Приснодева Мария основательница умного делания

 /Текст статьи принадлежит Святителю Григорию Паламе, Архиепископу Фессалоникийскому (14 век)./

 Божественный Григорий Палама, чтобы провести с монахами беседу на Введение во храм Девы Марии, просил у них молитв, говоря, что только по вдохновению Свыше сможет  говорить о столь высокой личности, коей на все времена является Пресвятая Богородица. Любое слово, говорит он, бессильно соответственно прославить Ту, Которой дал величие Сам Бог. Однако долг, любовь и благодарность заставляли  Святителя говорить о Богоматери.

Он говорил, что Дева Мария была предъизбрана для Боговоплощения от создания мира.

Ибо наблюдая в Своей непостижимой Вечности человеческий род, Бог не нашел среди людей никого, кто был бы способен вместить Божество, и сотворил Приснодеву, явившуюся Дворцом и Престолом Его Самого, возмогшую, по причине совершеннейшей чистоты, вместить телесно полноту Божества, и не только вместить, – о, величайшее чудо! – но и родить Его и сроднить с Божеством всех людей, бывших как прежде Нее, так и после Нее.  Бог создавал Её, сохраняя непрерывную череду праведников, начиная от Сифа, рождённого Евой взамен Авеля, и Еноха, первым начавшим призывать Имя Божие.

Посвящённая праведными родителями Богу, Дева в трёхлетнем возрасте была введена Первосвященником во Святая Святых, по вдохновению свыше и согласию всех присутствующих, в течение многих лет Дева жила, проводя образ жизни подвижнический, замкнутый, свободный от забот и скорби, непричастный низменным страстям, превосходящий наслаждение сего мира, которое не бывает свободно от скорби; живя только Богу, видимая только Богом, питаемая только Богом (Ангелы приносили Ей особую пищу, что не удивительно и встречается и в наше время, - смотри житие Паисия Афонского) хранимая только Богом, имеющим, благодаря Ей, возъобитать с нами; всецело же и Сама взирая только на Бога, в Боге имея наслаждение, Богу непрестанно внимая.

Также с крайним усердием Она слушала писания Моисея и изречения иных Пророков, когда весь народ совне приходил каждую субботу, как это было в обычае; и узнала Она об Адаме и Еве и обо всем относительно их, и о приведении всего из небытия в бытие, о пребывании в раю, о заповеди данной в нем, о губительном совете со стороны лукавого, об обмане, заключавшемся в оном совете, о, как последствии сего, изгнании оттуда и потере нетления (бессмертия) и смене на эту многоболезненную жизнь; и видела Она эту, подверженную проклятию нашу жизнь, которая в силу потомственного преемства тянется вместе со временем и сверх того все время склоняется к ухудшению, и видела она, что творение Божие, созданное по подобию Божиему, отчуждается от Создавшего его и все больше и больше сродняется с злокозненно угнетавшим его (увы! какую силу возымел над нами лукавый и какое его ненасытное бешенство! Увы! какое бесчувствие с нашей стороны и «без оглядки» тяготение к земле! ) в то время, как нет никого, кто был бы в силах остановить это общее человекоубийственное неистовство и удержать неудержимое стремление человеческого рода в ад.

Поскольку Богоотроковица Дева слышала это, а также и видела, то возымев жалость к общему с Ней человеческому роду и размышляя о том, каким образом могло бы быть найдено врачевство, противодействующее таковому недугу, Она немедленно решила всей душою обратиться к Богу и, взяв на себя посольство за нас, принудить Невынуждаемого и скорее привлечь Его к Нам так, чтобы Он Сам отстранил проклятие и остановил распространение пожара, сжигающего души, и ослабил силу противоборствующих, и вместо проклятия даровал благословение, и воссиял священный свет и, исцелив немощное, соединил с Собою Свое творение.

И таким образом Благодатная Дева, обдумав в Себе, о, до какой степени чудесно и выше всякого слова предприняла посольство за все естество! – Потому что ища способ, каким образом Она могла бы убедительно и подлинно войти в общение с Богом, к Которому Послом пришла по Своему почину, а лучше сказать – по воле Божией, Она прилежала всякому виду добродетели и изучила реченное в Законе и обретаемое в слове (устной традиции) и в принадлежащем и тому и другому, а также изучила предметы из числа главных наук, как бы запечатлевая все в Себе, и изобретая нечто наиболее свойственное Богу, что на таком основании обладая особым свойством, может пользующих это непосредственно уподобить Ему; поскольку же Она не видела ничего из проявленного людьми прежде Нее, что точно указывало бы на это, то Она Сама прорубает лучший и совершеннейший путь и изобретает и Сама исполняет и передает последующим людям высшее делание созерцания; созерцание (богомыслие) же это настолько превосходит прежде известное, насколько истина превосходит фантазию.

Стать же поистине близким Богу – невозможно, если только в процессе очищения себя мы не станем вне самих себя, лучше же сказать – выше самих себя, оставив при чувствах все то, что воспринимается чувствами, поднявшись выше рассуждений и заключений и всякого знания и самых мыслей; всецело оказываясь в действии духовного чувства, которое Соломон предрек, назвав его «божественным чувством», и достигая этого – превышающего всякое знание – неведения, а это то же, что сказать: превышающего всякий вид общеизвестной философии.

Итак, Дева, ища это (потому что для послов является совершенно необходимым встретиться с теми, к которым они приходят с посольством), обрела руководителя в священном молчании; в молчании – которое есть постоянство ума и порядка, забвение дольных вещей, введение в высшие тайны, обращение помыслов на лучшее; оно есть истинное делание, путь к истинному созерцанию (богомыслию) или богозрению; сказать же более подобающе: оно единственное является показателем того, что душа истинно здорова; потому что, в ином случае, всякая добродетель является как бы охранительным лекарством для чувств души и лечебным средством против укоренившихся, вследствие нерадения, дурных страстей; созерцание (богомыслие) же является плодом здоровой души, будучи как бы некоей целью и божественным образом, потому что путем созерцания человек уподобляется Богу, достигая этого не путем рассудочной аналогии, на основании слов или видимых вещей, – прочь нечто такое (потому что это – земное и человеческое)!  – но путем внутренней дисциплины, построенной на молчании. (Подробно об аскетических  терминах "священное молчание", "созерцание", "неведение", "безмолвие" переводчик рассказывает в сносках, расположенных после основного текста беседы; на сайте Азбука Веры - сноски 436 и далее).

Потому что путем сего мы освобождаемся от дольнего и приближаемся к Богу, и пребывая как бы в горнице образа жизни, ночью и днем крепко держась молитв и молений, мы как-то прикасаемся к неприкосновенному и блаженному Оному Естеству.

И таким образом, очистившие свое сердце путем священного молчания, когда с ними неизреченно сочетался свет, превышающий чувство и ум, созерцают в себе, как в зеркале, Бога. Краткое доказательство того, что оно (священное молчание) является наиполезнейшим и соединяющим с Богом тех, которые ему следуют, показала Сия Дева, Которая т.ск. «от нежных ногтей» сроднилась с ним: потому что единственная из всех, с раннего детства паче-естественно взявшая на Себя подвиг священного молчания, Она единственная из всех неискусомужно чревоносила Богочеловека Слово.

Усердные, возвысившие свой ум и побуждаемые к подвигу образом жизни Богоматери во святом храме, и стремящиеся восприять что-нибудь из тамошнего опыта, вы (свт. Григорий обращается к монахам) в весьма скором времени будете иметь награду, какую получают очистившие свои сердца, как дар, присущий природе бессмертного мира: – дар невидимо (потому что Божие естество недоступно для зрения) созерцать в своем сердце Бога.

Очистившие свое сердце видят Бога, Который будучи Свет, обитает в них и являет Себя любящим Его и возлюбленным Им; является же очищенному уму как бы в зеркале, будучи по Своей природе невидимым. 

Но кто возлюбил Бога больше, чем ныне Восхваляемая нами? Кто же больше, чем Она, был возлюблен Богом? Какое же иное творение – чище Ее, или – наравне с Ней, или – приближается к Ней? Посему в высочайших сих созерцаниях (богомыслии) достигнув высочайших совершенств и этим путем единственная из всех от века бывших людей соединившаяся с Богом и уподобившаяся Ему, Она исполнила это чудесное посольство, предпринятое ради всех нас, и в Своем лице привела его к успешному концу, не только стяжав сие, превышающее слово, восхождение ума, но и использовав это ради нас и, в силу дерзновения (которое Она стяжала) к Богу, совершив великое и больше чем великое дело: не только Она стала по подобию Божиему, но и Бога соделала по образу человека; не только убедив Его, но и безсеменно носив Его во чреве и родив непостижимо, бывши осуществлена к сему благодатию Божиею (посему от Архангела и именуется «Благодатной»), Она осуществила в человеческом естестве Бога; посему и возвещено Ей было «радоваться».

Кто возвестит величия Твоя, Дево?  – восклицает Григорий Палама. - Ты явилась Божиею Матерью; соединила ум с Богом, соединила Бога с плотию; Бога соделала Сыном Человеческим, а человека – сыном Божиим; Ты примирила мир с Творцом мира; делами показала нам, что созерцание (богомыслие) истинно приходит людям не столь путем чувственных понятий или даже мышления (потому что этим они не намного были бы лучше бессловесных), но – гораздо больше путем очищения ума и причащения божественной благодати, согласно которой мы наслаждаемся не помыслами, но невещественными прикосновениями к богоподобным прекрасностям. Ты даровала нам и телесными глазами увидеть Невидимого, приявшего образ и вид нас, людей; прикоснуться к Невещественному и Неприкосновенному, восприявшему материю. Ты вскормила нашей человеческой пищей Кормильца Ангелов; чрез Него, Кормильца Ангелов, Ты воскормила нас воистину небесной и чистой пищей. Людей, ведущих подобный образ жизни, Ты поставила наравне с Ангелами: лучше же сказать – удостоила и больших дарований, действием Святаго Духа зачавши Богочеловека и чудесно родивши и неизреченно соделав сродным для Божественного естества, и так сказать, – «единобожественным» человеческое естество.

Итак, Она единая является посредницей между тварной и несотворенной природами, и никто не пришел бы к Богу, как только посредством Нее и от Нее Родившегося и ни один из Божиих даров не был бы ни для Ангелов ни для людей, если бы только не благодаря Ей.   

Так, сохраним же божественно сделанное в нас Богом единение с Богом и друг с другом, держась законов любви. Будем всегда взирать на Небесного Родителя. Оставим землю, потому что мы больше не земные, сущие из земли, каким был первый человек, но, как Второй Человек, Господь, мы – небесные. Горе (ввысь) будем иметь наше сердце к Нему. Будем созерцать великое сие видение: наше естество совечнующее духовному пламени Божества, и отбросив кожаные ризы, в которые мы облеклись вследствие преступления, станем на земле святой; святую землю каждый сам в себе являя путем добродетели и твердого устремления к Богу, так – чтобы нам возыметь дерзновение, когда Бог явится в огне, и притекши к Нему – воссиять и вечно сопребывать сияющими, во славу Его высочайшего Света, трисолнечного и единоначальнейшего Сияния, Которому подобает всякая слава, держава, честь и поклонение, ныне и присно и в нескончаемые веки. Аминь.

......

Литература: Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. БЕСЕДЫ. В трёх томах. Т. 3-й. Беседа на Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте.
...
 
На фото - фрагмент иконы "Азъ есмь съ вами и никтоже на вы" Леушинской.


Рецензии
 Добрый день, Борис!
Не первый раз читаю эту Вашу публикацию Св. Григория Паламы о Приснодеве Марии.

Но приходит другое какое-то живое понимание, вроде и слова те же, а смысл глубже - светлее, теплее и радостнее. О Деве Марии. Почему именно Она основательница умного делания, и что такое вообще умное делание.
О том, как: " Она Сама прорубает лучший и совершеннейший путь и изобретает и Сама исполняет и передает последующим людям высшее делание созерцания; созерцание (богомыслие)..."

И вполне понятным становится очевидное, которое совсем таковым не является для людей с поверхностным знанием, что Она - Дева Мария единственная, кто: ..."является посредницей между тварной и несотворенной природами, и никто не пришел бы к Богу, как только посредством Нее и от Нее Родившегося и ни один из Божиих даров не был бы ни для Ангелов ни для людей, если бы только не благодаря Ей. "

Благодарю Вас, Борис
С благодарностью и признательностью, Светлана

Лана Вальтер   08.04.2024 16:11     Заявить о нарушении
Я Вам благодарен, уважаемая Светлана. И Вы насладились сегодня божественным чтением, и я также, благодаря Вам, перечитал беседу в очередной раз и тоже получил пищу для духа. А без этого прочтения ни одного хорошего впечатления за день не было. Спасибо Вам! я тоже вчера пробовал предоставить эту проповедь, ради Благовещения, но второй раз рецензировать не получилось. С досадой отказался, но краем ума подумал: "Может, и пошлёт Бог хорошего человека, и он вспомнит, и таким образом почтим Пресвятую". При этом я разделяю те мысли, которые Вы выделили, как одни из лучших. Святых дней Великого поста Вам желаю и грядущих праздников!

Борис Силуанов   08.04.2024 17:07   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Борис,и Вам светлых и радостных праздников

Лана Вальтер   08.04.2024 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.