Пламя божественного Экстаза

Константин Хачатурян





Пламя Божественного Экстаза





2021 год
;



Малое предисловие

Эта книга посвящена А.Н. Скрябину, Б.Л. Пастернаку и А.А. Вознесенскому. Их творчество вдохновляла любовь. Пламя Божественного Экстаза.

–––––––––––

;
Божественная диктовка.
Прелюдия.
Творец не может жить без любви. Пламя этого чувства рождает вдохновение, «Божественную диктовку», о которой говорил поэт Андрей Вознесенский.
Эта книга посвящена Александру Николаевичу Скрябину, Борису Пастернаку и Андрею Вознесенскому.
В стихах Пастернака и Вознесенского звучат интонации произведений Скрябина.
Борис Пастернак обожал музыку Скрябина. Он был знаком с Александром Николаевичем и показывал ему свои первые композиторские опыты.
Андрей Вознесенский общался с Пастернаком. В доме Бориса Леонидовича он слышал фортепианную музыку Скрябина в исполнении Станислава Нейгауза и Святослава Рихтера.
–––––
Скрябин, Пастернак, Вознесенский. Их творчество излучает свет. Волшебный свет любви!
–––––
;




Пламя.


Александр Скрябин.
;
1.
Его творческий и жизненный путь – это пламя. Выдающийся пианист и педагог Генрих Нейгауз писал о Скрябине:
«Он горел и сгорал – вот почему его музыка, как звезда, как солнце, излучает свет».
Музыка Скрябина – это свет космической любви.
–––––
2.
Осенью 1902 года Скрябин знакомится с Татьяной Фёдоровной Шлёцер. Александр Николаевич жаждал вырваться из повседневной прозы. Он весь горел внутренним творческим огнём.
Татьяна Фёдоровна стала для Него единственным прибежищем, где Он находил восхищение, сочувствие, понимание.
Эта встреча зажгла в Его душе пламя! Огонь Божественной любви!
–––––
3.
С 1905 года Александр Николаевич и Татьяна Фёдоровна живут открыто, как муж и жена.
Несмотря на бытовые трудности, которые преследовали Скрябина, Он переживает огромный творческий подъём.
Пламя любви вдохновляет Александра Николаевича на создание величайших произведений:  «Поэма экстаза», «Прометей. Поэма огня», «Пятая соната для фортепиано», Поэма для фортепиано «К пламени».
–––––
4.
В этот период у Скрябина рождается замысел «Мистерии» и «Предварительного действа». Он говорил: «Мистерия – это акт эротический, акт любви».
Любовь к «Мистерии» не была обыденной, земной. Эта любовь была жертвенной. Александр Николаевич считал, что обречён написать «Мистерию».
–––––
5.
Борис Пастернак писал в своём автобиографическом очерке «Люди и положения»:
«… Скрябин не только композитор, но повод для вечных поздравлений, олицетворённое торжество и праздник русской культуры».
–––––
;





Божественный свет любви.

Борис Пастернак

;
«О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти».
Борис Пастернак.
–––––
1.
Борис Пастернак безумно любил музыку. Скрябин был Его кумиром, Божеством. Он писал в повести «Охранная грамота»: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина. … Жизни вне музыки я себе не представлял».
–––––
2.
Пастернак стал поэтом, прозаиком, переводчиком. Но Его стихи, проза – это музыка.
В стихах Пастернака звучат интонации произведений Александра Николаевича Скрябина.
–––––



3.
«Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела».
Эти строки озарены пламенем произведений Скрябина. Божественным экстазом Его музыки.
–––––
4.
В 1946 году Борис Леонидович познакомился с Ольгой Ивинской. Эта встреча взорвала Его жизнь и творчество. Ивинская озарила судьбу поэта. Ольга Всеволодовна стала прообразом Лары в романе Пастернака «Доктор Живаго». В одном из писем Борис Пастернак писал:
«Во втором послевоенном времени я познакомился с молодой женщиной – Ольгой Всеволодовной Ивинской… Она и есть Лара моего произведения, которое я именно в это время начал писать… Она олицетворение жизнерадостности и самопожертвования».
–––––
5.
Ивинская стала для Пастернака не просто обычным любовным увлечением. Вся поздняя лирика Бориса Леонидовича вдохновлена Его любовью к Ольге. Многие осуждали Их отношения.
Но Поэта, Художника, Творца нельзя судить общими мерками.
–––––
6.
Плод Их любви – всё позднее творчество Бориса Пастернака. Шестнадцать лет Его жизненного пути.
Ивинская писала:
«Я любила Бориса Леонидовича, и не могу обманываться в том, что была ему необходима, и благодарна судьбе за моё место рядом с ним в его плену Времени».
«Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему». 
–––––
7.
Поэзия Пастернака полифонична. Он воспринимал слово, словосочетание, рифму, как звук, гармонию, музыкальную интонацию.
«Ты так же сбрасываешь платье,
Как роща сбрасывает листья,
Когда ты падаешь в объятье
В халате с шёлковою кистью».
–––––
8.
Любовь Бориса Пастернака к Ольге Ивинской – это музыка. Волшебные звуки Его поэзии, прозы.
Пастернак не мог творить без любви.
Безумная страсть вдохновляла Его, и Он взлетал над обыденностью.
–––––



9.
«И дольше века длится день,
И не кончается объятье».;
–––––
;






Поэтический экстаз.

Андрей Вознесенский.

;
1.
«Если пишутся стихи – значит, правильно живёшь».
Эти слова Андрея Вознесенского обращены к Борису Пастернаку и Александру Николаевичу Скрябину. Их вдохновляла любовь. Всё творчество этих великих художников – это пламя любви.
–––––
2.
Андрей Вознесенский был учеником Бориса Пастернака. В четырнадцать лет Он послал Ему стихи и письмо. Пастернак откликнулся. Андрей Андреевич вспоминает:
«Почему он откликнулся мне?... Может быть, он любил во мне себя, прибежавшего школьником к Скрябину?»
–––––





3.
Стихи Андрея Вознесенского обострённо музыкальны.
«Я – Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворог,
слетая на поле нагое.
Я – Горе».
В Его поэзии звучат Скрябинские интонации. Мы слышим это в рифмах, метафорах, словосочетаниях.
«Можно и не быть поэтом,
Но нельзя терпеть, пойми,
Как кричит полоска света,
Прищемлённая дверьми».
–––––
4.
Всё творчество Вознесенского – волшебный свет любви. Это великое чувство осветило Его поэзию, прозу, видеомы.
Поэт не может творить без музы. Биополе Её любви создаёт гармонию.
Вознесенский писал:
«Муз смущают смотрины непосвящённых. Самое близкое – не для прозы.
Их свет сохранился в стихах, которые они мне подарили.
Женщина рождает стихотворение, поэт только крестит его духовно».
–––––
«Не придумано истинней мига,
Чем раскрытые наугад –
Недочитанные, как книга, –
Разметавшись, любовники спят».
–––––
5.
Музой Андрея Вознесенского была Зоя Богуславская. Она всегда была рядом с поэтом. Её образ царил в поэзии Андрея Андреевича.
В одном из интервью Андрей Вознесенский сказал:
«А Зоя – это самое главное. Это моя жизнь».
Она создавала гармонию Его творчества и жизни.
–––––
6.
P.S.
«Правы вы. Но тем не менее
мне, а не кому-нибудь
Бог посылает вдохновенье.
Значит, праведен мой путь».
–––––
;
Безумная сила любви.
Постлюдия.

Скрябин, Пастернак, Вознесенский. Что связывает этих трёх великих творцов?
Их вдохновляла безумная сила любви. Каждая нота, каждое слово были озарены этим Божественным чувством. Они творили только по вдохновению.
«Небо диктовало, а они записывали».
В душе истинного художника всегда горит огонь волшебной любви!
Пламя Божественного экстаза!!
–––––
;
Содержание:

Божественная диктовка.
Прелюдия.
–––
Пламя.
Александр Скрябин.
–––
Божественный свет любви.
Борис Пастернак.
–––
Поэтический экстаз.
Андрей Вознесенский.
–––
Безумная сила любви.
Постлюдия.
–––––


Рецензии