Любимые советские комедии

И всё таки наивность не порок.
И робость лишь сомнительное свойство.
Получит девушка свой жизненный урок.
Созреет юноша и для геройства.

Преимущество советских фильмов перед современными в том, что они развивали в человеке безошибочное нравственное чутьё. Это сейчас новому поколению врут, что нравственность - это понятие старорежимное, но нашему поколению лапшу на уши не так легко навешать, потому что мы умеем отличать добро от зла.

Советское кино - это целая эпоха от чёрно-белых фильмов до кино 80-х годов, и оно сильно видоизменилось за это время. Но комедии Эльдара Рязанова и фильм Владимира Меньшова, который в этом году ушёл из жизни, это шедевры бесспорно, а режиссёры - мастера своего дела. Это фильмы с глубоким содержанием, несмотря на комедийный жанр.

В фильме "Москва слезам не верит" тоже есть над чем посмеяться. Одна только Ирина Муравьева чего стоит. Замечательная актриса комедийного жанра, которая просто жжет. И странно, что ей то как раз и не повезло со своим футболистом, хотя она так тщательно выбирала. Видимо, действительно, мужички советской эпохи, с какой стороны к ним не подойди, сильно не дотягивали до тех умных и проницательных женщин.
 
Но Новосельцева я бы не сбрасывала со счетов. Среди трёх героев - Гоша, Лукашин и Новосельцев - третий персонаж подаёт неплохие надежды. Я бы не назвала так смело его робким мужчиной. Вспомните эпизод, где он даёт пощёчину своему другу Самохвалову. Это очень смелый поступок, учитывая, что друг часто одалживал ему деньжат до зарплаты. Он вступился за честь женщины, которая была всего лишь сослуживцем, не ради того, чтобы покрасоваться перед Калугиной, а совершенно искренне, когда понял, что его друг - подлец. Едва ли робкий человек так поступил бы. Просто его характер раскрывается именно тогда, когда он влюбляется в Людмилу Прокофьевну. Он сам в себе почувствовал ту силу, которая дремала в нём. И не исключено, что Калугина поставит его на своё место, а сама займётся семьёй, потому что эта работа её уже изрядно достала. Золотые слова мерзавца Самохвалова: "Засиделся человек на мелкой работе", а теперь она его заметила, скромного сотрудника легкой промышленности, "светлый ум нашей современности". Странно, что за такой номенклатурной тёткой скрывалась тонкая душевная организация. Она знает стихи Пастернака.

Ольга Рыжова - это вторая главная героиня фильма "Служебный роман". Она совершенно "надмирная" женщина, если в свои 40 лет она смогла влюбиться в человека, с которым сбегала из школы в кино. В её представлении это всё тот же Юрка, а не карьерист Самохвалов. Этому ничтожеству она пишет письма, которыми зачитывался бы сам Пушкин, не исключено, что она и сама сочиняет стихи. Просто быт заел эту женщину, в которой живёт романтичная девушка с тонким эстетическим вкусом. Она не знает как себя противопоставить его жене, потому что понимает, что Самохвалова не увлекут стихи Беллы Ахмадулиной. И она придумывает это яблочко, которое она добавляет в салат, чтобы хоть как то реабилитировать себя в его глазах. Она понимает, что живёт в советском пространстве, в обычной квартире, и у неё нет щвейцарской люстры. И кроме её богатого внутреннего мира, в котором обитает поэзия и музыка, у неё ничего нет.

Думаю, что сегодняшнему зрителю надо объяснять, почему Самохвалов ничтожество, если он ездит на "Волге" последней модели (жаль, что не на "Мерседесе") и курит "Мальборо". И вообще по жизни он преуспел и "далеко пошёл", как его охарактеризовал Новосельцев. Но за всей этой мишурой скрывается подонок, который предаёт свою первую любовь и друга юности. Хотя, внешне он ведёт себя правильно и разумно, в соответствии с ситуацией. Он выгораживает себя из любой истории, которая могла бы бросить тень на его репутацию и помешать его карьере.

Женский образ Ольги Рыжовой - это современная Татьяна Ларина, которой не 17 лет, а 40, но она по прежнему верит в любовь и в людей, пока они не показывают своё истинное лицо. Ни поверхностная кокетка - героиня Лии Ахеджаковой, ни противная тётка из бухгалтерии - все эти мещане, персонажи Зощенко в миниатюре, не дотягивают до Оленьки Рыжовой, которая даст им фору по всем параметрам. И именно на неё начинается травля, потому что ничтожеств обычно не травят. Они прекрасно находят своё место в толпе, в которой благополучно растворяются.

Далее, фильм Рязанова "Ирония судьбы"... Я бы не сказала, что героиня обижена на весь мир. Я в ней этого совсем не увидела. Она образованный и культурный человек, с внутренним багажом. Не случайно она учительница литературы и русского языка.
Ей не повезло в личной жизни, но это никак не характеризует её, как женщину. Она понимает, что она не любит Ипполита, хотя он правильный и упорядоченный человек. Она другого склада ума, она гуманитарий. Об этом говорит её рассеянность по жизни и неумение готовить. Она не опускается до бытовухи. И с Ипполитом ей будет надёжно, но скучно.

А Лукашин способен на импульсивные поступки, но это совсем не мужское качество. С ним она будет не защищена от того, что завтра он не переметнётся к Гале, потому что он "так чувствует".

И тот и другой герой - герои не её романа. Мы не знаем ничего про то ничтожество, которое она любила долгое время, её мужчина выходного дня, но ей было комфортно так жить, потому что она сама человек непостоянный.

Фильм "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова менее всего правдоподобный. Невероятно, что героиня Катерина вообще обратила внимание на Гошу. То ли он был слишком навязчив и настойчив, то ли она совсем устала от одиночества. Скорее всего, она сама из себя ничего не представляла. В фильме нет даже намёка на её душевные качества. С самого начала она была недалёкая, глупая девушка. Ей удалось построить карьеру за счет связей, а не за счёт каких то своих отличительных достоинств. Просто она была не обременена семьёй, поэтому у неё была возможность в то время построить карьеру, и это было не трудно, если уметь правильно себя вести. Она довольно таки безнравственный человек, о чём говорит её связь с женатым мужчиной. Поэтому ей не составило труда сделать карьеру. Думаю, что со временем она наиграется с Гошей в любовь и выставит его за дверь.
Как то так.


Рецензии