Вторая жизнь Маяковского 1
Зрительный зал и эстрада. Вверху над эстрадой огромный красный плакат, на котором белыми буквами выведено: «Вечер поэта Маяковского». В зале негде упасть яблоку. Сидят по два человека на одном месте. Сидят в проходах на ступеньках; на эстраде, свесив ноги. На эстраде поставлены стулья для знакомых.
Маяковский выглядывает из-за кулис. Он явно доволен наплывом зрителей.
М а я к о в с к и й. А публика все прет. Уважают, черти. (Говорит стоящему рядом писателю Льву Кассилю.) Пожалуйста, Кассильчик! спуститесь к администратору – мне уже совестно. Там пришли комсомольцы, кружковцы. Из моего поэтического кружка. Пусть пропустит пять человек. Скажите: последние. Ну ладно, заодно уж восемь. Словом, десять человек – и ни одного больше. Бейте себя в грудь, рвите волосы, выньте сердце, клянитесь, что последние. Он поверит. Десять раз уже верил.
Кассиль уходит, а Маяковский выходит на эстраду и сразу приступает к делу.
М а я к о в с к и й. Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если это отстоялось словом.
Я земной шар
чуть не весь обошел, –
и жизнь хороша,
и жить хорошо.
А в нашей буче, боевой, кипучей,–
и того лучше.
– Маяковский, как вам не стыдно все время себя выпячивать! Все я да я, – кричит хорошо одетый молодой человек, не вставая с места.
– Тише, ты, буржуй недорезанный! – шикают на него сидящие рядом комсомольцы. – Ничего не понимаешь – сидел бы дома.
– Товарищи! Пусть выскажется, – вмешивается Маяковский. – Идите сюда, на сцену, – приглашает он выкрикнувшего молодого человека. – Не желаете? Может, кто еще хочет высказаться? Кому еще не нравится моя поэзия? Я вас очень прошу, товарищи, поразговаривать. Мне это необходимо. Кто хочет слова? Никто не хочет. Жаль. В таком случае – вы в меньшинстве. Я – выиграл, – весело заключает Маяковский, обращаясь к своему оппоненту.
В этот момент вскакивает еще один молодой человек. С виду – студент.
– А верно ли говорят, что Хлебников гениальный поэт? А вы… все у него слямзили!
– Я удивлен вашим культурным уровнем, товарищ. Чем вы только думали, когда задавали такой вопрос?
– Известно чем – головой.
– Ну и садитесь на эту голову.
За студента тут же вступается сидящий неподалеку круглолицый блондин.
– Это что же такое, товарищи? Почему это Маяковскому разрешается нас оскорблять? Товарищ правильно говорит. Только не у Хлебникова, а у Уитмена он содрал. Об этом и в эпиграмме Есенина говорится:
– Эх, бей! Эх, жарь!
Маяковский безда;рь.
Морда жиром пропитана,
Всего содрал Уитмена.
– Балалаечник ваш Есенин, вот кто. Смех! Коровою в перчатках лаечных, – кричит Маяковский.
В зала слышится всё возрастающее неодобрительное гудение: Уууууу!
Сначала неуверенное, одиночное. Затем значительная часть зала встает и демонстративно гудит громко, не давая Маяковскому говорить. Некоторые даже свистят в два пальца.
Раздаются истерические вопли:
– Распни! Распни его!
– Ату его! Ату!
Маяковский сжимает кулаки – в бешенстве и бессилии:
– Я заставлю вас замолчать!
– Нет уж! Теперь уж и я выскажусь! – На сцену протискивается плюгавенький человечек с бородкой. Большой любитель всего классического.
– Вам тоже не нравятся мои стихи? – в надежде найти в нем поддержку спрашивает Маяковский.
– Вы!.. вы мне не нравитесь, в первую очередь! – брызжа слюной, выпаливает коротышка.
Маяковский безнадежно машет рукой:
– В первую, во вторую. Это вам не очередь за капустой.
– Мне не нравится ваше лицо, ваш готтентотский зад, которым вы виляете на ходу…
– Товарищу нужно в зоологический музей, – говорит Маяковский, обращаясь к залу. Он отходит от оппонента. Чего говорить с таким!
– Ваша поэзия непонятна массам! – вопит коротышка.
В этот момент в поддержку коротышки из зала раздается зычный голос:
– Правильно! Гнать Маяковского с эстрады! Що там.
– Кто кричал? – спрашивает Маяковский, изо всех сил сдерживая ярость. В зале устанавливается напряженная тишина. – Товарищу нечего боятся. Пусть выйдет сюда. Выскажется. – Не дождавшись ответа, добавляет грустно: – Сегодня у меня болит горло. Мне не хотелось идти сюда…
Маяковский сходит с эстрады и устало опускается на ступеньки. Облокачивается на них. Лежит – будто распятый. А его оппоненту голос из зала, напротив, придает дополнительную силу. Он уже чувствует себя победителем. Наконец-то, он может высказать все этому грубияну, мечтающему сбросить Пушкина «с корабля современности».
– Забуржуазились вы, товарищ Маяковский. Народ бедствует, а вы по Европам разъезжаете!
– Это моя работа, – вяло, как бы нехотя защищается Маяковский. Он говорит тихо. В зале шум, его мало кто слушает. – Ведь не для себя же… Общение с живыми людьми мне заменяет книги. Европейская техника, индустриализм, желание соединить их с еще непролазной Россией – всегдашняя моя идея…
– Я должен напомнить товарищу Маяковскому,– снисходительно поучает коротышка,– простую истину, которая была известна еще Наполеону: от великого до смешного один шаг.
После этих слов Маяковский, как сжатая пружина, которую вдруг отпустили, вскакивает, распрямляется во весь рост. И вот он опять уже на эстраде, смелый, задиристый, готовый к бою.
– Да! Действительно. От великого (Маяковский показывает на себя) до смешного (показывает на коротышку) – один шаг! – говорит он и делает этот шаг.
И тут происходит что-то невообразимое. Настроение в зале резко меняется. Все до единого, даже враги Маяковского, умирают от хохота. А коротышка, видя, что ему уже ловить нечего, ретируется с эстрады.
– Пошел побриться,– под гром аплодисментов и смех заключает Маяковский. – Товарищи, – перекрывая шум зала, гудит Маяковский,– меня таким, как этот, не сбить с избранного пути! Не переспорить! Не переорать им меня, если хотите!
– Оглушить бы их трехпалым свистом
в бабушку и в Бога душу мать! –
заканчивает он под одобрительный рев.
В едином порыве бо;льшая часть зала встает. Слышатся крики:
– Правильно! Заткнем глотки нэпманам! Уничтожим буржуазию как класс!
– Ура Маяковскому!
– Великому поэту революции слава!
Недовольные возмущаются и свистят.
П р о д о л ж е н и е з а в т р а
М е ж д у д в у х с е с т е р.
Э л ь з а Т р и о л е
Париж греется в лучах осеннего солнца. Все тут дышит довольством, спокойствием, благополучием. Повсюду много народу. Но люди никуда не спешат. А многие даже никуда не идут, а сидят в кафе на открытом воздухе и мирно беседуют за чашкой утреннего кофе. В лучах солнца четко вырисовывается Эйфелева башня. Юркающие по улицам машины не нарушают впечатления уверенного спокойствия и довольства. И только на вокзале нетерпеливое волнение ожидающих и встречающих людей.
Эльза Триоле ждет на перроне дядю Володю. Так она называет Маяковского.
А называет она его так с самой юности, с тех пор как он начал ухаживать за ней. А потом... потом он влюбился в замужнюю сестру ее Лилю Брик – и прости-прощай его любовь к ней! Если б это была не Лиля! Если б это была не Лиля! Но что же делать, если Лиля ее сестра... С тех пор прошло 13 лет. Эльзе уже 32. Боже мой, как бежит время!
Медленно подползает поезд из Ниццы. И вот он, ее дядя Володя, показывается из вагона с неизменной папиросой во рту. Но что это за девицы с ним, которые что-то рассказывают ему и смеются?.. Фи! ничего страшного. Она сразу же успокоилась, как только внимательней посмотрела на дядю Володю.
Маяковский стоял в своей излюбленной позе, расставив ноги, смотрел на девиц мутными, воспаленными от бессонницы глазами, машинально кивал и улыбался, слегка искривив угол рта, из которого торчала папироса. Эльза хорошо знала эту его «улыбку без глаз», к которой он всегда прибегал, когда хотел вежливо от кого-нибудь отделаться.
Из вагона выходит господин приятной наружности.
– Значит, сегодня вечером в ресторане Купель на Монпарнасе? – обращается он к Маяковскому через переводчиц.
– В десять!– уточняет Маяковский.
– В десять!– эхом отзывается господин и уходит.
Эльза машет Маяковскому. Девицы исчезают в толпе. А он неторопливо направляется к ней. По перрону он идет как хозяин, размашисто, вскинув голову, перекатывая папиросу с одного угла рта в другой.
– Почему я его уступила сестре? Почему не боролась? – думает Эльза. – А зачем? Я видела, что без всяких усилий она победит. И я ушла. Вернее уехала. Вышла замуж за французского офицера Андре Триоле и уехала во Францию. Так из Эльзы Каган я сделалась Эльзой Триоле. А с Лилей я не поссорилась. Напротив. Еще больше к ней привязалась.
– Странно, что я до сих пор называю его дядей Володей. Ведь мы почти одногодки. Когда мы познакомились, ему было двадцать, а мне семнадцать. Боже мой, это было аж в 1913 году! В юности эта разница в три года была очень заметна. А сейчас мне просто нравится его так называть. Знакомые говорят, что я просто «выпендриваюсь», так его называя. Им не нравится, что я хочу быть моложе. Может быть, и вам не нравится? Напрасно. Я – женщина! Чего же вы хотите?
– Элик, детка, как ты узнала о моем приезде? Ты что, шпионишь за мной? – вместо приветствия говорит Маяковский, подходя к ней.
По его виду Эльза сейчас же определила: сегодня опять он не в духе. В такие минуты он раздражителен, резок…
– Побойтесь Бога, дядя Володя. Когда это я за вами следила?.. Если бы вы знали, как мне нравится встречать вас! – Уже давно она привыкла говорить с ним восторженно. Вот и сейчас она произнесла последнюю фразу восторженно, как девчонка.
– А что это за мужчина, с которым вы говорили? – после некоторого молчания спросила Эльза.
– Да писатель один. Луи Арагон.
– Так это же просто здорово такое совпадение! Я тут недавно прочитала его статью в газете. Хотела ему писать… Дядя Володя, миленький, познакомьте меня с ним! Я вас очень прошу. Если вы меня не познакомите с ним, ни в какие магазины я с вами больше ходить не буду. Так и знайте, – не то в шутку, не то всерьез говорит Эльза.
– Хорошо, хорошо. Успокойся. Познакомлю я тебя с твоим Арагоном. Это и для меня будет польза. Я не знаю здешнего языка. Буду с ним разговаривать на твоем французском. «На триоле».
Сказал и нахмурился. Сегодня Маяковский явно не намерен шутить.
– Ловлю вас на слове. Потом не отпирайтесь.
Эльза подставляет ему щеку для поцелуя. Он медлит, и она сама
целует его. Это неприятно кольнуло ее, но она поспешила переключиться на другие мысли. Она привыкла ему прощать.
П р о д о л ж е н и е з а в т р а
Свидетельство о публикации №221101201655