Каменные бабы

Каменные бабы

Зашёл в Интернет и наткнулся на старое фото Краеведческого музея, у входа в который стояли две каменные бабы. В каком году оказались красавцы на почетном месте города, я не знаю, только такую же  видел на задворках ресторана Чистые пруды, за селом Рамзай в 1975 году. Стояла она одинокая, всеми забытая в безмолвном поле и грустила…  Сколько так стояла мне трудно даже и  предположить, но чувствовалось, что очень давно. Находилась она на прудах и вдруг исчезла. И я подумал, что рамзайская похожа на музейную, очень уж они схожи, чувствовалась рука одного и того же деляги! На первобытного человека  смахивает!
С селом Рамзай у меня связана любовь к рыбалке, что летней, что зимней, а также дела по работе(в частности-общепит). Возвращался как-то с прудов, и чтобы подойти к остановке, надо было пройти немного по деревенской улице. Я машинально стал искать в карманах заветный рубль мелочью, и не найдя его, приуныл. Конечно, в то время можно было напроситься в какую-нибудь машину, и доехать бесплатно до города, но это мне не нравилось. Решение пришло в голову неожиданно, хотя тоже не самое лучшее… Подойдя к двум пожилым людям, сидевшими у своего дома на лавочке, я вкратце объяснил ситуацию и попросил взаймы рубль. Мужчина, а звали его Николай Иванович(познакомились позже), как-то спокойно сказал, - "Клава, принеси парню что он просит." Очень уж по-свойски, по-родному посмотрел на меня. Я заверил их, что через, примерно, неделю приеду к ним в Рамзай, в блинную по делам, и отдам долг. "Может, вам что-то надо, например, из красок?" Хозяин, а он был ровесником моего деда, ответил, -" Крыша вот совсем выгорела, на полы бы, да на окна светленькой… Ты иди, вон твой автобус спускается с горы!"
На том и расстались. Дней через десять, я с другом Юрой Самариным, ехал на служебном автобусе в Рамзай, и, конечно, вёз все то, что просил Николай Иванович. Вот так случай познакомил меня с человеком, рассказавшим о селе, ровесником нашего города,и о каменной красавице, что торчала посреди поля. В другой раз, когда я сидел за столом в доме моих новых знакомых, Николай Иванович не спеша поведал мне, что помнит эту бабу всю жизнь, и вовсе она торчала не одна, а в компании таких же, даже ребёночек был, только пропал куда-то…  Эти   страшилища не только здесь стояли, врытые в землю, но и выше по полю. Рассказал, что земли только после 20 х годов прошлого века стали отвоевывать у леса, а то ведь по ту сторону пруда, за тем бугром, стоял сплошной дубняк, полей было мало. Их деревня испокон веков славилась своими яблоневыми садами, возами день и ночь свозили в город на рынки, только  Никита Хрущев все обломал в один миг, обложил налогом каждое дерево,  а у некоторых до ста яблонь росло. Вот народ через месяц и порубил свое хозяйство со слезами на глазах, и стал Рамзай как бы голый.
Тогда я подумал, что тот дубовый лес  действительно спас наших каменных красавиц от уничтожения, ведь  идолы принадлежали народу, который жил на этой земле-буртасам, а правила ими женщина. Это было так давно, что никто не помнит, и не знает, что здесь делалось раньше! А оборонительные валы, которые я вижу по сей день!? Не понятно по какую сторону находилась русская земля, с левой или с правой стороны, если смотреть на запад. Может, и России ещё не было! Загадочно все и интересно!
А, все же -сколько  лет этой тётке? Языческие времена, это точно, а если их было действительно несколько, то куда подевались? Историки, откликнитесь!!


Рецензии