Ошибающаяся Рути

 Автор Хая Ешурун. Перевод

Если иногда с вами случается, что вы ошибаетесь( а ведь это случается с нами) в задачах по математике или в названиях  растений и во всех других  вещах, ваше счастье, что вы не были  в нашем классе в начале года. Потому, что
у нас в классе вы сразу же получите восторженную  поддержку от детей, типа:
 " Какой  тупой! Придурок!" и даже: "Какой идиот!" Я думаю, что вы обидитесь,
 как обижались дети которые ошибались  в моём классе. Были из них те, которые краснели от стыда, как краснела Михаль, когда сказала на уроке торы, что Каин
 был  пастухом овец, а Авель работал на земле. Или вы бы положили свои головы на стол, как Нир, который сказал, что  сорок и семь и ещё двадцать и три будет шестьдесят. А может быть вы не смогли бы остановить свои слёзы. Это то,
что случилось у Давида, когда в его сторону крикнули: "Какой дебил! ", когда он сказал, что турки контролировали  страну после британцев.

   Атмосфера в классе была такая "Понимание и прощение " к ошибкам, что были дети, которые перестали поднимать руки  и если обращались к ним с вопросами, заранее шли к врачу с  ранками или ушибами и краснели ещё до того как ошибутся,  а были такие, что молчали, как будто набрали в рот воды.
- Все люди ошибаются.- Сказала я детям.- Нет такого человека, который никогда не ошибся и человек не заслуживает   прозвища "Идиот ", если он ошибся и ответил
 неверно.
Часть из детей поняли, и когда стрелы смеха и насмешек обращались на ребёнка который ошибся, они шептали: "Хватит, прекратите, это некрасиво". Но тяжело
было остановить Ёэль и Ёэв. Эти были действительно сторонниками ошибок.
Они как будто сидели в засаде и ждали момента, что кто-то из детей ошибётся, чтобы они могли, по причине ошибки, смеяться и насмехаться.
- Я никогда не ошибаюсь,- провозгласил Ёэв с гордостью, когда я сказала, что мы все, иногда, ошибаемся.
- Тогда скажи, в каком году разрушили храм?- спросил Нир.
- Этого я не знаю, я не говорил, что знаю все вещи на свете, но я не сказал дебильные вещи, как...как....
Ёэв покосился в сторону Ёэль, но замолчал, когда наткнулся на угрюмые взгляды большинства.
По правде говоря, иногда были смешные ошибки тоже и у меня.  Вот в тетради по торе, когда мы хотим написать слово  Бог,( элоим) мы пишем просто букву hэй.( для сокращения)
А когда  Данит в тетради по языку должна была прочитать  предложение: "День независимости приходится на четверг(Четверг тоже сокращённо  буква hэй) месяца Ияр( по еврейскому календарю)- Май", она  ошиблась и прочитала: " C  богом" И я тогда тоже не могла удержаться от смеха.    
- Даже Хая смеётся, -радовались Ёэв и Ёэль.....
- Не над Данит я смеюсь, ошибка рассмешила меня,- поспешила я принести извинения, сердясь на себя за то, что не удержалась от смеха.
- Какая разница над чем смеёмся? Она не умеет читать, эта тупая,-насмехался Ёэв.
- Ёэв, когда ты поймёшь ,а тот кто оскорбляет, он не тупой? -сердилась я. Разговоры не помогали и поэтому я решила атаковать эту проблему с другого фронта.

Однажды утром написала на доске:"Первый" день и пропустила букву.
-Ой, не так пишут!- закричали тотчас несколько знатоков правописания.
Правильно, что увидели мой позор  написанный белым на чёрной доске.
- Ой,  не обратила внимание,- сказала я и направила победоносный взгляд в сторону
Ёэв и Ёэль.- Вот, ошиблась!
-Так что? Но ты знаешь, как пишется правильно, ведь сама учила нас этому,-
 оправдал Ёхай мою ошибку.
Через несколько дней попыталась снова. Как-то написала на доске вопрос из Торы.
- Как отреагировал Лот, когда беженец сказал ему что Авраам взят в плен?
- Лот был взят в плен!- поспешили исправить мою ошибку ученики знающие Тору.
- Спасибо всем, - сказала я и сделала вид, что я тороплюсь взять стирающий ластик.
Я тотчас его бросила, чтоб дать  всем достаточно времени посмотреть на мои ошибки.
  На этот раз ошибка привлекла больше внимания чем первый раз.
- Почему вдруг Авраам?- Спросили дети.-Ведь Авраам спас Лота!
- Это точно наоборот!
-Она сделала это нарочно!
-Верно, что ты сделала умышленно...
Не такой реакции я ожидала. Я повернулась к классу спиной, разочарованная  неудачей, стёрла и исправила вопрос.

   На следующей неделе, когда я ошиблась в примере на деление с остатком( вправду ошиблась) дети воскликнули: "Снова нарочно ошиблась!"
-Не специально, правда!- Оправдывалась.-Правда перепутала, и у учителей это тоже случается, на этот раз действительно ошиблась. Мои попытки убедить детей в том, что я ошиблась на самом деле были проглочены с радостью.
- Тогда всё! Признаюсь, что прежние ошибки были преднамеренные!
- В последнее время ты их делаешь нарочно! Знаем, что ты их делаешь сама...
И в тот же урок, когда Яэль решала подобный пример на доске и ошиблась, кричали дети в её сторону: "Тупица! Вообще не знает математику! "
Яиль покраснела, а я повысила голос: "Тогда что? " Сказала.
- На ошибке тоже можно учиться, воспользуйтесь этим, чтобы узнать, почему остаток никогда не бывает больше делителя.
 Логику этого и дети хорошо поняли, но Яэль сидела наклонив голову и её слёзы намочили её тетрадь.
-Как всё -таки можно объяснить им, что нельзя насмехаться над тем кто ошибся?- Ду
мала я в отчаянии. И тогда решила привести в класс ошибающуюся Рути.

 На следующий день вошла в класс секретарша школы с конвертом в руках.
- Есть для вас письмо,- сказала нам.
-От кого? - удивились дети.
-Наверное из Ариэля.
Но Ариэль за пределами страны, а это письмо из страны. Посмотри на марки.
(Книга написана до 6- дневной войны)
Кому предназначено письмо?-Спросила я.
- Здесь написано - Детям 2-го класса.-Прочитала секретарша на конверте.
- От кого это? Скажите уже нам!
Секретарша положила письмо на стол и вышла.
- Отправитель Рути Навон,- прочитала я на конверте.- Вы знаете кого-то, кого зовут Рути Навон?
- Я знаю!- Подпрыгнул всезнающий Ёэв.- Это,конечно, от женщины  министра образования. Министра образования зовут Ицхак Навон, тогда...
Он с гордостью посмотрел на детей,увидеть, все ли оценили его знания.
Не все дети класса знают имя министра просвещения и поэтому они смотрели на Ёэв
 с большим удивлением.
- Ты ошибся Ёэв,-сказала я,- Рут не имя министра просвещения.
-Хорошо, я перепутал. И кроме того я не обязан знать её имя...
- Довольно,Хая, открой письмо!- прервали дети извинения Ёэв.-Прочти нам!

- Письмо это для вас.-Сказала я.-Я предлагаю, чтобы письмо прочёл кто-то один из вас.
После того как успокоились после криков: "Я! Я! ", " Дай мне прочесть!" -Открыла Ади торопливо конверт, расправила  складки на бумаге и начала читать.
- Детям второго класса. Здравствуйте. Я девочка второго класса и зовут меня Рути.
Ади подняла глаза от письма.
-А правильно ли написало слово-Писать?
-Что это важно?- сказал раздражённо Ёхай.- Продолжай читать.
- Я живу в городе Хайфа, но мои родители хотят переехать в Галиль.
- В письме много ошибок.-Ади прекратила читать и показала мне письмо.
- Ой, почему ты перестала читать?- заворчали дети.-Как будто у тебя нет ошибок,-Рассердился Ёав.-Прочти уже!
Ади вернулась к предложению на котором остановилась и продолжила читать.

- Родители хотят переехать в Галилею и  может быть я буду учиться в вашем классе,
Но перед тем как приехать я хочу спросить вас, не будут ли надо мной насмехаться, в моём классе. Они зовут меня- Рути ошибка, т.к. когда учительница задаёт мне вопрос, я страшно волнуюсь и ошибаюсь. И вообще ответы мои получаются не такие как нужно. Я уже не поднимаю руку, потому, что боюсь насмешек детей.
-У нёё на самом деле прекрасный стиль,-высказала своё мнение Ади.
-Ади перестань всё время прерываться!- Рассердилась Тамар.
Ади перевернула лист и прочла с другой стороны.
- Учительница сказала моим родителям, что я хорошая ученица, но я должна больше
принимать участия на уроках. Я решила не пытаться, потому что в классе не понимают, что я ошибаюсь от волнения. Я очень хочу переехать в Галилею и познакомиться с новыми детьми. Мой папа обещает, что если переедем в Галилею у нас будет лошадь. Я очень интересуюсь лошадьми. А у вас есть любители лошадей?
Я других животных тоже люблю. У меня две собаки, сиамская кошка и три хомяка.
Собаки и кошки прекрасно сосуществуют, во всяком случае  не насмехаются друг над другом. Я надеюсь ,что и в вашем классе нет насмешек. Будете ли вы меня дразнить, если я ошибусь? Я прошу, чтобы вы ответили мне об этом. Вот мой адрес:
Рути Навон. Ул.Накдимон 42 Хайфа.

 - Какая классная девочка!-Сказал Дод.
- Пора нам завести новых хомяков в живом уголке взамен исчезающих,-сказал Ёэв.
- Рути ошибка, это очень милое имя.-Сказала Яэль.
-Действительно мило,-рассердилась Ёхай,-тебе будет приятно, если тебя будут так называть?
-Она ещё не прибыла, а ты уже защищаешь её.-Засмеялась Тамар.
- Замолчите,тупицы,-вмешался Ёэв,-это просто не смешно.Она написала,что перестала поднимать руку, какая девочка!
- Можно подумать,что ты всегда такой справедливый!- сказала Ади.- Ты сам всегда насмехаешься над тем,кто ошибётся.
- Но не до того,чтобы так,-промямлил Ёэв.
- И ещё как!- Вмешалась Пазит -По моему из-за тебя мы не можем обещать Рути, что тут не будут над ней насмехаться.
- Прекратите спорить,нужно написать ей ответ,-попросила я .
- Мы напишем ей, чтобы приезжала.
-Это будет здорово, если будет новая девочка в нашем классе.Нужно,чтобы Хая написала ей от всего класса.- Все повернулись в сторону моего стола.- У нас ей будет хорошо.
- Пусть приезжает!
- Напиши ей!
-Дело это не такое простое,-сказала я.-Обращение Рути к вам, а не ко мне.
И вас она просит написать ей. И что важнее,-я села на свой стул,- никто не может за всех обещать ей, что не будет насмешек. Также если большинство детей будут относиться к ней с пониманием, достаточно,  один или двое будут смеяться над ней и тогда все не выполнят своё обещание.
В классе воцарилась тишина.

Руку подняла Михаль.
-Я предлагаю,-сказала она,-чтобы каждый ребёнок написал Рути личное обязательство и пообещал ей, что встретит её красиво... и...
-Да,да!-Зашумели дети выражая согласие-Каждый напишет за себя.
- Написать это не проблема.- Сказала Тамар.
- Может быть тебе это не проблема.-Прервал её Нир.- Я ненавижу писать.
Тамар игнорировала его слова и продолжала.
- Я имею ввиду, сейчас, когда все хотят, чтобы она прибыла, то давать обещания не проблема, но что случится когда она будет в классе и не будет такой глухой, а дети забудут свои обещания и  будут насмехаться над ней как надо мной. Я не хочу называть имена...
- Тогда,по моему, нужно написать ей,чтобы не приезжала, верно?-Рассердился Дан.-Какая тупая,-прошептал он про себя.
-У меня есть предложение,-сказала я.-Перед тем как мы ответим Рути на письмо, попытаться проверить себя. Способны ли мы отнестись с пониманием к ошибкам детей, что не ново в нашем классе и не называются "Ошибающейся Рути",но они тоже ошибаются от волнения и не любят,чтобы насмехались над ними.  Я предлагаю с сегодняшнего дня в нашем классе объявить о "неделе ошибок" .

Дети смотрели на меня вопросительно.
-Как  есть у нас неделя здоровья и уборки и неделя дорожного движения, так создадим неделю ошибок.
- Но что мы будем делать в неделю ошибок? Всё время ошибаться?- Смеялись дети.
Я объяснила им, что темой этой недели будет наша учёба "Ошибки "
- Что, уже есть такое обучение?-Сопротивлялся Ёэв.- Ты хочешь учить нас как ошибаться?- Мне кажется это очень глупо!
- Спасибо за сочувственное отношение к моим словам.- Сказала я со смеясь  и продолжила.
- На этой неделе мы попытаемся отучиться от глупостей. Попытаемся понять важность ошибок и может быть, также, мы научимся как  относиться к человеку который не прав.
- Я предлагаю ставить баллы и тот кто больше всех ошибётся получит медаль"Тупица номер один",-сказал Ёэв с презрением, чтобы доказать что его вообще не
впечатлила программа которую я предложила.

- Ты видишь? -Сказали в его сторону дети,- Ты уже начал!
- А мне это кажется более кайфово, учить ошибки, чем учить упражнения на деление.
За эту неделю мы узнали об удачных ошибках, которые привели к важным открытиям.
Например, узнали о Колумбе, который хотел попасть в Индию, а по ошибке попал а Америку, которая тогда не была известна. Целый материк обнаружил благодаря ошибке. Узнали, что важное лекарство "Пенициллин", которое убивает микробы, обнаружено тоже из-за  человеческой ошибки. Когда учёный Александр Флеминг проводил эксперименты  по размножению бактерий, в сосуд случайно попал грибок и так был получено вещество  пенициллин. И когда учёный посмотрел а сосуд то увидел, что в том месте куда попал грибок, микробы не размножились. Лекарство пенициллин очень помогает при болезнях, которые вызваны микробами. Благодаря пенициллину спасли многих людей.

В эту неделю дети рассказывали об ошибках родителей и братьев и о разновидностях ошибок: случайных и от недостатка знаний, ошибках смешных и тех на которых нужно учиться в будущем. Вдруг обнаружили, что мир вокруг нас заполнился ошибками, так же как он наполнен людьми. Я раздавала детям цветные листы и просила их придумать пароль или пословицу об ошибке. Потом дети повесили на стены свои листочки с написанным . Глаза их светились и они читали  мне написанное.
_- Без ошибок невозможно жить
-Мы все знаем, что мы все ошибаемся.
-Как ребёнок, так и взрослый ошибаются и исправляют.
- Ошибка не вредит здоровью.
- На ошибках можно учиться.
 И ещё плакаты в стихах и без стихов.
Мы  читали и наслаждались.

Понятно, что в эту неделю также продолжали учить математику, тору и природу.
И когда Яэль запуталась в упражнении на умножение, Ёэв не сдержался и сказал:"Уф!Какая глупая! " И ударил себя ладонью по лбу.
-Ты видишь?-Доказывали ему дети.- Ты видишь как ты оскорбляешь? И если это будет ошибающаяся Рути .....
- Я прошу извинить,-сказал Ёэв и поднял две руки сдаваться. Это...только так как я привык.
- Но если Рути будет в нашем классе,- наморщила лоб Ади,мы должны будем делать ей замечание, чтобы она знала что ошиблась, верно?
-Верно,-ответила я ей.
- Но если мы сделаем ей замечание, она обидится,- сказала Ади, скептически.
-Тогда не сделаем ей замечание,-сказали несколько девочек.
-Она не обидится, если не будем говорить, что она тупая. -Сказала Тамар.
- Можно просто сказать: " Рути, ты ошиблась, я хочу исправить твою ошибку. "
И до того как приедет Рути,-продолжала свою речь Тамар,- также можно очень нежно делать замечания ошибающимся детям.
Ёэв встал, развёл руки в стороны, состроил клоунское лицо и тонким и смешным голосом сказал.
- Яэль, я хочу исправить твою ошибку. Шесть умноженное на семь будет сорок два, а не тридцать шесть. Ха,ха,ха, это страшно смешно.
Он уселся и добавил.- Это как не настоящая речь, это слышится страшно искусственно.
-Это вовсе не смешно.-Сказала вдруг Яэль, это приятней чем  "Тупая".И кроме того это учит.

Постепенно мы привыкли исправлять ошибки вежливо и когда прошло несколько дней вошло в привычку и не выглядело смешно, когда Тамар сказала Давиду.
- Я думаю что ты ошибся. Маслина не лиственное дерево, а зеленое, т.к.  и зимой его ветви зелёные.
Дети слушали Тамар. Никто не смеялся. А когда прошла неделя, дети обратились ко мне и сказали.
- Сегодня мы напишем Рути, что она может к нам приезжать. Мы будем с ней вежливы на сто процентов.
С этого дня дети ждали визит Рути. И это то чего я боялась. Сейчас дети будут злиться на меня, когда я им сказала.
Дети,ошибающаяся Рути не настоящая, но она уже находится среди нас.
- Что это значит?
 Детям тяжело было понять.
- Ведь она написала нам письмо!
- Что это значит не настоящая?
Мне трудно было стоять перед разочарованными детьми.
- Я придумала ошибающуюся Рути и,- и почувствовала себя очень виноватой.
- Но это не правда ! - Отказывались верить дети.
- Ведь мы получили от неё письмо!- Сказали сердито несколько детей.
- Это не честно с твоей стороны.
- Это просто некрасиво!
- Тогда вся эта неделя ошибок была просто так! Мы просто так делали это!-Ворчали дети.
Тамар встала и сказала.
-Не просто.Это была интересная неделя.И кроме того сейчас не насмехаются у нас в классе дети.
-Но мы думали, что приедет девочка с лошадью.- Сердился Ёхай.
-А что с хомяками,которых обещали в наш уголок природы?- Вспомнил,вдруг,Ёэв.
Я вышла на минутку из класса.За дверью я спрятала коробку и в ней два хомяка. Я поспешил внести их в класс.
- Это маленькая компенсация,-сказала я.- Я знала, что вы будете разочарованы и чтобы попросить прощения и немного вас обрадовать принесла вам хомяков.
- Ой, какие миленькие!
-Покажи, покажи нам!
- Но это не равноценно, хомяки вместо Рути- Яэль не могла преодолеть своё разочарование.
- Я предлагаю назвать одного хомяка Рути,а другого "Моя ошибка".- ликовал Ёхай.
- Это некрасиво, называть хомяка Рути.- воспротивились несколько девочек.
Нир предложил,чтобы одного одного назвали Та,а другого От.А Тамар предложила чтобы одного из хомяков назвали Колумб, т.к он прибыл из Америки.
- Как ты думаешь,-спросила у меня.
-Я думаю,что может быть было ошибкой с моей стороны придумывать ошибающуюся Рути
 и вызвать у вас разочарование,-сказала я тихо.


*** В этом рассказе дети называют учительницу на ТЫ,а не на ВЫ .В  языке первоисточника,слово Вы -обозначает только множественное число. Также как в английском нет слова ТЫ, так и в еврейском нет слова ВЫ.


Рецензии
Да...сложно с детками, они, как и мы, видят наши ошибки.
-Ну а кто не ошибается?-Главное-не в укор, а с улыбкой все это принять надо.

Спасибо, всё хорошо сказано.

С теплоомм!!

Светлана Мангутова   26.10.2021 13:22     Заявить о нарушении
Приветствую тебя,Светочка!Доброго здоровьица в наше нелёгкое время.

Красик Эльвира   22.11.2021 13:10   Заявить о нарушении