заместителем начальника
лётно-испытательного центра в Ахтубинске.
С Беларусью его связывают не только контакты во
вопросам научных разработок в области вооружения,
но прежде всего – могила отца, Семёна Стефашина,
павшего в боях с фашистами осенью 1943 года при
освобождении г. Городка Витебской области.
В наших мудрых народных сказках, когда молодцы
стоят на распутье перед камнем с надписью: «Направо
пойдёшь – женишься, налево пойдёшь – богатым
будешь, прямо пойдёшь – голову потеряешь!»,
выигрывает всегда тот, кто, не страшась, идёт прямо.
В результате – и женится, и достаток отыщет, и жив
останется. Тот же, кто ищет лёгких путей, неизменно
погибает, если, конечно, добрый наш «Иван-дурак» на
помощь не придёт. (А он всегда приходит!)
История только тогда может научить народы
избегать прежних ошибок, если не искажена в угоду
определённым силам. Извращение событий, идейной
направленности и итогов Великой Отечественной войны
в украинских школьных учебниках, кино и литературе
привело к тому, что взращённое ложью поколение
украинского народа пожелало выбрать не прямой, хотя
и трудный путь, а тот, который якобы сулит богатство
(жизнь в Европе!). Печальный, трагический результат
этой дороги, как и милосердные попытки «Ивана»
помочь, спасти, обогреть, накормить голодающих на
юго-востоке страны «блудных» братьев, мы сейчас
с болью и горечью наблюдаем, закономерно задавая
себе вопрос: возможно ли такое у нас? И с надеждой
отвечаем: пока есть такие книги, как «Посеешь ветер…»
А. Сульянова, «Найди себя» А. Стефашина и «На всех
была одна судьба» А. Скокова, мы защищены суровой
правдой Истории.
«Бок о бок сражались русские, украинцы, казахи,
белорусы, киргизы. Шесть суток личный состав
отбивал под Волоколамском атаки противника.
150 танков врага было подбито и уничтожено.
У разъезда Дубосеково совершили героический подвиг
28 воинов-панфиловцев. Четыре часа длился этот
неравный бой горстки панфиловцев с бронированной
армией гитлеровцев. 18 танков остались чадящими
кострами на земле заснеженного подмосковья возле
Дубосекова…» – рассказывает А.Сульянов о подвигах
воинов, подпольщиков, партизан, стариков, женщин,
подростков и братьев – представителей других
народов, примкнувших к партизанскому движению:
чехов, словаков, поляков, сербов, французов, венгров,
бельгийцев, австрийцев, немцев, румын… Настраницах
272
книги их имена. Гомельская подпольщица Мария
Евдокимова, взорвавшая гитлеровцев, празднующих
мнимую победу над Москвой. Сержант Яков Павлов,
удерживающий с бойцами дом в Сталинграде в течение
многих недель. Лётчик Александр Горовец, в последнем
бою уничтоживший девять вражеских самолётов.
Константин Заслонов, Минай Шмырев, Василий
Корж, Пётр Машеров, Елена Мазаник, Вера Хоружая,
Ян Микула, Густав Лазар… Дети-подпольщики:
Зина Портнова, Марат Казей, Коля Гойшик, Витя
Ситница… Бесчисленны эти святые имена!
Прошли долгие для человеческой жизни годы после
Победы – 70 лет! Мгновение для многовековой жизни
цивилизации. Но, пользуясь иллюзорной давностью
лет, иные лже-историки пишут, строчат новые учебники,
статьи, книжицы, пытаясь лишить героического ореола
тех, кто мученически отдал свою жизнь за сегодняшний
мир, за то, чтобы один деревенский мальчишка стал
учёным, другой – лётчиком, третий – писателем.
И вот уже пролилась где-то липкая грязь на
панфиловцев; вроде бы не такая уж героическая была
Зоя Космодемьянская… Находится кто-то, кому до
экстаза нравится перебирать чужое бельё и выдёргивать
из чужой жизни светлые лепестки, оставляя лишь
уродливо осыпавшуюся сердцевинку. Но человеку
невозможно оставаться человеком без идеала чистоты,
подвига.
Тот, кто вырос на советских книгах о Павке
Корчагине, об Алексее Маресьеве, той же Зое
Космодемьянской, на книге А. Сульянова «Посеешь
ветер…», знает, как велика сила духовного
воздействия таких произведений, как рождают они
бесстрашие и готовность к подвигу, как взращивают в
душе неизмеримую любовь к Отечеству. И даже если
вдруг мера героизма автором произведения несколько
преувеличена, то лучше нам остаться с теми, кто
воспевает подвиг, чем с теми, кто его развенчивает, – по примеру великого писателя-пророка Фёдора
Достоевского, который говорил: «…если б кто мне до- казал, что Христос вне истины, и действительно было
бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось
оставаться со Христом, нежели с истиной», потому
что «нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее,
разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не
только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что
и не может быть».
Надо признать, что поколение, повзрослевшее в годы
целенаправленного уничтожения СССР, но успевшее
впитать героические идеалы прочитанных книг и нрав- ственно-патриотических кинофильмов, всё-таки сумело
передать и воспитать в своих детях любовь к родному
краю и готовность к подвигу. На горемаятной земле
Донбасса рядом со взрослыми, ополченцами и добро- вольцами, воюют и погибают добровольцы-подростки,
юноши и девушки, повторяя подвиги своих дедов и пра- дедов в Великой Отечественной войне, когда с перво- го и до последнего дня, до самого Рейхстага, солдаты
и офицеры многонациональной Красной армии шли на
смерть за Родину. Безмерна их стойкость в священной
войне с фашизмом. Не оскудела и не оскудеет святая
Русь сынами-героями!
Анатолий Сульянов пишет, как однажды спросил у
своих маленьких друзей:
«– Как вы думаете, что побуждало людей совершать подвиги?
– Любовь к Родине! – ответил долго молчавший
Лёник.
 – Желание защитить родную землю от врага, –
рассудительно проговорила Лена.
– Молодцы. А вот если враг окажется у границ Бе- ларуси, то как тогда будете действовать вы?
 – Я буду танкистом! – Василь не раз говорил, что
после окончания школы он поступит в военное училище.
– Я стану медицинской сестрой. – Лена мечтала
быть учителем, но сегодня она подумала о том, чтобы
помогать раненым».
Страница за страницей ведет писатель за собой по
дорогам войны и подвига. А десятиклассник Василий
Ковалёв из книги А. Скокова «На всех была одна судь- ба» пишет в школьном сочинении: «Великая Отече- ственная война унесла миллионы жизней и наверняка
унесла бы больше, если бы не воинский талант совет- ских офицеров, генералов…».
Имена Верховного Главнокомандующего Иосифа
Виссарионовича Сталина, маршала СССР Г. К. Жуко- ва, генерала армии К. К. Рокоссовского, генерал-лей- тенанта П. И. Батова, генерала армии, а затем маршала
А. М. Василевского, генерал-полковника И. Д. Черня- ховского и многих других, кроме того, командиров пар- тизанских бригад В. Лобанка, Д. Короленко, П. Рома- нова… яркими звездами сияют в книге Анатолия Су- льянова, вызывая законную гордость.
Работая с архивными документами при подготовке
рукописи, имея личные впечатления от встреч с коман- дирами разного уровня, писатель так увлёкся и проник- ся уважением к их незаурядным личностям, что в после- дующем из-под его пера вышли отдельные книги о них.
Случайная встреча в Подмосковье, в Серебряном
Бору, на даче у генерал-лейтенанта Константина Фёдоровича Телегина, с сыном которого дружил тогда
ещё подполковник Сульянов, и откровенная беседа с
Константином Константиновичем Рокоссовским в течение целых двенадцати часов, когда молодой писатель,
печатавшийся в военных газетах и журналах, «терзал»
своими вопросами удивительно терпеливого, потряса-
юще доброго, умного, мудрого генерала, легла в осно- ву произведения «На рыбалке». Хочу заметить, что
я умышленно употребила эпитет «случайная» к слову
«встреча». Дело в том, что она действительно могла бы
не состояться, не прояви тогда Анатолий Константино- вич решительность и твердость.
 В Москву он приехал сдавать экзамены – кан- дидатский минимум, чтобы поступить в аспирантуру.
Время для него было крайне напряжённое, сжатое
нагрузками. Но когда позвонил младший Телегин,
Костя, и предложил отправиться с ним на рыбалку, в
которой примет участие сам Рокоссовский, Сульянов
отставил все дела, отдал половину из имевшихся при
нём денег за такси и ровно в 4 утра прибыл в Сере- бряный Бор.
Жизнь часто ставит человека перед выбором, от ко- торого во многом зависит его дальнейший путь. Каждый
из нас нет-нет да и оказывается на своём распутье перед
камнем, на котором высечено: «Направо пойдешь…».
Сульянов не прогадал. И это, видимо, тоже неслучай- но! Есть определённая, даже какая-то таинственная
закономерность в объединяющем всех участников той
рыбалки имени – Константин: Константин Рокоссов- ский, Константин Телегин, младший Константин Теле- гин и Анатолий Константинович Сульянов. Твёрдость,
крепость, устойчивость, упорство… Основание, кость,
становой хребет, константа – постоянство, непобеди- мость звучат в этом имени.
«Непобедимые» – так называется новая книга Анатолия Сульянова, которая вышла в издательстве «Мастацкая літаратура» в Минске (2014). Это
документальные рассказы о выдающихся личностях:
И. В. Сталине, В. П. Чкалове, Г. К. Жукове,
К. К. Рокоссовском и многих других героях и
военачальниках, благодаря подвигам и мудрому
командованию которых советский народ выстоял в
жесточайшей Великой Отечественной войне.
Но ещё раньше, в 2004 году, в Минске увидела свет
книга А. Сульянова «Маршал Жуков. Слава, забвение,
бессмертие». Судьба Георгия Константиновича (!),
тесно переплетённая с судьбой страны и народа,
дорогих и близких А. Сульянову людей, неудержимо
звала писателя к письменному столу. Первое
произведение – о Рокоссовском, «На рыбалке» – вошло составляющей частью в книгу о маршале
Жукове. Битва за Сталинград, сложные отношения с
Главнокомандующим, взаимодействие с генералами
армий, высокая оценка И. Сталиным: «Суворова сейчас
нет, есть Рокоссовский!» – обо всём этом и многом
другом рассказывает А. Сульянов неравнодушному
читателю.
От жаждущего взлететь в небо мальчишки, имевшего
редкостное благословение: знаменитый лётчик,
комбриг, Герой Советского Союза Серов Анатолий
Константинович (ну как тут опять не вспомнить об
удивительном совпадении имён!) подарил пацану свою
пилотку, – до отважного лётчика-орденоносца…
Что же это за особая порода бесстрашных людей –
лётчики?
Ответ на этот вопрос А. Сульянов попытался дать
в книге «Расколотое небо», несколько месяцев назад
переизданной в Минске («Мастацкая літаратура»).
Прототипом героя произведения, Геннадия Васеева,
послужил капитан Геннадий Николаевич Елисеев,
который 28 ноября 1973 года, после двух неудачных
попыток уничтожить с помощью ракет Р-3 иранский
самолёт-разведчик F-4 «Phantom II», осуществлявший
задание в рамках американско-иранской программы
Project Dark Gene, таранил дерзкого нарушителя
границы. Это был третий в советской авиации случай
тарана на сверхзвуковом реактивном самолёте. Лётчик
погиб.
Зачем, почему он это сделал?! Ведь не война. Ведь
дома жена и двое детишек! Ответ на вопрос, измучивший
не только командование, но и автора произведения,
до изумления прост. («Где просто, там ангелов – со
сто, а где мудрено – там ни одного».) Да потому же,
почему в первый день войны, 22 июня 1941 года, сразу
пятнадцать советских лётчиков совершили подвиг – протаранили вражеские самолёты. Главная задача
офицера: выполнить задание любой ценой! Решение
государственной задачи – важнее собственной жизни.
Геннадий Николаевич Елисеев был патриотом.
Делясь воспоминаниями об участии в расследовании
дела о гибели лётчика Елисеева, Анатолий Константинович вдруг признался мне во время телефонного
разговора: «Да эти иранцы с американцами так
обнаглели, нарушая нашу государственную границу, что
если бы я был за штурвалом самолёта, то тоже пошёл бы
на таран!». Сегодня писатель переживает о том, чтобы
решился вопрос увековечения памяти Героя Советского
Союза в Беларуси, чтобы его имя было присвоено
школе в г. Берёза, где он когда-то служил.
А пока А. Сульянов, офицер, военный лётчикорденоносец, как и А. Стефашин, удостоенный звания
лауреата Государственной премии за работу в области
специальной военной техники, и А. Скоков, лауреат
нескольких литературных премий, и другие писатели-
«реконструкторы», рассказывает правду о войне,
о героях прошлых и сегодняшних дней, продолжая
великое дело – служение Отечеству!


Рецензии