НТР и детская психика

Российский ученый академик Ухтомский открыл принцип работы головного мозга. Это закон доминанты. 
Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, создающий готовность организма к определённой деятельности при одновременном торможении других .Говоря по-простому, работающий участок мозга забирает на себя большую часть энергии,а остальные участки получают ее в небольших количествах,поэтому частично блокируются.

В прежние времена дети были сосредоточены на реальности. Они видели кур,траву, корову, деревья. С ними беседовали взрослые, доступно объясняя, что находится вокруг. Детский мозг получал информацию в небольших дозах, успевал переработать ее и нормально развивался. Ребенок постепенно познавал окружающий мир и осваивался в нем. Он активно двигался, играл с разными предметами, изучая их свойства. Много времени проводил на улице - так формировалась естественная связь с природой. 

Что происходит в современном мире. Ребенок с рождения окружен постоянно работающими СМИ: телевизор,компьютер, гаджеты. На его мозг обрушиваются потоки речи, калейдоскоп меняющихся картинок. Он больше находится в виртуальном мире, чем в реальном. Он еще ничего не может понять в нескончаемом потоке информации, но его мозг сосредоточен на нем.
А в это время другие участки мозга, ответственные за развитие речи и двигательной активности, получают энергии мало и частично блокируются. Вдобавок, родители,сидящие в соц.сетях, мало общаются с ребенком. Вместо разговоров, объяснений, игр,занятий - они чуть ли не в коляску суют малышу смартфон с мультиками,чтобы не пищал.  Вот и не происходит своевременного развития участков мозга,отвечающих за речь,а в дальнейшем за чтение,связанному с речью. Читают современные школьники мало и медленней,чем в свое время их родители и бабушки.

Результат печальный. Опытные воспитатели из детсадов отмечают ,что за последние 10 лет с каждым годом дети все позже начинают говорить, у многих из них логопедические проблемы. Дети стали хуже двигаться, из-за памперсов к 3 годам еще не приучены к горшку. Ребятишки медленней усваивают информацию на проводимых занятиях, чем даже их старшие братья и сестры, хуже понимают обращенную к ним речь. И даже детские истерики ,которых становится все больше, имеют часто ту же причину - детский мозг не справляется с поступающим потоком информации,устает и требует такой перезагрузки. Даже взрослые, получая массу негатива из СМИ ,становятся раздражительны, впадают в депрессию. Что уж тут говорить о детях.

И в дальнейшем перегрузка мозга в детском возрасте информацией ведет к формированию клипового сознания. В школе процесс продолжается. Где-то что-то видел, слышал. А базовых знаний нет. Подготовка к ЕГЭ тоже не способствует развитию широты мышления. А потом - трудности в получении высшего образования.

Но самое страшное даже не это. А те трагедии,что происходят сейчас. Многие дети не гуляют во дворе, не имеют друзей, не играют со сверстниками, а большую часть времени проводят за компьютерными играми. Наступает социальная дезадаптация. В играх все ясно и понятно. А в реальной жизни нужно уметь взаимодействовать с другими людьми, понимать их, способность отстаивать свое мнение  Непонятное - рождает страх. А страх - агрессию. В играх - стрелялках ребенок учится относиться к другим ,как к возможным мишеням.Идет процесс дегуманизации. Такой подросток лишен эмпатии. Мозг его напичкан триллерами, боевиками и информацией с разрушительных сайтов, где идет зомбирование психически нестабильных молодых людей. И вот уже винтовка в руках - и выстрелы в школьников или студентов, с которыми вместе учился...


Рецензии
Ольга, браво! Все разложили по полочкам. Логика - железная! Отличный материал получился. Согласна с каждой строкой.
У моей знакомой 4 детей. С мужем рассталась. Вскоре он умер. Дети: старшая дочь -студентка 20 лет, две двойняшки 11 - классницы и младшему сыну - 14лет. Воспитанием детей пришлось заниматься одной мамочке.
Решила наказать двойняшек за двойки в школе и отняла мобильники.
Трое суток девицы ничего не ели, из комнаты не выходили и безучастно к миру лежали на кроватях с погребальными бледными физиономиями. На 4 день мать не выдержала и возвратила им телефоны.
Знаю этих девочек-двойняшек - уровень равития - где -то 12-13 лет. Зациклены друг на друге и на интернете. С людьми не здороваются. Дикие манеры. Никаких интересов, кроме мобилы.
Хочется добавить, что их папа был научником, а затем удачным бизнесменом. Мама - общительная и красивая женщина. Косметолог.
Печально все это...
Но, не хочу заканчивать на печальной ноте. По роду своей деятельности много общаюсь со школьниками! Прекрасные, развитые и весьма адекватные есть ребята. И это дарит надежду, что свет победит тьму.
Спасибо, Ольга! Вы -умница!

Инга Ткалич   20.10.2021 20:55     Заявить о нарушении
Спасибо,Инга,за понимание и отзыв,продолжающий тему. Конечно,будем надеяться,что у человечества есть еще перспективы дальнейшего развития и не только в техническом плане, но и в духовном.
С уважением и наилучшими пожеланиями.

Ольга Камашинская   21.10.2021 07:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.