Странный двоеверец Глава 6

Приближалась осень, ячмень с невеликих наделов уже убрали, перевалы скоро закрывались до весны, разве что якам предстояло ещё приятно "поработать", коров покрывая. Для племенной работы и наш гужевой транспорт предоставлен был - пусть свежую кровь придадут и природное свое предназначение исполнят, а то с приближением ноября спокойных животных стало не узнать, хоть холости срочно. Таким образом, образовалось изрядно должников среди владельцев покрытых коров, способных только взаимной услугой вернуть долг, то есть отработать. К тому же, мы предложили им наших, хорошо проявивших себя яков и вовсе отдать за отработку. Путём сложных расчётов подрядили бригаду, со своим харчем и инструментом, на три месяца и повели работников на "золотой" ручей.
 
Люди старались, а прииск оказался добычливым настолько, что мыть там ещё на годы хватало. Если с умом, но блеск презренного металла ума лишает, тем более если голов (и языков) много. Чтобы чего не вышло, проще этот эпизод жизни из памяти наёмных старателей стереть. Заменив на вымышленное строительство дома "не помню у кого", что даже для среднего уровня экстрасенса по силам. Так и сделал, и вернувшимся домой людям не было мучительно больно за бесцельно прожитую зиму - весной пахать принялись на полном сил тягле. Наша же компашка пристроилась к каравану, что в Индию шёл, в качестве дополнительной стражи, за труды ишачка со старой арбой запросив.
 
Дабы груз "кое-какой" на себе не тащить и не отвлекаться от охраны и обороны вверенного объекта. Края внизу лежали жаркие, а якам свыше 15 по Цельсию уже не комфортно, у ослов же прародина - Африка, им всё нипочём. Осталось только котом разжиться, да петуха от котла уберечь, и чем не Бременские музыканты в расширенном составе, идеология так в самую масть - "Ничего на Свете лучше нету,...". И самое смешное - вместо осла втюхали нам мула - позор на мою ветеринарную голову, отличить не сумел. Теоретически знал, разумеется, что "Любовь зла ...", но так вышло, что плод сей любви лицезрел впервые, и неизвестно ещё кому повезло, ведь осло-лошадь была много выносливей своих родителей по обеим линиям, а то, что смотрелась не эффектно, так и мы старались не выделяться. К тому же животное нам досталось поющее  в буквальном смысле, но этот талант от папочки передался, ослы весьма "музыкальны", так что солистом ансамбль действительно прирос, правда на струнных, как в мультике, копытное так и не заиграло.
 
Но вот у индусов приобрели мы превосходный барабан, диву даваясь искусству мастеров-древоделов, творящих шедевры стамеской из зажатого ногами чурбана. Так у нас гурх стал по совместительству и ударником (не кап. труда само собой). Но ещё до нас побывавший в здешних краях (и за три десятилетия до Васко да Гама) тверской купец Афанасий Никитин  отмечал в своём путевом дневнике  тяжесть труда и быта местного пролетариата и прежде всего сельского.
Впрочем, спустившись с гор, в несчётное количество вечно режущихся индийских княжеств мы углубляться не стали, а по северному их краю прошлись, в Хорасанские земли направления придерживаясь и стараясь чудеса при этом не творить. Или делать это минимально, к примеру, глаза многочисленным мытарям отвезти, когда те арбу нашу шмонали или излечение какого-то раджи наложением рук выдать за достижения восточной медицины. И не лечить не мог - без "крыши" шлих нам ни монетизировать, ни легализовать, а каков размер "безмерной благодарности" власть предержащего пусть заинтересованные лица у него и спросить попробуют (сквалыга вовсе большим спасибо ограничился).
 
Самым серьёзным "подпольным чудотворцем" оказался обогнавший каждого из нас в весе мастиф, ведь "за время пути собака смогла подрасти". При ТАКОМ аппетите иначе и быть не могло, прокорм "щенка" обходился дороже пропитания всех остальных участников муло-пробега. Но не прожорливость щенка являлась основной его чудесатостью, а гипертрофированная способность, которой не нарадуются у своих любимцев все собачники "всё понимает, только сказать не может". Наш пёс словами сам ничего сказать не мог, хотя речь людскую понимал, но вот мысле-образами общаться умел и по "закрытому" каналу со мной, так в различных вариантах с прочими. С хорошими людьми по-хорошему,  а с плохими - "ах, спаси Аллах!" (особенно если переходил на ненормативную лексику).
 
Краем "уха" (вернее сразу мозга) "подслушать" сей мат пришлось, когда в афганской зелёнке  мы в одиночку на засаду тогдашних духов нарвались. До сих пор стыдно за то, что от ужаса непроизвольно в штаны напрудил, а удиравшим "до канадской границы" бандюкам, по запаху судя, потребовалось свои шаровары от более солидного отстирывать, а может и голову лечить. Если такое возможно при атаке Х-лучами. Я так обозвал "явление", поскольку иное в мою голову не приходило. Есть многое на Свете, что неизвестно нашим и мудрецам. В тот раз, кстати, пёсик разнюхал ещё и незаметную тропинку к небольшой пещерке, где злыдни обитали ранее. Обнаружив там связанную молодую пленницу, что захватили в предыдущем караване, причём хорошо охраняемом и богатом, ибо банда БЫЛА очень серьёзная.

Анюта-краса, русая коса, была явной славянкой, малолеткой взятой в полон кочевниками, и роду-племени своего, а так же мовы родной не помнившей. По её бессмысленному бормотанию, схожему с "еже си на небеси", смогли предположить только, что изначально в православие была крещена, хоть крестика и не носила, по понятным причинам. Посему и вернули мы деве юной имя которое явно родители дали - Анна, а не Ани, как басурмане переиначили.
 
Пёсик так же достойного прозвания удостоился, стал тёзкой Папы римского - Бонифацием, ибо назвать Чумаком или Кашпировским такой ТАЛАНТ казалось мелковато. На Боню милостиво отозвался, чувствуя себе цену, к счастью ходил босым, а так бы и тапок заставил целовать. Общим с Папой у него было то, что первый якобы мог посодействовать попасть в Рай, а второй гарантированно открывал ворота в Ад, который внутри каждого человека находится.
 
Пройдясь по пещерке, почувствовал я простенькое заклятие, "закрывающее" вход в отнорок, видно кто-то из бандюков сёк в шаманизме. В соответствии с классикой, на всякий случай сказал "сим-сим", а после развеял морок - ломать не строить. В кладовочке нашлись и ситец, и парча, и прочих ценностей столько, что наше гужевое транспортное средство с мощностью тягла в одну мульную силу вряд ли бы осилило. Но в жизни раз бывает не только 18 лет, но и такая удача, да и Аня помнила, что до ближайшего селения дорога всё под горку пойдёт, потому настояла ничего не оставлять. Ей ведь теперь приданное потребно, а своя ноша не тянет, такие нотки в голос подпустив, что мне захотелось дамочку вновь связать, рот заткнуть и положить туда где нашли. Но Петруха тогда и его вязать попросил - вот так муда.. , то есть мулы, и получаются.
 
И друзей попутно делают таковыми же. Ведь к караванной дороге, на которой арбу Аня сторожила, от пещеры "Алладина", по тропинке нам целый день барахло тягать пришлось. И всё потому, что лампы с джином не нашли  - он бы шутя груз переместил. Но выбрав всё, Сусанин, напоследок пройдя по опустевшему помещению, стойку сделал на нечто закопанное и с метр поковырявшись наткнулись на пару увесистых сундучков, со златом да каменьями самоцветными. Разумеется, допёрли и их - своя ноша не тянет.
После завершения погрузки к счастью очень крепкой арбы, в тягло только Боня не превратился. Хотя про ездовых собак ему намекал, но он больше про бурлаков и дураков слушать любил. Которые выбирают трудный путь, опасный как военная тропа, романтикой прикрывая свою дурь и жадность. К счастью, дуракам везёт и докатить повозку до ближайшего аула объединённых наших усилий хватило, а вот в нём почти неделю отдыхали. Сил набирались, пока Анюта торговалась с местными, скупая повозки и ишаков.
 
Родной язык начисто на чужбине забыв, фарси она освоила в совершенстве, в том числе даже письмо представилась возможность. Само собой в купе с Кораном, но и его знание вредным не является. Почти всю свою невольничью жизнь прислуживала она в небольшом гареме купца, с большой натяжкой назвать можно которого было "средней руки", несмотря на все его старания пробиться выше. В семье не голодали, если не имелось мясо на столе, то заменяла его не дорогая рыба, поскольку жили на южном берегу Каспийского моря. Им кормился и глава семейства, регулярно плавая на север, там же и купив как-то у татар  за гроши костлявую, нескладную девчонку. Оказавшуюся бойкой и толковой, очень быстро освоившей рукоделие жён хозяина, коим занимались в его отсутствие. Причём маленькие, но шустрые   ручки успевали завязать на ковре пару узелков, когда вальяжные жены один делали, а натянуть на стан основу или провести нехитрый ремонт, в случае неисправности того, стало исключительно её занятием. Потому благодарные женщины от своих дочерей её не отличали и вслед за ковроткачеством принялись учить прочим премудростям, в том числе и весьма ценным - счёту и грамоте. А также готовке, искусству торговаться на рынке и многому другому. Так и выросла славянка в обычаях мусульманского окружения, другой жизни не помня.
 
Сытная жизнь закончилась, когда хозяин потерял во время шторма свой товар, едва сам живым оставшись. От надвигающейся нужды спасаясь, распродать ему пришлось все "непрофильные активы", в том числе и превратившуюся в красавицу рабыню. Тем более, что заглядываться на неё стал родной сын, а потеря невинности для товара серьёзный ущерб, выявляемый торговцами безошибочно. Купец, уходящего на Восток каравана, дал хорошую цену, настраиваясь столько же наварить, но не повезло - отобрали горные разбойники у него всё вместе с жизнью.
 
Впрочем, следом и им не повезло, хоть жизнь сохранили, но с месяц улепётывали они от проклятого места, рассказывая по пути о том, что повстречали иблиса и чудом спаслись. О том нам поведали в караван-сарае, куда совместными усилиями свою повозку довлачили. Там же прикупили ещё три таких же, в комплекте с ишачками, и, перераспределив груз, продолжили путь уже как небольшой караван, к счастью (для всех) без боевых и трудовых подвигов. Изредка проявляя себя только на торговом поприще - продавая что-нибудь не нужное. Или таковое приобрести, по мнению отдельных членов команды, к примеру, не понимал я, когда Аня чуть не по цене золота покупала шафран, слыша объяснение "Надо", и тем же отвечая, когда не смог пройти мимо жеребца ахалтекинца.
Так и добрались, уже без приключений, до того самого места, с которого рабыня (Изау...) Ани отправлена была с караваном. Даже с её бывшим хозяином повстречались, и с понятием, по купечески отнеслись друг к другу, зная о перипетиях судьбы и порой весьма неожиданном кругообороте товара, превращающегося в кого и что угодно. Небольшой городок Гяз являлся в ту пору морскими воротами лежащего в 30 верстах Горгана, также в те времена именуемого Астрабадом, и в 21-м веке остающемся важным "перекрёстком" Востока. А на тот момент столь ценимым Правителем Империи Тимуридов, что управлять им послал тот своего друга, а до того и визиря, великого философа и поэта Востока Алишера бек Навои. В ТОЙ жизни, будучи в Герате во время войны, удалось мне поклониться его мавзолею, нынче же выпадал шанс лицезреть живого. Тем более, что "наш" купец ему знаком был, причем с хорошей стороны (с его слов) и гарантировал устройство аудиенции. Да и в противном случае, день туда - день сюда, потерей являлся не великой.
 
Существовала и ещё одна причина повторить визит в областной центр. Ибо, проходя его намедни, затащила Анка меня на тамошний невольничий рынок и заставила выкупить из рабства бывшую подругу. Малолетнюю особу кавказской национальности, христианского вероисповедания с символическим именем Гюльчатай, с огромной скидкой после долгой торговли, поскольку "цветок уже был сорван". Пассия Петьки мотивировала (и когда только научилась в придачу ещё и мАтивировать?) необходимость приобретения тем, что столько мужиков в одиночку ей не обстирать, не наготовить. Проще было ей отдаться, чем в споре доказывать, что обходились как-то без неё, да и добрые дела лишними не бывают. Купил также мальчика-славянина в придачу со скидкой, а продавец сказал, что через неделю ждёт очередную партию и скидку также обещал. Вот и возвращался металл на людей менять, а общение с философом уже приятным бонусом шло.
Поехали на пару с толмачом (по совместительству) Сусаниным, без выпендрёжа - в запряжённой мулом проверенной повозке и ставших привычными за дорогу тюбетейках, как у Вольки, и цветастых ватных халатах, как у Хоттабыча. Но с рекомендациями от купца и прочими документами, и не стебался я, облачаясь не в парчу и шёлк,  просто проверить хотел поговорки верность "встречают по одежке, а провожают по уму". Но срабатывала она в том случае, если с умным человеком и встречаешься, то есть тест взаимный. Пройденный беком Навои уже давно, ибо читал строки, что милей ему тюбетейка и халат узбека более драгоценных одежд. Так сделаем же приятное человеку, тем более взаимное - облачение должно быть не ветхим и не грязным, его цена вторична.  Показали "мы знаем, что ты знаешь", то есть знакомы с творчеством, и стиль поведения был как "коммунист с ко..." пардон, "странствующий философ-вундеркинд со старшим коллегой".
 
НО! Обольщаться не следовало. Прежде всего общаться приходилось с крупным чиновником, отстаивающим интересы своего господина - тимурида. Чей предок обустраивал любимую Бухару, грабя иные народы и разрушая другие города. Доказательством того, что "курс партии" не сменился, являлась дюжина славянских пацанов, что перед посещением поэта на рынке приобрёл, и пока оставил в чайхане повозку сторожить и отъедаться, набираясь сил перед дорогой. Ведь только христианская Московия  всем миром и в меру возможностей, пока невеликих, пыталась своих единоверцев выкупать, "полонничные деньги" собирая (введя налог на выкуп пленных), то есть и я внёс также посильную лепту. А для "великого" поэта Востока эти неверные являлись всего лишь говорящим скотом.
 
Истинных своих моих мыслей прочесть высокопоставленный сановник не мог, потому произвести благоприятное впечатление мне удалось, и цель аудиенции оказалась достигнута, до Правителя дойдёт мысль о возможном серьёзном торговом партнёре в Крыму и даже союзнике в борьбе с Портой. Более того, на официальном уровне Персия отправить, наконец, решилась в Крым посла. Нам, Каспий преодолеть, на его корабле гарантировались места для всей компании вплоть до жеребца и пса. Я же гарантировал для дипломата безопасный переход через Кавказ, а уж как Чёрное море переплыть - в Батуме решим. Сговорившись, нас отпустили и велели подождать попутчика у купца с недельку.
В порт привёл хоть и грязных оборванцев, пока, но уже не голодных, а бодрых ребят, и, главное - строем и в ногу, под речёвку " Кто шагает дружно в ряд?". Кафиры обязаны безнадёгу всем видом своим излучать, а у этих не сломленных, воспрявших мальчишек в глазах огонь загорелся. Пусть не персы порабощали их, а татары, и более того, Тамерлан не только не стал завоёвывать Русь, а своими победами избавил её от многовекового врага. Но предложение рождает спрос, и с цивилизацией, основанной на порабощении, можно было в крайнем случае только мирно сосуществовать по принципу "враг моего врага мой друг(временный)".
 
Главным же нашим общим врагом являлась Высокая Порта, и тут Персия заинтересована оказывалась в укреплении Московии. Тем более неожиданно появилась фантастическим образом в Таврии ещё одна мощная сила, мгновенно выбросившая с полуострова турок и их прихвостней и отнявшая у османов "внутреннее озеро" - Чёрное море. Тимуриды и сами рвались на контакт со "свалившимися с неба", но опасались быть неверно понятыми, а ведь у них СОВСЕМ иной ислам. Но лично я   различие в Восточном и Западном христианстве видел только в том, что одни крестятся справа налево, а другие наоборот, так и суннитов с шиитами делил по принципу, одни подстригают усы над губой, а другие нет. Как всегда и везде дело было только в бабках и не Бог, а Дьявол вещал "пастырями" призывая монетизировать проливаемую кровь.
 
Посол - Хаджа, но не Насреддин, а Саид ("Стреляли"), нагнал нас, как и было обещано, ровно через неделю, но поскольку голубиная почта в Империи Тимуридов работая исправно, к его прибытию двухмачтовое судёнышко тонн на 200-300, типа дао, оказалось приготовлено и споро нами загрузившись, отчалило. Чувствовалось, что нам посчастливилось присоседиться к давно готовившемуся мероприятию и без того бы состоявшемуся после завершения зимних штормов.


Продолжение http://proza.ru/2021/10/13/1836


Рецензии