Разговор с трактором. Кубанские рассказы

 Сашка стоял возле своего старенького, сто раз чиненого трактора Беларусь и думал, что же ему делать. Трактор, его железный конь, был поломан. Он не пережил зиму, а если точнее, его, Сашкину халатность.
 
 Сашка винил себя уже тысячу раз, вспоминая тот злосчастный день. Тогда ночью телилась Марта, и он всю ночь не спал, а потом полдня грузил солому на холодном ветру. Пришел на обед  домой, перекусил и прилег на минуточку. Его разморило в теплой комнате у натопленной печки, и он уснул.
 
 Проспал он часа три или четыре.  А трактор то Сашка оставил на улице, рядом с домом, думая, что после обеда сразу еще поедет работать. Оставил на ледяном ветру, на морозе.

 Когда он проснулся, то первая мысль была: «Трактор!» Он не слил воду. А мороз крепчал с каждым часом. Кубанская зима полна сюрпризов, то тепло и почти весна, то сразу мороз за двадцать. Наверное, и сказка про 12 месяцев, была придумана и написана  именно тут.
 
 Так и в этом году весь декабрь и даже начало января было теплым и напоминало весну. А теперь мороз шел ледяным туманом, сковывая все вокруг. Утром было около пяти, а к вечеру больше двадцати. На улице висело белое марево от резко опустившегося мороза.
   
 Сашка выскочил к трактору, а уже было поздно: «Трактор разморозил!» Уже тогда Сашка понял, что попал. Он ругал себя, что в суете не залил тосол, ругал что заснул.
 
 Прошел месяц, и наступила оттепель. Позвали дядю Толю. 
Он посмотрел и сказал: «Это теперь металлом. Блок размерзся. Ремонт двигателя у МТЗ 82 знаешь тебе, сколько сядет? » - и начал загибать пальцы, считая.
 
 « Да я и не возьмусь делать. Видишь, вода с маслом течет. Треснули там цилиндры. Проще этот трактор сдать на металлолом, а потом денег добавить и купить поновее. А я может, чего подберу тебе по знакомству».

 «Добавить… Я только если всех коров продам, то наскребу на добавить, и то на старый, убитый трактор. Так если я свой знаю, как облупленный, а то купишь старье чужое, а оно не рабочее окажется»- возразил Сашка.

 Сашка, даже представить себе не мог, что ему делать без трактора. На его маленькой ферме, это единственная техника. Не будет трактора, можно все продавать. Ни кормов коровам заготовить, ни сена привезти, ни навоз вывезти.
 
 Дядя Толя был опытный и все знающий тракторист и пользовался непререкаемым авторитетом в станице.  Он лет сорок на тракторе отработал, а сколько он их делал и  не счесть. Теперь дядя Толя, правда, не работал трактористом, а был продавцом в магазине запчастей для сельхозтехники.

 Сашка загоревал. Денег совсем нет, коровы разом все ушли в запуск, и молока нет. Он живет только за счет молока. Зима тем более, с деньгами тяжело.  Тут уже и пахать надо, и сеять, а то без кормов останешься.

 Сашка вышел к трактору и стоял, смотрел на него. Все кусочки этого старого и видавшего виды механизма он знал наизусть. Правда, двигатель он не трогал ни разу. Ведь для этого знания нужны, учиться специально, большой опыт работы. А он кто - самоучка, которого жизнь заставила самому сесть за руль.

 Он стоял, стоял, а потом вдруг заговорил с трактором: «Слушая, мне кажется, ты не хочешь на металлолом. Ты меня подвел, или я тебя подвел, сейчас не важно. Делать то, что будем?»
 
 Трактор молчал, но Сашка, почему то, был уверен, что он его слышит: « Ты бы потерпел еще немного, поработал. Без тебя-то никак. Слушая, если уж все равно сломано, я хуже не сделаю. Может как то ремонт двигателя и получится нам с тобой самим сделать? Поможешь?»

 Вышла жена и спросила:
 
- А с кем это ты тут разговариваешь?
- С трактором. Он меня понимает, мы с ним ведь целыми днями вместе.
- Ну, ты даешь. Ну ладно разговаривай, главное, чтобы толк был.
 
 Сашка уже не сомневался. Он собрал все свои ключи и полез смотреть двигатель. Он не спешил и был готов к самому худшему, ведь дядя Толя, уже вынес свой вердикт. Полдня Сашка крутил гайки и не отходил от трактора. Потом зашел в дом и сел на стул, не вытирая грязных, черных от масла по локоть рук.

- Ну что? – спросила жена.
- Может быть,  мне только кажется, но нам повезло. Блок то целый у трактора, а значит и мотор рабочий. Пробку только выдавило. Вот поэтому вода с маслом. Сейчас пойду и попробую завести трактор.
-  А что Толик ошибся? Говорил ведь на металлолом.
- Может и ошибся, а может, и нет.

 Сашка вымыл руки и полез в кабину трактора. Трактор чихнул раз, другой и завелся. Потом заглохнул, а потом снова завелся.  Сашка даже проехал на нем метров двадцать.  Он вылез из кабины счастливый и сказал трактору:
«Ты мой дракон! Умница! Мы еще попашем».

 Жена стояла в дверях и смотрела на мужа и трактор. Она тоже переживала:
- И что, ошибся дядя Толя?
- Все нормально. Трактор умница, выдержал мороз. Мы отделались только испугом. Завтра поменяю прокладки, масло и можно готовиться к севу. Трактор на ходу. А мы его чуть на металлолом не сдали!
-  Я вообще в тебя верила, - улыбнулась жена - Знаешь, наверно не надо больше дядю Толю приглашать.

 В наступившем полумраке рядом с домом синел трактор. В стеклах кабины гасли отблески заката. Фары, как глаза смотрели вперед. Трактор пахнул соляркой, маслом и черноземом. Все его лошадиные силы были рады, что они остались дома и при деле.

 
 

 


Рецензии