Трагифарс витка спирали истории

Музыкальный трагифарс «Бред».
Режиссёр: Мария Пальницкая.
Хореограф: Александр Ночовный.
Художник: Виктор Незнанов.
В ролях:
Ксения Куренкова, Борис Лунгу, Арина Ревнивых, Валерия Лаврова, Василина Васюхно, Светлана Шпак.
Театр Енотов и Коров на сцене Театральной Долины, Артмузы
В спектакле «Бред» Мария Пальницкая обращается к драматургическому наследию великого европейского мыслителя Эжена Ионеско, в котором он запечатлел результаты его исследования тенденций человеческого общества. Драматургия Ионеско проецирует есвой пристальный взор направленный на мировое пространство, который подобен острому скальпелю, препарирующему человеческое общество, прорезающемуся через его внешнюю глянцевую оболочку с целью изучения тенденций и векторов общественного развития, оказавших влияние на европейское общество двадцатого века. В этой особой форм познания объектом его исследований были тенденции, которые привели мировое сообщество к двум глобальным войнам и большому количеству международных и внутренних конфликтов. Результаты этих исследований он запечатлел в своём драматургическом наследии, в этом бесценном кладезе знаний две его пьесы «Бред вдвоём» и «Стулья» фокусируют наше внимания на этих тенденциях, их истории органично дополняю друг друга.
Сюжетные пространства этих произведений предоставляют нам возможность сфокусировать наше познание на изучении темы глобальных катаклизмов и их влиянию на человеческое общество, которые Мария Пальницкая открывает нам в сценическом полотне, соединяющем эти два произведения воедино, воплощённом в ярких красках экспрессии, абсурда и авангардизма музыкального трагифарса. В этом сценическом опыте интерпретации ликов гениальности великого европейского мыслителя наш взор сосредоточен на сюрреалистическом пространстве человеческого существования, заключенного в условных временных границах между некими двумя глобальными катаклизмами. В нём катастрофа, рассматривается в качестве мощного триггера, запускающего процесс создания нового мирового мира, в этой символической точки истории цивилизации прокламируется идея создания среды благополучного, безопасного существования человеческого общества.
За этой внешней сюрреалистической сюжетной оболочкой истории мирового коллапса угадываются события двух мировых войн и непродолжительное временное пространство мирного существования, которое было насыщено кровавыми конфликтами, нашедшие своё продолжение на полях сражений первой и второй мировой войн. Эти две вехи истории были инспираторами исследований Ионеско и первопричиной создания многих его драматургических произведений. В спектакле «Бред» этот непродолжительный временной отрезок является плоскостью нашего познания, в котором мы изучаем тенденции человеческого многосторонне с различных точек зрения. В спектакле картина, изображающая катастрофу мировой цивилизации, является отправной точкой пути нашего познания, в ней лики руин мировой цивилизации -это пространство, в представлена реальная проекцию процесса создания нового миропорядка, в котором силы двух систем борются за доминирование на пост - апоплексическом пространстве.
В спектакле «Бред» на этом временном отрезке существования общественного пространства ситуация разрушения цивилизации создаёт нулевую точку, в которой в процессе создания нового пространства человеческой жизни фатальные ошибки прошлого могут быть учтены и предотвращены, но эти аспекты не в фокусе сил, создающих новый мировой порядок. Они используют эту ситуацию для самоутверждения и этот процесс для них окно возможности, которое обеспечит им доступ к власти и имперскому доминированию. Эти процессы, происходящие на пост - апоплексическом пространстве мы изучаем в галерее образов людей, которые оказались в той или иной мере в зоне великой деструкции мирового пространства.
В этой галерее мы видим людей разных социальных слоёв, находящиеся на различных ступенях иерархической лестницы, их присутствие в фокусе нашего внимания имеет неслучайный характер. В спектакле это сообщество подобно социологической выборке или особой фокус - группе, в рамках которой мы видим индивидуальные проекции влияния апоплексического события и тенденций, доминирующих в обществе, существующих в новой форме реальности. В нём мы видим противодействие двух сил и пространство образов людей, принимающих активное участие позволяет нам выявить причинно-следственные связи и мотивацию их поступков. Подобный анализ позволяет нам прийти к пониманию минимализма и идентичности идеологических позиций этих групп и на этом покрытом руинами пространстве главной целью их противостояния является борьба за расширение зоны влияния и власти.
В пространстве, выстроенном в этой системе координат, мы изучаем образы людей, чьи мысли и жизни не охвачены угаром амбиций передела мира и взор их не форматирован призмой идеологических шаблонов восприятия мира и процессов, происходящих в нём. В водовороте событий на пост - апоплексическом пространстве они не вписываются в систему единомыслия и предпринимают робкие шаги осмысления, происходящего, подвергают увиденное ими критическому анализу. Эти попытки неформатного мышления позволяют им сформулированное собственное, отличное от идеологических шаблонов, мнение и это превращает их во врагов процесса передела мира и установления нового миропорядка. В этой контрадикции взглядов на процесс создания нового мира позволяет нам изучать конфликт, построенный по формуле интеллектуал vs агрессивно-послушное большинство. Анализ пространства этого конфликта позволяет нам заключить, что в этом противостоянии численный перевес на стороне приверженцев шаблонного мышленья и это предопределяет судьбу интеллектуалов, осмелившихся вступить в это идеологическое противостояние.
В спектакле «Бред» наше изучение тенденций развития человеческого общества на пост - апоплексическом пространстве дополняется изучением картины интеллектуальных кругов общества, оказавшихся в зоне события разрушавшем прежний мировой порядок. В их образах мы видим множественные проявления философии эскейпизма и в многообразии этих реальных проекций этой концепции позволяет нам вывести универсальную формулу существования персонажей в рамках авторитарной системы мышления. В ней интеллектуал вынужден сделать осмысленный выбор, определяющий его дальнейшую судьбу и парадигму существования и точке его выбора, интеллектуал находится на развилке двух дорог, одна из которых ведёт к мизантропии и внутренней эмиграции. В проекции этого выбора личность покорно принимает результаты передела мира и ограничивает пространство своего существования и мышления. Проекцию этого выбора мы можем разглядеть в истории двух мыслителей, которые скрываются от этих процессов за закрытыми дверями дома, находящегося в эпицентре процесса передела мира, в точке разграничения зон влияния противоборствующих сил. Эта проекция эскейпизма, запечатлённая в фрагменте жизни персонажей создана на сценическом полотне в виде эмоционального этюда в ярких красках и оттенках фатализма. В нём предугадывается финал их истории, он трагичен и безальтернативен, так как их концепция существования не защитит персонажей от жерновов машины передела мира,  корёжащих жизни всех, не вписывающихся в шаблоны нового мирового порядка.
Другая тропа на этой символической развилке жизненного выбора ведёт личность интеллектуала к самоуничтожению через конформизм и форматирование собственной мировоззренческой системы по лекалам нового миропорядка. Проекцию этого процесса мы изучаем в образах персонажей, пытающихся возродить нормальную жизнь на обломках империи в рамках нового миропорядка. Их попытки вдохнуть жизнь в бездушную машину передела мира бессмысленны, так как мир, созданный на обломках старого – это империя, которая нежизнеспособна. В этой модели мироустройства его хозяева следуют тропой амбициозных планов и утоления собственной жажды владычества в мировом пространстве, в этом процессе они создают благоприятную среду для использования деструктивных сил, которые являются для них инструментом достижения их целей. В этом процессе их потенциал деструкции достигает своего максимума- точки, в которой происходит новый апокалипсис и полное разрушение мира.
Мария Пальницкая в этом обращении к драматургическому наследию великого европейского мыслителя Эжена Ионеско предлагает нам возможность осмысления истории человечества, в которой жажда власти и имперские амбиции ведут мировое сообщество к точке глобального коллапса. В спектакле «Бред» Пальницкая воплощает эти плоды научного поиска великого драматурга в форме трагифарса и выбор этой сценической оболочки мыслей Ионеско не случаен, так как мировая история в своём развитии двигается по спиральной траектории. В этой форме движения каждый виток истории возвращает человечество к нулевой точке - точке мирового коллапса и в этом движении финальная точка одного витка является началом для другого. В этой траектории исторического развития в начальной точке витка история человечества начинается с передела мира и создания нового мирового порядка, а заканчивается точкой «0». Сюжетное пространство спектакля «Бред» создаёт нам визуальную проекции спирали истории и это предоставляет нам уникальную возможность познания, в которой мы можем двигаться по это траектории от её начальной точки до финальной точки спирали и таким образом соизмерить и определить местоположение нашего общества, идентифицировать направление вектора развития мира, в котором мы живём.
Фрагмент спектакля и авторский комментарий от режиссёра вы можете посмотреть на моем авторском YouTube канале "Мой Не_Критический Взгляд:https://youtu.be/zI4kIQSBr58


Рецензии