Писатель Марк Захаров

Известный театральный деятель и кинорежиссер Марк Захаров прожил долгую и славную жизнь, но в самом конце слегка оплошал. Он что-то подписал, чего подписывать не стоило, и даже где-то поучаствовал, в чем участвовать не следовало, и даже ордена принимал из рук того, с кем рядом приличный человек даже облегчиться не сядет… В общем, под конец жизни Захарова внезапно выяснилось, что он не Ланцелот, и предпочитает на старости лет не воевать с Драконом, а мирно сосуществовать с ним. Некоторые либералы осудили такое поведение Захарова, словно он лично виноват, что бараны в этой стране выбирают исключительно козлов!

Я тоже либерал, но отношусь к подобным «прегрешениям» спокойно. Нельзя обвинять человека в том, что он не стал сражаться с Драконом в пожилом возрасте, если он не делал этого в молодости. Да и в принципе в этом никого обвинять нет смысла, поскольку рыцарей среди нас немного. Вот и Захаров не из их числа.

Всех совков чисто условно можно было поделить на 2 больших группы: подлецов и конформистов. Захаров среди первых замечен не был, всю жизнь обретаясь среди вторых. Он позволял себе разные вольности в советский период, но никогда не выступал против партии и правительства. В 1973 году Захаров вступил в КПСС. Он не отказывался от почетных званий и орденов при Брежневе, Горбачеве, Ельцине и Путине, живя по принципу: дают – бери. И что в этом плохого? Он ведь свое брал – не чужое. Давали ему ордена и звания за реальные дела, а не за его должности. 

Как театральный режиссер М.Захаров стоит в одном ряду таких культовых фигур советского театра как К.Станиславский, Ю.Любимов, В.Плучек, Г.Товстоногов, О.Ефремов… Эти имена известны были в Советском Союзе даже тем, кто в театрах сроду не бывал (как я). В кино 70-х- 80-х Захаров был одним из ведущих советских режиссеров, занимая место рядом с Эльдаром Рязановым, работая с ним в схожих жанрах – комедии и трагикомедии. Его главные кино-хиты – «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен» стали такими же мощными позднесоветскими «скрепами», как «Ирония Судьбы» Рязанова или «Бриллиантовая рука» Гайдая.

На таком выдающемся фоне остальные творческие занятия Марка Захарова остаются в глубокой тени, включая и его литературную деятельность. А зря. Писатель из Захарова вышел отменный. Помимо его работы над сценариями, Захаров написал две книги биографического жанра:

«Контакты на разных уровнях» (1987, 2-е издание - 2000);
«Суперпрофессия» (2000).

За авторством Захарова выходила также книга «Театр без вранья» (2007), но это сборник, который объединил «Контакты на разных уровнях» и «Суперпрофессию». «Ленком – мой дом. Лицедейство без фарисейства» (2015) также является сборной солянкой из тех же самых составных частей.

Да и в «Суперпрофессии» тоже немало заимствований из «Контактов на разных уровнях» (по крайней мере, во 2-м издании) – примерно на одну пятую всей книги.

Вышеназванные работы Захарова - не чисто автобиографические. Они объединяют рассказы автора о собственной жизни, выдающихся артистах и режиссерах, с которыми работал автор и его размышления о театральном искусстве. По части склонности Захарова к юмористическому повествованию они несколько похожи на книги других наших кино - юмористов – режиссера Георгия Данелия и актера и режиссера Александра Ширвиндта. Похожи, но не полностью. У Данелия и Ширвиндта в книгах сделан уклон в байки-воспоминания, а у Захарова среди юмористических воспоминаний разбросаны заметки по теории театрального искусства. Да и юмор у него несколько иной, более саркастичный, чем у Данелия и Ширвиндта (кстати, с последним они были большие друзья).

Приведу несколько примеров того, как шутил прирожденный юморист Захаров:
 
«У нас на одном спектакле очень милая и трогательная старушка в первом ряду горько заплакала. Мы только начали – она уже в слезах. Мы все очень обрадовались, а я еще подумал: «все-таки у меня режиссура в начале всегда хорошая». А старушка поднялась – и к выходу. Оказалось, слишком громкое для нее начало, уши не выдержали и заболели…»;
«Делить нам действительно было нечего. Татьяну Ивановну Пельцер мы поделили позже» (про отношения с В.Плучеком);
«Когда ставишь спектакль, который нравится одновременно М.Суслову и Н.Чаушеску, испытываешь потом сложные чувства» (про спектакль «Разгром»);
«Современный спектакль не всегда предназначается для успеха и не всегда для зрителя. Отдельные спектакли рождаются для более возвышенных целей. И часто бывает, что зритель даже мешает этим спектаклям».

В «Контактах на разных уровнях» автор много рассказывает о людях, с которыми его свела судьба - В.Плучеке, А.Миронове, О.Янковском, Е.Леонове и других, в «Суперпрофессии» - о Н.Караченцове, И.Чуриковой, Л.Броневом, Б.Ельцине и вновь об О.Янковском.

Мысли о гипнотическом воздействии спектаклей на зрителей в «Контактах» оказались интересны даже мне – человеку, который крайне далек от театра. Очень было интересно узнать от Захарова про загадочные возможности Анатолия Папанова, который на репетициях (но не во время спектаклей!) иногда «превращался в гипнотизера, не уступающего восточным феноменам, что заставляют нас видеть несуществующие пальмы и прыгающим по ним райских птиц».

Из недостатков книг отмечу следующие. В «Контактах на разных уровнях» временами становится многовато теории и практики театрального дела. Вместо этого хотелось бы различных баек со съемочных площадок, но их в первой книге почти нет. В «Суперпрофессии» схожая история: во второй своей книге о кино-работах Захаров рассказал буквально чуть-чуть. Это вызывает сожаление. Все-таки большинство потенциальных читателей книг Захарова знают о нем именно по фильмам, а не театральным спектаклям, поэтому ждут от автора историй о кино. 


Рецензии