Передерий Григорий Петрович
Передерий Григорий Петрович (29 сентября [11 октября] 1871 – 14 декабря 1953), специалист в области мостостроения и строительной механики. Академик АН СССР. Один из основателей отечественной научной школы мостостроения.
Родился в Ейске в семье строителя. В 1897 г. окончил петербургский Институт инженеров путей сообщения. В 1897–1907 гг. работал инженером на предприятиях железнодорожного транспорта (в т. ч. в Закавказье, на Московско-Казанской железной дороге), одновременно вёл научно-исследовательскую работу в области мостостроения. Преподаватель Московского инженерного училища (с 1902; в 1924 переименовано в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта), петербургского Института инженеров путей сообщения (в 1907–1914 и 1920–1942), Томского технологического института (с 1908), Высших женских политехнических курсов (в 1915 преобразованы в Женский политехнический институт, в 1918 – во Второй Петроградский политехнический институт). Профессор (с 1919). Директор Института гражданских инженеров с 1922 по 1926 г.
Автор ряда важных инженерных решений по вопросам сооружения сборных мостов, индустриальных методов работ, применения железобетона, электросварки в мостостроении. Г. П. Передерию принадлежит проект арочной железобетонной эстакады (длина совмёщенной части 2599 м, с подъездными эстакадами 3890,5 м, общая высота 64 м) моста через р. Амур в Хабаровске (1916) – самого крупного на тот период мостового перехода в Восточном полушарии. Под руководством Передерия в 1932–1938 гг. в Ленинграде через р. Нева построен железобетонный мост им. Володарского (с использованием в арках трубчатой арматуры) и осуществлена коренная реконструкция моста им. лейтенанта Шмидта, где впервые применена электросварка металлических листов в балках, освоен новый способ подводного бетонирования, а также перекрытия пролётов с использованием неразрезных балок, что дало большую экономию металла. В числе других осуществлённых проектов: железобетонный автомобильно-пешеходный Октябрьский мост в Вологде (1928–1931), висячий автомобильный Кузнечевский мост в Архангельске (1935–1956).
Член-корреспондент АН СССР (1939). Академик АН СССР (1943). Генерал-директор пути и строительства 1 ранга. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и двумя орденами Красной Звезды. Лауреат Сталинской премии 2-й степени. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Иллюстрация: Кузнечевский мост в Архангельске. Проект: Г. П. Передерий, 1935 г. Строительство: 1936–1956 гг. Фото из открытых источников.
Свидетельство о публикации №221101301033