НТР и детская психика

Российский ученый академик Ухтомский открыл принцип работы головного мозга. Это закон доминанты. 
Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, создающий готовность организма к определённой деятельности при одновременном торможении других .Говоря по-простому, работающий участок мозга забирает на себя большую часть энергии,а остальные участки получают ее в небольших количествах,поэтому частично блокируются.

В прежние времена дети были сосредоточены на реальности. Они видели кур,траву, корову, деревья. С ними беседовали взрослые, доступно объясняя, что находится вокруг. Детский мозг получал информацию в небольших дозах, успевал переработать ее и нормально развивался. Ребенок постепенно познавал окружающий мир и осваивался в нем. Он активно двигался, играл с разными предметами, изучая их свойства. Много времени проводил на улице - так формировалась естественная связь с природой. 

Что происходит в современном мире. Ребенок с рождения окружен постоянно работающими СМИ: телевизор,компьютер, гаджеты. На его мозг обрушиваются потоки речи, калейдоскоп меняющихся картинок. Он больше находится в виртуальном мире, чем в реальном. Он еще ничего не может понять в нескончаемом потоке информации, но его мозг сосредоточен на нем.
А в это время другие участки мозга, ответственные за развитие речи и двигательной активности, получают энергии мало и частично блокируются. Вдобавок, родители,сидящие в соц.сетях, мало общаются с ребенком. Вместо разговоров, объяснений, игр,занятий - они чуть ли не в коляску суют малышу смартфон с мультиками,чтобы не пищал.  Вот и не происходит своевременного развития участков мозга,отвечающих за речь,а в дальнейшем за чтение,связанному с речью. Читают современные школьники мало и медленней,чем в свое время их родители и бабушки.

Результат печальный. Опытные воспитатели из детсадов отмечают ,что за последние 10 лет с каждым годом дети все позже начинают говорить, у многих из них логопедические проблемы. Дети стали хуже двигаться, из-за памперсов к 3 годам еще не приучены к горшку. Ребятишки медленней усваивают информацию на проводимых занятиях, чем даже их старшие братья и сестры, хуже понимают обращенную к ним речь. И даже детские истерики ,которых становится все больше, имеют часто ту же причину - детский мозг не справляется с поступающим потоком информации,устает и требует такой перезагрузки. Даже взрослые, получая массу негатива из СМИ ,становятся раздражительны, впадают в депрессию. Что уж тут говорить о детях.

И в дальнейшем перегрузка мозга в детском возрасте информацией ведет к формированию клипового сознания. В школе процесс продолжается. Где-то что-то видел, слышал. А базовых знаний нет. Подготовка к ЕГЭ тоже не способствует развитию широты мышления. А потом - трудности в получении высшего образования.

Но самое страшное даже не это. А те трагедии,что происходят сейчас. Многие дети не гуляют во дворе, не имеют друзей, не играют со сверстниками, а большую часть времени проводят за компьютерными играми. Наступает социальная дезадаптация. В играх все ясно и понятно. А в реальной жизни нужно уметь взаимодействовать с другими людьми, понимать их, способность отстаивать свое мнение  Непонятное - рождает страх. А страх - агрессию. В играх - стрелялках ребенок учится относиться к другим ,как к возможным мишеням.Идет процесс дегуманизации. Такой подросток лишен эмпатии. Мозг его напичкан триллерами, боевиками и информацией с разрушительных сайтов, где идет зомбирование психически нестабильных молодых людей. И вот уже винтовка в руках - и выстрелы в школьников или студентов, с которыми вместе учился...


Рецензии
дети теперь и на площадках с телефонами. Соцсети-отдельный разговор. А вот на ТВ резко упало качество контента. И образовательные и познавательные передачи не радуют полезностью. Компютеры у производителей мультиков мощные, а графика в мультиках плоская и примитивная, герои бесполые, животноподобные, а если и детальные, то с грубейшими ошибками в облике. Как У оленя могут быть глаза впереди как у шимпанзе и огромными как в аниме? У травоядных глаза по сторонам, чтобы шире видеть для безопасности. У волка глаза впереди, чтобы определять расстояние до жертвы. И т. д.

Смородиновый Морс   14.10.2021 12:44     Заявить о нарушении
Спасибо. Все правильно пишите. Современные мультфильмы смотреть невозможно, настолько они далеки от реальности. Их не сравнить с советскими или ранними Диснеевскими мультфильмами. То ли художники стали бездарными, то ли цель такая -детей отучить от понимания красоты и нормальных человеческих ценностей.
с уважением.

Ольга Камашинская   14.10.2021 14:12   Заявить о нарушении
Вот что меня действительно сильно волнует так это-то успеет ли наше аналитическое поколение оставить какие-то Заветы или мы просто вымрем и оставим мир этим новым людям с клиповым мышлением и без памяти?

Смородиновый Морс   14.10.2021 17:42   Заявить о нарушении
Надо пытаться это сделать хотя бы на своих детях и внуках.

Ольга Камашинская   15.10.2021 06:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.