Пирог с поэтической родословной

Когда начинается осень, а, особенно, когда она входит в свою зрелую златобагряную фазу, я всегда вспоминаю об этом удивительном пироге и готовлю его с большим удовольствием. Он очень радует меня, наполняя мой дом своим нежным яблочным ароматом и какой-то особой поэтической атмосферой: очень простой, домашней, почти кружевной. А еще он наполняет его уютом, ведь дом, где пекут (хлеб, пироги или что-то еще), всегда обладает особым уютом, которого так хочется в эти, ставшие уже довольно холодными, дни.

Этот яблочный пирог назван «цветаевским» в честь поэта Марины Цветаевой, и о нем ходит множество легенд, которые, порой, противоречат друг другу, и потому, что было, а чего не было, уже не поймешь.

Пекла или не пекла сама Марина этот пирог, для меня совсем неважно. Хотя существует очень приятный для меня лично рассказ о том, как она, будучи, как известно, не очень хорошей хозяйкой и посвящая все свое время творчеству, иногда, все же, готовила этот несложный пирог для своих гостей, да еще и делала это очень быстро. Это, якобы, было в дорогой ее сердцу Тарусе, где семья Цветаевых много лет подряд снимала дом, чтобы проводить там лето. К концу вечера от этого пирога не оставалось уже ни кусочка, так как такое милое лакомство, где, расположившаяся на нежном песочном тесте и запеченная в сладком сметанным соусе кисловатая яблочная масса просто таяла во рту, съедалось гостями за один раз.

Да, главное волшебство этого пирога творят два ингредиента: сметана, причем разной жирности, и кислый сорт яблок – лучше всего антоновка. Только с антоновкой получается самый настоящий «цветаевский» пирог.

Рецептов его приготовления много, но я готовлю его по рецепту прекрасной Елены Чекаловой, замечательной телеведущей, талантливейшего кулинара и супруги блистательного Леонида Парфенова.

Но, как я уже однажды писала, следовать рецептам вслепую я никогда не могу, и потому уже внесла некоторые, необходимые, на мой взгляд, дополнения в рецепт Елены, и сегодня мой «цветаевский» пирог, наконец-то, получился у меня таким, каким я мечтала его увидеть.

Я приготовила его из рязанской антоновки, которую покупаю только у наших рязанских фермеров, потому что она у них замечательная.

Дорогие мои, я написала этот текст только потому, что мне хотелось передать вам чудесную атмосферу исконно российской осени, которая так прекрасна, что не рассказать! И уж сколько о ней написано стихов и прозаических текстов, а всей ее красоты и великолепия все равно не описать, потому что российскую осень нужно только переживать, по-настоящему погружаясь в ее прохладу, радуясь ее щедрости, яркости и удивительной красоте, вдыхая холодный, наполненный пряным ароматом, воздух, спеша домой, чтобы приготовить горячий чай и вкушать его с ароматным яблочным пирогом, испеченным из российской антоновки – неказистых, не очень ярких на вид, но таких уютных яблок, таких чудесных и таких незаменимых в настоящих «цветаевских» пирогах. А если за уютным домашним чаепитием удастся вспомнить и несколько рябиново-мариновых строк, то ведь и ничего более не нужно будет душе вашей, кроме как наслаждаться своей скромной причастностью к непередаваемой внутренней красоте этого тихого, наполненного подлинной поэтичностью, действа.

Ясное утро не жарко,
Лугом бежишь налегке.
Медленно тянется барка
Вниз по Оке.

Несколько слов поневоле
Всe повторяешь подряд.
Где-то бубенчики в поле
Слабо звенят.

В поле звенят? На лугу ли?
Едут ли на молотьбу?
Глазки на миг заглянули
В чью-то судьбу.

Синяя даль между сосен,
Говор и гул на гумне…
И улыбается осень
Нашей весне.

Жизнь распахнулась, но всe же.
Ах, золотые деньки!
Как далеки они. Боже!
Господи, как далеки!

(Марина Цветаева «Осень в Тарусе»)

Всех благ вам, мои дорогие! Щедрой и уютной осени! Красивой и осмысленной жизни!


Рецензии