Актер Борис Ливанов

Мне этот артист запомнился еще с детских лет, когда я увидел фильм «Варяг», где он играл командира корабля капитана 1 ранга Руднева. А так как я мечтал о море, даже не видя его, то смотрел все фильмы, поставленные на эту тему.  И «Адмирал Ушаков», и «Корабли штурмуют бастионы», и «Адмирал Нахимов».  В первом из них показан создатель Черноморского флота России генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин с черной повязкой на правом глазу, показывающий свое детище императрице Екатерине Великой на Севастопольском рейде. Его сыграл тоже Борис Ливанов.  Больше я его в кино не видел. Но вот его сын Василий Ливанов понравился мне и в фильме «Коллеги», и тем более в сериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Я не большой знаток советского кино, могу ошибаться, но на мой взгляд, самыми красивыми артистами в 30-40-е годы были двое – Борис Ливанов и Сергей Столяров. О них мне захотелось поведать своим читателям более подробно.

Борис Николаевич Ливанов был артистом от Бога. Любимый ученик Станиславского, один из первых лауреатов Сталинской премии, обладатель тонких манер и «вельможного голоса».
«У него таланта на четверых» - говорил о Ливанове Немирович-Данченко.

Борис Ливанов родился в Москве 8 мая 1904 года. Отец Николай Александрович Ливанов выступал под сценическим псевдонимом Извольский. В молодости являлся актером провинциальных театров, с 1905 года выступал на подмостках московского Театра Струйского. В 1947 году Николаю присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР.

Мать будущего актера – Надежда Сергеевна Шутинская-Ливанова. У Бориса была сестра Ирина, ставшая впоследствии актрисой оперетты. Девушка имела успех в музыкальных театрах Иркутска, Свердловска и Ростова.

В 16 лет Борис ушел служить, но был отчислен, когда выяснился настоящий возраст молодого человека. С 1922 по 1924 годы учился в четвертой студии МХАТ у Н. В. Демидова. После окончания учебы принят в Московский Художественный академический театр актером.

Одной из первых ролей стал образ князя Шаховского в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Первые годы Борис задействован в постановках «Отелло», «У врат царства» и других. Уже в начале 30-х годов стал ведущим актером МХАТа, играл главные роли в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро», «Мертвых душах».

Билеты на спектакли с Ливановым раскупались в первые часы продаж, толпы поклонниц караулили Бориса у выхода из МХАТа. Актер олицетворял культ личности, блестящей и талантливой. Главным качеством Ливанова критики и режиссеры считали достоверность – каждый созданный образ был словно «сшит» по Борису.
 
Ливанова можно назвать любимчиком Сталина – вождь осыпал Бориса орденами и званиями. У актера было пять Сталинских премий. Количество не было рекордным, к примеру, авиаконструктор Сергей Ильюшин получал награду 7 раз, но вот из актеров Иосиф Виссарионович так отмечал не многих.

Несмотря на это, однажды Сталин запретил спектакль с участием Ливанова – «Гамлета», где Борис выступал в образе главного героя. Судя по воспоминаниям, произошло это по причине того, что Ливанов не состоял в партии.

Творческая биография в кино началась в 1924 году с короткометражной ленты режиссера Юрия Желябужского «Морозко». В 1927 году Борис снялся в роли министра Терещенко в немом художественном фильме С. Эйзенштейна «Октябрь», лента считается первой в советской кинолениниане.

Известность Ливанову принесла главная роль в экранизации одноименной повести «Дубровский», которая вышла в 1936 году. Удавались Борису роли легендарных русских мужчин, к примеру, князь Потемкин в ленте «Адмирал Ушаков», командир Руднев в «Крейсере Варяг».

В 1945 году на экраны вышел художественный фильм-спектакль «Без вины виноватые» по одноименной комедии А. Островского, где Ливанов исполнил роль губернского чиновника Григория Львовича Мурова. Партнерами по съемочной площадке Бориса стали известные актеры Алла Тарасова, Виктор Станицын, Ольга Викландт и другие.
 
Ливанов блестяще воплощал не только положительных, но и отрицательных персонажей. Яркий образ белогвардейского генерала Мамонтова в «Олеко Дундиче» - роль небольшая, но одна из самых запоминающихся в картине.

В 50-х годах Борис Ливанов пробовал себя в качестве режиссера: на сцене родного МХАТа поставил спектакль «Чайка». В 1970 году Борис должен был занять пост руководителя Московского художественного театра имени Чехова, но труппа за спиной Ливанова потребовала у вышестоящего руководства взять на должность Олега Ефремова. Борис тяжело переживал это событие.

Супруга Бориса Ливанова, Евгения Казимировна, по национальности полячка, одна из первых московских красавиц того времени. От первого брака с итальянцем у нее росла дочь Наталья, от брака с Ливановым – сын Василий. Последний вспоминал, что родителям часто завидовали: маме за то, что у нее именитый муж, папе – что у него красивая жена.
Будущие супруги познакомились на ужине после спектакля с участием Ливанова. Сын Василий рассказывает воспоминания друзей Бориса: до встречи с мамой отец женился часто – примерно раз в три месяца. Встретив очередную «судьбу», уверял окружающих, что любовь – навсегда. Но серьезные отношения смогла с ним построить только Евгения. Жить вместе пара начала в 1934 году, расписались спустя четверть века.

Семья была дружной, в дом постоянно приходили гости, часто – известные: Борис Пастернак, Александр Довженко, художник Петр Кончаловский. Сын Бориса, Василий Ливанов, продолжил династию, став известным российским актером театра и кино. Отец не поддерживал желание сына идти по его стопам. Борис боялся фамильной инерции: дед актер, отец актер. Ливанов-старший переживал, что способностей у Василия не хватит.

Однако беспокоился Ливанов-старший зря. В 1979 году на экраны вышла премьера детективной телевизионной ленты «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство». После этой роли Василий проснулся знаменитым. Ранее, в 1960 году, отец и сын работали на одной съемочной площадке в фильме «Слепой музыкант».

Одного из внуков Народного артиста СССР назвали в честь именитого дедушки Борисом. Он появился через 2 года после смерти Ливанова-старшего. В 2009 году в семье произошла трагедия: внука Ливанова обвинили в убийстве. Родителям удалось переквалифицировать статью на более мягкую, Борис получил 8 лет.
В 2014 году внук Бориса Ливанова освобожден по УДО. В 2017 году СМИ стало известно, что бывший заключенный намеревается жениться на актрисе Марии Голубкиной. Новый 2018 год они отметили вместе, встречается ли пара сейчас – неизвестно.
Включить звук
Борис Ливанов скончался 22 сентября 1972 года (по другим данным – 23 октября того же года), причина смерти – сердечная недостаточность.

Похоронен на участке №2 Новодевичьего кладбища. На доме №6 по улице Тверская, где актер жил с 1938 года, установлена мемориальная доска.

Наиболее известные фильмы с участием Бориса Ливанова. С 1924 года Борис Николаевич снимался в кино. На его счету порядка сорока картин:
• 1924 — «Морозко»
• 1927 — «Октябрь»
• 1934 — «Частная жизнь Петра Виноградова»
• 1935 — «Дубровский»
• 1939 — «Минин и Пожарский»
• 1946 — «Глинка»
• 1946 — «Крейсер «Варяг»
• 1949 — «Падение Берлина»
• 1953 — «Адмирал Ушаков»
• 1955 — «Михайло Ломоносов»
• 1958 — «Капитан первого ранга»
• 1960 — «Слепой музыкант»
• 1970 — «Кремлевские куранты»

Отдельного рассказа требует ситуация, сложившая во МХАТе после прихода в него в качестве художественного руководителя Олега Ефремова.

Публикаций о замечательном советском и российском актёре и режиссёре Олеге Ефремове, который прославился ролями в кино и театральными постановками в “Современнике” и во МХАТе, ставшими по настоящему революционными для своего времени, хватает.

Но с этим смелым и новаторским подходом к творчеству были категорически не согласны некоторые старожилы МХАТа, среди которых был и выдающийся актёр театра и кино, Народный артист СССР, лауреат пяти Сталинских и Государственной премии СССР Борис Ливанов. И сегодня мы поговорим о его жизни, творчестве и борьбе с новым руководством театра.

Борис Николаевич Ливанов  в семье театрального актёра Николая Александровича и домохозяйки Надежды Сергеевны. Ещё в раннем детстве Борис Ливанов, вместе со своей младшей сестрой Ириной, часто посещал театры, где выступал их отец, а вернувшись домой будущий артист устраивал свои представления.

После окончания школы Ливанов поступил в Первое городское реальное училище, но в 1920 году 16-летний Борис решил оставить учёбу и вступить в ряды Красной армии. Но его не приняли, потому что набор был с 18 лет. Вот как позже он вспоминал об этом:
Я мечтал стать ещё и моряком — уж очень нравилась мне морская форма. Позже это желание сбылось: на сцене и в кино я был моряком буквально во всех чинах — от матроса до командующего флотом.

Желание стать актёром вернулось к Борису Николаевичу на обратном пути в Москву, когда он увидел одно из выступлений армейского театра. Тогда его впечатлил сам спектакль и реакция публики, позже актёр написал: "…Искусство необходимо народу не только в мирное время, но и в грозные годы войны".

Вернувшись в Москву, Ливанов поступил в школу Русского драматического театра Корша, а в 1922 году стал актёром четвёртой студии МХАТа, в котором прослужил почти полвека.

Очень быстро Борис Ливанов стал одним из ведущих актёров театра, исполняя на сцене яркие и мощные по темпераменту роли, среди которых были: граф Альмавива, Ноздрев, Чацкий, Соленый, Астров, Митя Карамазов, Егор Булычев.

Из письма Станиславского актёру Борису Ливанову, которого он очень ценил режиссер:
МХАТ призван спасти мировое искусство. За неисполнение этого указа судьбы ответите вы, оставшиеся в живых молодые последователи. Вы один из тех, о котором я думаю, когда мне мерещится судьба театра в небывало прекрасных условиях для его расцвета в нашей стране. Любящий и надеющийся на Вас К. Станиславский.

В 1970 году Борис Ливанов должен был стать художественным руководителем МХАТа имени Чехова, но неожиданно на его место поставили достаточно молодого и амбициозного Олега Ефремова.

Борис Николаевич очень тяжело переживал это событие, которое значительно сократило ему жизнь. Да, конечно, в театре были прекрасные артисты, но не было адекватного художественного руководства. И для многих актеров было шоком, что никому не известный режиссёр, работавший до этого в созданном при его участии театре «Современник», решил возродить русскую сцену и саму систему Станиславского.

Справедливости ради стоит заметить, что уже с середины 1950-х репертуар МХАТа был морально устаревшим и крайне официозным. К тому же, Ефремов на тот момент отработал порядка 14 лет на руководящей должности в театре "Современник", спектакли которого непостижимым образом становились подлинным событием не только театральной, но и общественной жизни страны, затрагивая важные вопросы человеческого бытия.

Но ветераны МХАТа посчитали, что молодые да ранние хотят забрать у них знамя. И когда Олег Ефремов возглавил МХАТ, то знаменитые актёры были очень недовольны этим событием.

По воспоминаниям очевидцев, Борис Ливанов однажды придумал такой мрачноватый каламбур: "Враги сожгли родную МХАТу". Интересный факт: к моменту прихода Ефремова в труппе было более 150 актёров, многие из которых годами не выходили на сцену.

А когда Борис Ливанов внезапно узнал, что его ближайший друг, Народный артист СССР Марк Исаакович Прудкин, поддержал назначение в театр Олега Ефремова, то он пришёл в неописуемую ярость. Из воспоминаний актёра и режиссёра Всеволода Шиловского:
Как-то мы сидели за столом, обедали. Рядом с нашим столом был стол семьи Прудкиных. Вдруг открываются двери, входит Борис Николаевич. Подходит к Марку Прудкину и со всего размаха бьёт по столу, так что подпрыгивает посуда. И очень громко говорит:
“Марк, ты предатель! Ты не меня предал, ты МХАТ предал. И трагедия в том, что МХАТ перестанет существовать”.
Ливанов еще раз грохнул кулаком по столу и ушёл. Мы всю ночь просидели у Прудкина, обсуждая, что же ждет МХАТ с приходом Ефремова. Прудкин слушал нас очень внимательно и сказал: “Всё будет хорошо. Вы только никому не говорите!..

Но Олег Ефремов был опытным профессионалом и хорошим психологом, прекрасно разбиравшимся в актёрских нравах и обидах, и не понаслышке знающим всё об актёрской зависти и ревности. Ефремов собрал старых “мхатовских” артистов и с их участием поставил спектакль "Соло для часов с боем", который имел огромный успех у публики и получил восторженные отзывы критиков.

Самое интересное, что столько хвалебных отзывов и такого бешеного аншлага актёры МХАТа не видели около 30 лет. Благодаря умелому руководству и очень удачному спектаклю, конфликт поколений удалось уладить.

Борис Ливанов так и не смог смириться с приходом туда Ефремова, в отличие от других великих “стариков” МХАТа. Артист поклялся никогда не переступать порога театра, пока там командует Ефремов, и сдержал своё обещание. Ему даже зарплату приносили на дом.

А у своих коллег при встрече всегда спрашивал: “Ну, как там, в Освенциме? Геноцид развивается?”. Спустя годы стало ясно, что Борис Ливанов был прав, как никто другой. При Ефремове МХАТ перестал существовать в том виде, в каком он функционировал в течение многих лет.

При новом руководстве знаменитый театр в 1987 году распадётся на две враждующие половины. К счастью, “мхатовские старожилы” этого позора не увидят, потому они покинут этот мир в течение следующих пяти-семи лет. А первым из жизни уйдёт Борис Ливанов. Великого актёра не стало 22 сентября 1972 года в Москве. Ему было 68 лет.


Рецензии