Парголовские кирпичики

Парголово. Старинное поселение, под разными видоизмененными названиями известное ещё с допетровских времен: карельская Паркола,  финская Паркала («бедное место»), шведская Кабилуя… С прилегающим Шуваловским парком – ныне муниципальное образование в самой северной части Выборгского района Санкт-Петербурга.

Но речь пойдет совсем не о Парголово. Или, вернее, не совсем и не столько о Парголово. Эта история - о старинных кирпичах с клеймами, каждое из которых имеет свое историко-культурное значение.

 Нынешние обитатели здешних новостроек -  завсегдатаи шашлычных посиделок на пустыре за синим главстроевским забором на улице Валерия Гаврилина или гуляющие вокруг оставшегося с прежних времён озерца со своими питомцами собачники, не говоря уж о коренных обитателях близлежащего поселка Торфяное, прежде, наверняка, часто видели их, валяющихся среди травы, почерневших от времени, замшелых, словно вросших в землю... Со временем большая часть их оказалась расколота, используясь для устройства костров шашлычников, или искрошена временем. Но отдельные экземпляры попадаются и до сих пор. Мало кто, вероятно, задумывался, что за каждым таким образцом - своя увлекательная история. Людей же, которые, подобно ищущим артефакты сталкерам, бродят в их поисках по окрестностям, именуют  брикофилистами. Название, вероятно, не совсем удачное, поскольку интерес представляют не просто сами образцы кирпичного производства, а именно оттиснутые на них буквенные или другие клейма,  коими производители кирпичей метили свою продукцию. Сейчас, конечно, никто уже не скажет наверняка, откуда взялись клейменные кирпичи на дне осушенных ныне  озерков и при сооружении каких  построек они когда-то использовались. Доподлинно известно лишь то, что собственно кирпичных строений на территории современного Парголово в дореволюционный период практически не было. Исключение составляли некоторые здания, в которых из кирпича были выложены лишь первые или цокольные этажи. Например, со второй половины XIX в. парголовские крестьяне сдавали «городским господам» часть своих участков, на которых те строили дачи – как правило, двухэтажные особняки, чьи проекты заказывались архитекторам, и для сооружении которых в том числе использовался и кирпич.

При сносе или реконструкции исторических зданий, кирпичи как обычный строительный мусор вывозились на свалки, и в лучшем случае затем отбирались для вторичного применения. Вероятно, последний фактор объясняет и разнообразие клейм на кирпичах, обнаруженных на нынешней пустоши между ул. В.Гаврилина и окраиной пос.Торфяное.

Чем же так ценны кирпичные клейма, какую информацию хранят они для потомков? По ним мы можем узнать не только о месте изготовления того или иного образца, но и о самих владельцах кирпичных производств, известных в свое время личностях, поскольку каждое из таких клейм - это ни что иное, как своего рода заводская марка, а также о временном периоде, к которому относится та ли иная кирпичная постройка.

Изготовление кирпича началось на Неве одновременно с основанием Петербурга. В анналах истории упоминается некий «Столбенский посадский человек, обжигальщик кирпичных заводов», построивший на своей мызе близ села Рыбацкого первый кирпичный заводик. Однако для строительства города кирпича требовалось куда больше, поэтому 8 ноября 1710 года Петр I издал указ: «Кирпичным заводам существовать при Санкт-Петербурге по рекам Неве, Ижоре и Тосне». В 1711-1712 годах появились казенные «кирпичные заводы по Неве». Затем для пополнения казны существенную долю из них продали частным лицам. Клеймение кирпичей также было одним из требований Архитектурной экспедиции ещё в XVIII в., чтобы знать, кто из промышленников выпускал качественную продукции, и кого можно было штрафовать за кирпичи ненадлежащего качества.  В связи с началом массового каменного строительства, 27 января 1847 г. были приняты «Правила выделки кирпича на казенных и частных заводах», согласно которым владельцы заводов на каждом изготовленном кирпиче должны были ставить свое клеймо, которое выжимали на сырце при его формировании или сушке. Цифры на клеймах, часто помещаемые на дужках или непосредственно в  основном поле клейма, чаще всего означали номер очередной партии выпускаемых кирпичей. К 1879 году на Неве располагалось 36 кирпичных заводов.

      Среди найденных на пустыре между новостройками ЖК "Северная долина" и Шуваловском парком образцах мы видим клейма с фамилиями известных в прошлом керамистов-заводчиков: А.Ф. Евментьева, А.П. Петрова и Ф.П.Петрова, П.А. Беляева, И.И. Пирогова и др.

Так, кирпичи с клеймами "Евментьевъ" и с 1897 г. - "А.Ф.Е." (в наибольшем количестве представленные среди находок) производились на заводе, который принадлежал потомственному почетному гражданину Санкт-Петербурга, купцу 1-й гильдии, подрядчику строительных работ, предпринимателю и домовладельцу  Александру Фаддеевичу Евментьеву. Располагался завод в Петербургском уезде около Ново-Саратовской колонии на правом берегу р.Невы в Уткиной Заводи и просуществовал до 1917 г. На кирпичном заводе трудилось до 200 рабочих.

Клеймо "Ф.Петров" ставилось на изделиях кирпичного завода Федора Петровича Петрова. Завод на правом берегу Невы в Новосаратовской колонии он приобрел в 1914 г. у фирмы "Наследники В.В.Лядова". Сам завод переехал на это место в 1897 г., а до этого, будучи во владении купцов братьев Лядовых, с 1841 г. располагался в д.Усть-Славянка на правом берегу р. Славянки на месте бывшего завода акцизного крестьянина А.К.Лапкина.

"ПиВ" - заводы, выпускавший кирпичи с таким клеймом, находились в совместном владении инженер-капитана Михаила Александровича Петрова (ум. в сер. 1890-х гг.) и инженер-полковника Леопольда Адольфовича Витовского. Всего в управлении было 3 завода. В одном из источников датой покупки всех заводов указан 1867 год. Заводы получили для обозначения римские номера, которые и отражались в полукружье клейма. В нашем случае плохо различимые цифры III позволяют предположить, что это кирпич производства т.н. "нижнего" завода в Петербургском уезде в с.Усть-Ижора 1875 или 1876 г.

Клеймо "А.П." также неразрывно связано с фамилией династии владельцев кирпичных заводов Петровых и принадлежало отцу упомянутого выше М.А.Петрова - коллежскому советнику, генерал-майору и кавалеру Александру Петровичу Петрову (ум. в 1866 г.), а затем его вдове. Находившийся во владении Петровых на землях графа Кушелева-Безбородко завод в с.Корчмино Шлиссельбургского уезда начал работать в 1855 году и выпускал кирпич с клеймом "А.П." до середины 1910 г.

Кирпич с клеймом "П.Беляева" - производился на одном из заводов коммерческого советника, купца первой гильдии Петра Абрамовича Беляева, а затем его наследников под фирмой "Товарищество П.Беляева наследники". Заводов было несколько и они располагались на правом берегу р.Невы в Шлиссельбургском уезде недалеко от д.Малое Рыбацкое. С конца 1850-х гг. существовал и третий завод близ с.Усть-Ижора Петербургского уезда. Заводы П.Беляева впервые упоминаются в конце 1840-х годов. И хотя сам купец скончался в 1884 г., выпуск продукции продолжался и после 1917 г. под управлением заводских комитетов.

"Юрьево" - этим клеймом помечалась продукция завода графа, генерал-адъютанта Александра Васильевича Олсуфьева (1843-1907). Завод был назван в честь его сына Юрия, впоследствии - знаменитого исследователя иконописной живописи и последнего владельца родового имения Олсуфьевых в д.Буйцы под Москвой (расстрелян в 1938 г.). Выпуск кирпича завод осуществлял до 1913 г.

"Пироговъ" - клеймо, которое ставилось на кирпичах завода инженер-технолога Ивана Ивановича Пирогова с 1904 г. - сына первого владельца предприятия И.И.Пирогова, в свою очередь, получившего его в дар от своего отца - потомственного почетного гражданина Ивана Кондратовича Пирогова в 1876 г. Последний для постройки завода арендовал землю у камер-юнкера А.А.Чоглокова на правом берегу р. Невы в нескольких километрах от деревни Пороги, где им же на Неве была построена пристань, которой пользовались и другие заводчики. После 1917 г. кирпичный завод на этом месте стал называться "им.Свердлова".

"А.А.К." - фабрично-заводское предприятие Александра Андреевича Козырева; основано в 1911 г. Других сведений отыскать не удалось - вполне вероятно, что как и многие другие кирпичные производства, оно оказалось недолговечным, просуществовав всего пару лет. Надо полагать, что и клейменные таким образом кирпичи встречаются реже прочих.

"Мойка" - данный кирпич выпускался на заводе потомственного почетного гражданина Виктора Ивановича Ромашева,  совладельцем которого был непродолжительное время личный почетный гражданин Андрей Андреевич Шувалов. Завод располагался близ села Анненское Шлиссельбургского уезда на р.Мойке. В сер. 1900-х гг. завод был куплен крестьянкой Наталией Степановной Петровой и проработал до 1917 г. Примечательно, что в дореволюционных справочниках крестьяне нередко значатся владельцами кирпичных производств.

"Savikko" - в некотором количестве образцы с таким клеймом найдены на месте вскрытия грунта при обустройстве автостоянки. Название происходит от финского слова “SAVI” – глина. Кирпичный завод, производивший эту продукцию, был построен в 1900 году князем Иваном Николаевичем Салтыковым в деревне Перкъярви, входившей в Выборгскую Губернию Великого Княжества Финляндии (волость Муолаа). Теперь это поселок Кирпичное (или Заводской) Выборгского района Ленинградской области. В 1934 году Салтыков продал завод местному церковному приходу, и его деятельность прекратилась, а материал пошел на постройку церкви. В 50-х годах уже на территории СССР  восстановленный кирпичный завод снова вошел в строй и функционирует и поныне.

Любопытно, что судя по клеймам, кирпич для парголовских построек конца XIX - начала XX вв. завозился из самых разных мест, в то время как поблизости также действовало кирпичное производство: в деревне Дыбун (совр. Дибуны) осинорощинской волости находился завод, основанный графом Владимиром Васильевичем Левашовым. Практически все, найденные на территории Шуваловского парка кирпичи, использовавшиеся здесь для графских построек, имеют клеймо «ГЛ» - «Граф Левашов», а более поздние – «МВ», по инициалам ставшей по праву наследования владелицей завода в 1904 году Марии Вяземской.

Не стоит забывать и о том, что при Петре I - в пору только начавшегося возведения будущего Санкт-Петербурга, пропуском для приезжающих на тогдашнюю «стройку века» мастеровых людей из разных мест служил именно кирпич. Безусловно, сегодня такая находка имела бы, очевидно, наибольшую ценность.

К слову, в Санкт-Петербурге при СПбГАСУ на 2-й Красноармейской улице существует целый музей петербургского кирпича, основателем которого является большой патриот брикофилистики, доктор технических наук, профессор Всеволод Владимирович Инчик.


Рецензии