Фиктивный брак Юрия Саранцева

Хотя Юрий Саранцев не  замечен в главных ролях кинофильмов, мне он был хорошо знаком по некоторым фильмам, которые я увидел в школьные годы («Верные друзья», «Случай на шахте восемь», «Гиперболоид инженера Гарина»), но еще больше мне знаком его голос, который я мог бы выделить из сотни голосов, потому что им говорили герои зарубежных дублированных фильмов и даже некоторые наши артисты, например, Арчил Гомиашвили в фильме «Двенадцать стульев».

Он готовился стать спортсменом, считая, что это и есть его призвание. А стал известным актером, полностью посвятившим себя творчеству. Саранцев был предан профессии киноактера до конца жизни, точнее говоря, до того момента, пока он мог работать.

Юрий Саранцев родился в Саратовской области 7 октября 1928 года в селе Большой Мелик. Отец- военнослужащий, мама занималась домашним хозяйством.  В детстве Юрий часто менял школы, так как семья переезжала с места на место вместе с отцом, который был кадровым офицером и по службе часто направлялся в разные регионы страны. Когда мальчик был совсем маленьким, его отца перевели служить на Дальний Восток.

Так как часто приходилось знакомиться, а потом расставиться с одноклассниками, Юрий с детства рос коммуникабельным и очень контактным. В школьные годы с удовольствием занимался спортом и художественной самодеятельностью, и если в новой школе, в которой ему приходилось какое-то время учиться, не было театрального кружка, то он сам организовывал ребят, чтобы создать школьный театр.

Заниматься в драматическом кружке ему было интересно, но актером он становиться не планировал - главенствующее место в жизни паренька занимал спорт, поэтому после окончания средней школы Юрий поехал в Москву с целью поступить в институт физкультуры.

Как оказалось, экзамены уже начались и, чтобы не возвращаться домой и попусту не тратить время, он вместе с товарищем решил попытаться поступить во ВГИК. Попытка увенчалась успехом - пройдя все туры и сдав экзамены, Саранцев был принят в мастерскую С.Юткевича и М.Ромма.

Учеба увлекала Юрия – было необыкновенно интересно, хотя и сложно – нужно было много работать, чтобы стать настоящим актером. И Юра старался перенимать у своих мастеров опыт и то главное, что объединяет актеров, в то же время, оставляя каждому из них право на индивидуальность и неповторимость.

Сниматься студентам не разрешали, но они умудрялись это делать, часто во время каникул. Когда режиссеры Б.Бунеев и А.Ульянцев готовились снимать короткометражную ленту «В степи», Саранцева позвали попробовать силы в кино – и он удачно сыграл роль комсорга Коли Семенова. Конечно, скрыть это не удалось, но его не только не отчислили, а даже засчитали роль дипломной работой.

В 1951 году вышло два фильма с участием Юрия Саранцева. Кроме роли горкома комсомола в ленте «В степи», молодой актер также сыграл одного из главных персонажей в фильме «Покорители вершин» на киностудии «Грузия-фильм». Юрий перевоплотился в советского альпиниста Виталия Симбирцева, спасавшего грузинских коллег в бурю. Третья работа начинающего актера была не столь удачной, фильм «Степные зори», где у Саранцева была небольшая роль, надолго положили на «полку».

Начиная с середины пятидесятых годов Юрий Саранцев часто снимался в кино, он играл чаще всего молодых современников: Сережа («Верные друзья»), Бурун («Педагогическая поэма»), Яблочкин («Синяя птичка»), Андрей («Капитан «Старой черепахи»), Иван Бойко («Пути и судьбы»). Знаковой ролью в карьере молодого актера стал образ экскаваторщика Васи Плотникова, героя-любовника в комедии «Доброе утро». В 1955 году лента имела огромный успех в прокате.

Удачные работы в кино сделали Юрия узнаваемой личностью, молодого актера пригласили работать сразу в два знаменитых театра. Наставник Саранцева по ВГИКу Иосиф Матвеевич Рапопорт пригласил ученика в театр имени Вахтангова, также поступило предложение из драматического театра имени Пушкина в Ленинграде от Константина Васильевича Скоробогатова. Но Юрий уже был сильно увлечен кинематографом и отклонил оба предложения.

После окончания института его зачислили в труппу театра-студии киноактёра, и у Юрия началась трудовая карьера. Но его не только снимали в кино и привлекали в спектаклях в театре, у Юрия был отлично поставленный голос, и с самого начала его часто приглашали в студию звукозаписи для озвучивания чужих ролей, а также для дубляжа иностранных картин.

Еще в институте ему очень понравилась однокурсница Вера Петрова. Она была москвичкой и жила с мамой в коммунальной квартире в самом центре Москвы. Несколько раз он приглашал девушку в кино и в театр, бывало, что гуляли вместе в парках и ходили на праздничные демонстрации. Но Юрий стеснялся признаться девушке в любви, поэтому долгое время они были просто друзьями.

Но сблизила их, как ни странно, смерть Сталина. После его кончины весь центр Москвы был перекрыт, а вечером был введен негласный комендантский час. Поэтому Юрий не смог вечером после спектакля добраться к себе в общежитие, которое располагалось на окраине города. Вера предложила ему переночевать у них дома, так как жила рядом с театром. В комнате они с мамой положили его за шкафом на раскладушке, и он прожил у них почти неделю, пока не закончились траурные мероприятия.

Потом он частенько оставался там на ночь, если допоздна задерживался в театре. В один из вечеров, когда мамы не было дома, он наконец признался Вере в своих чувствах и сделал предложение. Девушка с удовольствием выслушала Юрия, призналась, что он ей тоже давно не безразличен, но окончательного согласия в тот день не дала. Сказала, что надо всё обсудить с мамой, да и вообще она хочет проверить и свои, и его чувства.

Но вскоре в один из вечеров в их дверь позвонил участковый. Оказывается, что соседи уже давно написали заявление в милицию, что в их квартире проживает непрописанный мужчина. В те годы с этим было очень строго, поэтому участковый отвел Юрия в отделение, где стали выяснять его личность.

Только утром его отпустили, но строго наказали, чтобы он больше в этой квартире без прописки не проживал. Но прописать в Москве в своём жилье в то время можно было только близких родственников.

Он всё рассказал Вере, и та сама повела его в ЗАГС. В те годы можно было расписаться в день обращения. Из ЗАГСА они пришли в паспортный стол и в этот же день оформили на него, как на мужа, прописку. Вечером он прошел по всем соседям, показал свой паспорт с штампом прописки, чтобы они больше понапрасну милицию не беспокоили.

Первое время коллеги Юрия считали этот брак фиктивным, так как он на работе никому об этом не рассказал, да и свадьбы тоже не было. В то время фиктивные браки достаточно часто практиковали, особенно в Москве и Ленинграде, чтобы получить прописку, без которой было трудно устроиться на хорошую работу.

Но этот «фиктивный» брак продлился у них всю жизнь. Через несколько лет в семье родилась дочка Катя, и они получили, наконец, своё благоустроенное жилье и счастливо прожил вместе всю жизнь.

В день своего пятидесятилетия на творческом вечере он с улыбкой рассказал о своей семье, о знакомстве со своей женой, и о том, как в ЗАГС их заставил идти участковый.

Вообще, Юрий никогда не бездействовал. Многие режиссеры звали талантливого и, к тому же, спортивного актера в свои картины - он играл главные роли и второстепенные, снимался ежегодно - часто не в одном фильме: «Жизнь прошла мимо», «Счастье надо беречь», «Капитан «Старой черепахи», «Убит при исполнении», «Доброе утро» и др.

Надо отдать должное актеру: сидеть сложа руки – было не в его характере. На протяжении актерской карьеры Саранцев очень много занимался дублированием, а в тяжелые 90-е, в период кризиса кинопроизводства, когда немало актеров растерялись и упали духом, Юрий с еще большей энергией продолжал эту работу и озвучивал фильмы как художественные, так и мультипликационные: в «Двенадцати стульях» - Арчила Гомиашвили, в «Бей первым, Фредди!» - Фредди, «Как украсть миллион» - начальника стражи, «Незнайка на луне» (анимационный), «Волшебная свирель» (анимационный) и очень  много других. Голосом Юрия Дмитриевича говорят многие персонажи культовых сериалов девяностых. Он работал над озвучкой проектов: «Альф», «Дикая роза», «Смертельное оружие», «Флинстоуны» «11 друзей Оушена», «Вокруг света за 80 дней».

В советское время Юрий Дмитриевич ездил в Ялту к знакомому режиссеру, который занимался дубляжами. Жена часто навещала Саранцева в командировках, и он привлекал ее к работе. Одно корейское кино они озвучивали всей семьей, дочка была в восторге.

В девяностые годы, когда советская киноиндустрия уже перестала существовать, а российская - еще не начала, именно дубляж помог Саранцевым поддерживать семейный бюджет на плаву.

В багаже Юрия Дмитриевича более сотни ролей в кино, в основном – роли второго плана. Талант Саранцева помогал ему играть военных, деревенских мужиков, рабочих, инженеров, торговых работников, моряков, богачей, обслуживающий персонал, милиционеров. Ему одинаково легко удавались комедийные и драматические роли.

Саранцев всегда был при деле, без работы не сидел. Но в шестидесятых ему перестали предлагать главные роли, появилось клише актера второго плана. Но интересные работы тоже были: капитан Громов в «Черном бизнесе», Шешеня в «Крахе», Мигаев в «Талантах и поклонниках», поручик Порох в «Преступлении и наказании». Любимой работой в кино Саранцев считал роль Шварцкопфа в фильме режиссера Розанцева «Убит при исполнении».

В восьмидесятых у Юрия Дмитриевича были эпизодические роли в громких проектах. Он играл капитана в культовом фильме «Жестокий романс», директора вагона-ресторана в молодежной комедии «Женатый холостяк», врача в драме «Любовь с привилегиями». Во многих проектах этого времени Саранцев снимался вместе с женой, которая играла в эпизодах или была задействована в массовке.

Юрий Дмитриевич Саранцев был награжден орденом «Знак почета» 24 марта 1976 года и званием «Заслуженный артист РСФСР» в 1981 году. После распада СССР актер получил нагрудный знак «Почётный кинематографист России» в 1996 году, медаль «В память 850-летия Москвы» в 1997 года,  и звание «Народный артист Российской Федерации» в 2000 году.

Зимой 1999 года актер вышел на пенсию, но работать не прекратил. Его голос можно было услышать в закадровом чтении проектов телеканала НТВ и во время трансляции радиоспектаклей.

Немного о второй половине Юрия Саранцева, его жене, с которой он заключил «фиктивный» брак.

За плечами у  Веры Петровой почти 50 ролей в кино, но по большей части - это незначительные эпизоды. «Карнавальная ночь», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Женатый холостяк», «Рожденная революцией», «Морозко», «Легкая жизнь» - вот некоторые из проектов в которых актриса была задействована, но осталась незамеченной.

Карьера не была успешной, но зато ей удалась роль жены и матери. Летом 1962 года у Веры Петровой и Юрия Саранцева родилась дочь, которую назвали Екатериной. Наследница актерской династии не пошла по стопам родителей, она стала пианисткой. Головокружительной карьеры у Екатерины Саранцевой не получилось, хотя в юности она подавала большие надежды.

Супруги были знакомы более 50 лет, но до “золотой свадьбы” жена актера не дожила. Вера Петрова скончалась в 2001 году в возрасте 74 лет. Екатерина была единственным ребенком в семье и после смерти матери переехала к отцу.

Юрий Дмитриевич Саранцев тяжело перенес кончину жены. Вместе они были больше полувека, мужчина не представлял себе дальнейшей жизни без супруги. Не спасало даже общество любимой дочери. Тяжелое нервное потрясение стало катализатором для болезни Альцгеймера, у Юрия Дмитриевича наблюдались нарушения речи и координации.

Несмотря на болезнь, Саранцев получил несколько эпизодических ролей в период с 2002 по 2005 годы. В проекте «Семь раз отмерь» он снимался уже в инвалидном кресле, так как не мог ходить.

Последние два месяца своей жизни актер провел в хосписе. Его состояние было тяжелым, но дочь не могла ухаживать за Саранцевым или оплачивать сиделку. В своем интервью Екатерина рассказала, что отец сам согласился отправиться в хоспис и ни разу не попросил забрать его домой. Дочь навещала Юрия Дмитриевича постоянно, была она у отца и в день смерти.

Тело артиста было кремировано. Екатерина Саранцева упоминала в интервью, что причиной смерти отца стала не болезнь Альцгеймера, а тоска по жене.

Долгое время место захоронения урны с прахом Саранцева было неизвестно. Благодаря стараниям Общества некрополистов было установлено, что актер упокоился в Москве на Николо-Архангельском кладбище рядом с женой Верой Петровой и ее родителями.

Через 7 лет после похорон силами общественности могила народного артиста России была благоустроена, а в августе 2012 года появился и памятник.

Фильмография Юрия Саранцева с наиболее известными фильмами:

• 1950 — В степи
• 1952 — Покорители вершин
• 1954 — Верные друзья
• 1957 — Случай на шахте восемь
• 1965 — Гиперболоид инженера Гарина
• 1973 — В бой идут одни «старики»
• 1977 — Убит при исполнении
• 1980 — У матросов нет вопросов
• 1982 — Женатый холостяк
• 1989 — Любовь с привилегиями
• 1993 — Разыскивается опасный преступник
• 1995 — Авантюра
• 2004 — На углу, у Патриарших
• 2005 — Семь раз отмерь


Рецензии