49-й отдельный Шепетовский дивизион бронепоездов
В августе 1941 года с инициативой строительства бронепоезда собственными силами выступили железнодорожники депо станции Тайга Томской железной дороги, позже эту инициативу поддержали работники Новосибирского и Инского железнодорожного узла.
9 октября 1941 года в Главном автобронетанковом управлении Красной армии (ГАБТУ КА) был организован спецотдел бронепоездов. Несколько дней спустя отдел по строительству бронепоездов был создан в Наркомате путей сообщения (НКПС).
28 октября 1941 года первый секретарь Новосибирского обкома ВКП(б) М.В.Кулагин направил письмо директору КМК (Кузнецкого металлургического комбината) Р.В.Белану и первому секретарю Сталинского (Новокузнецкого) горкома ВКП(б) В.А.Москвину: «Областной комитет ВКП(б) одобрил инициативу железнодорожников Новосибирского и Инского железнодорожного узлов о постройке четырех бронепоездов и десяти бронемашин для маршевых частей Сибирского военного округа и считает, что дело чести и прямой долг перед Родиной железнодорожников и металлургов Сталинска обеспечить выпуск бронепоездов и бронемашин к 20 ноября 1941 года. Прошу принять все меры к скорейшему изготовлению брони и термической ее обработке, мобилизуйте весь коллектив металлургов на выполнение этого важнейшего для Сибирских частей вооружения».
29 октября 1941 года вышла директива НКО (Народного комиссара обороны) СССР И.В.Сталина за № 22сс, предписывавшая к 1 января 1942 года сформировать 32 отдельных дивизиона бронепоездов (ОДБП) - 65 бронепоездов, по два бронепоезда в каждом. Их строительство должно было развернуться на более чем 50-ти заводах и депо НКПС (Народного комиссариата путей сообщения), с использованием местных ресурсов.
Для строящихся сибирских бронепоездов была разработана облегченная бронеплощадка на базе двухосной 20-титонной платформы, с одной артиллерийской башней (ОБ-3). Борта бронеплощадок собирались под наклоном до 30 градусов. Бронелисты нашивались на каркас из шевеллеров и уголков и соединялись при помощи заклепок и болтов.
Администрация Томской железной дороги определила дислокацию строительства бронепоездов на станциях Новосибирск, Тайга, Болотная, Инская, Белово, Топки, Рубцовск, Усяты (Прокопьевск), Новокузнецк.
Заведующий транспортным отделом Сталинского горкома ВКП(б)П.Н.Яковлев направил на Кузнецкий металлургический комбинат приблизительный расчет количества листового и уголкового металла для начала строительства бронепоездов. Была выделена партия металла - 405, 7 тонн спецлистов разных плавок. Первая партия броневых листов была доставлена в паровозное депо Сталинска (Новокузнецка).
Новокузнецкое паровозное депо стало базовым в строительстве и в вооружении бронепоездов от Омска до Кузбасса. Здесь встречались и размещались бригады строителей бронепоездов, прибывавшие с различных станций Томской железной дороги со своими готовыми бронепоездами для закалки броневых листов, навеске их вновь на каркас и оснастки.
Качество броневых листов Кузнецкого металлургического комбината предварительно проверялось огневым обстрелом в глубокой канаве у рабочей площадки, на которой происходила навеска металла на бронепоезда.
После закалки и окончательной навески бронелистов и дооснастки первые готовые бронепоезда «Железнодорожник Кузбасса» и «Советская Сибирь» прошли испытания боевой части на полигоне у подножия Соколиной горы в районе станции Новокузнецк-Восточный. Последующие бронепоезда проходили боевые испытания в Новосибирске.
К апрелю 1942 года железнодорожники Сталинска (Новокузнецка) совместно с железнодорожниками Новосибирска, Тайги, Инской, Белово, Болотной, Топок, Рубцовска, Усят и металлургами КМК полностью завершили строительство и вооружение ОДБП.
Все ОДБП получили базы – составы, состоявшие из более 20 вагонов и платформ. В состав базы входили вагоны, предназначенные для размещения личного состава; вагон для офицеров; вагон-мастерская; вагон-кухня; вагон-электростанция; вагон-санчасть; вагоны-технические склады; платформы. В составе базы находился «черный» (без брони) паровоз.
В апреле 1942 года последними прошли испытания и приемку бронепоезда 49-го ОДБП – будущие «Железнодорожник Алтая» и «Лунинец».
О «Лунинце» я написал в прошлой своей статье «Болотнинский след бронепоезда № 704 «Лунинец» 49-го отдельного дивизиона бронепоездов». Но не менее интересны спорные мнения о втором бронепоезде дивизиона - «Железнодорожник Алтая».
В 2016 году в газете «Гудок» была опубликована статья Романа Сидорова «В боевой готовности» о формировании в Рубцовске бронепоезда «Железнодорожник Алтая», в которой сообщалось: «…Со станции Болотная для строящегося бронепоезда пригнали одетый в броню паровоз...». Ранее, в 2005 году о болотнинском бронепаровозе, прибывшем в Рубцовск, сообщалось в книге «Крепость на колесах» Николая Ростова.
К сожалению, в свете опубликованных новых материалов по истории строительства бронепоездов 49-го отдельного дивизиона, эта информация оказалась недостоверной. Согласно справке от 15 апреля 1942 года, подготовленной НКПС для ГАБТУ, бронепаровоз Ов № 5983 бронепоезда «Железнодорожник Алтая» оснащался в депо на станции Усяты (Прокопьевск). В Болотном оснащался бронепаровоз Ов № 5520 бронепоезда «Лунинец».
Одновременно со строительством бронепоездов велось формирование их бригад.
В 2020 году новосибирским историком и краеведом Павлом Орловым в «Сибирских огнях» был опубликован исторический формуляр 49-го отдельного Шепетовского дивизиона: «…49-й Отдельный Шепетовский Дивизион Бронепоездов начал свое формирование 8 декабря 1941 года на станции Тайга Томской железной дороги (Новосибирская область) на основании директивы Народного Комиссара Обороны Союза ССР от 29 октября 1941 года за № 22сс. Первый приказ по Дивизиону был издан 5 января 1942 года…приказ был подписан ВРИД Командира Дивизиона капитаном Кононенко, Военным Комиссаром Дивизиона Старшим политруком Поляковым и Начальником Штаба лейтенантом Розенко…Готовые бронепоезда Дивизион получил 8 марта 1942 года…
С 1 января 1942 года по 3 апреля 1942 года Дивизион дислоцировался на станции Тайга Томской железной дороги. За это время производилось сколачивание Дивизиона и подготовка личного состава к грядущим боям с немецко-фашистскими захватчиками. Особо было обращено внимание на изучение материальной части бронепоездов, артсистем, а также изучались боевые опыты бронепоездов. Одновременно уделялось большое внимание и политической подготовке личного состава. В личном составе воспитывалась ненависть к немецко-фашистским стервятникам за их причиненные ущербы советскому народу, за муки советского народа и истязание их немцами небывалыми пытками, избиениями и умерщвление их десятками сотен и тысяч ни в чем не повинных людей.
Личный состав Дивизиона с большим воодушевлением и ненавистью к немецким разбойникам, нагло напавшим из-за угла на нашу Родину, ждал того дня, когда их отправят на фронт, ждали все того дня, когда им представится возможность отомстить за все злодеяния, которые причинили немцы народу Советского Союза и славянам всей Европы, порабощенной военной машиной гитлеровской Германии…
Был организован ансамбль художественной красноармейской песни и пляски, который пользовался большим авторитетом среди личного состава Дивизиона и трудящихся города Тайги и Новосибирска…»
Об этом периоде формирования бригад будущих «Лунинца» и «Железнодорожника Алтая» рассказывал болотнинец Петр Константинович Ятченя, встретивший войну главным кондуктором станции Болотная, и вместе с 6-ю другими болотнинскими железнодорожниками мобилизованный на станцию Тайга для прохождения военной подготовки. Его воспоминания были в 1980-х годах записаны Мишутиным Николаем Степановичем и опубликованы больше года назад в моей статье «Болотнинцы 49-го отдельного дивизиона бронепоездов».
«…3 апреля 1942 года Дивизион убыл со ст.Тайга на ст.Новосибирск. На перроне станции Тайга собралась масса народа. Они провожали своих сибиряков громить врага и давали наказы, чтобы личный состав берег ими построенную технику и беспощадно расправлялся с покорителями чужих земель – гитлеровскими фашистами...
…с 4 апреля по 2 мая 1942 года Дивизион дислоцировался на станции Новосибирск. Здесь также проводилась упорная подготовка к борьбе с немецкими захватчиками, а также Дивизион готовился к генеральному смотру и проверке представителями Управления Бронепоездов и Бронемашин ГБТУ КА…
…Трудящиеся Новосибирской области продолжали собирать своих сибиряков на фронт. Много ценностей было подарено личному составу Дивзиона. Дивизион был полностью снабжен как продовольствием, пряностями, а также культпросветимуществом…
…2 мая 1942 года был назначен прощальный день с трудящимися города Новосибирска и железнодорожного узла. На обед были приглашены представители партийной и профсоюзной организаций города Новосибирска и железнодорожного узла…
…2 мая 1942 года Дивизион выехал со станции Новосибирск и 16 мая 1942 года прибыл на станцию Коломна, где была произведена техническая проверка материальной части бронепоездов.
25 мая 1942 года Дивизион выехал со станции Коломна в Москву на Брянский вокзал. В Москве Дивизиону была произведена генеральная проверка подготовки его на фронт, а также была произведена чистка личного состава Дивизиона. Недоукомплектованность подразделений была окончательно доукомплектована всем необходимым по штату № 016/303.
Непосредственное формирование Дивизиона и сколачивание его производилось командиром 49 Отдельного Дивизиона Бронепоездов подполковником Гершберг Яковом Исааковичем, военным комиссаром 49 ОДБП старшим политруком Поляковым Петром Антоновичем, начальником штаба старшим лейтенантом Стариковым и парторгом Дивизиона воентехником Кричевским Александром Ивановичем и Оперуполномоченным ОО НКВД старшим лейтенантом Якимовым Николаем Васильевичем. Формирование Дивизиона было закончено 15 мая 1942 года.
26 июня 1942 года получен приказ Зам.Наркома Обороны Союза ССР о выезде 49 ОДБП в действующую армию в распоряжение Командующего Юго-Западным фронтом.
29 июня 1942 года Дивизион отправился двумя эшелонами в распоряжение Командующего Юго-Западным фронтом. В пути следования был получен приказ Зам.Наркома Обороны Союза ССР о переподчинении 49 ОДБП Командующему Брянским фронтом.
В момент выезда Дивизиона на фронт им командовал подполковник Гершберг Я.И., Военный Комиссар старший политрук Поляков П.А., начальник штаба старший лейтенант Сариков. Командир броепоезда № 663 старший лейтенант Реунов, командир бронепоезда № 704 старший лейтенант Данилович И.И., парторг Дивизиона воентехник Кричевский А.И…».
Прощальной песней бронепоездов стала сочиненная на мотив «Каховки» песня сержанта Папшева М.И., опубликованная в «Советской Сибири»:
«…Пора нам с тобою теперь расставаться.
Пора, дорогая Тайга.
Прощай! Пожелаем еще повидаться
Когда разгромим мы врага…».
К лету 1942 года 12 западно-сибирских бронепоездов, сведенные в шесть дивизионов, ушли на запад. Еще один – тринадцатый - был передан войскам НКВД. В Москве и Коломне они доукомплектовываются, получают средства ПВО, проходят испытания и ремонт и признаются боеготовными.
Благодаря документам, опубликованным Павлом Орловым, мы знаем о людях, возглавлявших 49-й дивизион в это время.
Командир дивизиона – Гершберг Яков Исаакович, 1899 года рождения, выпускник Сумского артиллерийского училища, участник Гражданской войны. Бывший старший преподаватель артиллерии Рубцовского пехотного училища.
Комиссар дивизиона – старший политрук Поляков Петр Антонович, выпускник Харьковского военно-политического училища, без опыта боевых действий, бывший комиссар танкового батальона 1-го запасного танкового полка.
Заместитель командира дивизиона – капитан Зинченко Григорий Михайлович, выпускник Одесского артиллерийского училища, участник финской войны, бывший командир батареи 545-го артиллерийского полка Резерва Главного Командования.
Помощник командира по технической части – воентехник 2-го ранга Зеленский Владимир Васильевич, бывший начальник планово-производственного отдела депо станции Новосибирск, в боевых действиях не участвовал.
Адъютант старший – старший лейтенант Стариков Николай Михайлович, выпускник Ленинградского артиллерийского училища, без боевого опыта. Бывший слушатель курсов начальников штабов при артиллерийской академии им. Дзержинского.
Начальник связи – младший лейтенант Цыганов Василий Лукич. В боевых действиях не участвовал, бывший курсант Ленинградского училища связи.
Начальник боепитания – воентехник 1-го ранга Пряхин Яков Иванович, в боевых действиях не участвовал, бывший начальник артиллерийского снабжения 286-го отдельного лыжного полка.
Старший паровозный техник - Кричевский Александр Иванович, в боевых действиях не участвовал, бывший замначальника Новосибирского депо.
Железнодорожный мастер – Чибисов Дмитрий Иванович, в боевых действиях не участвовал, бывший железнодорожный мастер станции Новосибирск.
Командир бронепоезда «Железнодорожник Алтая» - старший лейтенант Реунов Иван Иванович, выпускник Лозовских артиллерийских курсов РККА, принимал участие в боевых действиях в 1941 году в качестве командира батареи 159-го АП 9-й Гвардейской стрелковой дивизии.
Командир бронепоезда «Лунинец» - старший лейтенант Данилович Иван Иосифович, выпускник Пушкинских АККУКС, в боевых действиях не участвовал, бывший заместитель командира дивизиона 38-го запасного артиллерийского полка.
Благодаря воспоминаниям болотнинцев Петра Константиновича Ятченя и Михаила Васильевича Богданова, служивших в составе бригад 49-го дивизиона, мы также знаем фамилии наших земляков-болотнинцев, проходивших службу на бронепоездах «Лунинец» и «Железнодорожник Алтая»: Манкевич С., Дворядкин И., Свистунов И., Камышев И.Н., Степанов, Черногузов, Чуйкин, Гуряничев, Шпет И., Рубанов Г., Козленя Г.
29 июня 1942 года дивизион получил приказ замнаркома обороны СССР о выдвижении в действующую армию в распоряжение командующего Юго-Западным фронтом. Имея разрыв в два часа, дивизион начал движение. Из-за бомбардировки на станции Кочетовка бронепоезда потеряли связь друг с другом: «Лунинец», не имея связи со штабом, прибыл 1 июля 1942 года в Воронеж, на Юго-Западный фронт, а «Железнодорожник Алтая», в это время переподчиненный командующему Брянского фронта, со штабом и базой дивизиона 5 июля 1942 года прибыл на станцию Елец.
«Лунинец» в Воронеже получил приказ: совместно с приданным батальоном пехоты охранять железнодорожное полотно. 5 июля 1942 года он, курсируя по своей зоне ответственности, 16 раз подвергся бомбардировке с воздуха. 6 июля 1942 года, маневрируя по постоянно восстанавливаемым бригадой бронепоезда путям, «Лунинец» оказался заперт перед полуразрушенным железнодорожным мостом через реку Икорец. Высадив личный состав и пехоту, машинисты под артиллерийским огнем немцев перегнали бронепоезд по разрушаемому мосту на другой берег реки. В результате нескончаемых артобстрелов и бомбардировок с воздуха паровоз «Лунинца» получил повреждения. Бригаде бронепоезда удалось сбить один из самолетов противника из зенитного крупнокалиберного пулемета. В то же время выяснилось, что на земле противник почти всегда оказывался вне зоны досягаемости бронепоездных короткоствольных пушек образца 1927/1932 годов.
17 июля 1942 года «Лунинец» воссоединился с «Железнодорожником Алтая» на станции Хитрово. После этого дивизион полгода оставался на дежурстве на участке Елец-Тербуны-Ударник, охраняя железную дорогу.
11 августа 1942 года «Железнодорожник Алтая» на перегоне Долгоруково-Свечинская получил попадание авиабомбы в бронепаровоз. Погибли машинисты старшина Иван Антонович Токарев и сержант Александр Изотович Рыбин, командир бронепоезда старший лейтенант Иван Иванович Реунов и все, кто в это время находились в командной рубке (всего 9 человек), 10 человек было ранено. Новым командиром был назначен старший лейтенант Александр Федорович Холомогоров.
В сентябре 1942 года журнал «Огонек» опубликовал очерк с фотоснимками: «Прикрывая наступающую пехоту, бронепоезд «Железнодорожник Алтая» обрушил ураганный артиллерийский огонь на окопы и блиндажи противника. Фашисты вызвали на помощь авиацию, которая должна была подавить огонь бронепоезда. Сначала в воздухе появились четыре «Хейнкеля-111», затем пятерка «Юнкерсов – 88». Экипаж бронепоезда встретил самолеты дружными залпами пулеметов и пушек. В течение нескольких минут два «Хейнкеля» запылали и упали на землю. Такая же участь постигла и «Юнкерс-88», а остальные скрылись».
Во второй половине 1942 – в 1943 годах командиром 49-го ОДБП становится майор Копылов Алексей Андреевич.
К концу 1942 года «Лунинец» и «Железнодорожник Алтая» имели на своем счету 4 сбитых самолета, 350 человек живой силы, 2 отдельных миномета, три артиллерийских батареи, 4 уничтоженных пулеметных точки противника.
5 декабря 1942 года на основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 бронепоезд «Лунинец» получает номер 704, бронепоезд «Железнодорожник Алтая» - 663.
Накануне Нового 1943 года бронепоезда получают приказ поддерживать своим огнем 47-й стрелковый полк 15-й стрелковой дивизии 13-й армии Брянского фронта.
26 января 1943 года по тревоге 49-й ОДБП вышел на огневые позиции в районе железнодорожной станции Тербуны и вступил в бой с отступающими немцами. 27 января 1943 года «Железнодорожник Алтая» выдвинулся за боевое охранение обороны и из орудий прямой наводкой в радиусе 1 км расстреливал отступающие вдоль железной дороги порядки противника, однако, затем был вынужден прекратить преследование немцев по причине разрушенного железнодорожного полотна.
Весной 1943 года дивизион отражал многочисленные налеты немецких бомбардировщиков на станцию Елец. Бригады участвовали в тушении опасных пожаров, растаскивали бронепоездами горящие вагоны на станции, в том числе с боеприпасами и взрывчаткой. С конца апреля 1943 года бронепоезда охраняли перегон между Курском и Понырями.
5 июля 1943 года 49-й дивизион, оборонявший станцию Поныри, оказался на северном фасе Курской дуги. К Понырям подошли немецкие танки. Огонь бронепоездов по противнику дал возможность отходящей 81-й стрелковой дивизии окопаться и начать оборону. За 6 июля 1943 года дивизион отчитался о срыве двух атак пехоты противника, уничтожении до 200 солдат противника и огневых средств в обстреливаемых районах, а также о 3-х сбитых самолетах противника.
С 7 июля 1943 года дивизион находился в подчинении 307-й стрелковой дивизии (81-я дивизия отошла во второй эшелон) и совершил несколько огневых налетов на немцев на 100-140 выстрелов каждый. Было заявлено об уничтожении 3-х орудий, 5-ти пулеметов, сбитом самолете противника.
8 июля 1943 года «Железнодорожник Алтая» был атакован вражескими бомбардировщиками, повредившими платформы ПВО, бронеплощадку, тендер паровоза и контрольные платформы по оконечности бронепоезда. Погибло 7 и было тяжело ранено 5 человек. Через полчаса после атаки бригада бронепоезда восстановила полотно и увела состав на ремонт в Курск. Убывший бронепоезд на огневой позиции сменил «Лунинец», который продолжил вести огонь по окраинам Понырей – по танкам и живой силе противника. В этом бою было уничтожено до 300 немецких солат, подавлен огонь восьми минометов и трех пулеметных точек.
9-10 июля 1943 года в районе Понырей на участке 3-х км оказалось сконцентрировано до 150 танков противника. Дивизион продолжил успешно отсекать вражескую пехоту, оставляя немецкие танки наедине с советской пехотой и противотанковой артиллерией.
10 июля1943 года на место отошедшей для отдыха и доукомплектования 307-й стрелковой дивизии пришла 4-я Гвардейская воздушно-десантная дивизия. В это же время под Поныри из Курска вернулся отремонтированный «Железнодорожник Алтая». Бронепоезда вновь отсекли пехоту противника, танки которого в последний раз безуспешно попытались прорвать оборону.
Всего за время боев в районе Понырей дивизион провел двадцать семь огневых налетов по живой силе и технике противника. Было особо отмечено, что не было ни одного случая неисполнения заявок пехоты. Личным составом бронепоездов было уничтожено 750 немецких солдат, 3 орудия, 6 пулеметных точек, 13 минометов, подавлен огонь семи пулеметов и минометов, рассеяно до полка солдат, сбито 6 самолетов. К наградам было представлено 34 отличившихся бойца и командира.
Следующие полгода дивизион следовал в рядах наступающей 60-й армии.
В это время командиром дивизиона был капитан Шевченко Даниил Максимович.
12 октября 1943 года при неудачной попытке отражения авианалета была потеряна база дивизиона со всем штабным имуществом и погиб начальник штаба дивизиона капитан Данилович.
В феврале 1944 года 49-й ОДБП под командованием майора Копылова принял активное участие во взятии крупного железнодорожного узла – станции Шепетовка. За время боев совместно с 351-й стрелковой дивизией бригадами бронепоездов было уничтожено до 700 солдат противника, 22 пулеметных точки, 12 единиц артиллерии, отражено 15 атак.
Приказом Верховного Главнокомандующего № 038 от 17 февраля 1944 года «За отличие в боях с немецкими захватчиками за освобождение города Шепетовка» дивизиону было присвоено почетное звание - 49-й Отдельный Шепетовский дивизион бронепоездов, 70% личного состава было награждено орденами и медалями.
21 июня 1944 года «Железнодорожник Алтая» был выведен с фронта для замены окончательно изношенных орудий. «Лунинец» в это время участвовал во взломе немецкой обороны в Восточной Польше. Последние бои дивизион провел в январе 1945 года в окрестностях Оппельна в Силезии, на территории Германии, поддерживая огнем части 21-й армии.
В дальнейшем дивизион занимался охраной тыла и обеспечением безопасности перевозок по железной дороге на территории Западной Украины и Польши. В 1946 году дивизион был расформирован на станции Киверцы под Львовом.
Свидетельство о публикации №221101401631