Причина развала СССР. Противоречие социализма

Часть3. Противоречие между технической стороной построения социализма и нравственным обликом строителей социализма - первопричина развала СССР.

Не надо забывать, что капитализм и социализм – это, прежде всего экономические системы хозяйствования. Не будем вдаваться в суть данных систем в плане экономики, речь о другом. При капитализме экономика развивается в основном на основе экономических законов. Моральный облик строителей капитализма хоть и влияет на развитие страны, но сама система капиталистического хозяйствования воспроизводит сама себя. Смешно даже предположить, что капитализм сам собой может превратиться во что-то другое. Даже анархия является низшей стадией капитализма. В капитализме действуют волчьи законы сильнейших. Нравственные нормы им только вредят.

Что можно сказать о социализме? Социализм как система экономики мало отличается от капиталистической системы экономики. Просто государство становится самым большим собственником. Казалось бы, ничего сложного. Надо просто государству стать собственником. И действительно, большевики переформатировали экономику на социалистический лад. Для чего? Чтобы проводить социальные программы. Получается, переход к социализму достижим без учета морального облика граждан.

Первая задача большевиков, чтобы труд при социализме был свободным от эксплуатации. «Никакие законы в мире не в силах будут уничтожить неравенство и эксплуатацию, пока остается хозяйство на рынок, пока держится власть денег и сила капитала. Только устройство крупного общественного, планомерного хозяйства, при передаче собственности на все земли, фабрики, орудия рабочему классу, в состоянии положить конец всякой эксплуатации».

Вторая насущная задача. Так как государство стало практически единственным собственником всей производственно материальной базы, то «Впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров является возможность работы на себя, и притом работы, опирающейся на все завоевания новейшей техники и культуры» (В.И.Ленин). То есть труд при социализме стал свободным от эксплуатации. Труд остался прежним, а вот социалистические производственные отношения должны были в корне изменить характер труда.

В то время как подневольный труд при капитализме непосредственно выступает как частный труд, при социализме труд имеет непосредственно общественный характер. Общественная собственность на средства производства обусловливает возможность и необходимость планомерной организации труда в масштабе всего общества.

Коренным образом изменилось положение трудящегося человека в обществе. В противоположность капитализму, где положение человека определяется социальным происхождением и богатством, положение человека в социалистическом обществе определяется только трудом и личными способностями.

Подведем итог сказанному. а)При капитализме есть хозяева и есть наемные работники. Каждый трудится в силу обстоятельств и личного отношения к труду. Контрольные функции у хозяев. Частный труд регулируется «властью денег и силой капитала». Государство практически не вмешивается в производственные отношения, оно только следит за выполнением законов.

б)При социализме средства производства являются общественной собственностью. Поэтому труд носит непосредственно общественный характер. Как это понимать? Пример. Семейное производство, где принимают участие все члены семьи. Каждый получает свой фронт работы, согласно тем качествам, которыми обладает. Это: профессионализм, образованность, физические данные, возраст и т.д. В силу неодинаковости возможностей к труду у членов семьи, они в семейную копилку вносят различное количество дохода, а потребляют в зависимости от нужд отдельного индивида. Действует формула: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

На чем же держится такой семейный общественный труд, где семья является общественной ячейкой? С одной стороны, гены родства на уровне физиологии несут любовь в семейные отношения. Но как говорит пословица: «И в семье не без урода». Поэтому, с другой стороны, чтобы семейные отношения были дружественными, обязательным условием таких взаимоотношений служит то, что члены семьи имеют нравственный облик. Согласитесь, что одни родственные гены, без учета морального облика членов семьи, не смогут удержать семейный труд, работающий на благо всего семейства. Семейное производство распадется и каждый член семьи отправится в собственное плавание.

Точно также любое производство, с общественной собственностью на средства производства, должно быть обусловлено дружескими взаимоотношениями внутри коллектива тружеников. Почему и при советской власти делался упор на то, что производственный коллектив должен быть трудовой семьей. Здесь родственные связи отсутствуют. Поэтому, чтобы общественный труд был плодотворным, надо налаживать дружеские отношения между членами производственного коллектива. То есть такие отношения могут возникнуть в том случае, если члены коллектива, как говорили в советское время, будут морально устойчивыми.

Что же получается? При капитализме совершенно не обязательно, чтобы граждане имели нравственные качества. А вот строители социализма должны иметь нравственный облик. Безнравственные люди социализм построить не могут. Почему? Потому что человек, прежде всего при социализме работает на коллектив, а потом уже на себя.

Социалистическое государство - это тоже семья, где все производственные коллективы работают на весь народ, а потом уже на свое производство. Потому что социалистическое государство полностью несет на себе нагрузки по социальному обеспечению своих граждан. В то же время как единое целое для всего народа, оно разрабатывает единые нормативы по работе производственных отношений. На практике выходит, что государству приходится вклиниваться во все стороны и сферы жизни общества.

Освобождение от эксплуатации и изменение положения трудящегося человека в обществе вызывает переворот во взглядах людей на труд, порождают новое отношение к труду. В то время как эксплуататорский строй веками создавал у многочисленных поколений трудящихся отвращение к труду, как к тяжёлому и зазорному бремени, социализм превращает труд в дело чести, доблести и геройства, придаёт ему творческий характер. В социалистическом обществе трудящийся человек, если он работает хорошо, проявляет инициативу в деле улучшения производства, окружён почётом и славой. Действует принцип: «От каждого по способностям, каждому по труду».

Вместе с тем труд при социализме ещё не стал первой жизненной потребностью членов общества, не превратился в привычку работать на общую пользу. На стадии социализма ещё не преодолены до конца пережитки капитализма в сознании людей. Наряду с основной массой работников, честно выполняющих свои обязанности перед обществом, проявляющих творческую инициативу в труде, имеются работники, недобросовестно относящиеся к своим обязанностям, нарушающие трудовую дисциплину. Такие люди стремятся давать социалистическому обществу как можно меньше и получать от него как можно больше.

В.И.Ленин, столкнувшись на практике с таким отношением недобросовестных работников к труду, осознал свою ошибку. Предполагалось, что трудовые массы, освободившись от эксплуататорских элементов, имея общие цели и задачи, будут относиться друг к другу по-дружески, т.е. быть товарищами. Но оказалось, что «родимые пятна» переходят из капитализма в отношения между людьми в социалистический строй. Эти «родимые пятна» ни что иное, как отклонения в моральном облике человека, т.е. не соответствие его морального облика тем качествам, которые необходимы для выстраивания производственных отношений при социализме.

Вот здесь и возникает серьезное противоречие между технической стороной построения социализма и нравственным обликом строителей социализма. Каким образом социалистическая система боролась с уничтожением этих пятен? Публичное осуждение людей, поддавшихся порокам, «пригвождение их к позорному столбу» и осуществление против них кару, в виде жестких законов? В СССР такая карающая схема работала, но верхушка власти была не подконтрольна этой карающей схеме.

В результате «родимые пятна» сожрали большое количество людей власти Советского Союза. И что произошло? Эта зачумленная «родимыми пятнами» верхушка власти элементарно, на раз-два, разрушила СССР и уничтожила социализм – результат завоевания и труда всего советского народа.
12.10.21 г. Евангелия Роуз.


Рецензии
В теоретическом плане Вы изложили всё верно. Социализм в СССР сделал много, чтобы выйти на мировой уровень по многим показателям экономики. Но не было теории дальнейшего развития социализма в условиях окружения капитализмом. В Китае такая теория была разработана, и социализм там работает и сейчас. В целом, человечество на планете будет продолжать жить, если коллективизм победит индивидуализм в каждом обществе. С уважением, Виктор Шулепов.

Виктор Шулепов   07.09.2022 20:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.