Так чей Нагорный Карабах? - из выступления-4

          Будучи выходцем из Нагорного Карабаха, я конечно, не могу не сказать пару слов, связанной с этим. Да,  правда заключается в том, что в Нагорном Карабахе проживают этнические армяне. Но, правда ещё и в том, что в Нагорном Карабахе проживали и этнические азербайджанцы. И, как я уже отметил выше, там не было более или менее значимых анклавов, в которых жили лишь одни армяне или одни азербайджанцы. Разве, что в селениях, которые через один чередовались  по  этническому составу. Да и то, сколько я помню, нет, нет, но в азербайджанском селении можно было встретить и армянские семьи, и в армянских селениях проживали азербайджанцы. А в более или менее значимых  населённых пунктах, рабочих посёлках, городах и т.п.  армяне с азербайджанцами проживали в мире и согласии на протяжения всего периода существования СССР. Я уже не говорю про семьи со смешанным браком, со многими из которых я знаком не по рассказам.

Да, наверно можно говорить, что кого то было больше, кого то –меньше, в количественном плане. Но, разве это так важно, когда неоспоримым является то, что во все времена карабахцами могли себя называть как армяне Карабаха, так и азербайджанцы Карабаха. Если исходить из принципа количественного приоритета, то тогда город Тифлис, в котором к началу 20 века армяне составляли 36% -это большинство, а грузины – 28% , армяне вполне могут назвать армянским городом и требовать присоединения к Армении. Возможно, и с многонациональным городом Баку  можно найти период, когда сложно было бы определить, по какому признаку определить его принадлежность тому или иному народу. Я уже не говорю о том, что к тому же началу 20-го столетия, всё по данным того же словаря Брокгауза и Эфрона, которые сложно подвергнуть сомнению, в городе Эривани, сегодняшнем Ереване,  этнических сегодняшних азербайджанцев, было больше, чем этнических армян.

Да, я сегодня не сомневаюсь, что не без «помощи» тех, кого я называю Сильными Мира Сего, после развала СССР, кстати, и СССР развалился не сам по себе, в конце 80-х годов началась травля ещё вчерашних братских народов, -армянского и азербайджанского,  друг на друга.

Да, они действовали практически  наверняка. Ибо розыгрыш национальных карт в подобных неоднозначных регионах, когда, по сути, объединяющий  центр- СССР, благополучно шёл на самоликвидацию,  это  - гарантированный раздор, вражда и перманентная братоубийственная война, которая может длиться на века. Ибо, чем дольше подобное противостояние, тем больше становится очевидным, что в подобных случаях сложно говорить о гарантированном долгосрочном мире, при отсутствии примеряющей стороны, Ну, или остаётся вариант полного истребления одной из сторон другой стороной. В истории человечества может и можно найти и подобные примеры. Однако, насколько это может прибавить счастья победившей стороне? Это как  совестливому  человеку убить человека и продолжать жить с этим грехом. А то,  что азербайджанский и армянский народы, в основной своей массе,  сложно  обвинить  в бессовестности, у меня нет и тени сомнения.

Возможно, в этом и заключается основная трагедия, так называемой карабахской проблемы. Когда два, совершенно совестливых народа, дожили до того, что принялись на протяжение десятилетий, так дико и безжалостно  приносить в жертву своих, в основном, молодых сыновей. Как по мне, наивно полагать, что, то, что мы наблюдаем в этом регионе после распада СССР, когда сначала победила одна сторона, а потом –другая, что это войны-много войн. Нет, это не войны – первая карабахская, вторая карабахская и т.д.- это битвы. А войны в таких случаях могут быть не только тридцатилетними, столетними, но и более.  В результате последней жестокой битвы, которая длилась 44 дня, по разным оценкам, с обоих сторон, было убито не менее  7 тысяч человек. В основном молодых людей, которые составляют, как говорится, генофонд нации. И одному Богу известно, сколько бы ещё должно было погибнуть, если бы Президенту России не удалось убедить властные элиты Армении и Азербайджана прекратить эту братоубийственную бойню.

Конечно, помимо  убеждений, важным аргументом в прекращении боевых действий стало оперативное появление в регионе российских миротворцев. Можно конечно долго говорить о повторении истории столетней давности. О том, что и сто лет назад, когда разваливали Российскую империи, также, окраины были охвачены жестокими противостояниями, как на национальной, так и на идеологической основе. Сегодня вроде идеологический фактор отсутствует, но противостояния менее жестокими не становятся.  Да, как по мне, сегодня наблюдается дефицит ответственных национальных элит. Точнее, на первый план в этих элитах вышли те, кто по разным причинам мысли не допускает, что подобные битвы, подобное противостояние и подобная война-это путь в никуда. 

Веками живущие рядом народы должны продолжать жить рядом, вне зависимости форм их совместного проживания. К сожалению, как видим, эта простая истина не доступна всем. Конечно, не последнюю роль во всех этих деструктивных процессах играют определённые внешние факторы. Но разве это может снять ответственность с правящих элит сторон? И, конечно, пока  не появятся  более ответственные за судьбы своих народов элиты, без участия третьих сторон, сложно  говорить об установлении стабильного мира в регионе. Собственно, тому подтверждение то, что мы наблюдаем в течение года, после прекращения боевых действий.

Я не сомневаюсь, что присутствие российских миротворцев позволит армянам и азербайджанцам вновь вспомнить, что они могут жить и работать рядом, строить своё благостное будущее.

В завершение, хотел бы поделиться идеей о создании в Закавказье музеев,  просветительских центров, в которых в доступной форме были бы представлены свидетельства, исторические факты, влияния на судьбы народов Закавказья, их вхождение в Российское подданство, которое началось 200 с лишним лет назад. (об этом здесь http://proza.ru/2020/12/17/1481)Я уверен, что нам нечего стыдиться за свою историю, я уверен, что нам есть чем гордиться подобным  родством с Россией, с русским народом. И нам есть, что передать последующим поколениям, дабы донести до них понимание простых человеческих понятий- «Что есть хорошо, а что есть плохо?» «Совесть» «Справедливость» и, преданное сегодня забвению такое понятие, как  «Дружба народов».

Благодарю  за внимание! 


Рецензии
во все времена карабахцами могли себя называть как армяне Карабаха, так и азербайджанцы Карабаха!

Григорий Аванесов   12.10.2021 20:40     Заявить о нарушении