Рассказы из цикла Дорога

                Попутчик
                (2)
     Конец  сентября.Вчера получила  первую учительскую зарплату- сто  шесть  рублей.Никогда,у меня на  руках не было  таких больших  денег. Мама получает в два раза  меньше.  У  меня  было  такое  чувство- чувство  радости  и  растерянности.
С вечера, в сельмаге, накупила  гостинцев,подарков маме и  отчиму.Себе самую необходимую  вещь- резиновые  сапожки.Осень. Начнутся  дожди.  Да и на  картошку скоро  , вместе  с учениками, придется ходить.
     Сегодня приеду домой  попозже. Обещала Татьяне подождать, когда у нее  закончатся уроки.Татьяна- учительница  математики. Она  из Казани.Татьяна учится  в университете, на физмате- заочно.Она  в этой,  деревенской  школе, работает третий год. Таня- сильный  предметник и по  характеру: спокойная, приветливая  и  очень  деликатная. Одним  словом, в школе  она - на  своем  месте.Вместе  с ней пойдем на  коровник и оттуда,   на  молоковозе, до  станции Куркачи...
       Дома  меня,  кроме   мамы, ждали подружки - одноклассницы: Аля Купер  и  Галя Муртазина.  Мама накормила  нас  ужином. Я отдала  маме деньги, подарки,  гостинцы. Мама задержала  мои   руки в  своих  ладонях  и, как  всегда,  нежно  погладила их:
       - Спасибо, болам,  спасибо...Очень  приятно....Рада  за  тебя.
 От этих маминых  слов, я  почувствовала нечто  похожее  на  гордость- мне  всего   лишь восемнадцать  лет,  а я уже  могу помогать  маме.
С подругами долго  сидели  в  моей  комнатке. Вспоминали школу. Расспрашивали  друг  друга о  новостях:кто- где  сейчас (наши  одноклассники.) Договорились, когда  заглянем  в  школу, навестим   Полину Петровну. Разговаривали, разговаривали  и  не  могли  наговориться.  Вроде бы  всего несколько  месяцев   прошло -  с окончания   школы.... К нам  заглянула  мама
       - Дети,  уже  поздно. Или ночевать  у нас  оставайтесь,  или же  расходитесь. Я  за  вас  буду   волноваться....
       -Нет, Сагида опа,  мы домой  пойдем.- сказала  Галя.
       Утро.Надо  настраиваться  на  обратную  дорогу, в деревню. В воскресенье я  должна  быть  на  месте. Мама  на  работе. Я прибралась  в доме, выполнила   мамины  поручения по хозяйству Два раза  сходила за  водой на  дальнюю колонку, к  девятому  бараку. В два  часа  пришла мама. Как всегда, купила  мне  продукты.
Собрались  и  пошли  на электричку. Вот  так  , каждый  раз, мама  меня  провожает до  станции и  ждет на  платформе,  когда  подойдет  поезд, я  войду  в  вагон. Мне  в  такие  минуты тяжело  и  грустно смотреть, как мама остается  на  платформе  , а  я  уезжаю  от  нее...
     В вагоне,  парнишка,  что  сидит напротив , у окна, и  видел, как мы  прощались с  мамой,  обратился ко мне   на  татарском:
     - Мама провожала? Куда  едешь?- Я смутилась и ответила  по- русcки:
     -В Верхнюю Йю.
Оказалось,  что  мы  попутчики.Ему  в  татарскую деревню- "Авангард".Я обрадовалась. Нам  по пути.Добраться до Йи два  варианта.  От станции Куркачи-15 км. От Камаева- ближе, километров  на   пять. Так  меня  консультировали  местные,  когда приезжала  устраиваться,  месяц  назад. Дорога  мне   не  знакома, пойду  впервые... Что ж...  надо  привыкать...
     Станция   Камаево.  Вышли  вместе. По дороге познакомились.  Зовут  его- Талгат. Учится в 10  классе школы - интернат, в Казани. Сам  он  из  деревни. Живет с  бабушкой. Начальную  школу   закончил   в своей деревне. Восьмилетку- в соседнем  селе. На  выходные  приезжает   домой.Парнишка  невысокого роста, черноволосый, симпатичный. Очень  разговорчивый, улыбчивый. С русским у  него   не  очень... Но  он не  смущается. А мне , даже немного  забавно слушать  его.Одет  скромно, но  аккуратно. За  спиной серая  котомка, на  подобие  рюкзака.
     Впереди  нас и  позади,  длинной вереницей,  двигались люди от  станции  до   своего  места проживания. Первая,  на  нашем  пути,  деревня , Рус. Урмат осталась  справа. Дальше  долго  шли вдоль длинного, глубокого оврага, мимо  какой-то  кирпичной  развалины.У большого  села Тат. Урмат дорога разделилась  на
 три  и, кто -то пошел  в село, кто- то - прямо, дальше. А мы- налево. Шли  одни. Больше -никого.   
Талгат  вежливо   спросил:
      - Не  тяжело  нести  сумку?
Моя  модная,  голубая  сумка с надписью- "Аэрофлот" была  хорошо  загружена.Признаваться, что нелегко, мне  не  хотелось. Но  он снял  с  моего  плеча сумку и  мило  улыбаясь  произнес:
      -Разве  такие  молодые  учителя  бывают?
Так незаметно  прошли   поле,  дошли  до  леса.  Я поинтересовалась:
       - Почему  ты, сегодня, так  поздно едешь? Завтра же  занятия.
       - Вчера  соревнования были- улыбнулся парнишка.
       - Поздно  закончились. За хорошее выступление мне  разрешили понедельник 
        прогулять.
       - И, что за  соревнования?
       - Бокс.Не люблю я  город. Шумно. По деревне скучаю. Вот  приду,  бабушке 
         помогу и  назад. Это  бабушка  меня  уговорила в 9 класс пойти. Учиться   
         люблю...
    Лесная  тропинка  вывела  нас на дорожку между  картофельными полями. Еще не  убранными. Слева,  за  полем,видны  дома небольшой деревушки. Мой  попутчик  остановился, передал  сумку.
        - До свидания. Мне туда.- он  махнул  рукой в сторону   деревни.
        - Спасибо  , Талгат. С тобой  дорога для меня не  такой трудной  была.
 "Авангард... Странное  название  для  татарской  деревни ...  И сколько мне  еще  идти?" Я  посмотрела  на удаляющю фигуру  паренька  и пошагала  дальше.Дорога одна, куда нибудь  выведет. Картофельное  поле  сменил обширный  луг, с  уже  пожухлой травой  Прошло  не  больше  тридцати  минут, услышала   за  спиной торопливые  шаги.. Оглянулась. "О! Бежит   мой  попутчик...Чего это он ?"
        - Можно я провожу  тебя? -Талгат  смущенно  улыбнулся.
        -Зачем? А бабушка? Она  ждет.
        - Она  разрешила.   
 Я была  удивлена. "Ладно.  Пусть  провожает. Мне  веселее  идти".
Луговая  тропинка   пошла  под  уклон. Остановилась у широкого,  разветвленного оврага, в низине  которого отдыхало  стадо  коров. Проходя  мимо- в  нос  ударило запахом парного  молока. Мы поднялись  из  оврага, наверх. Тут  мой сопровождающий  остановился:
        - До  свидания. Дальше  я  не  пойду...
Он  улыбнулся, развернулся и зашагал назад. А передо  мной раскрылась  панарама долгожданной  деревни- Верхней Йи. Широкая, длинная  улица. Справа -небольшое бревенчатое здание  школы. Слева, за  домами  ферма.Пустынно... Тихо..
Здравствуй деревня!...
    Наверное хорошо, что  я не   стала   парня  расспрашивать. Видимо   есть какие-то  правила в деревенской  жизни, чего  я  не знаю. И, чтобы познать все  тонкости этого  бытия, надо  окунуться в  среду, пока  для меня мало  знакомой. Особенно, когда по- соседству- две  разные  деревни. Разные по национальному и культурному укладу жизни... Поживу- познаю.
Казань. 1970г.


 


Рецензии