Дела огородные

Времена года
ДЕЛА ОГОРОДНЫЕ
Сегодняшнее утро выдалось словно не от этой ночи. Раза два принимался молотить по крыше норовистый, подгоняемый ветром дождь. В перерывах заглядывала в спящие окна молния, а к утру небо очистилось от мрака туч, словно его сполоснули и повесили сушить над землей после долгожданного дождя. К полудню еще довольно яркое августовское солнце млело на голубой простыне небосвода уже почти по-летнему. Да, по календарю-то пока лето, но осень уже дает о себе знать. Особенно заметно это на огородах. От картофельной ботвы, всего месяц назад заливавшей темной зеленью всю площадь, теперь остались оранжево-коричневые огрызки. Даже вот этому незваному гостю здесь делать нечего — по двору, меж пыльных камешков торопливо перебирает лапками полосатый жук — ах ты, мерзость колорадская! Носком сандалии, без сожаления, прерываю его путешествие. Это тебе не июнь, когда ботва картофеля буйствовала и наливалась соками, а полчища собратьев ловко работали челюстями, заставляя нас не раз и не два выполнять совсем и не нужную бы работу. И какой только гадостью мы их, да и себя не кормили! На все махнули рукой ради спасения урожая. Но пока там, в темных кладовых земли, картошка подождет своего часа. Сегодня с огорода первой уйдет красавица- тыква, словно сошедшая с полотен натюрмортов Куприна или Кончаловского, а еще лучше ее сравнить с кустодиевскими купчихами — сытая, розовобокая, но пока прячущаяся за своими лопушистыми одеждами. И вот то с одной, то с другой красавицы стягиваются колючие лианы, стягиваются неохотно — сытая умница знала, как к концу лета располнеть, рассовала в землю свои лапки-корешки по всему длинному стволу и тянула по его трубочке влагу. Отсюда-то и сытость. А потому тебя крестьянин уважает, что холодной, вьюжной зимой пополнишь ты в рационе его мычащих и хрюкающих подопечных недостаток витаминов. И уход за тобой небольшой, да и не нашелся на тебя свой „колорадский жук“. А через час работы оглядываешься на огород   полюбоваться парадом обнаженных красавиц: одна другой золотистей и ядреней! Словно десятки звездочек спустились на грядки. И засветился огород перевернутым небосводом.
Тяжел труд сельского жителя. Но наступает пора заполнять закрома, и усталость многократно компенсируется удовольствием от ощущения полноты, завершенности сделанного за теплый сезон года. Приценись на рынке, чего стоит эта тыква? Правда, если ты найдешь извозчика, чтоб отвез ее на рынок, тогда цена будет, а если у себя на месте продать — на это не каждый селянин способен, поэтому вырастить плод — это, скорее, как у рыболова — важен процесс! Из какого-то невзрачного семечка, воткнутого тобой в рыхлую майскую землю, за три-четыре месяца вымахала такая тетеха! Конечно, кто- то скажет, тут не красота, а количество важней! Не спорю. Но выйди на огород в промозглую слякоть и окоченевшими руками повозись в грязи, очищая плоды от матушки-землицы — тут ни  о количестве, ни о процессе, ни о красоте говорить не захочешь — не пропало бы добро!
Но на то оно и солнышко: млеет на небе — млеем и мы на земле. Тянешь по грядкам сплетенную охапку колючих лиан, а сбоку котенок лапкой цепляется за скользящий по траве листок, и ему нашлась работа. В освобожденный от тыквенных плетей уголок огорода примостились куры — в разрыхленной корешками земле ищут лакомых червяков. И не хочется их сгонять — чего-то будет недоставать в этом уютном пейзаже.
Но время теплых августовских дней коротко и зыбко. Недаром сегодняшний ночной дождь пробовал силы. И он войдет в нее! Расквасит  проселочные и полевые дороги, втолчет в землю ссыпавшиеся разноцветные — от золотистых до огненных и мрачно коричневых, улегшихся на нее ковром, листья. Грустная тишина опустится на леса, болота, поля. И к этому времени познаем мы и золотую — праздничную, и бабью — отдыхающую, и серую — сердитую осень.
А в студеный зимний вечер, под шум ветра и усталый скрип берез под окном, раскроешь семечко золотистое и вспомнишь тот обыкновенный день конца августа. Да и поймешь, что все в жизни неповторимо — не будет когда-то того котенка и тех цыплят, не будет и нас самих, а семечко, как посланник прежних веков, наших предков, как напоминание, что его надо посадить и вырастить, останется.
А. КОЛЕСНИК,
с. Березовка.


Рецензии