25 лет нашей работе в СЮТ

   Двадцать пять лет назад мы пришли на работу в наш СЮТ. Раньше мы всё ходили мимо этого удивительного здания, похожего на средневековый замок и думали, что же тут будет. И не думали мы, что придём сюда работать. Но случилось так, что предприятие, где я работал раньше, разорилось. И тогда у Альфии Викторовны мелькнула счастливая мысль пойти работать в дополнительное образование. Мы же умеем работать с берестой, так почему бы и нет?

     Мы пошли в старый Клуб Юных Техников, который был на улице Ленина. Там нам сказали, что это учреждение доживает последний год, и теперь лучше идти устраиваться в новый «дворец», на улицу Ольховую. Сказали, что всё равно все сотрудники КЮТа перейдут туда, а это здание закроют.

     Директором нового учреждения был Владимир Фёдорович Ерёмин. Он посмотрел наши берестяные изделия, которые мы везде с собой таскали, и принял нас на работу. Несмотря даже на то, что специального педагогического образования у нас не было. Нам предложили выбрать кабинет для себя. Мы ходили по всем этажам огромного здания и разглядывали одинаковые просторные и светлые кабинеты. Некоторые из них были уже заняты, а во многих других стояли специальные столы для паяния. В нашем кабинете они тоже стояли. Видимо по проекту упор делался на обучение детей радиоэлектронике, поэтому паяльными столами было заставлено буквально всё. Наш кабинет понравился нам красивым видом из окон. Мы решили, что будем «жить и работать» именно здесь.
-А столы паяльные мы вынесем – сказала нам завхоз Роза Андреевна.

      Паяльные столы действительно вынесли и принесли нам много столов обыкновенных, которые и до сих пор стоят в нашем кабинете. Это был 1996-й год. До официального открытия Станции оставался ещё год. За этот год нам предстояло освоиться на новом месте и начать учебный процесс. Естественно, пришли мы к пустому месту. Не было у нас ни инструментов в нужном количестве, ни станков. Единственное, что было – это береста и некоторый опыт педагогической работы. Раньше мы оба недолго работали в художественной школе на полставки.

    Под бересту нам кстати отвели самый дальний угол подвала из соображений пожарной безопасности. И долгие годы мы каждое лето, сгибаясь под тяжестью берестяных пачек, переносили свой «урожай» туда. А потом весь год доставали из подвала бересту понемножку. Мы так и говорили детям:
-Ну, кто пойдёт в подвал за берестой?
Это было целое «приключение» для детей, потому что подвал сютовский огромен, в нём куча разных закоулков. И дети всегда ходили туда охотно.

      Материалов тоже не хватало. Для берестяных туесков нужны деревянные части. В первые годы работы вопрос с деревом мы решали так. Владимир Фёдорович договорился с руководством деревообрабатывающего цеха на Первомайской. И мы ходили в этот цех с мешком, куда складывали деревянные обрезки. Потом цех перевели в другое место, и этот источник закрылся. Тогда мы стали подбирать доски везде, где только можно. Старые заборы, строительные леса, просто доски, валявшиеся на земле. Дворник, который работал в нашем районе, завидев меня, всё посмеивался и говорил:
-Опять с доской идёшь.

      Первые дети. Их было, как нам казалось, очень много. Они были постарше нынешних. У них не было телефончиков в таком количестве. И, как мне теперь кажется, им тогда было интереснее. Что только мы ни делали с ними за эти 25 лет. Огромное количество туесков, хлебниц, шкатулок, декоративных панно, макетов и кораблей. И ещё большее количество разных штук, которые мы уже и не помним. Мы справляли прямо в кабинете дни рождения и праздники, ходили в походы по лесам, а в первые годы ездили на разные детские фестивали и концерты, участвовали в экологической акции «Марш парков». И охотно ходили всем составом своей студии на представления учеников наших коллег, которые занимались модой.

     Дети вырастали, и у многих из них сохранялась эта тяга к прекрасному, к декоративному творчеству, заложенная на наших занятиях. Многие с большой теплотой вспоминали годы, проведённые в нашей студии. Помню, зашёл к нам один молодой человек и говорит:
-Я инженер, работаю в Екатеринбурге, а тут пришёл в ваш кружок и увидел свою древнюю работу, недоделанный корабль. Вот бы прийти и доделать.

     Первое знакомство с детьми принесло и первые огорчения. Таким огорчение стало воровство. Дети стали воровать изделия друг у друга и инструменты у нас. Пропажа даже одного инструмента выбивала нас из колеи надолго, потому что инструментов не хватало, и в магазине тогда купить их было невозможно. Тяжелее всего было недоверие. После каждого случая воровства смотришь на всех детей с недоверием и думаешь, а кто же их них вор.

    Постепенно у нас появились и станки, и инструменты в достаточном количестве. Иногда они попадали к нам извилистыми путями. Был у нас мальчик, который украл скальпель. Мальчик вырос, у него появилась семья. И однажды приходит его дочь и приносит довольно много разных резцов нам в подарок.
-Папа занимался резьбой, а теперь он с нами не живёт, возьмите эти резцы.

     Много было за эти 25 лет всего. И хорошего, и трудного, и интересного, и скучного. Но хорошего было больше. И теперь мы, как и 25 лет назад, готовы работать и открывать что-то новое для себя и для детей.
      


Рецензии