Кардиограмма. Часть 10

           Записи на клочках

           Часть десятая. ВОКРУГ КРИТИКИ

***
Беллетристы — они сами себе нравятся.
Критики — они сами себе не нравятся.

***
Новые времена — новые нравы провели переоценку ценностей — литература, как и все сферы искусства, превратилась в рынок, при котором занятие литературной критикой в большинстве случаев стало нереальным. Книгопродавцы доходчиво объяснили критикам, что их работа — это сфера услуг, а вовсе не забота «глаголом жечь сердца людей». Рынок востребовал критиков-агентов по рекламе.

***
Ещё вчера критической смелостью казалось сказать, что с дистанции времени, например, Паустовский уже не кажется таким большим писателем, каким казался раньше. А сегодня иной из критиков запросто может спросить: «А кто такой Паустовский? Не читал».

***
Литературная критика легко распрощалась с «руководящей» и «направляющей» ролью, но ещё легче избавилась от обязательности быть «серьёзной». Вместо иерархии литературного таланта возникла гегемония рейтинга. Конечно, критика во все времена была субъективной, только раньше она была партийной и клановой, а сегодня она превратилась в смышлёную, но равнодушную и непрофессиональную. Хрен редьки не слаще!

***
Раньше критика писалась теми, кто сам читал, для тех, кто читал.
Сегодня пришедшая на смену критической рецензии рекламная аннотация пишется теми, кто продаёт, для тех, кто покупает.

***
Раньше были критические споры, далёкие от правил. Сегодня, по признанию самих участников, это «пинг-понг не по правилам».

      Вчера и сегодня
Если сравнивать советскую критику с постсоветской, то первая была изъеденная червями, вторая же — гнилая.

***
У моих критических «однокашников», А. Казинцева, В. Бондаренко, С. Куняева, стрелки политического компаса смотрят примерно в одну сторону. Но, служа искусству в одном театре, они играют тем не менее на разных «сценах». Куняев солирует на основной сцене в большом драматическом спектакле. Казинцев на сцене филиала играет антепризную одноактную политическую пьесу. Бондаренко в театральном фойе на подмостках предлагает любителям «клубнички» шоу «Маски большого города». У каждого своё амплуа. Первый страстно «обсуждает» идеи. Второй сурово «обсуждает» события. Третий цинично «обсуждает» людей.

***
Сегодня критика неадекватна литературе, а литература неадекватна жизни.

      Диалог писателя и критика
Писатель — критику: «О литературе, как о покойнике, только хорошее!»
Критик — писателю: «Как о покойнике? Можно! И на когда назначены поминки?»


Рецензии