Так чей Нагорный Карабах? - из выступления-4
Да, наверно можно говорить, что кого то было больше, кого то –меньше, в количественном плане. Но, разве это так важно, когда неоспоримым является то, что во все времена карабахцами могли себя называть как армяне Карабаха, так и азербайджанцы Карабаха. Если исходить из принципа количественного приоритета, то тогда город Тифлис, в котором к началу 20 века армяне составляли 36% -это большинство, а грузины – 28% , армяне вполне могут назвать армянским городом и требовать присоединения к Армении. Возможно, и с многонациональным городом Баку можно найти период, когда сложно было бы определить, по какому признаку определить его принадлежность тому или иному народу. Я уже не говорю о том, что к тому же началу 20-го столетия, всё по данным того же словаря Брокгауза и Эфрона, которые сложно подвергнуть сомнению, в городе Эривани, сегодняшнем Ереване, этнических сегодняшних азербайджанцев, было больше, чем этнических армян.
Да, я сегодня не сомневаюсь, что не без «помощи» тех, кого я называю Сильными Мира Сего, после развала СССР, кстати, и СССР развалился не сам по себе, в конце 80-х годов началась травля ещё вчерашних братских народов, -армянского и азербайджанского, друг на друга.
Да, они действовали практически наверняка. Ибо розыгрыш национальных карт в подобных неоднозначных регионах, когда, по сути, объединяющий центр- СССР, благополучно шёл на самоликвидацию, это - гарантированный раздор, вражда и перманентная братоубийственная война, которая может длиться на века. Ибо, чем дольше подобное противостояние, тем больше становится очевидным, что в подобных случаях сложно говорить о гарантированном долгосрочном мире, при отсутствии примеряющей стороны, Ну, или остаётся вариант полного истребления одной из сторон другой стороной. В истории человечества может и можно найти и подобные примеры. Однако, насколько это может прибавить счастья победившей стороне? Это как совестливому человеку убить человека и продолжать жить с этим грехом. А то, что азербайджанский и армянский народы, в основной своей массе, сложно обвинить в бессовестности, у меня нет и тени сомнения.
Возможно, в этом и заключается основная трагедия, так называемой карабахской проблемы. Когда два, совершенно совестливых народа, дожили до того, что принялись на протяжение десятилетий, так дико и безжалостно приносить в жертву своих, в основном, молодых сыновей. Как по мне, наивно полагать, что, то, что мы наблюдаем в этом регионе после распада СССР, когда сначала победила одна сторона, а потом –другая, что это войны-много войн. Нет, это не войны – первая карабахская, вторая карабахская и т.д.- это битвы. А войны в таких случаях могут быть не только тридцатилетними, столетними, но и более. В результате последней жестокой битвы, которая длилась 44 дня, по разным оценкам, с обоих сторон, было убито не менее 7 тысяч человек. В основном молодых людей, которые составляют, как говорится, генофонд нации. И одному Богу известно, сколько бы ещё должно было погибнуть, если бы Президенту России не удалось убедить властные элиты Армении и Азербайджана прекратить эту братоубийственную бойню.
Конечно, помимо убеждений, важным аргументом в прекращении боевых действий стало оперативное появление в регионе российских миротворцев. Можно конечно долго говорить о повторении истории столетней давности. О том, что и сто лет назад, когда разваливали Российскую империи, также, окраины были охвачены жестокими противостояниями, как на национальной, так и на идеологической основе. Сегодня вроде идеологический фактор отсутствует, но противостояния менее жестокими не становятся. Да, как по мне, сегодня наблюдается дефицит ответственных национальных элит. Точнее, на первый план в этих элитах вышли те, кто по разным причинам мысли не допускает, что подобные битвы, подобное противостояние и подобная война-это путь в никуда.
Веками живущие рядом народы должны продолжать жить рядом, вне зависимости форм их совместного проживания. К сожалению, как видим, эта простая истина не доступна всем. Конечно, не последнюю роль во всех этих деструктивных процессах играют определённые внешние факторы. Но разве это может снять ответственность с правящих элит сторон? И, конечно, пока не появятся более ответственные за судьбы своих народов элиты, без участия третьих сторон, сложно говорить об установлении стабильного мира в регионе. Собственно, тому подтверждение то, что мы наблюдаем в течение года, после прекращения боевых действий.
Я не сомневаюсь, что присутствие российских миротворцев позволит армянам и азербайджанцам вновь вспомнить, что они могут жить и работать рядом, строить своё благостное будущее.
В завершение, хотел бы поделиться идеей о создании в Закавказье музеев, просветительских центров, в которых в доступной форме были бы представлены свидетельства, исторические факты, влияния на судьбы народов Закавказья, их вхождение в Российское подданство, которое началось 200 с лишним лет назад. (об этом здесь http://proza.ru/2020/12/17/1481)Я уверен, что нам нечего стыдиться за свою историю, я уверен, что нам есть чем гордиться подобным родством с Россией, с русским народом. И нам есть, что передать последующим поколениям, дабы донести до них понимание простых человеческих понятий- «Что есть хорошо, а что есть плохо?» «Совесть» «Справедливость» и, преданное сегодня забвению такое понятие, как «Дружба народов».
Благодарю за внимание!
Свидетельство о публикации №221101201234
Григорий Аванесов 12.10.2021 20:40 Заявить о нарушении