Там - чудеса

 


   ПЬЕСА - СКАЗКА


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:


ЛЮДИ:
А. Н. Островский, драматург

Автор
Колдун
Травница
Хуторянин
Изыскатель
Благоустроитель

НЕЖИТЬ:
Леший,
Лешачёнок, внук его
Русалка
Водяной
Лесная ведьма

ЗВЕРЬЁ
Медведь
Ёж
Гадюка
Лягушки

ДЕРЕВЬЯ
Сосны
Ель
Берёза
Ива

ОБЛАЧКО





Пролог. Обращение автора к А. Н. Островскому.

Просцениум. А. Н. Островский, Автор.

Привет, Александр Николаевич!
- как нынче у нас говорят.
Не знаю, быть может, и зря,
задумал я сказочку складывать.
Простите усмешливый тон,
- и так ныне модно и принято –
себя приземлять, но зато
вот сани немного и сдвинуты.
Покаюсь, не знал, как начать.
Чем кончу, - пока что, не ведомо.
За сказочку с лешими, с ведьмами
принялся я не сгоряча.
Слагались помалу в узорчики
снежинки разрозненных стай,
быть может, с тех пор, как "Снегурочку"
впервые я перелистал;
а может, немного поздней,
со времени искренних дней,
от острой неопределенности
еще полувзрослой влюбленности.
А может - от струйки по камушкам -
от мерного шепота бабушки
под синим вечерним окном,-
когда-то давно-предавно...
Возможно, что скажут ценители:
Не ново-де, мол, извините,
- Островский... Но вы же - добряк.
Простите. И пусть говорят.

Сцена 1. Дед и внук.

В лесу, в исходе ночи. Автор, пробираясь сквозь чащу, набредает на сидящего Лешего.

          Автор
Начнем, благословясь. Я расскажу,
что было все в старинные года,
в Залесье, или даже в Заволочье.
Однажды летом, на исходе ночи,
когда людьми в лесу владеет жуть,
я, заплутавши, брел бы весть куда
и встретил Лешего. Он кроток был,
не гукал, не пугал, не голосил,
и нашей встречей был слегка смущен,
хотя и знал, что мною вызван он.
Мы не успели с ним сказать двух слов,
как Лешаченок прыгнул из кустов.

        Лешаченок (выпрыгивая)
Угу-гу-гу! Ого-го-го! Трах-трах!
Ты что же не пугаешься?
         Автор
                А что же
пугаться мне твоей немытой рожи
в нечесаных мальчишеских вихрах?
Я сам все сочинил, и наперед
уж знаю все, что здесь произойдет.
        Лешаченок
Мне скучно так!
         Леший
               

                Живой, поди-ка с миром.
Мне надо с внуком тут потолковать.
Опушка - там. Ступай в свою кровать,
в свой дом, пропахший табаком и спиртом.
            Автор
Пойду. Прости, что я тебя обрек. (уходит в темноту)

           Лешаченок (вдогонку ему)
Ту-ту-ту-ту! Ти-ти-ти-ти! Бряк-бряк!
             Леший
Постой, внучек. Довольно шебутится.
Попрыгал, пошумел, теперь послушай…
Я... Как бы объяснить тебе получше?...
Ну, вышел срок с тобою мне проститься.
             Лешаченок
Надолго, дед?
              Леший
                Совсем. Меня уже не будет
нигде.
             Лешаченок
            Как так? Ты что – умрешь, как люди?
              Леший
Мы, лешие, внучок, не умираем.
Мы превращаемся в свои деревья,
в кусты рябины, в ласковую травку,
в мохнатый мох.
           Лешаченок
                А может - поиграем?
А то - пугнем мальчишек из деревни!?
И ты еще хотел сварить отраву
для новеньких нарядных мухоморов!...


             Леший
                Не тереби. Угомони свой норов.
Твой дряхлый дед уже совсем устал,
Мне не добресть и до того куста...
О чем я?,.. Ох, вы, ноги мои, ноги!...
Вот сбил меня - все прыгаешь, хохочешь...
Ну, скоро будешь делать все, что хочешь.
Тогда играй, пугай, петляй дороги...
А, вот что должен я тебе сказать:
теперь тебе останется все это.
Весь лес и все, что в нем - теперь твое:
засада рыси, филина глаза.
все волки зим, и все кукушки лета,
растенья все, и всякое зверье.
Теперь ты здесь хозяин, говорю я.
            Лешаченок
            Да ну? Все - мне? Теперь поозоруем!
Я - леший! Я - хозяин!
             Леший
                Только помни,
что этот лес не только просто лес,
но я, и мой отец, и дед, и прадед.
В дремоту времени уходят корни
породы нашей. На ее стволе
вершинка, что движеньем соков правит –
ты, внук!
             Лешаченок
                Кто я?
              Леший
           Ну, мне пора. Прощаюсь
с тобой, малыш. Будь счастлив. Превращаюсь...
                (незаметно исчезает)
             Лешаченок
Куда ты, дед? Постой! Дедочек леший!...
                (мечется в разные стороны)
              Автор (входит)
Я был поодаль там, и видеть мог,
как закурился желтенький дымок,
как будто лопнул дождевик созревший
Хотелось подойти бы к малышу,
но мне нельзя - ведь я о том пишу,
что ель в лишайник траурный одета,
что в земляничных слезках кочки щёк,
и что скулит мохнатый лешачек…
           Лешаченок
Мне скучно, дедушка... Мне очень плохо, деда!


Сцена 2. Колдун.

Проходит время. В сосняке, днём. Автор, потом лешачёнок, потом колдун.

          Автор
Заходит солнце и восходит снова.
То упадет, то высохнет роса.
Матерый дуб у леса на часах
стоит и шепчет памятное слово,
чтоб не забыть. Ведет свой поиск дятел,
корою сыпля вниз. А там, в траве
дневной урок справляет муравей.
Ему на помощь прибежал приятель.
Лист клевера впивает света сок.
В норе, под корнем, новой жизнью бредя,
змея меняет кожу. Это все
обозначает, что проходит время...
Бугор. Сосновый бор смолист и звонок.
Час полдень. Тихо. Входит лешаченок.
            Лешаченок
Сосны мои сосенки,
пряменьки и простеньки,
рыженькие, стройные,
гусельки ветровые,
нагудите песенку
мне, сиротке - лешему;
заведем беседушку
да помянем дедушку...
           Хор сосен
Мы бы тебе спели,
да не до веселий.
Все ветра нас клонят,
грозы нас ломят,
засуха сожгла,
ливни мочат.
Наши тела
короеды точат.
Ветви наши сгнили,
стоять мы утомились,
скорым днем упадём,-
станем - бурый бурелом.
Люди придут,
наши кости соберут
да в печах своих сожгут,
           Отдельная сосна
Человек! - Тут как тут!

(входит Колдун)

           Лешаченок
Ты чего здесь? Ты зачем?
Вот сейчас тебя я съем!
            Колдун
Полно! Не ершись, малец.
Что шумишь на горемыку?
Я с нуждою невеликой,
мне же только бы дровец.
           Лешаченок
Ишь, дровец! Смотри какой!
Этот лес до корня - мой.
Эти сосны мне - что сестры,
я тебе их не отдам.
Люди жадны, злы и черствы.
Вырасту - ужо я вам!...
            Колдун
Что пыхтишь? Не дашь - не надо.
Хоть валежника тогда
дай набрать.
           Лешаченок
Сказал - не дам!
Уходи!
           Колдун
Да, будет! Ладно…
Дай немного отдохнуть, -
да пойду в обратный путь.
Не задался день... Гляди ты,
новый леший-то сердитый!
          Лешаченок
Уж такой, как есть и есть.
           Колдун
Можно дух-то перевесть?

          Лешаченок
Ну, недолго... Кто ты сам-то?
Что ты бродишь по лесам-то,
где заказан людям вход?
           Колдун
Колдуном зовет народ.
И за что же, мать честная?
Что язык звериный знаю?
Понимаю птичий свист,
в голосах деревьев смыслю...
Знаю, что лепечет лист.
Не гнушаюсь с малой мышью
про житье поговорить.
Лешим - дедушкой твоим –
был приемлем и любим...
          Лешаченок
Ты и деда знал, старик?.
           Колдун
Да, знавал, бывало дело.
Что ты сразу загрустил?
          Лешаченок
Ничего. Ну, ты прости.
          Колдун
Да за что? Знавал я деда...
          Лешаченок
Это что в руках ты держишь?
          Колдун
Это? Посох.
          Лешаченок
Дай-ка мне.
         Колдун
На.
         Лешаченок
Не жалко?
         Колдун
Вовсе нет.
Надо будет - новый срежу
          Лешаченок
Только не в моем лесу.
А вот это что?
           Колдун
Так шапка!
           Лешаченок
Дай!
          Колдун
Бери.
          Лешаченок
Совсем не жалко?
          Колдун
Да чего! Перенесу.
          Лешаченок
А вот это что?
          Колдун
Котомка.
В ней веревка, снедь, растопка,
да огниво. Хочешь взять?
          Лешаченок
Ну! А это что?
          Колдун
Нельзя. Крестик дедов. Моего.
Все отдам - его не трогай.
          Лешаченок
Ну, ступай своей дорогой,
мне не надо ничего.
Разве вот оставлю посох –
Больно лепая резьба.
Да еще - лупить собак
ладно им.
          Колдун
Послушай, босый!
Все же, как насчет дровишек?
У тебя-то их излишек...
          Лешаченок
Сказано же - нет, и будет.
          Колдун
Ну, хоть хворосту!...
          Лешаченок
Во - люди!
Сосны! Как нам хворост - жалко?
          Сосны
Нынче сухо, нынче жарко.
Хворост - куколка пожара...
          Лешаченок
Пусть…
          Колдун
Эво, плачет! Ох, я, старый!
Огорчил мальца, беда...
Эй! Послушай!...Ты куда?.
                (Лешаченок убегает).


Сцена 3. Русалка.

              Автор            
          (идёт лесом, следом за лешачёнком)
Куда бежать ему? Да всё равно,
Сквозь редкий березняк, сквозь ельник частый
летит, не глядя - тощий, голенастый<-
до запыхания, до сбитых ног...
Когда внутри, как ночью, беспокойно,
и ухают сомнения - сычи,
пойди взглянуть на струи да на волны,
иди к реке...

(Лешачёнок на берегу реки. Автор отходит)
              Лешаченок
                (Автору вдогонку)
Сам знаю, не учи...
                (сам с собой)
Вот милая моя лесная речка!
Лягушек белопузых перекличка, -
ишь, сытые, довольные... А ну,
сейчас я вас, толстушек, шугану!
Швырнуть что ль посох?... Во, переполох'
            Русалка
                (всплывает)
Ты что это? Совсем умишком плох?
           Лешачёнок
А что, зашиб?
           Русалка
Да нет.
Вот шум в глубинке
наделал. Забирай свою дубинку.
Ты кто?
           Лешачёнок
Я? Леший. Ну, а ты, никак, русалка?
            Русалка
А что, не видно?
           Лешачёнок
Видно, почему ж.
А здешний водяной тебе, что ль, муж?
            Русалка
Не, так, - ухаживает. Пусть - не жалко.
А ты чудной: мохнатый, рожки, хвост.
Я раньше леших вовсе не видала,
Так, слышала про вас, и про волхвов,
про ведьмаков, про упырей, да мало ль
какая нежить есть на сухопутьи.
Но мы от вас отделены водой.
Ты плавать любишь?
            Лешачёнок
Нет.
            Русалка
Ты молодой?
            Лешачёнок
Не знаю. Ты мне нравишься.
            Русалка
Уж будто?
Смотри - кувшинка, водяной цветок.
Как бел и нежен каждый лепесток!
У вас в лесу таких, конечно, нет.
Возьми на память, лешачёк.
            Лешачёнок
Ты - мне?
             Русалка
Тебе, чтоб ты меня не забывал.
Придёшь ещё?
            Лешачёнок
Приду. Ты погоди-ка!
Вот, хочешь посох? Весь резной, гляди-ка!
             Русалка
На что он мне? Ну, вот, загоревал.
Ну ладно, я возьму, коль так ты хочешь.
Воткну его сюда, в сырой песочек.
Ой, люди!
             Лешачёнок
Ну и что? Я защищу –
на всех такого страху напущу!
             Русалка
Нет, я боюсь, я поплыву…
(ныряет; появляется медленно бредущая травница)
             Лешачёнок
Ну, кто там?
Вот лазают, и даже по болотам.
Добрались и сюда - в такую глушь!
              Автор
          (проходит)
Да это только травница, старушка.
Её не бойся,
             Лешачёнок
Вот ещё! Она
Сама меня бояться бы должна...


Сцена 4. Травница. (там же)

             Травница
Ба, маленький! Убёг, аль заблудился?
             Лешачёнок
С чего бы вдруг? Я леший, здесь родился
и знаю все урочища и тропки.
             Травница
Ох, старая, совсем слепа я, видно, стала,
тебя за человечка посчитала.
Да подойди, ты что-то больно робкий.
            Лешачёнок
Совсем и нет, чего бы мне робеть?
Я не барсук, ты не медведь.
А ты зачем в мой лес забралась?
            Травница
Да травушки, касатик, собирала.
А ты присядь, возьми-ка туесок.
Там вроде есть ещё квасок.
            Лешачёнок
У, кислый! А однако, вкусно.
            Травница
Ты что, голубчик, вроде малость грустный?
            Лешачёнок
Не, голова болит. Растут рога.
А что в суме за травы у тебя там?
            Травница
Душица, зверобой, лесная мята,
и череда, и одолень-трава...
            Лешачёнок
Потом отраву будешь делать, зелье?
            Травница
Ой, чур, меня! Ну, брякнул, как с похмелья!
Жила не без греха, не без стыда,
а зелье не варила никогда.
Я снадобья готовлю от хворобы.
Совсем зазря обидел ты меня.
            Лешачёнок
Да не хотел я. Ты уж извиняй.
            Травница
И ладно, ладно. Мне ещё бы
Тысячелистник приискать.
            Лешачёнок
Пойди в ту сторону. Как выйдешь на полянку,
где с краю жёлтые поганки,
там тьма его.
            Травница
А что, близка ль
полянка эта?
            Лешачёнок
Да не так далече.
             Травница
Пойду-ка, обернусь, а то уж скоро вечер.
                (озирается)
Кувшинкин цвет! Завял, убогий, -
на суше долго не живёт.
А это что в песке растёт?
Как будто посох...
             Лешачёнок
Ты не трогай!
             Травница
Ну, ну, не трону, не серчай.
Резьба, узоры - примечай!
Откуда ж это у тебя такой?
             Лешачёнок
Колдун отдал.
             Травница
Колдун? Какой?
             Лешачёнок
Такой - седой, лохматый,
и борода - лопатой.
             Травница
Колдун... Иль грезит старый глаз?...
Один я посох помню дивный...
Ну, я ужо пойду, родимый.
Тебе спасибо за указ.
                (уходит)
              Лешачёнок
                (вслед ей)
Спасибо, бабушка, за квас!


Сцена 5. В чаще, вечером.

(Лешачёнок сидит на валежине. Автор входит)

Автор
Сидит, как йог. Весь самоуглубился,
затих. Пожалуй, подойду, поговорю.
Ты что-то с травницей сегодня расщедрился.
Лешачёнок
Мой лес. Хочу - не дам. Хочу - дарю.
Автор
Так, я не спорю. Хочешь - вот и даришь.
Но почему бы вдруг?
Лешачёнок
Чего пристал?
Ты автор? Глянь-ка в свой магический кристалл,
авось, как раз и угадаешь,
Автор
Откуда про кристалл узнал?
Лешачёнок
Оттуда ж, что и ты –
от Пушкина. Уж не совсем я тёмный.
Он хаживал в наш лес – смотреть зверей следы.
Мой дед его отлично помнил.
Автор
У вас, я вижу, знаменитый лес.
Лешачёнок
Такой уж. А тебе бы всё подтрунивать, смеяться.
Но ты скажи - вот я же местный леший,
А все меня ни капли не боятся:
ни ты, ни этот чудачок - колдун,
ни бабушка?
Автор
Да мы к тебе привыкли.
Мы знаем - без тебя и лес не лес.
Ну, заболтался я с тобой. Пойду.
Пей из ключа .Побольше ешь брусники.
И думай, для чего ты на земле, (уходит)
Лешачёнок
Ишь, вображала, начал поучать,
что пить, что есть, о чём поразмышлять...
А это что за шум в моём хозяйстве?
(Появляются гадюка и преследующий её ёж)
Ёж
Ага, попалась! Нет уж, не уйдёшь!
Гадюка
Скажи, что надобно тебе, о, наглый ёж?
Зачем с поистине прискорбным постоянством
преследуешь меня, о, ты, колючеиглый?
Ёж
Ишь. любопытная, - зачем, зачем?
Перекушу те шею, да и съем!
Гадюка
Не только для меня опасны эти игры.
Поберегись, о беззащитноносый! (делает выпад)
Ёж
Ха!
Ты, тёть, медлительна и зрением плоха.
Вот я...
Лешачёнок
Эй, вы, постойте! Что за спор?
Ёж
Ба, здесь хозяин! Тут не спор - гадюка.
Лешачёнок
И правда - длинная змеюка.
Гадюка
О, леший! Этот ёж - разбойник, тать и вор,
меня, змею смиренномудрую, грозится
загрызть.
Ёж
И загрызу'
Лешачёнок
Довольно препираться.
Вам лесу мало? Начинай мириться!
Ёж
А можно хоть чуть-чуть ещё подраться?
Гадюка
О, леший, можно я его слегка ужалю?
Лешачёнок
Кончай базар. Скажите хором: Мир!
Ёж
Ну, мир.
Гадюка
Я кротко соглашаюсь - мир.
Лешачёнок
Чтоб больше не было! Мне вас обоих жалко.
И расходитесь по своим делам.
Гадюка
Желаю блага!
Ёж
Будь!
                (гадюка и ёж удаляются)

Лешачёнок
И доброй ночи вам.
Смешно. Я что-то начал всех любить.
Ведь есть обычай - древний, как и лес:
Кому-то убивать, кому - убиту быть.
И всё. Так для чего ж я на земле?


Сцена 6.

(Просцениум. Автор прогуливается, потом входит А.Н.Островский)

Автор
Оставим ненадолго чудака
в задумчивости мирной и неброской.
О, рад Вас видеть, господин Островский!
Как Ваше мнение?
Островский
Да что ж, пока
о мненьи говорить, наверно, рано.
Занятно иногда. Порою странно.
Порою скучновато.
Но поглядим,..
Автор
Не видно ль плагиата,
вторичности, пустого эпигонства?
Островский
Мне, сударь, новомодные слова
коробят слух. Вообще ж, всецело Вам
держать ответ пред Вашей совестью и честью.
Я не скажу Вам ни хулы, ни лести.
Автор
Однако ж, мненье профессионала
Меня, признаться, интересовало б...
Островский
Не вышла б чересчур тоскливой вещь.
Я высказать хотел бы мысль такую:
пусть лучше радуется русский человек,
себя на сцене видя, чем тоскует.
Автор
Согласен, и сие имел в виду.
Вот только, вдруг, взбунтуют персонажи? –
Ну, как у Пушкина - Татьяна та же?..
Островский
Да, вот недоуменье: дед и внук
присутствуют. Куда отец-то делся?
Автор
Тут, понимаете, такое дело,
его я отодвинул в глубину:
отец-лешак – доверчивый?, большой –
вдруг, бросил лес, за женщиной ушёл
из племени людей; Она ему
родила сына и обоих бросила.
Тот спился. Лешачёнка дед прибрал.
Здесь говорить об этом ни к чему,
а то получится совсем невесело.
Ну, может статься, я недосказал...
Островский
То воля Ваша, как Вы повернули.
А вот начало, братец, затянули.
Пять сцен, а всё ещё завязки нет,
да нет и тех, кто мог бы завязать бы,
и дело довести хотя б до свадьбы.
Автор
Вот и завязчики. Ну, прямо, как в кине.
Островский
Чего -с?

Автор
Шучу-с! Завязчик нумер первый –
он первым и начнёт трепать нам нервы.
                (Проходит хуторянин, напевая)
Хуторянин
Я возьму-то себе в руки топорочек,
Я пойду, пойду-то в рощу зеленую.
Я срублю себе берёзу кудрявую,
Я срублю-то себе горенку новую.
Я возьму-то себе в жёны молодую...
Островский
Ну, этот распевала мне знаком, -
не просто лесоруб, хоть с топорком;
скорей всего хозяин, хуторянин –
из крепких.
Автор
И примерный христианин.
Но в нежить верит крепче, чем в Христа.
Пускай пока идёт, святая простота.
(Проходит изыскатель с портативным магнитофоном под музыку:
"Я больше не ревную, Но я тебя хочу..." )
Островский
А это, сударь, кто? - в ненашем платье,
и с музыкой престранною такой?
Автор
А это, сударь, житель городской,
мой современник, некий изыскатель, -
подзаблудился, потерял своих
и невзначай забрёл сюда, в мой стих.
Он безобиден, даже безоружен.
Островский
Но, надо думать, для сюжета нужен?
Автор
О, да.
( Молча проходит благоустроитель с микрофоном хро-носвязи и порта­тивным универсальным фазогипернато-ром. Одежда его весьма необычна)
Островский
А это человек иль привиденье?
Автор
Не знаю, право, сам. Он влез без разрешенья.
Островский
Как это может быть? Вы ж автор, сударь мой!
Автор
Но не жандарм, чтоб лишних не пущать,
и проверять всем пропуск и печать.
У них - свои дела. Но не пора ль домой?
Пускай без нас побродят до рассвета, -
глядишь, во что-то выльется всё это...


Сцена 7. Лесная ведьма.

 (Декорации первой сцены. Вечер в лесу. Лешачёнок вхо-дит, присаживается.)

Лешачёнок
Какая долгая и ясная заря...
Вот здесь в последний раз я видел деда.
Старуха-ель. Трухлявая колода.
Глубокий мох. Гнилушки свет. Горят
зрачки из чащи... Кто там? Выходи.
Я нынче смирный. Вместе посидим.
Ведьма
                (входит)
А это я, красавчик - куманёк.
Дозволь присесть поближе на пенёк.
Лешачёнок
Садись. И здрава будь.
Ведьма
Тебе того ж.
Дивлюсь я, что с тобою это стало? -
так возмужал, так статен и пригож,
что в темноте тебя я принимала
за человека. Думала, найду
на ночь забавушку...
Лешачёнок
И всё тебе забавушки!
Всегда -то умываешься в стыду!..
Ведьма
Смола ли стыд? Росой умоюсь ярою,
и поутру - белёшеньки-бела.
Лешачёнок
Уймись, кума! Уже медведя старого,
сказали мне, и то во грех ввела...
Ведьма
Да, что ж я их во грех ввожу, со зла?
И сам же знаешь, кум, что мужиков
гораздо менее средь ведьмаков.
А редкостный всегда потребен злак.
И если мне порою надо мужа,
так это ж доля и беда моя.
Ещё доволен будь, что ведьма я
природная. Учёные-то - хуже!
Уж больно ныне речь твоя строга!
Иль раззуделися рога?
Дай поласкаю, почешу...

Лешачёнок
Ещё чего! С кем хочешь, знайся,
да хоть ко мне-то не цепляйся.
Уж я с тобой не согрешу.
Ведьма
Воротишь рыло? Ой, спесив!
А вот, тебе я погадаю.
Что съёжился? Ну, лапу дай!
          (Он протягивает ей лапу, она рассматривает её.)
Ты будешь счастлив, мой красивый, -
совсем недолго... Очень мало.
И это уж не я наколдовала.
Хошь верь, хошь нет. Русалку лучше позабудь, -
Тебе не в радость этот путь.
Большие измененья недалече
в твоей судьбе, а судьбам не прикажешь.
И будет у тебя плохая встреча.
И будет у тебя большая тяжесть.
А вынесешь ты это, или нет, -
про то не ведом мне ответ...
Лешачёнок
Не много доброго ты мне наговорила.
А сколько ворожба твоя верна?
Ведьма
Читала только я, не ворожила.
И то, что будет, - не моя вина.
Зла на меня за это не держи
А если подсобить могу - скажи.
Прощай-ка, куманёк.
                (уходит, напевая)
В лесу, говорят,
В бору, говорят,
растёт, говорят, сосёнка.
Уж больно мне понравился
Молоденький мальчонка!...
Лешачёнок
Бывай себе!
Ну, что мы знаем о своей судьбе?
Что нам она? И что ей мы?
Что в силах мне, и что не можно?
Гадание темно, а, может быть, и ложно.
Но точно есть: я, лес, ночные тьмы.
Есть ель и шёпот: упадает хвоя.
Ты скрипнула? Что, ель, с тобою?
Ель
Была я тихим деревом,
Была я твоим дедушкой.
Многи годы отстояла,
притомилась, наустала.
Видно, завтрашнему дню
низко в ноги поклонюсь....
Лешачёнок
Но если обитал мой дедушка в тебе,
Куда же он... Куда же ты теперь?
Ель
Не печалься, внучек.
Не тревожься, леший.
Наше дело лучшее,
тихое, неспешное.
Мы по времени идём
своим чередом.
Нам дорога проста,
наша совесть чиста,
завсегда мы готовы
к превращениям новым...

Лешачёнок
Но ель... Но дедушка... Скажите, -
ведь мне ещё до превращенья долго, -
какое назначенье мне и долг,
пока я в этом званьи буду жить?
Ель
Это мне забылося.
Это мне неведомо.
Лишь бы сердце билося,
очам было видимо,
головушкой думано,
ногами хожено,
кому-то дадено
что-то хорошее.
Живи-поживай,
Да сам выбирай.
Лешачёнок
Я выбрал бы... Да как смола в зубах:
судьбу, судьбою, о судьбе, судьба...


Сцена 8. Ночью, на берегу.


(Декорации третьей сцены. Лунная ночь. Русалка)

Русалка
Улетают серы совушки,
уплывают рыбки сонные,
растуманилась туманами
речка тихая моя.
Позакрылись все кувшиночки,
позаснули все травиночки,
только я одна распелася,
не скрываясь, не таясь.
Только я одна,
Да сыра волна,
Да звёздочек семья....
                (Входит лешачёнок)
Лешачёнок
И я.
Русалка
Ой, кто там? Лешачёк?
Лешачёнок
Я напугал тебя?
Русалка
Не очень.
Лешачёнок
Вот любка, наш лесной цветок,
цветёт укромно, очень пахнет ночью.
Русалка
И правда, холодок по жилам
от запаха. Спасибо, милый!
Лешачёнок
А? Да, пожалуйста. Твоя
кувшинка быстро так засохла.
Русалка
Я знаю, им на суше плохо.
Там не смогла бы жить и я.
Лешачёнок
А я хотел тебя сводить
к нам в лес. Там столько есть диковин! -
цветы и мхи, смола и корни....
Русалка
Но я же не могу ходить'

Лешачёнок
Я понесу тебя - давай?
Русалка
Ой, что ты, я пока робею.
Я завтра буду похрабрее,
вот, правда. Ты не унывай.
И я взяла б тебя на дно,
но ты ж потонешь, захлебнёшься,
и больше в лес уж не вернёшься.
Чего ж хорошего?
Лешачёнок
Оно
наверно, так.
Русалка
У нас в воде
есть чудеса, конечно, тоже.
А где твои смешные рожки?
Лешачёнок
Так на макушке.
Русалка
Нет нигде.
Лешачёнок
Чудно!
Русалка
Ну, ты и так пригожий,
лохматенький. Ложись сюда,
клади головушку в ладони
ко мне. Рассказывай!
Лешачёнок
Про что же?
Русалка
Про всё, что хочешь.

Лешачёнок
Ну, тогда
про лес.
Русалка
Ага. Тебе удобно?
Лешачёнок
Ага, удобно. Там - такие сосны!
И есть одна разлапистая ель.
А по угорам - пропасть земляники!
Ещё растёт там папоротник сонный, -
Понюхаешь - уснёшь на пять недель.
Есть тайные пещеры земляные
под выворотнями. Я там живу,
когда зима. Ну, ты увидишь это, -
хоть завтра. Будет много солнца, света!
Русалка
Я вижу это всё, как наяву....
А ты не видел свой чудесный посох?
Лешачёнок
Нет, а чего?
Русалка
Он почки распустил,
укоренился, стал расти,
набрал пветинок - крупных, росных...
Лешачёнок
Дай, погляжу. И вправду, ну!
Как я тогда им бултыхнул!
Русалка
Разбаламутил всё в реке
Лешачёнок
А, может, так и надо было?
Ты выплыла - и с ним в руке...

Русалка
Тогда ж тебя и полюбила...
Лешачёнок
И я...
Русалка
Ну, говори ещё!
Лешачёнок
Ты знаешь, лес такой большой!
Нам столько там простору будет!
Русалка
Но там же ходят эти - люди,
Лешачёнок
Да, что там, двое-трое в год! -
на все урочища и пущи.
И те чудны и добродушны.
От них не бойся ничего.
К тому ж всему хозяин - я.
Русалка
Мой храбрый!
Лешачёнок
Ладушка моя!
Русалка
Там что-то хрустнуло! Боюсь!
Лешачёнок
Да, брось!
Русалка
Нет, нет! До завтра! Я вернусь!
                (скрывается)
Лешачёнок
Что шепчешь ты, молоденькая ива?
Ива
Судьба всего живого - быть счастливым...



Сцена 9. Хуторянин.

 (Декорации второй сцены. По-прежнему ночь, луна. За-тем - костёр. Лешачёнок. Вваливается Медведь)

Медведь
Хозяин!
Лешачёнок
Это ты здесь бродишь, бурый?
Не ведьму ль ищешь?
Медведь
Ну, её в болото! Моложе был бы - покраснел бы шкурой.
Лешачёнок
Эх, косолапый!
Медведь
Даже помнить неохота. Сейчас тут встретился с ежом, -
он фыркнул, мол, у нас в лесу чужой.
Лешачёнок
Кто?
Медведь
Человек. Пришёл, заночевал.
Здесь рядышком его привал,
Хотел пойти задрать, да злости нет…
Лешачёнок
А, вроде вижу - от кострища свет.
Посмотрим, что за гость в моём лесу.
Пойдёшь?
Медведь
Пойдём. Хошь, на спине снесу?
Лешачёнок
Ништо, дойду, уж я не мал.
              (идут)
Медведь
А было дело, я тебя катал,
Здесь буерак, держи правее.
Лешачёнок
Куда? На этот что ль бугор?
Медведь
Ну да, ты знаешь - красный бор.
Лешачёнок
А, там!
Медведь
Чапыжник, дай пройду первее,
Тебе хотя дорогу проломаю.
Лешачёнок
Давай, Потапыч. Ладно, хоть луна.
Медведь
При ней способней. Вон он! Вишь? Узнал?
Лешачёнок
Нет, не узнал. Чужой. Таких я не люблю.
Медведь
Что, сразу задерём, аль прежде поморочишь?
Лешачёнок
Пока пожди. Я с ним потолковать хочу.
                (Подходит к костру хуторянина)
Хуторянин
              (завидев подходящих, крестится и чурается)
Помилуй и спаси! Свят, свят! Чур, чур!
Почти что и не пил, а эки страсти к ночи!
                (пытается заползти в кусты)
Лешачёнок
Ну, будет. Подымись. Чего сюда зашёл?
Хуторянин
Ты что, никак, лешак?
Лешачёнок
Лешак.
Хуторянин
И хорошо!
Уж думал наважденье, то ли спьяну.
Что, сразу порешишь меня, аль как?
Лешачёнок
Да не боись. Не душегуб лешак.
Зачем забрёл ты на мою поляну?
Хуторянин
Заночевал, чтоб как светёт - за труд.
Лешачёнок
А что за труд?
Хуторянин
Так лес валить же, дядя!
Изба сгнила, овины не годятся,
уж изгородь на землю полегла.
Лес нужен, строевой, - а то плохи дела.
Лешачёнок
А позволенья у меня спросил?
Мой лес валить?
Хуторянин
Ох, батюшка, прости!
А только уж крестьянину без леса
Никак нельзя. Все деревом живём.
Лешачёнок
И ты хотел мой бор рубить живьём?
Хуторянин
Покаюся, хотел. Прости балбеса,
что не спросил. Покорнейше прошу –
дозволь рубить! Ведь бор-то переспелый.
Чуть буря - рухнет весь...

Лешачёнок

Эй, сосны ! Вы бы спели!
А то, ведь я, наверно, разрешу...
Сосны
Ветви наши сгнили,
стоять мы, утомились,
скорым днём упадём,
станем - бурый бурелом.
Лучше пусть в иной судьбе
быть нам брёвнами в избе...
Лешачёнок
Эх, сосны! Эх, неведомые предки!
И так не сладко вам, и этак туго,
а вы на всё согласны без натуги.
А мне останутся гнилые ветки...
Сосны
Эти ветки и пни
не жалей, схорони.
Мы бросали семена,
поросль новая видна.
С нею впредь тебе расти,
мы пожили, нас прости.
Лешачёнок
Сосны, сосны, не грустите!
Это вы меня простите!
Хуторянин
Так что же, дядя, дашь мне дозволенье?
Хошь, я тебе ягнёнка приведу?
Иль поросенка? Не вину, беду
мне отпусти, имея снисхожденье!
Небось, и сам же знаешь поговорку:
Коль вырос лес, так вырос и топор...
Лешачёнок
Бери. Чего ж отживший лес жалеть?
Пускай на пользу. Ну, пошли, медведь!
Медведь
А я ему помял бы малость рёбра.
Да вот, не велено. Хозяин нынче добрый...


Сцена 10. Изыскатель.


(Всё та же лунная ночь. Изыскатель сидит на валежни-ке)

Изыскатель
Вот невезуха - спички отсырели.
Ни закурить, ни развести огня.
И батарейки вроде сели.
Ну, будем дожидаться дня.
Не будь так сыро, даже было б интересно,
Чуть жутковато, ну, ведь, бога нет
и чёрта тоже. Экий сильный свет
бывает от луны! Исполнить разве песню
для храбрости, приободрить нутро?
 (поёт)
 «Миллион, миллион, миллион алых роз...»

(Входят Лешачёнок с медведем)

Медведь
Здесь кто-то есть!
Лешачёнок
Кто чащу будоражит?
Изыскатель
А сам-то кто? Милиция, лесник?
Медведь
Погукай на него, глазищами блесни,
пусть попугается, давай ему покажем!
Лешачёнок
Гляди получше, отпрыск человечий.
Изыскатель
Рехнуться можно! Натуральный леший!
Лешачёнок
Он самый.
Изыскатель
Чёрт! С ума сойти!
Перекреститься или уж проснуться?
Да леших нет!
Лешачёнок
Попробуй прикоснуться.
Изыскатель
                (дотрагиваясь)
Вполне реально. Тёплый, весь в шерсти...
Медведь
Ну, что с ним сделаем?
Изыскатель
Медведь ещё какой-то!
Ну, влипнул, - обалдеть! Хана!
Лешачёнок
Ну, что, теперь меня узнал?
Поверил? Потолкуем...
Изыскатель
Стойте!
Не подходи! Хрен знает что читать:
молитву или заговор? А впрочем,
не знаю ни того и ни другого...
Медведь
Храбрец! Косому нашему чета!
Изыскатель
Да, вот с такими повстречайся ночью! -
уж тут не будешь хвост держать трубою...
Лешачёнок
Ну, успокойся. Сказывай, зачем
ты здесь?
Медведь
А ежели соврёшь, то съем!
Изыскатель
Да сказывать-то нечего. Мы с группой...
Ну, лес густой, отбился, потерялся.
Жду утра.
Лешачёнок
Да почто ты здесь скитался?
Напару, что ли, с этим лесорубом?
Изыскатель
Да нет, не лесоруб я, изыскатель!
Лешачёнок
Слова чудные у тебя, приятель.
Что ищешь ты?
Изыскатель
Известно - стройплощадку.
Лесочек, ясно, вычистим под корень.
Дороги подведём, завод построим.
Такой заводец будет - шоколадка!
Медведь
Задрать его?
Лешачёнок
Постой... Зачем всё это нужно?
Изыскатель
Как так - зачем? Завод - станки производить.
Лешачёнок
А их - зачем?
Изыскатель
Зачем станки? Конечно,
чтоб новые заводы оснастить
передовою техникой...
Лешачёнок
Заводы –
зачем они?
Изыскатель
Нет, без пол-литра водки
не разобраться тут!... У вас в запасе нет?
Медведь
Не держим дрянь.
Изыскатель
Ей богу, как во сне!
Да без заводов, кореш, мы закиснем!
Такой уж в наше время образ жизни.
Иначе остановится прогресс,
и зарубеж мгновенно нас задавит!
Лешачёнок
И вот, ты хочешь выкорчевать лес,
и думаешь, что ты на это вправе?
Медведь
Задрать его?
Изыскатель
Чур-чур! Уйми зверюгу!
Лешачёнок
Не обзывай недобрым словом друга.
А лесу я хозяин. Без меня
твоей не будет здесь и головня.
Озлюсь - вы у меня тут попоёте!
Скормлю волчицам! Утоплю в болоте!
Изыскатель
Ну что вы, гражданин, чтоб в наше время!?
Вы кто - лесничий или уголовник?
Лешачёнок
Я – леший.
Изыскатель
Погоди, давайте полюбовно.
Я - пешка, надо мной - начальник – строгий, вредный.
Не справлюсь я - допустим, пропаду –
пошлют другого, третьего, десятого.
Построят всё равно - имей в виду!
Промышленность! Век космоса и атома!
К тому ж у нас давно социализм,
тьфу ты, капитализм,
а вы тут развели анахронизм...
Давай хоть так - весь лес-то нам не нужен,
Участок выберем, всё прочее - твоё.
Заказник сделаем, чтоб не пугать зверьё.
Всего-то нам гектаров триста. Ну же,
столкуемся! А если заплатить
тебе, так это есть такие фонды.
Но это не ко мне. Ну что, лады?
Пойми, никак нельзя нам без завода!
Лешачёнок
Никак нельзя?
Изыскатель
Без трёпа говорю.
Лешачёнок
И как же быть?
Медведь
Уже видать зарю.
Лешачёнок
Как быть, Топтыгин?
Медведь
То тебе решать.
Лешачёнок
Ау, берёза, белая душа!
Берёза
Сколь веков тут люди жили,
топоры меня рубили,
человеков поколенья
вечно жгли мои поленья,
белу кожу обдирали,
светлы соки выпивали.
Что же спрашивать меня?
Я - как вся моя родня.
Коли что уж надо вам,
Всё стерплю, и всё отдам...
Лешачёнок
Берёзонька моя! А ты меня добрей....
Кем ты бывала? Бабушкою? Пращуром?
Медведь
Пойдём, мне что-то зябко на заре.
Оставим этого с евоным ящиком.
Изыскатель
Так как же, всё-таки, решаем, леший?
Лешачёнок
Берите... Мелколесье, что в заречье...
 (уходит с медведем)



Сцена 11. В лесу, на рассвете.

 (входят с разных сторон травница и колдун)

Травница
Ох, вы ноги мои, ноженьки!
Колдун
Ох, вы кости мои косточки!
Травница
Спаси, святители! Ты человек, аль кто?
Колдун
Да я-то человек, а ты часами
не ведьма ль?
Травница
Упаси господь!
3а что
обидел старую? Постой-ка, вроде знаемо
твоё обличье мне.
Колдун
И мне твоё
припомнилось. Узнала?
Травница
Узнаёшь?
Понятно, мудрено меня узнать.
Вы, мужики, прочнее чин блюдёте...
А баба - что? За тридцать - вот и мать,
за сорок – старая…
Колдун
Так старые - в почёте.
Травница
На что почёт нам? Сбавить бы годков,
гулять, влюбляться, да рожать сынков.,.
Колдун
Потом - бросать.
Травница
Не обижай, прости.
Сама себя уж столько лет казню!
Да ведь сынок родился - весь в шерсти!
Всё помутилось враз…
Колдун
Я не виню.
Прости, что старое разворошил.
Травница
И ты прощай. Намедни увидала
твой посох, - так повеяло из дали...
Все ночи он глаза мне мельтешил.
И ты - ещё тогдашний, молодой....
Всплакнула, аж...
Колдун
Да, не сложилась доля...
А где видала?
Травница
Посох-то? На речке.
Да там и с лешачёнком вышла встреча...
Колдун
Как он тебе?
Травница
Да, вроде, добрый малый.
Колдун
Серчишко ничего не подсказало?
Травница
А что подсказывать ему? Постой!
Колдун
Так точно, старая. Сынок же твой.
Травница
Ах, господи! Ох, горюшко' Вот радость!
А я-то толком и не пригляделась.
Калякала же с ним, сидела рядом'
А ты не врёшь?

Колдун
Зачем?
Травница
Судьбинушкино дело!...
И что же ты не ёкнуло, нутро?
Соколик мой! Тяжёлый мой оброк!
Клянёшь меня, вестимо, мой хороший,
Сиротка мой, без матери возросший!
Полюбоваться бы тобой хоть разик,
увидеть хоть остаточком бы глаза,
рукой хоть по головке провести,
да только бы сказать тебе; прости!
Да пасть бы пред тобою на колени,
да выползать, да вымолить прощенье!
Ах, где ж его теперь и отыскать?
Ты здесь зачем? Помог бы, что ли, право!
Я помню, ты всегда был кроток нравом.
Помог бы старой поглядеть сынка!
Ведь глазоньки повытекли слезами.
И повстречаю, да не разгляжу...
Колдун
Ох, бабы, бабы! Что поделать с вами!?
Травница
Так что, поможешь?
Колдун
Что ж, сопровожу.
Травница
Не откажи, соколик! Сын же, чай!
Уж я тебе...
Колдун
Да брось. Пошли тотчас.
 (уходят)

Гадюка
 (выползает)
О, люди, колобродные созданья!
Моей норы все выходы и входы
позатоптали, - что за невниманье,
какое оскорбление природы!
Ёж
(выбегает)
Фу, как воняет табаком и луком!
Гадюка
Я милого по речи узнаю.
Ёж
Я по ехидству узнаю гадюку.
Гадюка
Оставь, о глупый ёж, язвительность свою!
Нам леший заповедал примиренье.
Послушай, топотун, что я скажу.
Да, тощевата я и слабовата зреньем,
но не стара. Женись на мне, и я тебе рожу
сажень колючей проволоки...
 (делает выпад)
Ёж
Тьфу ты!
Чуть не ужалила! Вас, гадов, только слушай!
Ещё женись на вас, гадюках. Да и я
Хорош – развесил, простофиля, уши,
почти забыл, что ты змея.
Жениться на тебе? Уж лучше почковаться!
Ну, погоди, сейчас начну с тобой считаться!
Гадюка
Ах, страшно как!
Ёж
Возьму вот, в оборот!
Гадюка
Постой! Шаги! Сюда идёт народ…
. (оба прячутся)



Сцена 12. Благоустроитель.

(Утро. Входит благоустроитель с микрофоном хронора-ции и портативным универсальным фазогипернатором.)

Благоустроитель
(в микрофон)
Алло, хронодиспетчер! Я на месте.
Всё в норме. Ожидай известий.
 (себе)
Роскошный лес – и боры и дубравки.
Я думаю, довольны будут в главке.
А воздух-то! А травы! А роса!
Как заново на свет я родился!...
Но кто-то направляется сюда!
Медведь? Медведь, конечно, не беда.
Но рядом с ним, похоже, человек...
Вот это хуже... А какой лохматый!
Я, кажется, попал не в нужный век!
 (в микрофон)
Диспетчер! Уточни координаты.
Похоже, я попал к неандертальцам…
Да вижу одного, не высосал из пальца…
Всё точно, говоришь? Довольно-таки странно
 (входят Лешачёнок с медведем)
Лешачёнок
Что - припозднился, или вышел рано?
Благоустроитель
Да вышел в аккурат... Постой!
Ты, вообще-то, кто такой?
Лешачёнок
Да, леший. Сколько раз вам повторять?
Неужто, трудно так меня узнать?
Благоустроитель
Вот новости ещё! С ума сойти!
 (в микрофон)
Диспетчер, тут какой-то леший!
Видок, действительно, зловещий!
Ты там, как следует, все ручки подкрути!
Не в мнимое ль пространство я попал?
Что - нет? Ну, значит, это карнавал.
На всякий случай будь на связи.
До свиданья.... У вас тут что - народное гулянье?
Медведь
Какой болтун! Давай, его я заломаю?
Благоустроитель
Мне некогда. Я с вами не играю.
Медведь
Сейчас узнаешь, что тут за игра!
Сломаю для начала два ребра
потом живот когтями раздеру...
Благоустроитель
Ваш юмор мне совсем не по нутру.
Лешачёнок
Ну, хватит, бурый! Не пугай беднягу.
Вишь - задрожал.
Медведь
Тогда пойду прилягу.
Сам разбирайся…
(отходит и ложится)
Благоустроитель
И давно бы так!
Лешачёнок
Ты кто такой-то, человек-чудак?
Благоустроитель
Я? - Благоустроитель в Главприроде...
У вас что - маскарад здесь происходит?
Лешачёнок
Какой такой?
 У нас что есть, то есть:
деревья и трава, туман и птицы.
Медведь и леший.
Благоустроитель
Это всё мне снится!
Лешачёнок
Тебе, наверно, лучше бы присесть.
Чего-то побледнел.
Благоустроитель
Но как всё натурально'
Нет, я не сплю.
Лешачёнок
Вестимо, что не спишь.
Да вроде бредишь, странно говоришь:
благо… главпри…
Благоустроитель
Берёза. Утро. Рано,
Что есть, то есть. Вот только, как же - леший?
Лешачёнок
Эй, страничек! Ты что, совсем сомлевший?
Благоустроитель
Спасибо, кажется, уже мне полегчало.
Ну, ладно, будем начинать сначала.

Лешачёнок
Что начинать?
Благоустроитель
Оконтуривать лес.
Лешачёнок
Зачем?
Благоустроитель
На вывоз - хронотранспортёром.
Захватим всё, от речки до полей.
Как раз пройдёт по габаритам и по нормам.
Лешачёнок
Что, что? На вывоз - лес? Весь лес?
Благоустроитель
Ну да!
Лешачёнок
Ну, нет! Тебе я леса не отдам.
Весь лес!
Благоустроитель
Послушай, есть постановленье,
и твоего не надо разрешенья.
(в микрофон)
Диспетчер, связь! Алло, куда вы делись?...
(себе)
Чёрт знает что - помех, и то не слышно.
Похоже, схема полностью сгорела.
(садится)
Теперь всё это - детская пустышка…
Но им же не найти меня без наведенья!
А значит, невозможно возвращенье.
И я приговорён остаться здесь...
 (входит Ведьма)
Лешачёнок
(Ведьме)
Весь лес! Он думает забрать весь лес!
Ведьма
Не заберёт, слабёхонек в поджилках!
Я, голубок, заклятье наложила
На все твои приборы и снаряды.
Теперь хоть выбрось их ежам на радость!
Благоустроитель
Заклятье? На селектор хроносвязи?
Ну. я совсем уж видно спятил, видимо.
 (безуспешно пытается встать)
И не могу подняться - как привязан.
А вы-то, кстати, кто?
Ведьма
А просто ведьма.
Нигде особливо мы не учились,
в лесу родились, да пенью молились,
Благоустроитель
Увы, но, кажется, совсем не защищёны
Приборы наши против чертовщины.
Должно быть, Вы - сверхсильный экстрасенс?
Ведьма
Куда нам, серым, ворожу помалу!
Вот лешему тебя я нагадала.
Да ты не бойся, я тебя не съем...
А ты смазливенький, как будто и не старый…
Лешачёнок
Весь лес забрать! Да он страшней пожара!
Благоустроитель
Поймите ж, кто б вы ни были, эпоха наша на краю беды.
Нам, людям будущего, лес необходим!
Ведьма
Брось! С нами этой каши ты не сваришь.

Благоустроитель
У вас лесов тут масса остаётся.
А наше положенье - напряжённо.
Ведь наше время просто задохнётся
без зелени, без листьев и озона!
Наш век в бетон и пластик заточён,
Завален синтетическою фальшью,
все люди дышат непонятно чем,
у нас глаза поблёкли от асфальта!
Сгодится нам - пускай он мал и плох -
любой лесок из прожитых эпох,
которые и не заметят даже
не слишком уж большой пропажи.
Я к вам, как за спасеньем, послан был!
И сам пропал, и дело загубил....
Лешачёнок
Так вот что значит ваша главприрода!
Благоустроитель
Для вас, быть может, аргумент мой слишком тонок,
но вы представьте: там, без кислорода
тихонько задыхается ребёнок,
синеет личико, бледнеют ушки,
он дышит из резиновой подушки...
Его бы в бор! Под сосны! На лужайку!
Мы - ладно, как-нибудь. Детишек жалко...
Лешачёнок
Что травишь сердце? Мы - не без понятья...
 (после паузы, ведьме)
Послушай-ка, кума... Сними заклятье.
 (световые и звуковые эффекты)





Сцена 13. Время прощать и прощаться.


 (те же и там же)

Ведьма
Ты что же, хочешь разрешить ему?
Лешачёнок
Да. Пусть берёт.
Ведьма
Быть посему.
Но только знай - ты сам за всё в ответе.
Лешачёнок
Какой ответ? Сама слыхала - дети.
Лешачёнок
(благоустроителю)
А ты кончай скорей свои дела.
Благоустроитель
Так я могу?...
 (в микрофон)
Диспетчер, всё в порядке!
Да, были кой- какие неполадки....
Медведь
 (поднимаясь)
Ты что, хозяин, лес-то отдал, а?
Спросонья что-то я не разберу.
А как же мы, зверьё?
Благоустроитель
Я всех беру.
Всё в целом - с почвой, с воздухом и с живностью.
Ёж            (вылезает)
Да за какие ж это нам провинности?
Ты что, хозяин? Спятил? Ошалел?
Вот я его сейчас турну колючками!...
Гадюка
 (выползает)
О, леший! Это же и мой ведь лес!
Со мной, с принципиальною гадючкою,
Не так легко договорится он!
Медведь
Я тоже не согласен! Я взбешён!
Вот разозлюсь, да встану на дыбы,
и покажу ему, почём у нас грибы!...
Ведьма
Эх, кум, нам жалость застила глаза!
От слов не отказаться ль неразумных?
Лешачёнок
Но разве можно, если раз сказал,
слова переменить и передумать?..
Не трогайте его и успокойтесь.
А за свою судьбу не бойтесь.
Для вас всё будет точно как сейчас:
и вы при лесе, да и лес при вас...
Автор
(выходит)
Ого, каких ты дел тут наломал!
Об этом я не думал, не гадал.
Послушай, лешачёк, так не пойдёт,
ты сделал всё не так, Давай обратно.
( Благоустроителю)
И роль твоя, незваный, неприятна.
Кончай, предупреждаю наперёд,
так вмешиваться в авторские планы!

Благоустроитель
Простите, Ваше появленье странно.
Вы кто?
Автор
Поэт текущего столетья.
И мы уже обижены в лесах.
И в наше время воздух нужен детям.
Конец фантастике и чудесам!
Вы отправляйтесь в свой грядущий век,
ищите в нём своих проблем решенье!
Ишь, рады! К прошлому на иждивенье!
 (Лешачёнку)
А у тебя, мой милый, в голове
сплошной сумбур. Переиграем сцену!
Лешачёнок
Нет, не могу. Не буду. Раз однажды
Сказал слова – так уж держаться надо!
А что случилось - то непеременно.
Опять зерном не сделаешь помол.
Автор
Тогда я не смогу тебе помочь...
А как же ты сам для себя решил?
Ты тоже в будущее полетишь?
Лешачёнок
Да нет. Пусть как-нибудь уж обойдутся
там без меня мой бывший лес и звери.
Я там не нужен. Там в меня не верят.
Автор
А ты - куда?
Лешачёнок
К русалочке пойду я.
Конечно, жить в воде я не могу,
но, может, научусь. А нет, так буду
там, возле речки, жить на берегу.
Автор
Ну, сам решай. Смотри, не вышло б худо.
Лешачёнок
С чего бы? Нам с ней вместе хорошо.
Автор
Тебе видней. Ты сам теперь большой.
Благоустроитель (лешачёнку)
Простите, мне пора за дело браться.
Но должен прежде поблагодарить
Вас за содействие.
Лешачёнок
Что много говорить?
Благоустроитель
Я всё им сообщил по хронорации.
Я преувеличенья не боюсь,
наш век обязан Вам. И предложенье есть,
чтоб этот лес именовался в Вашу честь,
и на опушке Вам поставить бюст,
признательности нашей скромный знак...
Лешачёнок
Как по-людски назвать его?
Ведьма
Дурак.
Лешачёнок
Какой сегодня запах от цветов!
Прощайте, все! Простите, если что...
Хор деревьев
Прощай, лешачёнок,
Прощай, наш потомок,
Прощай, наше семя,
Прощай, наше время!
Поднимают ветви,
Развевают ветви
Зелёное знамя...
Что-то будет с нами?
Лешачёнок
 (медведю)
Будь весел, бурый! Что загоревал?
Твоя-то уж какая тут вина?
 (сбрасывает лохматую шкуру)
Медведь
Хозяин! Ты же шкуру потерял!
Лешачёнок
Я вылинял. Она мне больше не нужна.


Сцена 14. Ландшафт с одиноким посохом.

 (Берег. Входит Лешачёнок, за ним автор)

Лешачёнок
А, снова ты...
Автор
Нам по дороге малость.
ты что, не заболел?
Лешачёнок
Нет, просто - вдруг усталость...
Автор
Какая техника, какой прогресс!
Дня не прошло и вот, как ничего и не было.
Я видел - вдруг дыра открылась в небе,
и сразу - пусто всё...
Лешачёнок
Как там мой бедный лес?
 (идут)

Автор
Но как ты мог?
Лешачёнок
Ты, вроде, упрекаешь?
А сам же всё придумал …Всё ты знал!
Автор
Нет, не совсем, дружок. Ты понимаешь,
я только лишь замыслил. Но вольна
твоя судьба, и волен был твой выбор.
Быть может, вместе, всё обдумав, мы смогли бы
найти иной исход. Моя вина,
что я тебя оставил в трудный час.
Тебе пришлось поднять всё на своих плечах.
Лешачёнок
А кто другой бы за меня решил?
Ведь дедушка мне этот лес вручил!
Автор
Не спорю, где-то ты и прав, пожалуй.
Но, говоря о том, что впереди,
тебя хотел бы я предупредить...
И ведьма же тебя остерегала…
Лешачёнок
Я знаю, ты о чём. Не будем говорить.
Автор
Но, хоть обсудим-ка порядок действий…
Лешачёнок
В том, от чего мне никуда не деться,
никто меня не может заменить.
Автор
Да, это так... Но вот и берег. Скукота! -
ни деревца, ни кустика, ни травки,
ни самой захудаленькой козявки,
ни самого засохшего листа…
И ты - без рожек, без хвоста, без шерсти,-
вот голый человек на голом месте.
Лешачёнок
Так, если хвост и космы потерял,
выходит, сразу человеком стал?
Автор
Не знаю. Так иные мнят.
Лешачёнок
Ну, я пришёл. Оставь меня…
Автор
Подруга ждёт тебя, полощется.
Счастливо!
(уходит)
Лешачёнок
Это - как получится!...
Русалочка!
Русалка
(выплывает)
Мой миленький пришёл!
Ой, что это! Какой бесхвостый, гладкий!
Да что с тобою сделали, мой сладкий?
Тебе же так совсем нехорошо!
Мне кажется, что ты такой чужой...
Скажи, что нет!
Лешачёнок
Конечно, нет, родная!
Русалка
Я верю. Но тебя такого я не знаю.
Лешачёнок
Авось, да как-нибудь обвыкнется, ужо...
Русалка
Смотри - на берегу ни деревца!
Один наш посох - весь в цветах и листьях.
Повсюду глина, да песочек чистый...
Где ж лес?
Лешачёнок
Я отдал лес.
Русалка
Как отдал?
Лешачёнок
До конца.
Остался голым на пустой земле.
Но все-таки с тобой...
Русалка
Ты отдал лес?
Лешачёнок
Да, отдал всё. Но мы с тобой остались.
Ты помнишь , прошлой ночью мы шептались?...
Русалка
Ты отдал лес! И так бесстыдно гол!
Лешачёнок
Но я пришёл к тебе.
Русалка
Что окажешь?
Лешачёнок
Ничего.
Русалка
Сказавший ничего - сказал немного.
Коль больше нечего сказать, тогда
Прощай.
Лешачёнок
Прощай и ты.
Русалка
Уходишь?

Лешачёнок
Да.
Русалка
Счастливый путь. Ступай своей дорогой.
Лешачёнок
Гляди, как вышло... Ну, пойду. Живи.
 (уходит)
Русалка
И всё. Как холодно. Конец любви...
и посох вянет. Листья и цветы
обвалятся ещё до темноты.
Обратно в землю утекает сок
И в воду осыпается песок.
И ветер гонит облачных коней...
Лягушки
Конец, конец, конец, конец, конец !...


Сцена 15. Пустошь.

 (Пустошь, оставшаяся на месте леса. Лешачёнок один.)

Лешачёнок
Какая бесприютная земля!
Мальчишки - смерчики кружатся и пылят.
Пластов однообразных толщи древние.
Нет никакого места, нет и времени.
Но как же далеко всё стало видно!..
И кто-то мне идёт навстречу... Ведьма!
Куда её нелёгкая несёт?...
(Входит ведьма)
Ведьма
Эй, куманёк! Что скучен, что невесел?
Присядь, поговорим о том, о сём.
Ну, как смекаешь дальше жить, в безлесье?
Лешачёнок
Да как-нибудь.
Ведьма
Русалку повидал?
Не отпирайся, ты же с речки.
Лешачёнок
Да.
Ведьма
Рассказывать-то нечего. Всё вижу.
Расспросами не буду докучать,
и вздохами тебя я не обижу.
Ты заходил бы как-ни-то на чай.
Лешачёнок
А где живёшь?
Ведьма
На хуторе пока.
Растормошила малость мужика, -
зазвал к себе, души во мне не чает.
А всё никак его не раскачаю
на этакое, что-нибудь такое,
чертовское, бесовское, лихое,-
какой-то квёлый, нету огонька...
Ну, я , нет-нет, и вспомню куманька -
бывалого, мохнатенького, рыжего...
Ты приходи. Я бирюка-то выживу.
Хозяйство заведём, да будем жить.
Я потихоньку буду ворожить,
А ты там приспособишься пахать...
Согласен, кум? 3атейка неплоха?!
Лешачёнок
Не обижайся, это не по мне.
Ведьма
А ты горячий, прямо весь в огне.
Аль занедужил?
Лешачёнок
Нет, кума. Оставь.
Хоть мы, конечно, оба без креста,
а ничего у нас с тобой не выйдет.
Ведьма
Да ты попробуй только! Там увидим...
Лешачёнок
Уж ты прости, не для меня твой хутор.
Ведьма
Сильно тебя русалкин смех попутал!
Лешачёнок
Не поминай о том.
Ведьма
Не буду, ладно.
Лешачёнок
Ты, стало быть, пристроена теперь?
Ведьма
Лежу на печке, да гляжу на дверь.
Хозяин больно вялый да прохладный.
Уйду, пожалуй, в город от него.
Была лесною, буду городскою.
Лешачёнок
Ну, в городе тогда не быть покою!
Ведьма
Пускай себе, потерпят. Ничего!
Лешачёнок
Тут как-то странники, я помню, шли.
Рассказывали - там одну сожгли....
Ведьма
А пусть сожгут, гори оно огнём!
Всего один-то раз живём…
(уходит с песней)
В лесу, говорят,
В бору, говорят,
Растёт, говорят, сосёнка.
Уж больно мне понравился
Молоденький мальчонка!...


Сцена 16. Последнее дерево.

 (Голый берег. Русалка. Потом Водяной.)

Русалка
Улетели гуси-лебеди,
Улетели цапли белые,
От деревьев и от травушки
Обнажились берега.
Отцвели мои кувшиночки,
Позасохли камышиночки,
И живу я одинёшенька,
Песней сердце бередя.
Только я одна,
Да сыра волна,
Да звёздочек семья.
Водяной
(выплывая)
И я!
Русалочка, русалочка,
давай сыграем в салочки!
Русалка
А, это ты, незваный гость, явился!
Видать, к живой водице приложился!
Хмелён и весел, и во всей красе!..
Отстань, не до тебя сейчас, сосед!
Водяной
Смотри –ка , экая воображала!
Заважничала ,задаваться стала.
А кто-то же да бегает к тебе.
Я видел. Или он меня посвежей?
Русалка
Ходил один - не человек, не нежить.
Да, видно, оказался не в судьбе...
Плыви-ка ты, добром тебя прошу.
Водяной
Ну, не сердись. Сказала – ухожу. (уплывает)
Русалка
Зачем ему сказала я уплыть?
Хоть было с кем поговорить!..
Опять одна. И кружится над волнами
Совсем невыносимое безмолвие.-
Хоть наизнанку от тоски вывёртывайся!..
И этот берег - голый, лысый, мёртвый!..
И уж давно ли леса нет,
а речку занесло до половины.
Ручьи несут сплошной песок и глину...
А может, это было всё во сне?:
ивняк на берегу, осоки в росах,
лохматый чудачок...Вот только посох!..
Какая же малость
Всего-то осталась!
Сухая палка-
А выкинуть жалко.
Водяной
(выплывает снова)
Русалочка, русалочка,
Давай сыграем в салочки!
Русалка
Снова ты, плешивый?
Всё тебе игра?
А мне тоскливо,
и замуж пора.
Водяной
Это дело поправимо,
невеликая беда,
назови меня любимым,
да плыви скорей сюда!
Чтоб тоску прогнать бы,
загуляем свадьбу?
А остатние заботы
Зашвырнём в болото.
Русалка
В нашей речке где гулять?
Стала вдвое уже.
Водяной
Ничего, мужик я дюжий !
Яр подмыть, да обломать -
дело мне не новое,
совершенно плёвое,
а поскольку леса нет,-
легче лёгкого вдвойне.
Если хочешь, помогай,-
гоним волны в этот край!
Русалка
Сам гони, коль так могуч'
Не люблю я этих круч-
вечно осыпи, обвалы...


Водяной
Ну, тогда хоть подпевала б!
Ну-ка, волны, ударяйте,
голый берег сокрушайте,
разбивайте каждый ком,
обжирайтеся песком,
струями длинными
унесите глину!
Живо делайся, река,
вдвое боле широка,
чтоб моей невесте
было вдоволь места!...
Видишь, как я поработал?
Прояви ко мне заботу!
Русалка
Там ещё остался мыс...
Водяной
Не могу никак размыть.
Я и чаще, я и реже, -
видно, корни берег держат,
что-то прочное весьма...
Русалка
Погоди-ка, я сама...
(выдёргивает и отбрасывает торчащий посох)
Водяной
Во, спасибо, подсобила!
Это дерево что ль было?
Русалка
Нет, пустяк, простая палка...
Водяной
Ну, забрось куда попало.
Уплывай-ка, палка!
Нам тебя не жалко,
Уноси-ка горе
Прямо в сине море!..
Вот теперь довольно места.
Разгуляемся, невеста!
Русалка
Ты мой лысенький, мой мокренький !
Дай тебе я вытру сопельки!...
Водяной
Русалочка, русалочка,
давай сыграем в салочки!
Во весь дух,
Чтобы плюх-плюх!
Лягушки
Жених и невеста
Замесили тесто!



Сцена 17. Старик со старухой.

(Пустошь. Вечереет. Колдун и травница выходят.)

Колдун
Сядем-ка, чай, умоталася , -
цельный-то день в лапотках...
Травница
Что-то и лесу не сталося.
Где ж тут найти лешачка?
Колдун
Экое дело туманное-
ни деревца, ни куста.
Ноги шалят, как у пьяного.

Травница
Сядь-ка и ты, чай устал…
Колдун
А не найдём, так куда же ты?
Травница
Да в приживалки опять.
Дома-хозяйства не нажито,
дети по лавкам не спят.
Буду сбирать потихоньку траву,
в людях чужих доживу,
сколько уж мне там отмеряно.
Сам-то имеешь намеренья?
Колдун
Что мне! Живу по-старинному!
В дедовой - помнишь? - развалинке.
Дело моё бобылиное.
Век остаётся уж маленький.
Горя не жду, а беда не беда…
Травница
Глянь-ко ся, движется кто-то сюда!?
Колдун
Будто бы… Вона! Никак лешачёнок.!?
Что ж это с ним-то: ни рожек, ни шкуры?
Ладный, совсем человечий мальчонка,
только уж больно суровый, да хмурый.
Травница
Мой Лешачёнок! Голубчик, родимый!
Кровушка родная! Дитятко дивное!
Подь-ка сюда, на тебя помолюся я!
Лешачёнок
Здравствуй.Чего тебе надо, бабуся?
Травница
Экий красавец-то, экая ладушка!
Иль не признал?
Лешачёнок
Да видались мы, бабушка.
Травница
Мать я тебе!- понимаешь? - родная!
Лешачёнок
Мать? Я и слова такого не знаю.
Травница
Как же? 3а что ты, сынок, так немилостив?!
Лешачёнок
Дед меня выкормил, дед меня вырастил.
Лес постилал мне постели и скатерти.
Где было видеть отца мне и матери?
Травница
Сын мой! Сыночек! Дитя неназваное!
Горе мне горькое и наказание!
Плач мой всевечный и грех мой тяжёлый!
Колдун
Малый, ты к матери хоть подошёл бы.
Вишь- убивается. Много ль ей надобно?
Доброго слова да кроткого взгляда бы...
Лешачёнок
Полно, бабуся. Не плачьте, мамаша.
Мне ли считать прегрешения Ваши?
Был бы, как прежде, я лесу хозяином,
дал бы и то, и другое, и третье,
свёл бы к местам и грибовным, и ягодным,
да подарил бы растения редкие,
птичье чириканье на берегу...
Нынче же я не имею владения.
Если чего-то отдать и могу –
разве что только слова утешения.

Травница
Большего мне и не надобно, старенькой, -
лишь бы простил мне сыночек мой маленький!
Лешачёнок
Вы извиняйте, что начал неласково,-
занят я был невесёлою думушкой.
Да и дела мои больно уж аховы:
нет у меня уж ни лесу, ни любушки.
Травница
Как же стряслось это? Что ж это сделалось?
Кто тебя сглазил-обидел, мой бедненький?
Лешачёнок
Дело прошедшее, не переделаешь.
Что понапрасну кручиниться, маменька?
Травница
Что же-то будет? Теперь-то куда же ты?
То-то печальный ты, будто пораненый...
Колдун
Было поранено, будет и зажито.
Было поотдано, будет и дадено...
Слушай-ка, малый, вот мы со старухою
пообсудили житьё наше горькое, -
легче вдвоём-де бороться с прорухою...
Так ли я, старая?
Травница
Правду говорено,
Колдун
Так прибивайся, коль нет тебе разницы,
коли не брезгуешь мною да травницей,
коль не гнушаешься ветхой избёнкою.
Будь нам подсобником, будь нам ребёнком.
Так ли я, матушка?

Травница
Истинно, батюшка!
То-то уж весело было б, да благостно,
то-то уж в доме тепло бы да радостно!
Лешачёнок
Вам благодарен за слово я доброе.
Жить вам желаю советом да ласкою.
Долгих вам лет, да здоровия бодрого...
Да извиняйте, что не дал согласия…
Травница
Как же? Куда ж ты, тогда-то, сынок?
Лешачёнок
Мало ль дорожек-то? Свет наш широк.
Я не обязан ни роду, ни племени,
Я не привязан ни к месту, ни к времени.
Может, тоску поразвею утомою
в людях чужих, в стороне незнакомой...
Колдун
Ладно ли будет?
Лешачёнок
Откуда я ведаю?
Не посчитайте отказ мой обидою.
Колдун
Ты не обижен ли нашей беседою?
Лешачёнок
Нет, благодарствую вам. И завидую.
Только скажите вы мне на прощание,
коль от души мне даёте прощение,
ждёт ли - как деда - меня превращение,
или людского конца обещание?
Травница
Где же нам, родненький, знать про такое?

Колдун
И о себе-то нам нет откровения...
Травница
Да сохранят тебя наши моления!
Лешачёнок
Я вам желаю тепла и покоя! (уходит)


Сцена 18. Облако.

(Пустошь иа закате. Лешачёнок и автор.)

Автор
И знал я, что ты не останешься,
но всё-таки думал : а вдруг?
Вот так и смыкается круг.
Теперь мы с тобою расстанемся.
Наверное, зря я тебя
воссоздал из небытия.
Лешачёнок
А разве ты скажешь, что зря
на небо приходит заря?
Что зря средизимний сверчок,
безветренный зной полудённый,
и первый безглазый сморчок,
и вылет безротых подёнок?
Автор
Но больно уж много - прости! -
пришлось тебе перенести.
Лешачёнок
Я мог бы всего избежать.
Не знает ни зла, ни беды
комок нерождённой руды.
Но если я вызвался жить…
Автор
Я в бедах твоих виноват.
Я выкопал в недрах комок...
Лешачёнок
Который, - когда бы он мог, -
и сам попросился бы к вам,
в живучий и временный мир
деревьев, зверей и людей,
где каждый отсчитанный миг
и каждый подаренный день
всегда не такой же, как прежде,
пусть горький, но всё-таки твой.
И, значит, пока ты живой,
есть время и место надежде...
Нет – нет! Невозможно винить
кого-то за наши рожденья,
за тихую казнь снисхожденья,
за эти короткие дни,
за листья и звезды в глазах...
Прощай! Я своё отсказал.
Автор
Но ты же совсем одинок!
Лешачёнок
Ну что ж, я иначе не мог. (удаляется)
Автор
Крепыш. А в глазах-то печаль.
Но, честное слово, мне жаль
мальчонку отдать на заклание!..
Сюда, Александр Николаевич!
 (Выходит А. Н. Островский)
Островский
Я здесь. Чем могу Вам служить?
Автор
Не мне, а ему помогите!
Хоть кончик какой-нибудь нити!-
чтоб мог ухватиться - и жить...
Мне кажется, этому мальчику
послать бы вот Вашу Снегурочку…
Островский
Простите, она же растаяла,
- и в пар обратилася, в облачко.
Автор
Пусть облачко' Только не стайное,
такое ж - совсем одиночное.
Островский
Извольте. Снегурочка, доченька'
Голос из облачка
Я здесь, только я вам невидима,
я стала почти что прозрачная,
я стала насквозь невесомая...
Лешачёнок (приближаясь)
Чей голос? Как будто обиженно,
как чья-то судьба неудачная,
как чуть-ветерок над соломою...
И что-то неясное движется,
как хвои падение слышится,
и плачет, и манит далёконько,
туда, за бездушные пустоши,
за вырубки, гари и просеки,
туда, где поляны и пасеки,
где красные боры густы ещё...
За посвистом зяблика лёгоньким,
по запаху ельника старого,
по следу от ветра проволглого,
пока ещё светится зарево,
пока ещё движется облако...
(уходит за облачком).


Рецензии
Бог мой, какое богатое воображение, воплощенное в слова и символы.
Как у композитора расписана партитура, так и у Александра Николаевича расписано
это удивительное сочинение!

Валентина Скопинцева   11.10.2021 20:17     Заявить о нарушении