Про жаровику, колдовское озеро и дроздёнка!

Друзья!

Ворошу и ворошу свои старые газетные вырезки. Как много, оказывается, публиковалось  в разных изданиях моих опусов о Природе.
Но, главное, - это приятные воспоминания о лесных походах, рыбалке, фотоохоте и др. Тридцать лет назад тысяч юных нефтеюганцев ещё не было на свете. Для них, сегодняшних, и стараюсь, сканирую свои этюды, зарисовки. И книгу "Песнь и плач Материт-Земли!" выпустил тоже для школьников и учителей. Перед праздником разнёс этот двухтомник по 11 учебным заведениям Нефтеюганска. Надеюсь, попадет в руки ребят, любящих Природу!
В советские годы наша городская газета "Нефтеюганский рабочий" не скупилась на место для моих заметок о лесе, реках, озерах, зверях и птицах.Публиковались заметки и в другой прессе.
Внимание к охране Природы, воспитанию любви к братьям нашим меньшим было повсеместным: "голубые" и "зелёные" патрули, школьные лесничества, станции юннатов и многое другое (см. школьное научное общество "Юный эколог" в городе Краснотурьинске, возглавляемое учителем, страстным природолюбом А.Ф.Меркером - www.ecosystema.ru) были обычным явлением. При диком российском капитализме число этих обществ, кружков, станций значительно поуменьшилось.
Нет и таких бескорыстных энтузиастов, как Александр Фёдорович Меркер.
В результате подрастают в России жестокие зверёныши, изверги, с наслаждением убивающие собак, кошек, голубей и даже... своих педагогов и друг друга!
Печальный "опыт" США берётся на вооружение!?

Вл.Назаров
************
1.Ягода жаровика...

На высоких зелёных моховых подушках будто кто рассыпал бордово. красные крупные ягоды Они пылали в осеннем хо. лодном воздухе. Солнце вставало за редкой грядой чахлых болотных сосенок, понемногу таял иней на травах, опутавших это большое просторное клюквище.
Мы с отцом, переночевав в старом шалаше, вышли на знакомое дальнее болото, чтобы набрать спелой, зарумянившейся от заморозков целебной ягоды. Урожай ее был тут отменным.
— Жаровика, — сказал отец, — ишь, как горит...
Но крупные спелые шарики клюквы (некоторые достигали размера вишенки) долго оттаивали во рту и, раздавленные, обжигали язык приятной кислинкой.
За несколько часов мы набрали по пайве (заплечный берестяной короб) и собрались в обратный путь. Шли еле заметной тропой, не раз вспугнув по пути отъевшихся на клюквищах тетеревов и рябчиков.
— Клюкает птица, наедается на зиму, — обронил отец, когда мы присели на валежину отдохнуть. Для лесных обитателей, пояснил он, клюква и корм, и лекарь. Даже название свое (как объясняется биологами) ягода эта получила от слова «клюкать», означающего характерное движение при собирании клюквы рябчиками и тетеревами. Птицы за сезон поедают до 25 процентов ее урожая.
Тогда ни отец, ни я не знали, что еще в 1799 году на Восточном побережье Северной Америки была заложена человеком первая плантация — произошло введение клюквы в культуру. Теперь на севере США, в штатах Мичиган, Огайо, Миннесота, Северная Каролина, Висконсин, Нью-Джерси, клюква культивируется почти на 30 тысячах гектаров, давая ежегодно более 70 тысяч тонн товарной ягоды.
В нашей стране пионерами возделывания клюквы в культуре стали многочисленные садоводы-любители Севера. Зачинателями же научно обоснованного подхода в этом деле явились Институты ботаники АН Литовской ССР и Белорусской ССР.
Сегодня заложено уже немало клюквенных «садов». Среди них высокопродуктивная плантация в Камень-Каширском лесхозе Волынской области, созданная на болоте Белый мох экспериментальная плантация на Драбиньском болоте Ливберзского лесничества в Латвии и другие. Урожайность здесь — от 4 до 10 тонн ягод с гектара.

Американская крупноплодная клюква отлично прижилась в белорусском Полесье. Сорт Центенниал имеет плоды около 2,5 сантиметра в диаметре и обладает высокими вкусовыми и пищевыми достоинствами. А, главное, «чужеземка* радует специалистов неполегающими побегами, что дает возможность механизировать трудоемкую уборку ягод.
В Западной Сибири немало прекрасных естественных клюквенных плантаций, дающих ежегодно щедрый урожай. Их надо тщательно оберегать, не давая хапугам грести недозрелые ягоды подчистую, запретив нефтяникам строить поблизости дороги, скважины и т. д. То есть сохранившиеся клюквенные болота должны получить статус мини-заказников. Это важно и для увеличения количества дичи в районе.
В сентябре стар и млад торопятся на ближайшие клюквища, чтобы запастись целебной ягодой. Еще Петр I считал свежий клюквенный, сок лучшим лекарством от многих болезней. Столь же полезен и клюквенный морс. Клюкву употребляют при приготовлении квашеной капусты, приправ к мясным блюдам.
Вкусны и полезны овощные салаты с клюквой. Последней лечатся при простудных заболеваниях, ангинах, при суставном ревматизме, гипертонии и атеросклерозе. Лечебный спектр клюквенного сока весьма значителен.
И как же нам, северянам, важно, чтобы клюквы на природных плантациях становилось не меньше, а больше. Чтобы каждый нефтеюганец мог ее использовать в своем каждодневном меню.

В. ТАЙГИН (псевдоним В.Назарова)
Газета "Нефтеюганский рабочий"
1990-е годы.

2.Колдовское озеро

... Каждую весну, в апреле, вертолетчики высаживают его на льду большого лесного озера...
Медленной развалистой походкой идет человек к берегу, где притулилась к кедру маленькая охотничья избушка, разжигает печку и первым делом заваривает крепкий душистый чай с березовым грибом — чагой. Потом раскладывает по порядку все свои вещи, вынимает из рюкзака зимние удочки, берет ледобур и сверлит в набрякшем влагой льду озера первую лунку.
Вычерпнуто шумовкой ледяное крошево, насажена лакомая наживка, и тяжелая литая мормышка уходит в зеленоватую воду. Еще не успел согнуться чуткий сторожок удочки, а рука уже чувствует упругий резкий удар снизу. И тут сразу струной натягивается леска. Теперь бы не оборвать ее, вытаскивая из глубины большую и сильную рыбину! Несколько уверенных движений — и четырехсотграммовый красавец - окунь пляшет на снегу, стараясь зарыться головой в талую воду.
Через полчаса в прозрачной лужице недалеко от лунки плещется с десяток красноперых горбачей. Можно идти варить уху.
Так начинается отпуск истового северянина В. ледовым Робинзоном в шутку зовут его на работе. Но этот человек не обижается на коллег: ведь они просто не понимают всей прелести и красоты весеннего подледного лова. А когда все же друзья - товарищи начинают сильно досаждать, В. берет записную книжку и зачитывает высказывание заслуженного врача РСФСР А. Игумнова: «На лоне природы человек прежде всего встречается с тишиной. Противоположностью ее, как известно, считается шум. Современная медицина установила отрицательное его влияние на организм человека, назвав крайние степени таких состояний шумовой болезнью. Разнообразные шумы, с избытком насыщающие современные города, вызывают у людей нарушения деятельности вегетативной нервной системы. Такие люди жалуются на головные и сердечные боли, на быструю утомляемость, раздражительность, бессонницу. Все это в конечном итоге может завершиться гипертонической болезнью.
— Делайте отсюда вывод, братцы! — наставляет по-отечески неразумную молодежь старый рыбак В. — Рыбалка: это ведь, кроме тишины, солнце, воздух,вода и... рыба. Внакладе не останетесь..,
Сам В. почти никогда не болеет, после баньки любит нырнуть в снег, походить по нему босиком.
И еще уважает В. книги о рыбалке, прямо - таки зачитывается ими. «Григоровы острова» Владимира Солоухина. «Мещерская сторона» Константина Паустовского, «Любовь моя, рыбалка!» Николая Старшинова и другие постоянно находят место в рюкзаке Робинзона. А «Записки об ужении рыбы» Аксакова. а книги Сабанеева — это же классика, которую должен прямо-таки впитывать в себя настоящий рыбак!
— «В Канаве водятся удивительные золотые лини: каждый такой линь клюет полчаса». Вы чувствуете ритмику стиха и характер рыбы? — говорит мне В.
— А Солоухин как пишет, — отвечаю тут же. — Послушайте! «Герман выдвинул несколько ящиков в сооружении, похожем на комод, и перед глазами открылась картина, которая, как я теперь понимаю, ввергла бы в трепет любого рыбака. Тут были деревянные формы для отливки летних крупных грузил. Отлитые грузила — то сигарообразные, то в форме вытянутого ромба — лежали тут же. Бесформенные кусочки свинца ждали своей очереди. В других дощечках были выдолблены аккуратные формочки для отливки мормышек. Яркие медные пластиночки, серебряный полтинник, изрубленный на куски, напильнички для зачищения мормышек после отливки, наждачная бумага для осветления их, суконочки для окончательной шлифовки, крохотные брусочки для заточки крючков, иголки для прочистки отверстий в мормышках, ну и сами мормышки, наконец: мормышки «клопики», мормышки «гробики», мормышки «капельки», мормышки «рыбий глаз», мормышки «красненькие», мормышки «комбинированные», мормышки «шестигранные», мормышки «дробинки», мормышки разнообразные и многочисленные — представляли собой целую коллекцию, которую, верно, пришлось бы собирать годами». Разве это не стихи в прозе? Для любого рыбака данные строки звучат завораживающей музыкой!
Так мы вели с В. длинный разговор о рыбах, мормышках, блеснах, коротая весенний вечер в избушке.. А на ночь в лунках нами были оставлены настороженные на щук жерлицы...
— Ба, попалось полено! — воскликнул В.,  когда рано утром мы решили проверить снасти. Вертушка одной жерлицы была раскручена и поставлена вертикально. Потянув капроновый шнур, В. почувствовал неподатливую тяжесть. Громадная щука уперлась снизу спиной в лед и не хотела идти в лунку.
— Подержи-ка! — крикнул мне В., передав в руки бечевку. А сам бросился к берегу и скоро вернулся с суковатой длинной палкой. Просунув жердину в лунку, он раз и другой ударил сильно по щучьему хребту. Хищница рванулась, изогнулась и показала свое рыло.
— Тащи скорее! — не своим голосом орет В. и сам хватается за шнур. Общими усилиями выволакиваем озерную царицу на лед. Она тяжело бьет хвостом по мокрому снегу.
...Вечером я улетаю домой, а Робинзон остается при своей избушке, в окружении давно испытанных снастей. Завтра все так же будет припекать апрельское солнце и знакомая ворона раскричится-распоется на берегу. Благословенны дни, проведенные на природе!

В. НАЗАРОВ
Газета "Нефтеюганский рабочий"
1989 год.

3.ДРОЗДЕНОК
Он — слеток. Только что вылетел из гнезда. Но крылышки еще слабые, сил маловато, и дрозденок уцепился коготками за голую ветку, отдыхает.
Таков путь в большую жизнь у многих птиц. Дрозды здесь не исключение.
Живет большая дружная семья дроздов в лиственном лесу на берегу Оби. Рядом пойменные луга, множество насекомых. Обильный обеденный стол обеспечен всегда. И летом вольными стайками птицы лишь на ночь возвращаются к своим гнездам, устроенным в зарослях старого тальника. Пробраться сюда трудно: мешают густая трава (кое-где она вровень с ростом человека!), упавшие гнилые стволы деревьев, валежник.
Из книг я знаю — бывают дрозды певчие и дрозды обыкновенные. Слушать на вечерней зорьке голосистого певчего дрозда мне доводилось не раз, но это было на Урале, в Висимском государственном заповеднике. Там же, но уже вблизи селений, много встречал и обыкновенных дроздов, которых еще называют рябинниками (очень любят спелые ягоды рябины и осенью птиц не отгонишь от садов, лесопарков). Крикливые, нахальные эти создания, особенно такое впечатление создается, когда попадаешь в птичью колонию весной, в период строительства гнезд и кладки яиц. Дрозды с громким чоканием летают над головой, поливают пометом, стараются отогнать тебя подальше от гнезда.
Не любят они и ворон, хищников, дают и им коллективный отпор. Здесь поведение дроздов близко к реакции на вторже-
ние чужаков со стороны черноголовых и малых серебристых чаек, крачек. Приспособление к меняющимся условиям жизни у обыкновенных дроздов тоже заметно, т. е. они экологически пластичный вид. А выражается оно в широком расселении птиц, продвижении их на Север, использовании различных видов пищи (растительной и животной).
...Я не знаю, какую экологическую нишу занимают в природе дрозды обыкновенные (от певчих человеку явная польза — наслаждение великолепным пением!), но пейзаж обского берега без этих птиц явно бы потускнел, и рыбакам, охотникам, грибникам не пришлось
бы уже вздрагивать от хлопанья крыльев довольно крупных хозяев здешнего леса, перелетающих с ветки на ветку с характерным криком -трещанием.
Уныл, неприветлив уголок природы, где нет птиц, где мало трав и цветов!
А пока лето, я хожу по тальниковым зарослям с фоторужьем и снимаю дроздов, дятлов, куликов, ворон, сорок, чаек и даже поползней, различить которых на вершине дерева невооруженным глазом просто невозможно. Сделать удачный снимок фотоохотнику всегда непросто.

Н. ТАЙГИН (псевдоним В.Назарова)
Газета "Нефтеюганский рабочий"
1987 год


Рецензии