Летайте чаще над собой...

   
«Летайте чаще над собой,
Пока душа в союзе с телом.
И жизнь тогда на свете белом
Не будет пасмурной такой.»
С. Таратута «Летайте чаще над собой...»   

     В  статье-эссе «Черный монах» в очередной раз попытался с помощью княгини Е.К. Воронцовой, поэтов Н. Гумилёва, Ф. Тютчева, С. Таратуты и доктора Штайнера проникнуть в сущность поэтического искусства, указать на неземные источники вдохновения Поэтов, показать значение и место поэзии в духовном развитии человека. И  Великие не один раз в этом признавались, прося относиться к их прозрениям, как Божественным откровениям. И САМ Александр Сергеевич в этом признавался в своём хрестоматийном стихотворении «Поэт»:

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…

Очень много совпадений, чтобы поверить в наличие шестого чувства у  одарённых поэтов: А.С. Пушкин в состоянии катарсиса на берегах пустынных волн и в дубравах скрывался, а Сергей Таратута к земле льнёт поближе к траве и муравьям старается оказаться… (Лежать в траве и слушать шорох,/ Как самый главный звук земли./ Послав подальше мыслей ворох,
Которые к тебе пришли). А потом и стихи начинают течь, и появляются на свет Божий шедевры….

В качестве  итоговой, завершающей мысли приведу здесь стихотворение «Поэт» Владимира Козлова, с талантом которого начал знакомить вас в эссе «Путь летучей мыши серой»:

Я тот, что о нездешних странах
Поёт и грезит из веков.
Хожу в полях, брожу в туманах,
Вникая в говор тростников.

Я замираю или внемлю,
Чтобы услышать каждый звук
Земли и знаки понимаю
Далёких звёзд и их язык.

Я птицей в облака взлетаю,
По краю пропасти хожу,
На всём, что вижу я гадаю,
На всё на свете ворожу.

Я славлю тех, кто видит вечность,
Смотря на проходящий миг,
Я постигаю бесконечность,
Я мальчик мудрый, как старик.

Я скальд, я   повелитель слога,
Слуга его. По чьей вине,
Когда не слышу Голос Бога,
Не тщетен — странный дар во мне!?

Тогда я лирою лукавой
Смущаю синеоких дев,
И ухожу в туман за славой,
Всё разлюбив и всё презрев.

С дракара вдаль взирая хмуро,
Я висой прогоняю страх,
У запорожцев я бандурой
Звеню на их хмельных пирах.

Я в двух шагах всегда от рая
И от беды на волосок,
Под пулю лоб я подставляю,
Кладу на дуло я висок.

Комментировать и объяснять смысл этого произведения нет необходимости: он ясен - талант автора говорит сам за себя.   Поэт - маг, владеющий искусством слова и обладающий качествами, отсутствующими у обычных людей… Нам надо поверить наконец признаниям пиитов, больших и малых, признанных и непризнанных, принять их откровения в свои души и сердца....
Это стихотворное признание В. Козлова довольно яркое подтверждение метафизической составляющей в поэзии, без которой поэт превращается в  простого сочинителя рифмованных текстов. Здесь талант налицо.  Поясню только значение слов «скальд», «виса» и «дракар» - они взяты из скандинавской древней скальдической поэзии - скальд - древний скандинавский поэт-певец, виса - вступительная часть древних скандинавских рунн, где поэт обращается за помощью к богам, дракар -  узкое скандинавское судно-ладья с загнутым носом и кармой. Во времена скальдов поэзия была грозным оружием, таким же как меч и кинжал. Об этих временах вспоминает и М. Лермонтов в стихотворении с таким же названием («Поэт»):

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.

Увы, эти времена прошли, но навсегда ли?!. Может быть вера в силу самого главного из искусств, в силу поэтического слова ещё вернётся? Вспомните историю про черного монаха….

                ***

Прошедших через дебри мистических рассуждений об особенностях поэтического искусства хочу порадовать широко известным стихотворением Сергея Таратуты первой строфой которого назван один из томов двухтомника его стихов, вышедших в 2006 году в издательстве «Архитектура и строительство в России»:

Татьяне Трембовельской

Летайте чаще над собой,
Пока душа в союзе с телом.
И жизнь тогда на свете белом
НЕ будет пасмурной такой.
Наверх из илистого быта,
Не глядя в стороны и в низ,
Туда, где солнца диск завис,
Где вдохновение, как приз,
Где ночью дует лунный бриз,
И в детство трасса не закрыта!
Летайте чаще над собой,
Хотя, конечно, это трудно.
Не поплывёт по суше судно,
Простор покинув голубой.

Наверх от илистого быта…  кто только не пытается помочь нам вырваться из «бытовухи», которая засасывает и не пускает, до тех пор пока человек не найдет в себе силы вырваться из него. 
Многие гении, испытавшие это чувство, пытаются помочь нам, и поэты первые среди них. В произведениях истинной поэзии больше всего естественного допинга для того, чтобы каждый, чувствующий в себе такое стремление, мог сделать  этот спасительный рывок…


Рецензии