Маркс и Энгельс против относительности времени

Скажу сразу: это не изящная философская проза.
Речь о вопиющем противоречии между онтологическим и методологическим базисом марксизма как философии и тем, что уже в школьных учебниках по физике описано как относительность времени. Этот факт нестыкуемости более ста лет парадоксально не замечается в широком обсуждении. Без нормального научного базиса марксизм не может решать и все остальные вопросы, которые часто и рассматриваются как "самые важные".

Идея относительности времени системно не стыкуется с философией марксизма (см. Полное собрание сочинений Маркса и Энгельса том 20 стр.52).

Но могли ли Маркс и Энгельс вообще хоть откуда то знать об относительности времени?
Классики марксистской философии (как известно) жили до создания теории относительности Эйнштейна.

Если идея относительности времени в физику в виде математических формул пришла только в ХХ веке, в Философии идея относительности времени была давно уже озвучена ещё ЛЕЙБНИЦЕМ в полемике с Ньютоном (это ещё и к разговорам о якобы "бесполезности философии", которая опередила в этом вопросе физику,как и с идеей атома!).

Кроме того, Мариэтта Шагинян нашла высказывание ГЕГЕЛЯ об относительности времени и посвятила этой теме специальную статью "О природе времени у Гегеля".

Дюринг, как и обычно для него, заимствовал у Гегеля и Лейбница идею относительности времени, без ссылок на своих предшественников.

На странице же 52 тома 20 полного собрания Маркса и Энгельса, классиком марксизма доказывается, что "чистое время, в течении которого вообще ничего не происходит, было бы чистым действительным временем"! Здесь классик диамата выступает сторонником ньютоновского взгляда на время, а не сторонником идеи времени Лейбница.

Думаю, что не стоит здесь говорить о том, насколько глубоко в этом представлении о времени, высказанном в "Анти-Дюринге", Энгельс заблуждался! Описывая "чистое время", на самом деле Энгельс описал чистое бытие.

Дюринг же, напротив, отстаивает позицию доказывающую, что без событий и без изменений у нас будет не время, а реальное чистое бытие. И здесь Дюринг предстает почти предтечей всемирно известного Стивена Хокинга, с идеей последнего "о времени когда времени не было" и релятивистского взгляда на время.

Маркс считал категорию чистого бытия всего лишь фикцией, и только. На этом тезисе зиждется метод восхождения от конкретного к абстрактному, перевернутый, обратный гегелянству. Гегель ведь утверждал метод восхождения от Абстрактного к конкретному. Так, что это отнюдь не случайная ошибка классиков.

МАОИЗМ, кстати говоря, зиждется именно на философии марксизма так, что актуальность всех тем так или иначе связанных с Китаем мало кто станет оспаривать. Высказывание Мао о Ядерной войне как о нестрашном "бумажном тигре", с гибелью половины человечества, маоистский геноцид в Камбодже и совсем недавний отказ Пекина подписать договор СНВ-3, должны были бы заставить задуматься весь мир. Да и на Западе левые идеи, неомарксизм, имеют очень сильные позиции в среде интеллигенции.

Когда антинаучность позиций философии марксизма уже в ХХ веке, по представлениям о времени и бытии, стала очевидна некоторым очень внимательным читателям-марксистам, они вместо критического разбора, решили смягчить это недоразумение.

Но Ленин в 18м томе на странице 192 доказал Базарову, что рассуждать так это "эклектическая похлёбка"!!! Атеизм марксизма и маоизма отразились в сходной системе наказаний заключённых в России и мусульман в Китае. Всё взаимосвязано (отсутствие малейшего сострадания к врагу, к преступникам, имеет и метафизическую основу, как это ни странно звучит для многих).

Неверное положение в онтологии марксизма должно было бы вылиться в итоге и в неверную социальную доктрину.
Однако,по Ленину, "учение Маркса всесильно потому, что оно верно".

Если бы не необходимость создания атомной бомбы многие советские физики могли бы, из-за этого ляпа марксизма, отправиться вслед за советскими генетиками периода сталинизма. Но это отдельная тема.

Ленин вполне убедительно доказывал, что без Логики Гегеля невозможно понять Капитал Маркса. А насколько абстрактными понятиями оперирует Гегель в своей Логике и говорить нет особого смысла. Как эти абстрактные категории могут быть связаны с политикой для большинства "теоретиков современного марксизма", которые всегда на слуху, задача практически неразрешимая для них.

Вопиющая нестыковка теории марксизма с теорией относительности времени почти сто лет до конца не была рассмотрена в силу определенных причин.

Время в основе оценки Марксом стоимости как абсолютное и неизменное мерило. Но одна и та же вещь, скажем, картина Ван Гога при его жизни и в наше время, может стоить сильно по разному.
Без правильного понимания категории времени, поэтому нет и правильного понимания политэкономии и социальной надстройки марксистской теории. Само представление об абсолютности времени у классиков марксизма связано с методом восхождения, а это не может не влиять на всю систему мировоззрения.

Анохин точно подметил, что будущее это в данный момент всегда Небытие материи, и в то же время это отнюдь не ничто. Через понимание небытия материи как Нематериального идеального бытия возможен переход Марксизма обратно к объективному идеализму по закону отрицания отрицания. Когда из небытия будущего мы создаём знак Множества всех множеств, мы уже увеличиваем им самим это множество, и создаём парадоксальную ситуацию. Будущее реально,но из настоящего оно видится как небытие материи. Отсюда не всё реальное должно быть материальным.

Мы не хотели в 1982м году, когда обнаружили эту нестыкуемость марксистской философии и теории относительности времени, упрекать и глумиться над классиками 19века. Мы здесь даже не затрагиваем ленинскую идею о "неисчерпаемости электрона", что не стыкуется с представлениями об элементарных частицах.

Но факт того, что теория Маркса устарела, и как в Целостной Системе, порок в фундаменте онтологии означает и порок в социальной надстройке марксистской теории, хотя бы в 21м веке, пора бы уже давно признать.

Антинаучность тезиса не обретает индульгенцию от факта своей древности. А "НЕСТЫКОВКА" конкретного представления о времени в Философии Марксизма с современным школьным (!) учебником по физике, просто вопиющая!

Марксизм в последнее время получает новые "импульсы  развития" от малосведующих в теории, но раскрученных "теоретиков марксизма". Так, что критика марксизма с точки зрения научного подхода, с его основ, с онтологического фундамента, а не поверхностная политиканствующая публицистика (вроде того, что было в 90e гг.,в нашей стране), сегодня крайне актуальна.

Наша работа "Физика против марксизма" опубликованная три года назад на сайте Проза.ру была посвящена именно этой теме, но в более подробном изложении(спойлер: если бы в мире не было ничего кроме материи, ничто не смогло бы ощутить своего одиночества в этом мире; для субъектности сознания необходима точка отсчёта, субъектность нашего Я ТОЧЕЧНА в пространстве, а Тотальная Субъектность Бога отражается в ТОЧЕЧНОСТИ настоящего момента бытия во времени; солипсизм это неправильно понятый изначальный конструкт Монотеизма в нашей одушевленности; логичность как Объективная, так и наша субъективная, это приведение к Единству, и прежде чем окончательно "хоронить" все возможные формы религии, важно определиться с тем, что мы подразумеваем под словом "Бог"; Ксенофан и Эйнштейн верили в Бесподобного Бога, а Неподвижность Бога у Ксенофана доказывает его НЕпантеизм, ведь природа очевидно-подвижна).

P.S. Наряду с законами сохранения материи и энергии, есть ещё и Закон Сохранения Небытия, и он даёт Логичность, что по сути и почти одно и то же что доказательство Бытия Бога, ведь материи могло бы и не быть вообще по Эйнштейну. К логичности иногда относятся как к инструментарию в доказательствах бытия Бога, но сам этот уже инструмент содержит Его Атрибуты. Ничто не возникает из ничего. И наше сознание тоже появляется не из ничего. Материальное небытие или нематериальное идеальное бытие не тоже самое что и ничего. Весь мир идеальных сущностей можно вывести скрупулёзно изучив физически реальное небытие материи, как основу этого идеального. И это отнюдь не ничто. Материального мира могло бы не быть, а Бога не быть не может в принципе, потому что нематериальное бытие и есть небытие материи, и оно могло бы быть Вечным и без временной градации и без пространства, как Субъектная точка. Точечность и есть в определенной мере субъектность. Гегелевское Чистое бытие и небытие в синтезе даёт становление и многообразие всех движений и форм, это как произведение бесконечности и нуля с охватом всего подвижного и качественно конкретного. В математике точка идеальна, и без воли Всевышнего ни на один миллиметр невозможно перемещение. Об этой апелляции к Его нематериальному бытию и Апории Зенона.
Другой аспект теологии (идея спасения) вытекает из наблюдаемого нами прогресса технологий. Ещё триста-четыреста лет развития науки и техники, и оцифровка небольшого участка мозга, отвечающего за самоидентификацию сознаний всех когда либо живших людей, будет решена. Если всё по воле Бога, прогресс науки и технологий тоже по Его воле. Цифровое воскрешение реально технически уже рассматривается в проекте Инициатива 2045. Другой вопрос, сколько веков потребуется для решения этой проблемы


Рецензии
Здравствуйте Альберт

Я конечно не физик, но с любопытством прочла Вашу статью-рецензию. В принципе, особых проблем не вижу, к тому же насколько понимаю Маркса, для него имела принципиальное значение проблема диалектики неумолимого движения к коммунистической формации. И время у него ассоциировалось скорее с движением и развитием, чем с теорией физического пространства - к естествознанию был ближе его друг Энгельс. Маркс же был политэкономом, гегельянцем в материалистический уклон, потому физические определения, не относящиеся напрямую к социальной диалектике, его не особо волновали. Думаю, живи он сейчас, он бы с легкостью с Вами согласился.
Тем не менее думаю, что из большинства утопистов, Маркс был самым убежденным гуманистом - он верил в людей, в их творческую, созидательную энергетику и нравственные задатки. В принципе, он неплохой человек был, Карл Маркс. Просто его неправильно поняли. Как это обычно и бывает.

Мария Груздева   13.10.2021 16:54     Заявить о нарушении
Мария, спасибо Вам за отклик на мою статью.

Маркс и мне тоже симпатичен, и как Вы точно заметили, скорее всего, не стал бы опровергать Эйнштейна.

Но всё взаимосвязано. И тема "чистого времени" у Энгельса возникла, чтобы не признать реальность Чистого бытия. А признав реальность Чистого бытия придется признать верность Гегелевского метода восхождения от Абстрактного к конкретному.

У Маркса в "Нищете Философии" как раз обратный метод восхождения от конкретного к абстрактному и чистое бытие всего лишь фикция.

Ленин указал на Целостность системы марксизма: если порок в фундаменте в онтологии, он потом выявится в социальной теории надстроенной на нём.
Критика в Перестройку была поверхностной, публицистичной. А научный подход должен начинать с основ, с фундамента то бишь с диамата.

Атеизм Маркса, при всем моем к нему уважении, не мог не сказаться в итоге и в системе мировоззрения, что он создал, и в ошибках практиков марксизма.
"Надо верить в Бога, несмотря на всё то, что говорят и делают священники".

В "Физике против марксизма" я более детально писал об этом и о Теологии тоже.
Но это очень большая статья, извините, что отнял у Вас время, а я подозреваю, что у Вас его не так и много, как и у большинства женщин. Я эту работу советую читать, только если имею дело с профессиональным философом в этом направлении, у которого хватит терпения и времени на такое объемное чтение.

Удачи Вам и здоровья! И всем Вашим близким!

Мачигов Альберт   13.10.2021 17:56   Заявить о нарушении
Спасибо Альберт за оказанное доверие.

Нет, на время я не жалуюсь - всё со мной. Интересно побеседовать со столь увлеченным человеком. И вам здоровья.

Мария Груздева   13.10.2021 21:23   Заявить о нарушении
Разве время относительно? Это мы делаем его таким.

Алёна Ветер   27.03.2022 22:52   Заявить о нарушении
Не совсем, Алена - это еще Эйнштейн с джи-пи-эсом доказали. Равно как и то, что человек волен лишь оказывать влияние на себе подобных: например, виноватить тех, кого ему выгодно виноватить (с ударением на слово "выгода"), или принуждать к чему-либо, или вступать в сговоры опять же с целью извлечения прибыли или реализации симпатии. В основном заради того, чтобы забыть о своем психо- и биовремени и хоть ненадолго, но почувствовать себя сильнее неумолимых обстоятельств жизни сроком самое большее - плюс/минус восемьдесят-девяносто шесть лет. В общем, время не в нашей компетенции. Особенно, если мыслить в масштабах вселенной или полагать за точку отсчета всего отнюдь не человеческую цивилизацию.

Мария Груздева   28.03.2022 05:39   Заявить о нарушении
Время, линеарно и конечно. А мы? Кто мы такие в этом бесконечном потоке времени, сознания, причинности, объективного и субъективного? На этот вопрос Эйнштейн ответ не даёт. Пожтому я отвергаю его теорию относительности и пытаюсь обходить её. Выйти за рамки относительного и абсолютного, найти свою собственную идентичность в потоке времени и событий. Как это сделать? Здесь у каждого свои рецепты.

Алёна Ветер   28.03.2022 08:08   Заявить о нарушении
И ещё вы верно подметили в отношении Маркса. Я тоже не плохой человек, но меня часто не правильно понимают.

Алёна Ветер   28.03.2022 08:13   Заявить о нарушении
Алена, вы тоже часто проигрываете в шахматы? Люди со склонностью к самостоятельности в определениях обычно как раз наоборот. К тому же если уйти от физических теорий пространства-времени, а замкнуться на экзистенциальном, то впору придумать еще один тайм-критерий - симпатическое. В смысле, не исчезающее как симпатическое чернила, а отдаваемое симпатичным нам людям. Тем, кто нам нравится. Здесь время играет особо смысловую роль. В плане - мы отдаем любимым время одновременно получая его смысл, по-существу являющийся (в зависимости от силы любви и симпатии) смыслом жизни.

И обратный вариант - отбирать время у несимпатичные нам людей: нагружать их нерешаемыми трудностями, лишать свободы в той или иной степени, доводить до депрессии и тоски - старить, нагромождая пустоту жизни депрессивными смыслами, наподобие тех что творил Кафка. Но это высший пилотаж, обычно мы понимаем время, разделяя его с любимыми, имеющими для нас особое смысловое значение, и в этом ловим ощущение особой ценности такого наполненного чувствами и смыслами времени.

В любом случае, кем бы вы ни были - хорошим или плохим человеком, но если вам дана возможность распоряжаться временем и его смыслами, вы будете исходить почти исключительно из ваших симпатий и антипатий. И никакой справедливости во всем этом. Просто вам повезло получить такую компетенцию. И повезло тем, кто вам симпатичен. Другим вероятно не повезло, но разве это имеет значение? Ведь, если проще, то все теории экзистенциального времени сводятся к любящей заботе (Хайдеггер), то есть к тем людям, кому мы делегируем право даровать нам смыслы, объемы и цвета жизни. Отдавая взамен время - сущий пустяк по сравнению с настоящим и будущем тех, кто нам важнее всего, включая морально-правовые и физико-химические категории и теории. Включая понятия "закон, справедливость, свобода, бог и тд и тд.

Мы все вообще не склонны понимать друг друга. Мы лишь интерпретируем, и то в основам тех, кто имеет для нас или нашей безопасности значение. Идем по улице видим пьяных парней и переживаем, не влетело бы. По большому счету нас понимает только Бог. В его компетенции и время и его экзиснетциалы. Всё остальное - смотрите выше.

Мария Груздева   28.03.2022 12:31   Заявить о нарушении