Первые и последние

"Многие же будут первые последними, и последние первыми." (Мф.19:30)

Библейские притчи, бездна богатства и премудрости, и ведения Божия. Насколько они глубоки. Сколько в них смысла.
Народу Иисус Христос говорил в притчах, а ученикам Своим наедине открывал сказаное. Они должны были знать сказаное. Им нужно было научиться в жизни это понимать и применять на деле.
В одной из них, притче о наемниках в винограднике, Он открывает одну из сторон будущей церковной жизни.

" Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру
нанять работников в виноградник свой
И, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
И им сказал: "идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам."
Они пошли.
Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
Наконец, выйдя около одинадцатого часа, он нашел других, стоящих на торжище праздно, и говорит им: " что вы стоите здесь целый день праздно? ... Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите".
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: "позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых".
И пришедшие около одинадцатого часа получили по динарию.
Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
И, получив, стали роптать на хозяина дома
И говорили:" эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной".
Он же в ответ сказал одному из них:" друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
Разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? "
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званных, а мало избранных. "(Мф.20:1-16)

Заходя в церковь всегда люди испытывают необыкновенные чувства. Этому способствует обстановка, устройство, порядок служения, виденое и слышаное. Действительно, этот " виноградник" подобен Царству Небесному.
Да, хозяин его — Бог. И Он призвал сюда каждого находящегося в нем, нас, верующих. Призвал для труда, пообещав плату.
Эта плата выражена денежной единицей того времени — динарием. Это —наше спасение. Это тот венец который мы получим в вечности, когда закончим свой земной путь и придем к Началу всех начал — Иисусу Христу.
Это будет впереди, а пока нам предстоит работа и как во всяком деле хорошо бы определиться — что же всё-таки главное для нас?
Это — отношения, наши взаимоотношения. Если у нас правильные отношения с Богом то будут правильными и взаимоотношения с людьми в церкви и отношение к самой церкви. Люди всегда были людьми, ими они остаются и в церкви, в винограднике. Поэтому и наша плата прописана земной единицей измерения — динарием, деньгами.
Хозяин вышел, увидел " первых", призвал их и послал работать в виноградник свой.
" Первые", кто же они? В любом деле на земле есть первые. Так и в церкви, есть те, кто всегда хочет быть первым. Они всегда на виду у всех, на слуху. Они всегда на видных местах в собрании, напоказ долго молясь, расширяют воскрилия своих одежд: это сегодня дорогие костюмы, стильные и броские галстуки, золотые уборы и дорогие наряды и все, что выделяет нас из толпы, приподнимает нас над ней.Им свойственна страсть ссылаться на человеческие авторитеты, громкие имена вышестоящих руководилей и в  церкви, и в мире. или людей с мировым именем.
Они любят блеснуть высокими знакомствами, удивить глубокой эрудицией и большими знаниями.
У них, зачастую, есть твердый "динарий" — зарплата в церкви или служение построено на денежном интересе. Они "договорились" с Богом.
Хозяин дома, написано, "... договорившись с ра ботниками по динарию на день, послал их в виноградник свой... ".
Все работающие работают по трудовому договору, кроме рабов.
О чем думают эти работники в течении всего рабочего дня? Какие мысли у них в сердце? Конечно, о динарии. Они уверенны, что получат его в конце дня. Поэтому можно и расслабиться где-то , и не усердствовать особо. Можно построить планы и распланировать как потратить этот динарий. Этот динарий будет греть их душу. А когда они увидели " других", пришедших позже, то они подумали тут же, что получат больше других потому что пришли раньше.
Это — корысть.
И она же может выглядеть чуть по другому: приходит человек в церковь, входит в этот виноградник и думает как поправить своё материальное положение за счёт церкви, как построить дом с помощью церкви, как ему должны помогать в жизни все, как вокруг него должно все кружиться. Его должны все любить, понимать, помогать. Ему все должны. Он тоже "первый".
А есть и " другие ".
Они пришли позже, в разное время,  как были призваны хозяином дома. Эти , пришедшие позже, " другие", как бы всегда опаздывают туда где прославляют нас за какие-то то способности. Их почти не видно, потому что они всегда в труде. Им некогда и нет у них желания повеселиться с друзьями, братьями и сёстрами. У них в сердце другие переживания. Они не мечтают получить что-либо от церкви. Они не ждут чтобы их все любили, чтобы им все помогали. Они считают что должны всем, а им никто ничего не должен. Они рады, что они Кому-то  понадобились, в трудную минуту своей жизни. Что их жизнь стала нужна Кому-то, востребованна. И пошли в виноградник. А что взамен?
На каких условиях они вошли в труд в винограднике? На необычных для людей мира: "... идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите." ( Мф. 20:7). Не чего они хотели, а то что им больше всего нужно, хотя они большую часть жизни этого и не понимали.
 Никакой речи о зарплате, об условиях — просто иди и работай. Как говорится: под честное слово. Только дети могут так отнестись к порученному им родителями делу. " Будьте как дети ". Вот  они такие и есть эти " последние " — "другие".
У одного из "первых" хозяин спросил, когда они стали роптать на него: " Разве я  не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? " Первое не оспаривалось, он хозяин. Оставалось второе:"... глаз твой завистлив... ". Что же будет с такими стремящимися в небо?
Рассчет в конце дня получили все. Но все ли смогли воспользоваться заработанным? Можно заработать, но не суметь, не успеть правильно распорядиться заработанным.
Не поэтому ли эта притча начинается и заканчивается одинаковыми стихами: "Многие же будут первые последними, и последние первыми" (Мф.19:30)
И :" Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званных и мало избранных."(Мф.20:16)


Рецензии