Терминология филумениста

17). Этикетка (этикет)
спичечная.
    
    «Этикетка» - листок специальной (этикеточной) бумаги небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий ее; предполагает клеевой способ крепления.  Само слово «этикетка» (немецкий вариант – etikette) происходит от французского слова                «etikquette», что означает  строго установленный порядок. До 1917 года в России слово «этикет» использовалось именно как средство «идентификации и украшения» товаров.
    «Этикет». Ранее, в царское время и первые годы советской власти употреблялся термин «этикет». По распоряжению Министра финансов России №2173 от 03.10.1889 года было введено обязательное утверждение спичечного этикета в Государственных органах с обязательной надпечаткой «Этикет утвержден Правительством».
     «Этикетка спичечная» – ярлык, бумажка с надписью: -«Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля». Представляет собой бумажный листок, состоящий из двух частей: обрезного и живописного поля и наклеенный на спичечную или упаковочную коробку, размером на 1-3 мм. меньше самой коробки. В соответствии со стандартами допускается совпадение живописного и обрезного полей. Иногда в качестве этикеток использовали карманные календари или открытки. Название «спичечная этикетка» было установлено отраслевым стандартом СССР в 1932 году №4646. На сегодня самая старая спичечная этикетка (этикет) установленного происхождения, согласно книге Гиннесса, принадлежит Самюэлю Джоунсу, она датируется приблизительно 1830 годом. Этикетка «Люцифер энд Конгрив» относящаяся приблизительно к 1835 году является самой редкой в Европе.
       «Круговая этикетка» - при ручном производстве спичечных коробков полоса с напечатанным рисунком служила одновременно и скрепляющей оберткой. Различаются следующие части: лицо, оборот, два ребра. Иногда намазкой покрывалось лишь одно ребро, а второе служило для рекламы. При машинном способе производства этикетка наклеивается специальной машиной на готовый коробок, и поэтому нужда в круговой полоске отпала.
    «Наборная этикетка» - этикетка, целиком напечатанная с типографского набора.
  «Текстовая этикетка» - содержит помимо надписей, относящихся к спичкам, также другой текст.
    «Картинка» - листок с рисунком, не содержащим никаких сведений о фабрике и спичках (к примеру: все сувенирные!).
   «Реклама» - листок, наклеиваемый на оборотную сторону коробки с каким-нибудь текстом, не относящимся ни к фаб-рике, ни к спичкам. Чаще всего это информация и реклама.
    «Сцепка» - две или более неразрезанные этикетки.
    «Сигнатура» - (с позднелатинского языка переводится как - подпись, с латинского языка – указываю, обозначаю). В полиграфии это порядковый номер печатного листа, помещаемый в нижнем левом углу первой полосы каждого листа и повторяемый со звездочкой на его третьей полосе. Как правило, содержит в разных вариациях: номер типографского заказ; название типографии; дату изготовления заказа.
   «Бумага» - материал в виде тонкого листа (толщина 4-400мкм) состоящий в основном из предварительно размолотых растительных волокон, беспорядочно переплетенных и связанных между собою. Для спичечной промышленности вырабатывается бумага трех марок: А. Б и В. ГОСТ – 1130-73.
    Бумага марки «А» - для оклейки спичечных коробок;
    Бумага марки «Б» для печатания этикеток.
    Бумага марки «В» для упаковывания спичечных коробок.
    Бумага должна изготовляться следующего цвета:
    Бумага марки «А» - фиолетового.
    Бумага марки «Б» - белого (цвет естественного волокна) и желтого.
    Бумага марки «В» - темно-зеленого.
   По согласованию изготовителя с потребителем допускается изготовлять бумагу марки «В» цвета естественного волокна или другого цвета.
   «Бумага без отделки» - бумага, не подвергшаяся каландрированию или другим видам отделки.
   «Бумага самоклеящаяся» - бумага, имеющая на оборотной стороне клей, который до момента наклеивания закрыт специальной бумагой, достаточно легко отделяющейся от основы.
   «Бумага этикеточная» - клееная бумага, иногда мелованная, с ограниченной деформацией после намокания, предназначена для печатания этикеток.
   «Бумага для спичечных коробок» - клееная бумага односторонней гладкости для печатания этикеток, наклеиваемых на спичечные коробки, и для оклейки спичечных коробок.
   «Бумага односторонней гладкости» - бумага, в основном этикеточная, попущенная через лущильный цилиндр для получения повышенной гладкости с одной стороны.
    «Бумага с покрытием» - бумага с нанесенным на ее поверхность слоем для придания ей специфических свойств и состоящим из одного или нескольких компонентов.
   «Плотность бумаги» - определяет вес листа бумаги размером 1 м2 в граммах. Основные виды бумаги имеют плотность от 60 до 300 гр/м2.
   «Белизна бумаги» - способность бумаги отражать свет, то есть это оптическое свойство бумаги, зависящее от состава бумажной массы.
   «Прозрачность бумаги» - пропускание света через бумагу, в большинстве случаев является дефектом бумаги.
    «Глянцевость бумаги» - любая бумага отражает падающий свет как диффузно (рассеяно), так и зеркально. Глянцевость характеризует долю зеркального отражения в общем количестве отраженного света.
   «Матовость бумаги» - противоположность глянцевости, характеризует долю рассеянного отражения в общем количестве отраженного света.
   «Бордюр» - наборный элемент в виде полоски, рисунка, орнамента.
    «Знак копирайт (С)» - знак охраны авторских прав, информирующий об обладателе данного права и о годе первого выпуска.
   «Иллюстрация» это, любое графическое изображение: чертеж, рисунок, фотография, репродукция и т. Д. являющееся составной частью издания и способствующее раскрытия его содержания.
    «Картон» - толстая, плотная и твердая бумага, употребляется как переплетный, упаковочный и прокладочный материал. В зависимости от назначения и технических показателей картон должен выпускаться следующих марок:
«Хром-эрзац» - многослойный картон с верхним слоем из беленой целлюлозы без покрытия и с покрытием мелованным слоем.
«М» - мелованный типа марки «Хром-эрзац» с верхним слоем из беленой целлюлозы, покрытым мелованным слоем.
«НМ» - немелованный типа марки «Хром – эрзац» с верхним слоем из беленой целлюлозы.
«А» - с верхним слоем из беленой целлюлозы.
«Б» - с верхним слоем из небеленой целлюлозы.
«В» - с ненормируемым составом по волокну.
«Г» - из макулатуры и других волокнистых полуфабрикатов.
«Д» - из белой древесной массы.
     «Картуш» - виньетка круглой или овальной формы, в которую помещают эмблемы и изображения.
   «Лакирование» - процесс облагораживания листовой печатной продукции (бумаги, картона). Нанесение на нее или на ее часть полиграфического лака. Делается это для придания жесткости, блеска и создания более надежной защиты от внешних воздействий, для более яркого выделения отдельных деталей изображения.  В спичечном производстве применялся как темный лак, так и светлый.      
      «Ламинирование» - процесс облагораживания листовой печатной продукции (бумаги, картона) путем припрессовки специальной пленки на печатный лист для придания ему жесткости, блеска и создания более надежной защиты от внешних воздействий. Существует несколько видов ламинирования: горячее, холодное и другие.
   «Марашка» - этот термин означает попадание посторонних частиц на печатную форму, которое вызывает дефекты изображения на оттиске. Такая продукция является полиграфическим браком.
   «Мат» - незначительная шероховатость гладкой поверхности, лишающая ее прозрачности, блеска.
   «Печать» - получение изображения путем нанесения красочного слоя на бумагу, картон, пленку и другие материалы при помощи печатных машин.
    «Печать офсетная» - способ печати, при котором красочное изображение с плоской печатной формы передается на промежуточную обрезиненную поверхность по принципу смачиваемости или несмачиваемости, которое затем передается на бумагу. В зависимости от типа машин позволяет печатать от 1 до 12 красок за один проход бумажного листа через машину.
  «Печать высокая» - способ печати, при котором изображения на запечатываемый материал осуществляется с печатной формы, на которой печатающие элементы расположены выше пробельных.
   «Печать глубокая» - способ печати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы углублены по отношению к пробельным.
  «Печать струйная» - бесконтактная с материалом печать, при которой изображение наносится на запечатываемый материал набрызгиванием специальных красок из сопел малого диаметра.
    «Печать трафаретная (то же, что и шелкография» – способ печати, при котором краска продавливается через отверстия в специальной сетке при помощи движущегося ракеля, разгоняющего краску по поверхности.
   «Печать термографическая» - здесь используется принцип ксерографии (прилипания сухих частиц краски к электростатически заряженным участкам материала) с последующей термической обработкой для закрепления изображения. Изображение получается заметно выпуклым.
   «Печать цифровая» - метод, позволяющий выводить информацию из компьютера непосредственно на формный материал или же прямо в печать.  Сохраняет все сильные стороны традиционной офсетной печати - точная цветопередача, гибкость форматов и т. Д.
   «Печать неполноцветная» - печать в 1-3 краски. Применяется, как правило, для изготовления бланков, визиток, листовок.
   «Печать   полноцветная» - печать минимум в 4 краски, позволяющая воспроизводить цветные оригиналы (фотографии).
    «Триплекс» - способ трехкратного репродуцирования одноцветных полутоновых оригиналов, например, однокрасочных пейзажных фотографий.
   «Акватипия» - печатание рисунков водяными красками, оттиски напоминают акварель.
   «Бескрасочное тиснение» - процесс получения рельефных изображений за счет деформаций бумаги (картона) под воздействием давления и нагревания.
    «Тиснение фольгой» - процесс присоединения фольги к бумаге (к картону) при помощи специальных аппаратов.
   «Металлография» - печатание полиграфическим способом с гравированных или травленных металлических печатных форм.
   «Условный печатный лист» - единица измерения объема издания, используемая для пересчета и сопоставления печатных объемов издания.  По объему равен печатному листу 60см. х 90 см. Это (8 листов или 16 страниц обыкновенного формата книги).
   «Стикеры» - наклейки, как правило, большого формата.
   «Наборы этикеток» - с 1958 года Балабановская спичечная фабрика начала формировать наборы спичечных этикеток для филуменистов, содержащие по 100 рядовых этикеток различной тематики. С 1965 года аналогичные наборы по 25 спичечных этикеток начала выпускать спичечная фабрика «Вильянди».

 
















                18. Виды этикеток.
     А). Стандартная спичечная этикетка: Рядовая стандартная этикетка, Сувенирная стандартная этикетка;
     Б). Экспортная этикетка;
     В). Иностранная этикетка;
     Г). Кабинетная стандартная спичечная этикетка: Рядовая кабинетная этикетка, Сувенирная кабинетная этикетка. 
     Д). Круговая спичечная этикетка;
     Е). Спичечная этикетка пачечная;
     Ж).  Спичечная этикетка пакетная;
     З).  Гросс;
     И). Ленточка;
     К). Ярлык (усл. эт-ка);
    Л). Акцизная марка (усл. эт-ка);
    М). Вкладыш;
    Н). Тарная этикетка; 
    О). Оборотка;
    П). Пробные этикетки;
    Р). Бракованные этикетки;
    С).    Самоклеющаяся наклейка. 
    Т). Сувенирный листок (усл. эт-ка);.
    Э). Эскизы этикеток;
     У). Виньетка;
    Ш). Бандероль;
    Щ). Спичечная текстовая этикетка.
А). Стандартная спичечная этикетка, это этикетка, наклеенная непосредственно на стандартную спичечную коробку, в которой находятся спички.
     «Рядовая стандартная этикетка», как правило, содержит в себе информацию о спичечной фабрике, выпустившую эти спички, ГОСТ, количество спичек в коробке, цену коробки спичек и год выпуска. Возможны варианты: может отсутствовать год выпуска или количество спичек, также на этикетку может быть нанесена какая- либо дополнительная информация, например надпечатка о каком – либо событии.

 
 
                Рядовая этикетка.    Сувенирная этикетка.
«Сувенирная стандартная этикетка» предназначена для сувенирных наборов спичек.  На ней отсутствуют все вышеперечисленные надписи, которые делались на рядовых этикетках.
  Этикетки лакированные и чистые (нелакированные). Все этикетки (рядовые, кабинетные и гроссы и т. д.) в первых сувенирных наборах, для придания им более привлекательного товарного вида покрывались лаком. Лак мог быть как темным, так и светлым. В связи с этим чистых этикеток первых сувенирных выпусков меньше, чем лакированных.

   
Светлый лак.     Нелакированная.        Тёмный лак.


    Этикетки с бескрасочным тиснением. Некоторые этикетки, для придания им оригинальности, печатались с тиснением.
 

Б). Экспортная этикетка. На своей лицевой стороне несёт определенную информацию, как на русском языке, так и на языке страны импортера.
В). Иностранная этикетка. Это спичечная этикетка, которая была выпущена в других странах мира. Она может быть всевозможных размеров и конфигураций, зависящих лишь от воли и фантазии художников и производителей спичек в данных странах.

 

Этикетка из Китая.    Экспортная этикетка.
  Г). Кабинетная стандартная спичечная этикетка, (кабинетка) это, этикетка, наклеенная непосредственно на кабинетную коробку или такого же размера коробку с хозяйственными или иными спичками.

      

      Рядовая кабинетная этикетка. Несёт ту же самую информацию, что и рядовая стандартная этикетка. Такая кабинетная этикетка клеилась, как правило, на хозяйственные спички. На её лицевую сторону наносилась информация о фабрике-производителе, месте нахождения фабрики, ГОСТ, количество спичек в коробке и цена.

 
       Рядовая кабинетка.                Сувенирная кабинетка.
      Сувенирная кабинетная этикетка.  Смотри по аналогии с сувенирной стандартной этикеткой. На ней отсутствует вся вышеперечисленная информация. Такая кабинетная этикетка клеились, как правило, на кабинетных спичках в сувенирных наборах. Но на некоторых сувенирных кабинетках, может быть нанесена какая-либо иная, дополнительная информация.
     Д). Круговая спичечная этикетка – это этикетка, наклеенная на всю коробку, независимо от того, эта коробка круглая, треугольная или же прямоугольная. Круговая этикетка помимо информационной нагрузки служила также скрепляющим элементом спичечной коробки. Такие этикетки имели хождение до 1917 года, но несколько раз такие этикетки выпускала и спичечная промышленность СССР.

 


       Е). Спичечная этикетка пачечная, это спичечная этикетка, наклеенная непосредственно на упаковку (пачку со спичками), в которой находится определенное количество спичечных коробок, как правило, это 10-12 коробок со спичками. Это этикетка с таким же рисунком, как и этикетка на спичечных коробках, только большего размера. Таким образом, советские, а теперь и российские спички отправлялись на экспорт. Иногда пачечные этикетки называют кабинетными, так как их размеры иногда совпадают, но это неправильно, так как они клеились не на коробку со спичками, а на упаковку. Понятие «пачка» в филуменистическую терминологию введено в 1936 году ОСТ 8293.

 

    «Пачка спичек» - потребительская тара с установленным количеством коробок со спичками. Общее число зажигательных единиц в каждой пачке должно быть равно. Как правило, это было 10-12 коробок. ГОСТ – 20563 – 75.
Ж). Спичечная этикетка пакетная, это спичечная этикетка, наклеенная непосредственно на упаковку (пакет), в котором находится определенное количество упаковок (пачек) со спичечными коробками. Как правило, это была (дюжина пачек - 12) – 144 коробки со спичками, (портативные – 10 пачек) – 100 коробок со спичками, которые и составляли пакет. На некоторых пакетных этикетках было указана цифра – 144. На пакет наклеивалась самая большая спичечная пакетная этикетка с таким же рисунком, как рядовая и пачечная. Размеры как пачечных, так и пакетных этикеток никакими стандартами не оговаривались, поэтому их размеры весьма разнообразны и часто зависели от величины вкладываемых в них коробок со спичками.


 

    «Пакет спичек» - потребительская тара с установленным количеством пачек со спичечными коробками. Общее число зажигательных единиц в пакете должно быть равно. ГОСТ – 20563 – 75.
     З). Гросс. (большой – нем). Спичечная этикетка упаковочная, наклеивалась на лицевую сторону упаковочной стандартной сувенирной коробки, в которой находилось определенное количество спичечных коробок со спичками, как правило, это было 16 рядовых коробок и 1 или 2 коробки кабинетные.  Были и другие разнообразные варианты.

 

      И). Ленточка. Спичечная этикетка упаковочная, которая наклеивалась на боковую сторону сувенирной упаковочной коробки.

 

      К). Ярлык – производное от тюрского «ярлэк» – повеление, приказ. Наклейка на вещи, товаре с указанием его названия, количества, предприятия или фирмы и т. д. Спичечная этикетка (усл.) упаковочная, которая наклеивалась на нижнюю сторону сувенирной упаковочной коробки.  На ярлыке, как правило, указывают производителя, нормативные требования и адрес производителя. В филумении, это небольшой листок бумаги, который либо вкладывается в коробку со спичками, либо наклеивается на обратную сторону коробки или же просто на ней печатается.

 


Л). Акцизная марка.  Вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления. Наклеивалась на спичечную коробку и таким образом, государство взимало налог с производителей спичек. (Усл. спичечная этикетка).


 
      М). Вкладыш. Спичечная пакетная этикетка, которая либо наклеивается на внутреннюю сторону сувенирного упаковочного коробка, либо просто произвольно кладется в сувенирный, подарочный или иной набор. Кроме того, есть несколько наборов, когда в спичечный набор клали схему дорог или какой-либо листок с поздравлениями и т.д.

 



Н). Тарная этикетка. Этикетка упаковочная, наклеивалась на фанерную или картонную тару, в которой хранилась и перевозилась спичечная продукция: спички, этикетки и т.д.    
     «Условный ящик спичек» - потребительская тара с установленным количеством коробок со спичками. Условный ящик - величина равная 50.000 спичек. ГОСТ – 20563 – 75. Учетной единицей картонных спичек – книжечек является ящик, вмещающий в себя 2.500 книжечек.

 

 

 

 

    На тарной этикетке указывалась дата изготовления спичек. ГОСТ, фамилия укладчицы, номер смены и линии. Иногда печатались правила перевозки и хранения спичек.

 
 О). Оборотка. Спичечная этикетка, наклеенная на нижнюю (оборотную) сторону любой спичечной коробки.
 
 
П). (Пробные этикетки). После утверждения эскизов Художественным советом на типографии печатались пробные этикетки, чтобы можно было воочию убедиться, как они будут выглядеть на спичечных коробках.

               
 

Р). Бракованные этикетки.  Брак производственный – продукция, не соответствующая стандартам, техническим условиям и другой нормативно-технической документации.

 

              Этикетки частично    покрытые лаком.               

 
Недопечатанная этикетка. (Недопечатка).

  С).  Самоклеющаяся наклейка. Современная спичечная этикетка с нанесенной в типографии клеевой основой. Такие этикетки клеили на коробки и банки со спичками, а также на другую тару со спичками.

 

 Т). Сувенирный листок. Сувенир – художественное изделие, коллекционный предмет как память о посещении страны, города и т. д, а также о каком-либо событии или о каком – либо знаменитом человеке. Такие листки выпускались, как правило, к памятным датам или выдающимся событиям. Их, безусловно, нужно относить к филуменистической продукции. Они несут филуменистическую и иную информацию и в подавляющем своем числе имеют либо наклеенную этикетку или же её копию, таким образом, сохраняя для истории этот филуменистический материал. (Усл. спичечная этикетка).
 
Сувенирный листок МКФ «Сувенир» с автографом
дважды героя Советского союза В. В. Горбатко.

    Э). Эскизы этикеток – предварительный набросок, фиксирующий замысел художника. В СССР, прежде чем этикетка оказывалась наклеенной на спичечную коробку, она должна была пройти довольно длинный путь. Вначале художник делал эскиз, Художественный совет принимал его, либо нет. И, только лишь после утверждения эскиза Художественным советом, этикетка после пробных оттисков шла в печать. (Усл. спичечная этикетка).

 

Эскиз этикетки не прошедший Худсовет.
Резюме Худсовета: «Плохо. Взять другой ракурс».

 
Эскиз этикетки и сама этикетка, прошедшие Худсовет.
            
У). «Виньетка» - украшение в книге или рукописи. Небольшой рисунок или орнамент в начале или конце текста. В данном случае украшение спичечного набора в виде ленточки с орнаментом. Упаковочная спичечная этикетка.

 

Ш). «Бандероль» - 1. небольшое почтовое отправление, отправленное в бумажной обертке. 2. ярлык, клейменная бумажная полоса, тесьма для оклейки вещей, по уплате за них пошлины, акциза. Упаковочная спичечная этикетка.

 

Щ). Текстовая этикетка.
Спичечная этикетка, без выходных данных, на которой напечатан какой-либо текст.
 















               


Рецензии