Эйлин Крист - Земляне - я, мы

Мой отец говорит, что почти весь мир спит. Все, кого вы знаете. Все, кого вы видите. Все, с кем вы говорите.  Он говорит, что только несколько людей проснулись и живут в состоянии постоянного удивления. -  Джо против Вулкана         
 

Когда я была ребенком, я играла в такую игру.  Я старалась представить, что  нет ничего на свете,  никакого существования.  После попыток почувствовать это, меня буквально ошеломляло чувство  “невероятного.”  Существование внезапно оказывалось ощутимым и странным, и  я  получала  от этого огромное удовольствие.

Существование может выглядеть странным с точки зрения небытия, но  с точки зрения ежедневной жизни  оно нам кажется само собой разумеющимся.  Возможно так  принимать существование  и необходимо для поддержания нормальности психики и выполнения разных дел, но мы идем дальше:  мы не только принимаем жизнь как само собой разумеющейся, мы не видим ничего экстраординарного в принципе.  Это уводит нас от удивления.

Мы не замечаем ничего вокруг.  Ни воздуха, которым дышим,  всецело зависящим от биосферы. Ни восхитительного запаха океана, исходящего от планктона.  Ни деревьев, каждое из которых  уникально  и не похоже на других. Ни живых потоков ручьев и рек,  из которых нельзя более пить и в которых нельзя более купаться.  Ни легкой походки лисы, ни странности жабы,  ни утонченности морского конька, ни ужасной красоты акулы, ни  переливов колибри, ни чуда раковины,  ни преданности собаки, ни прыжков одинокого волка,  ни притяжений луны,  ни ощущения земли, когда идешь босиком.
 
Это “безразличие” - не естественная вещь для нас, людей,  даже, если учесть, что люди иногда погружаются в себя и забывают обо всем.  Дети, напротив,  замечают все — мир их очаровывает.  Они  заворожены  фантастическими существами, такими как гусеницы, и в восторге, когда гусеницы становятся бабочками. Нет, нас научили антропоцентрически смотреть на мир:  не только на  все сущее, но и на его прелести. Как если бы планета была обязана людям своими бесчисленными миллионами видов, меняющимися сезонами, живой почвой, богатством овощей, фруктов и цветов и чистой водой.  Местами, где стареют деревья, растут и питают весь лес.  Местами, где  стареют рыбы и откладывают невероятное число икринок,  питают океан и  обновляют свой вид.

Есть буддийская притча о бедном человеке, который спал, не зная, что под подушкой  спрятан сундук с сокровищами. Сон у него был беспокойный, тревожный и полный несчастий.  Он не сознавал, что был наделен сказочными сокровищами.

Антропоцентризм учит нас не замечать богатств Земли,  которыми мы наделены от рождения; поэтому люди не видят реальности.  Когда человек не видит реальности, ему надо что-то схватить и к чему-то пристать. Индивидуальность (идентичность )  предоставляет ему готовый суррогат реальности, за что можно ухватиться. (Многим просто вбивают это в голову.)  Самые желаемые идентичности— предлагающие неотразимые миражи реальности—социокультурные,  или идентичности, разделяемые группами людей.  В самом деле,  социальная натура человека  ищет социокультурной идентичности;  и это стандартный “экзистенциальный продукт” антропоцентризма.  Этнос, пол, раса, религия, и сексуальная ориентация  - постоянно меняющиеся исторические конструкты, предлагающие почву и укрытие.  Но они всего лишь оболочки, прячущие неутешительную пустоту,  фальшивые регалии хозяев.
 
Укрытие внутри социокультурной группы – не единственное пристанище,  идентичности в особенности нужен ДРУГОЙ.  Например, белому нужен для контраста черный, либералу – консерватор, американцу (например) китаец, еврею – мусульманин, Тутси -  Хуту и т.д.  Но социокультурная идентичность не останавливается на простой дуальности. Эта дуальность принимает дьявольский оборот:  не достаточно знать, кто не похож на другого — важно быть лучше. И этому «лучше» предлагается некое обоснование.
 
Так, антропоцентрические культуры учат людей не видеть почвы под ногами.  Но почва остается под ногами, перед нашими глазами.  Человек сформирован гравитацией и защищен магнитным полем Земли, вдыхает и выдыхает вместе с растениями,  обладает органами чувств, усовершенствованных Землей и находится среди мириадов родственников.  Человек состоит и управляется в большой степени микробиотой и подвешен над благоприятной, но всегда осторожной,  биосферной реальностью.

Но людей приучили смотреть  мимо реальности,  и присвоили им идею о том, что они бразильцы, мормоны, брамины, католики, кавказцы, квир-племя, талибаны, коммунисты— они множатся как грибы, воюют друг с другом  на основе историй власти, историй боли, историй своей правоты, историй быть избранными, или историй биологического превосходства.  Какова бы ни была природа идентичности – привилегии, унижения, или случайности – это всегда игра “нас против них,” нас «лучших» против их "худших".  По мере того как разнообразие, богатство и сложность жизни быстро уменьшаются, политика идентичности  начинает звучать все пронзительнее и громче. Люди лихорадочно пытаются найти обоснование там, где его нет.

Хранители Земли призывают оставить социокультурную идентичность,  освободиться от антропоцентрических костюмов, симулирующих реальность и предлагающих хождение во сне. Отказываясь от идентичности,  мы  опять в камышах вместе с лягушками.  Плоп!  Плоп!  Слышим музыку ветра, песни птиц и запах дождя.  Снова в компании двуногих, четырехногих, крылатых, плавающих.  Снова радуемся погоде.  Снова расцветает наше дикое воображение и обостряются чувства.  Снова удивление.  Снова за работу по сохранению космического богатства планеты.  Снова  на Землю, создавшей нашу реальную идентичность землян,  и нет низших и нет высших.


Earthling (we/us).
Read ‘Earthling (we/us)’, by Eileen Crist, on the #EarthTongues blog


[Комментарий ВП.  Это кощунственный для всех националистов и патриотов текст.   Эйлин хочет одного: чтобы вы проснулись от невежественного сна.  Снова стали детьми, почувствовали прелесть и удивительность жизни. Увидели ползущих по земле красных жуков-могильщиков, закапывающих трупы, бабочек поспешно пьющих росу.  Перестали все поверять цифрой. Напяливать на себя "идентичность", которой по большому счету у вас нет и не может быть. (Не путайте навязанную вам  социо-культурную идентичность с вашей природной уникальностью!)

Я понимаю, это тяжело (мне тяжело). Сколько лет нам внушали и продолжают внушать: вы тот, вы этот. Вы мужчина, вы женщина. Раздевайтесь. Одевайте, что хотите.
 Пошлите их к черту.  Станьте, наконец, ребенком, бабочкой, кем угодно, но собой. ]   


Рецензии
Виктор, спасибо Вам огромное за Ваши прекрасные переводы не менее прекрасных авторов! Успехов Вам!

Татьяна Палховская   19.10.2021 19:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, за то что оценили авторов и переводы! И написали! Для меня это большое счастье!

С теплом,
В.

Виктор Постников   19.10.2021 00:08   Заявить о нарушении