Разум как способность к развитию

                Хотя часть  мозга (кора  больших  полушарий) выделена  под  разум,  но  его  там  первоначально  нет.    Разум  создаётся  в  процессах  адаптивной  самоорганизации.  На  эти  процессы  влияют  врождённые  инстинкты (бессознательное),  среда,  в  которой  человек  живёт,  процессы  образования  и  воспитания.   Для  эффективного  развития  разума  процессы  воспитания  и  обучения  должны  соответствовать  врождённым   свойствам  человека,  иначе  они  будут  малоэффективными.
                Если  мозг    сравнивать    с  компьютером,  то   разум является подобием пользовательских  программ,    обладающих  возможностями  адаптации.    Разум   не создаётся     учителями  и  воспитателями,   а  возникает  в  процессах  самоорганизации.  Учителя  и  воспитатели   являются  только  помощниками   в  этих  процессах. Их  следует  рассматривать для  человека в  качестве внешней  среды, в  которой  формируется  разум. Они  должны  формировать  благоприятную  среду  для  появления  разума.
                Образование  и  воспитание  эффективно  воспринимаются  человеком  на  определённых  этапах  его  развития.  Окружающая  социальная среда и   подсознание,  в  котором  хранится  наш  жизненный  опыт,  имеют  большое  значение    для    формирования  разума.
 
Формирование   разума  проходит   в  процессах  самоорганизации  в  условиях  определённой  социальной  среды.

                Некоторые  безосновательно  считают,  что  разум  человека  есть  врожденная  сущность,  отличающая  человека  от  других приматов.  Но  это  не  так.     Известны  примеры, когда человек,  выросший  в  стае  животных   (маугли)  остаётся  на  таком  же  уровне  развития  как  другие  представители  стаи.
                Известно  также,  что,  сколько  ни  воспитывай  обезьяну,  она  может  стать  весьма  сообразительной,  но  достичь  среднего  человеческого  разума  не  сможет. 
Но  и  некоторые  представители  нашего  вида  так  и  не  стали  более  менее  разумными.  Граница  между  человеком  и  другими  видами  есть,  но  она  не  такая  резкая,    как  некоторые  представляют.

                Значит,  не  сам  разум,   а     способность  к  развитию  -   врождённое,  генетически  заданное  свойство.  Но  не  надо  забывать,  что  проявление  генетических    свойств  (фенотипы)      зависят   от  среды,  в  которой  происходит  онтогенез (развитие). Генетически  заданные  способности  могут  не  проявиться  в  неподходящей  среде.

                Продвинутый  разум  это своевременно   реализованный  у  человека  на  определённых  стадиях  его развития  генетический  потенциал.  Реализация  потенциала  это  вопрос   образования  и воспитания. 

                Способности  к  развитию  разума    отличают  человека не  только  от  других  приматов,  но  и  внутри  человеческих  популяций  эти  способности  различаются  очень  сильно.   Это  не  удивительно,    это  проявление  открытой  Ч. Дарвиным  изменчивости  видов  по  разным  свойствам,  в  данном  случае  различия  по  возможностям  к  развитию  в  определенном направлении.
                У  представителей  биологических  видов   имеется  различная  степень  выраженности  разных  признаков.  Эта   изменчивость  и  даёт  возможность  работать  отбору.    Замечание  касается  и  разума,   который   подвергается     отбору  в    социальном  обществе.
                Настоящий  прогресс   в  обществах,   обеспечивается  теми  людьми,  у  которых  разум  превосходит  средние   показатели.  Можно  без  большой  ошибки  считать,  что  есть  пороговое  значение  разума,  при  котором  возможна  эффективная    инновационная  деятельность.   Создавать  условия  для  работы  в  науке,  для  человека  неспособного  к  ней,  который  до  порога  не  дотягивает,  это  пустая  трата  денег.  Человек  рождается  с  некоторым  потенциалом    развития  разума,  но  будет  ли  он  реализован  в жизни, зависит  от  многих  обстоятельств.
                В  развитии  разума  роль  воспитания  и  образования  очень  велика,  но  не  безгранична.    Врождённые  генетические  программы  бессознательного  (инстинкты)   и  усвоенные  программы  подсознания  не  всю  информацию      допускают  для  усвоения  мозгом.  Отсюда  понятно,  что  порядок  предоставления  материала  для  обучения  важен.   Какой  комплект  материала  будет  раньше  усвоен,  тот  и  будет  цензурой  для  последующего  усвоения. 
                Врождённые  инстинкты  формируются  на  ранних  стадиях  онтогенеза     при  взаимодействии  с  внешней  средой.   Поэтому  мозг    новорожденного  не  является  пустым   сосудом,  который воспитателям  можно  заполнять,  чем  попало.  Что-то    он  усваивает  и  что-то  отвергает,  что    там  не  приживается.
                Надо  помнить,  что  процессы  воспитания и образования  состоят  в   создании    благоприятных  условий  для  ученика  и  не  более.  Научиться  чему-то  можно  только  самому.  Разум  не  купить  за  деньги,  над  ним  приходится  самому  трудиться.  За  деньги  можно  купить только  «корочки».
                Продвинутый  разум  образовался  в  результате  коэволюции.  Биологическая  эволюция  создала     морфологию  мозга,   способного  к  эффективному функциональному  развитию,  наполнила  его  некоторым первоначальным содержанием,   а  культурная  эволюция  реализует   с  помощью    социальных  институтов, заложенные  возможности  к  развитию. 
                Если  в  процессе  онтогенеза  создан  мозг  малоспособный  к  развитию,  то  обучение  и   воспитание   не  смогут  этот  недостаток  исправить,  но  смогут,  видимо,  в  большей  или  меньшей  мере  сделать  его  малозаметным.  Впрочем,  малоспособный  к  развитию  в  одном  направлении,  мозг  может  оказаться  очень  пригодным  к  развитию  в  другом.
                С  чем  можно  сравнить?  Видимо  с  процессором,  внутри  которого  отсутствует  ряд  соединений  между  транзисторами  или  сами  они  некачественные  в  результате  нарушения  технологии.  Поэтому   компьютер  с  таким  процессором  работать  не  будет  так,   как  надо.   Но  может  оказаться,  что  какие-то  задачи  он  может  решать  вполне  успешно. 
  Исходя  из  вышеизложенного,   можно  сделать  вывод: 

Разум  это  приобретённая    функция  мозга.   Поэтому,  как  всякое  приобретённое  свойство,  разум  согласно  представлениям  генетики  не  наследуется.  Наследуется в  некоторой  мере  только  мозг, его  общая  структура,  как  и   морфология   других  органов. 

                У   умных  папы  и  мамы  не  обязательно  вырастают  умные  дети.   Что  касается  гениев,  то  по  приметам «Природа  зачастую  отдыхает  на  их  детях».  Это наблюдение  соответствует  представлениям  генетики  об  особенностях  наследования  свойств  в  половом  процессе  размножения.  Половые  клетки,  программирующие  наследственные  признаки  формируются  в    стохастическом  процессе  (мейозе).         Это  настоящая  лотерея. 
                Гены  бессмертны,  а   комбинации  генов,  которые совместно  определяют  признаки  организма не  сохраняются   в  новых  поколениях.     Бомба  не  попадает  дважды  в одну  воронку,   а  гении    не  рождается друг  за  другом  от  пары  одних   родителей.   Это  штучный  товар.  Но  талантливыми в  разной   степени  могут  быть  все  дети  одних  родителей.
                В  роду  Бахов,  многие  поколения  были  музыкантами,  но  гениальному Себастьяну  Баху  пришлось  учиться  музыке,  как  и  всем  другим.    Своим  же  величием  он,  возможно,  обязан  своему уникальному  генотипу.  Но  этого  недостаточно,  если  бы  сам  он  не  приложил  достаточных  усилий  для  достижения  цели.
                Недостатки  воспитания  и  образования,  направляющие   процесс  формирования  личности  в  юном  возрасте,   проявляются  позже  и  их  трудно  или  невозможно  в  последующем  исправить.  От  культуры  семейных  отношений  в  значительной  мере  зависит  появление  правильно  ориентированного  разума,   а  также   усвоение  ребёнком   некоторых  правил  поведения  в   социуме. 

                Правильное  воспитание  и  образование  зависит  от  многих  социальных  институтов  действующих  в  обществе,  от  благополучия  самого  социального  общества.

                МОТИВАЦИЯ  РАЗУМА.

                Всё,  что  человек  воспринимает  из    реального  мира  с  помощью  своих  органов  чувств,  отражается  в  мозгу  в  виде  виртуальной  реальности.  Важным  свойством  разума,    является  его  ориентация.  Она  зависит  от  той  социальной  среды,  в  которой  разум  формировался,  от  содержания  подсознания.  Разум  может  быть  ориентирован  подсознанием на  добрые  дела,  на  недобрые  или  бесполезные.  Отсюда  и  подмеченное  народом  выражение «злой  гений». Иными  словами  разум  это  арифмометр,  вычисляющий  то,  что  приказывает  подсознание. Но   в  социальном  обществе  в  ориентацию  разума  вмешиваются  дополнительные  факторы.
      
                В   детских  сказках  фигурируют  разные  враждебные  силы  -  Соловей-разбойник,  Лихо, Змей Горыныч, Баба-яга и  другие твари, с  которыми  сражаются  герои  сказок.  Дети  не  думают  о  том,  откуда  они  собственно  взялись,  оценивают  их  как  данность.  Поэтому  у  них  формируется  упрощенное  представление  о  мире,  в  котором  происходит  только  борьба добра  со  злом,   в  котором  и  то  и  другое  изначально  заданы.
                Некоторые  взрослые,    почему  то    политического  людоеда  могут  признавать  великим  деятелем  на  основе  того,   что  у  своего  жилища  он  выложил  большую  гору  костей    съеденных  им  мирных  обитателей  определенного  региона.
В  результате  жизнь  в  регионе  изменилась  -  люди  передвигаются  с  оглядкой,  спят   чутко,  опасаясь,   что  в  любой  момент  за  ними  придут.  Но  они  не  лишены  и  человеческой  радости,   когда  узнают,  что  к  очередному  празднику  будут  выдавать  талоны на  муку.

                Извращенное  сознание  позволяет  считать  за  счастье  не  свободу,  не  повышение  материального  благосостояния,  не  возможность  получать  достойное  образование  и  работу,  а  его   умиляет,  что  лидер  ввязался  в  войну  на  чужой  территории,  что  поменял  конституцию,  в  которой  теперь  допускается  несменяемость  власти,  что  теперь  нигде  не  слышно  голосов  оппозиции  и  многие  организации  теперь  положено  считать  иностранными  агентами.  Но  путь  в  тупик  всегда  оканчивается  катастрофой.
                Пройдет  время  вырастут  дети и  внуки,  которые  престарелым  предкам  зададут  вопрос -  «куда  вы  смотрели  долб…бы?».
   У  животных  нет  привычки,  поедать  себе  подобных.  А  у  людей   случается.  Это  значит,  что  культурные  идеи  последнего  времени,   провозглашающие  основной  ценностью  человеческую  жизнь,  права  человека    не  всеми  людьми  усвоены  достаточно  крепко  и  людоеды  еще  пользуются  уважением   в  некоторых отсталых  социумах.
                Поэтому  недостаточно  характеризовать  человека  эпитетом «Умный».  Он  может  быть  умным  в  каком - то  узком  смысле,  таким  умным  наперсточником,   манипулирующим    человеческими  слабостями.   В   истории  остались  многие  «злые»  умные  личности.  Злые  в  том  смысле,  что  разум  у  них  был  направлен  против  всего  социума  или  какой-то  его  части.

                КОЭФФИЦИЕНТ  ИНТЕЛЛЕКТА.

                Для  численной  оценки   разума  применяют  различные  тесты.  Коэффицие;нт интелле;кта ( IQ — intelligence quotient, читается «айкью») — количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития).  Одним из наиболее известных тестов  для  его  определения  является тест Айзенка.  Исследования  показали,  что  на  этот  показатель  влияет  и  генетика  и   окружающая  среда.  Человеческие  расы  имеют  некоторые  генетические  отличия   по  этому  критерию.   Наибольшие  значения  показателя  IQ  имеют  страны  Азии:  Гонконг,  Корея,  Япония,  Китай).  Россия  и  Америка  попали  в  пятый  десяток.

                Вверху  приведен  рисунок  из  книги:  «Коэффициент интеллекта и богатство народов» ( IQ and the Wealth of Nations) — книга, опубликованная на  в Лондоне в 2000 году. Авторами книги являются доктор Ричард Линн и доктор Тату Ванханен.
                Рассматривая  приведённую  карту,  замечаем,  что  наиболее  умное  существо    Homo sapiens  вышло  из  Африки,  континента  с  самым  низким на сегодня уровнем  интеллекта.  Выйдя  оттуда,  оно  «поумнело»,   эволюционируя   на  просторах  Европы и  Азии.


Рецензии
Виктор, как же у вас всё перепутано... А ведь "ум" и "разум" - это в русском языке вообще-то антонимы: ум - это способность к оригинальному умению и к творчеству, а разум - к разумению, то есть к пониманию и объяснению. Это раз.

С другой стороны, разумно всё, что в высшей степени функционально и целесообразно и уже не имеет ничего лишнего. Отсюда: ничего разумного в голове Маугли изначально быть не может. Но он способен накапливать полезный опыт и поступать разумно. Так же, например, в поведении дафнии нет ничего такого, что могло бы ей навредить. Следовательно, она вполне-таки разумное существо. Короче, человек сразу поумнеет, если перестанет искать что-то умное и разумное у себя в голове и обратит свой пристальный взгляд на природу.

С уважением,
Виктор.

Писал с телефона. Извините, если что.

Виктор Бабинцев   01.11.2022 18:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.