За порогом смерти

               

  Моросил мелкий затяжной противный дождь. Начало сентября было хмурым и серым, как и люди, собравшиеся на кладбище. Они стояли у могилы, наблюдая за всем происходящим и каждый думал о скоротечности жизни и неожиданной кончины Станислава, такого еще молодого и красивого. Нина Петровна, жена покойного, стояла рядом с сыном Дмитрием, приехавшим из Лондона на похороны отца, и матерью, которая год назад проводила в последний путь мужа, отца Нины. Нина до сих пор не могла поверить в случившееся и осознать, что это происходит наяву. Она ждала, что сейчас все закончится и она опять станет той Ниной, которую так любил Стас. Нина стояла и думала, как это произошло. Зачем? Стас ушел ночью от инфаркта, без слов, без боли, просто уснул, хотя ни дня не болел и никогда не жаловался на здоровье. Почему? Они ведь совсем молодые, собирались отметить серебряную свадьбу. Зачем Бог наказал их так сурово и горько. За что? Они работали всю жизнь, не взяв ни одной чужой копейки, никому никогда не вредили и не завидовали. Жили дружно и скромно. Но почему именно он? Почему мерзкие люди, убийцы, пройдохи живут, замерзают, травятся, пьют, но живут и ничто их не берет. Но Стас, такой правильный и добрый, не обидевший никого в жизни, зачем он понадобился там? Или там тоже нужны хорошие люди? Такие вопросы крутились в голове у Нины и ответов на них не было. Она знала, что это надо принять и смирится, а сейчас она видит его в последний раз, надо простить, попросить прощения и проститься, проститься насовсем. А за что простить, они никогда не ругались, и она старалась быть хорошей женой. Так быстро прошла жизнь. Нет, это у него закончился земной путь, но она то жива, она еще так молода, значит дальше будет другая жизнь, без него. А как она будет жить одна и что ей предстоит. Ей было жалко мужа, но еще больше она жалела себя, сама того не сознавая, её боль пронзалась мыслью, что его не будет рядом, никто не пожалеет, не поддержит, не поцелует, не обнимет.
 Рядом стояли родные и близкие друзья, скорбно опустив головы. И вдруг дождь перестал сыпать свои холодные брызги и сквозь тучи пробились яркие лучи солнца, которые разом обдали светом и теплом всех, стоящих на кладбище. Люди как по команде подняли головы вверх. А там, на маленьком синем островке неба в лучах яркого солнца белыми кружевными нитями сиял крест.
-Святой человек ушел,- в полголоса произнес кто-то.
Люди оживились, зашептались. Стали прощаться с покойным, каждый старался сказать слова соболезнования и поддержки. Нина в ответ кивала головой, а сын приглашал на поминки. Ей не хотелось идти, но христианский обычай не позволял отказаться. Ну зачем придумали эти прощальные речи в перерывах между едой и рюмкой водки. Это так больно и никому не нужно. Нина еле держалась и вдруг она ощутила непонятное желание напиться, выпить именно водки, которую никогда не пила, предпочитая легкое вино или шампанское. Сын и её мать с недоумением и тревогой наблюдали как Нина поглощала рюмку за рюмкой, как будто жажда долго мучала её, и она никак не могла ее утолить. Но алкоголь не брал. Наконец, все разошлись, и сын отвез Нину с бабушкой домой. Нинина мать решила пожить у нее, чтобы той не было так одиноко.
                Приехав домой, Нина пошла в спальню. Включила свет, стала переодеваться, чтобы наконец лечь спать. Она ужасно устала. Взгляд неожиданно упал на коллаж на стене, где Стас собрал все фотографии с самого начала их жизни. Вот они совсем молодые после школы, а это институт, вот фото их свадьбы, а это сын. Потом несколько лет перерыв, потом тридцать, сорок и все … Последней фотографии с похорон здесь не было. Уставшая и измученная она легла в холодную постель и провалилась в тяжелый сон. Стук в окно разбудил её. Она быстро встала и подошла к окну. Было 4 часа утра. Дверь на балкон была открыта, она вышла и стала смотреть на улицу, стараясь угадать что могло ее разбудить. За окном все также бубнил дождь, было холодно, темно и сыро. Она обернулась назад, чтобы вернуться в комнату и почувствовала, как теплое облако окутало ее. От неожиданности она сделала шаг назад, как бы отгоняя этот поток от себя и тут же вспомнила случай на кладбище и что-то невероятно знакомое кольнуло в памяти.               
 Накануне того ужасного утра, вечером, они ужинали, отмечали окончание учебы сына в Кембридже и приглашение его на работу в известную компанию.  Они радовались, что бремя, связанное с его учебой, закончилось, можно расслабиться и пожить для себя. Они поженились рано, учась в институте, а через год у них родился сын. Нине не пришлось брать даже академический отпуск. Родители полностью взяли на себя заботу о внуке. А Стас перевелся на вечернее отделение и устроился на работу. Родители Нины отдали им свою квартиру, а сами переехали жить за город, на дачу. Нина была поздним ребенком и рождение внука совпало с их уходом на пенсию.
Нахлынувшие воспоминания прорвались воплем с рыданиями. Уткнувшись лицом в подушку, чтобы не разбудить домашних, Нина долго не могла успокоиться. Тяжесть, душившая ее, чуть ослабла, и она встала, чтобы приготовить завтрак для сына, который сегодня должен был уехать. 
Сели завтракать, Нина на автомате отвечала на вопросы матери, потом помогла сыну собрать вещи, отвезла его в аэропорт. Она вдруг подумала, жизнь продолжается, завтра она выйдет на работу и начнутся те же заботы и обычные хлопоты и ничего не изменится. Впрочем, это будет совсем другая жизнь, не похожая на прежнюю, поменяется все, распорядок, увлечения, развлечения, радости и смысл. Жизнь научит прощать, но не забывать, смотреть и видеть, целовать, но не любить, уходить и не возвращаться.
 Все люди на свете делятся на две категории. С первыми легко, как легко и без них. Со вторыми сложно, но жить без них невозможно, причем совсем. Мы ищем человека, с которым хотим жить, а находим того, без которого жить невозможно. И если это не твой человек, то это трагедия. Строить отношения нужно с человеком, для которого ты всегда будешь на первом месте. И тогда не важно какой у человека возраст, цвет волос или рост. Важно какое место ты занимаешь в жизни этого человека! По закону Вселенной свое срастается моментально и напрочь, чужое отомрет и не срастется никогда.
Самый большой наркотик в жизни – это привязанность к людям… Когда они исчезают – начинается ломка. Сожалеть о прошлом- так же нелепо, как и радоваться будущему. То, что пролито – не выпьешь, а то, что не налито не отхлебнешь. Нельзя оставаться узником своего прошлого, ведь это был просто урок, а не пожизненный приговор.
Прошла неделя, наступил девятый поминальный день. Нина проснулась от того, что кто-то тронул её за плечо. Открыв глаза, она увидела Стаса, который улыбаясь, сидел рядом. До сознания дошло, что он сказал, что всё хорошо и что любит её. Потом видение пропало и окончательно очнувшись, Нина не могла понять, приснилось это или было наяву. Она встала и бросив взгляд на стену с фотографиями, вдруг увидела пустое место там, где были свадебные фотографии. Кто их мог взять, сын или мама, удивляясь еще больше, думала Нина. "Что это было? Сон или действительность?" и тут же теплое облако опять окутало её. Она испугалась: "Что это со мной, может я схожу с ума и пора бежать к психиатру" На вопрос о фото мать сразу же дала отрицательный ответ. Позвонив сыну, Нина лишь подтвердила свои мысли о том, что он их не брал.
-Ну, не домовой же их взял и не Стас, который якобы приходил утром – рассуждали они с матерью, обыскав весь дом вдоль и поперек. Фотографий не было.
-Ниночка, надо в Храм идти, а они найдутся, ты сама их куда переложила и забыла, а это все нервы - сетовала мать.
-Я же в своем уме и, как говорят в твердой памяти, мамочка я их никуда не убирала. И почему только две, а не все?
 Дни потянулись дальше, хотя вернее они стремительно мчались, сменяя друг друга то дождями и непогодой, то редким осенним солнцем, а то и заморозками. Боль от пережитого не утихала, скорее отодвигала время, чтобы ее заглушить.
Утром Нина убегала на работу, с людьми было комфортнее чем дома, а вечером стелила себе постель в гостиной, а в комнате Димы спала мама. После пропажи фотографий она не могла долго находиться в спальне, где так хорошо было при жизни Стаса. Иногда наступало дикое отчаяние, разрывавшее изнутри и заканчивающееся неприятным сосущим ощущением около желудка. Когда было совсем плохо теплое облако как бы окутывало ее. Нина еще больше пугалась и старалась отстраниться, выскочить из него.
На сороковой день Нина с матерью зашли в Церковь, поставили поминальные свечи. Поехали на кладбище. На алее, куда они свернули к могиле они увидели женщину, которая положила цветы на свежий холм земли.
-Кто это пришел к Стасу, я никогда раньше ее не видела, - только произнесла Нина, как женщина, увидев их быстро пошла в другую сторону, поспешно удаляясь к выходу.
-Может кто с работы -  ответила мать.
-А зачем убегать, сказала бы…   наверное, тайная поклонница, - с недоброй усмешкой добавила Нина.
Подойдя ближе, Нина увидела большие красивые белые розы, с каплями росы на лепестках, похожие на россыпь бриллиантов. Такие розы обычно ей дарил Стас на день рождения и праздники. Какое-то нехорошее чувство опять заполнило душу и защекотало под ложечкой. Нина заторопила мать, хотя у нее был выходной, сказала, что много дел.
Она завезла мать домой, а сама поехала в цветочный магазин, ей захотелось купить домой такие же розы и поставить в вазу, как прежде. Вдруг в магазине она увидела ту же женщину, которая тоже выбирала розы, но на этот раз темного красного цвета. Увидев Нину, та смутилась и поспешила к выходу. Нина бросилась за ней.
-Стойте, да стойте же, куда Вы убегаете? – дернув женщину за рукав пальто, закричала Нина.
-Что Вам нужно? – ответила та и все лицо залилось краской.
-Кто Вы? И почему я Вас не знаю, Вы были на кладбище у моего мужа, объяснитесь- настаивала Нина
- А Вы уверены, что хотите знать всё, это очень длинная история
-Не длиннее жизни и моей и моего мужа. Мой муж никогда ничего не скрывал от меня
-Стас хотел рассказать Вам, просто не успел, ничего не успел…
Стал накрапывать дождь, который перешел в мокрый липкий снег.
-Давайте зайдем куда-нибудь, и я расскажу Вам всё….   предложила незнакомка.
Они зашли в первое попавшее на пути кафе, нашли столик, одиноко стоящий за колонной и скрывающий их ото всех, заказали по чашке кофе и женщина начала рассказывать.
-Я хочу попросить у Вас прощения за все, что произошло. Хотя я никогда и ничем не проявилась в Вашей жизни со Стасом. Мы учились вместе в школе, а я была влюблена в него с первого класса. Потом поступили в институт, как Вы знаете на год раньше, Вас. Мы дружили, я делаю акцент на этом слове. Весной, сдав сессию, меня, Стаса и еще несколько студентов отправили на практику. Это был провинциальный городок в глубинке, где не было никаких развлечений, кроме кинотеатра. Нас поселили в общежитии сером и неприглядном, как и тот завод, где проходили практику. Вечером все собирались в моей комнате, в компании быстрее проходит время, которое мы коротали как могли. В один из таких вечером мы отмечали день рождения одного из сокурсников. Выпили, попели и разошлись. Стас задержался, он хотел починить утюг, который меня сломался. В общем, все как-то неожиданно получилось для него и для меня. Не скрою, я была на седьмом небе от счастья и думала, что наконец-то мы будем вместе. Приехав домой, мы по инерции еще несколько раз встретились, хотя я понимала, что эти встречи ни к чему не обязывали. А в сентябре начались занятия в институте. Он встретил Вас и все так неожиданно быстро закрутилось. А я не сразу поняла, что беременна, а когда хотела ему сказать, Вы уже готовились к свадьбе. Я была в растерянности, в январе завалила сессию и после рождения дочки ушла из института. Моя мать несколько раз караулила Стаса возле института, чтобы рассказать ему о рождении дочери. Но Вы всегда выходили вместе с другими студентами, и она не решалась подойти, да и я была против. Что получилось, то и получилось. Все было неплохо, но через год после прививки у моей девочки отказали ноги, полиневропатия, реакция на вакцину. Начались хождения по врачам, лежание в больницах, но лечение не помогло. Верочка так и не смогла встать на ноги, передвигаясь в инвалидной коляске. Потом умерла мама. Я осталась одна в доме наедине со своей бедой и дочкой. Как-то во время болезни дочери я выбежала в аптеку в чем была, накинув сверху пальто. При выходе из аптеки я неожиданно лицом к лицу столкнулась со Стасом. Перекинулись несколькими фразами, я сказала, что болеет дочь, он рассказал про сына. Услышав, что мама умерла, и я одна воспитываю дочь, он, словно почувствовав что-то, спросил, чем помочь. Я сказала ничего не надо и ушла. Прошло еще какое-то время. Как-то раз я забежала поздравить с днем рождения мою подругу с работы. Среди гостей был Стас, который увидев меня, подошел спросить, как дела. Я смутилась, подруга, зная мою историю не до конца, тоже удивилась нашему знакомству. Я быстро попрощалась и ушла домой. Через несколько дней ко мне домой явился Стас. Видимо, что-то у него не сложилось со сроками рождения моей дочери, и он пришел узнать, кто отец моего ребенка. Я не стала отрицать и все рассказала, как есть. Я дала ему обещание, что его жена, то есть Вы никогда не узнает эту историю. Это был мой выбор, и я его сделала сама. Он обещал помогать, но не больше. Он действительно помогал и со временем признал дочь и даже полюбил ее. Несмотря на инвалидность, Верочка закончила институт и теперь занимается переводами технической литературы. Конечно и здесь без помощи Стаса не обошлось. Недавно он узнал, что в Питере сделано сенсационное открытие в лечении таких пациентов. Правда, это стоит больших денег. Он очень хотел помочь ей, ведь она у меня не только умница, но и красавица, вся в отца. Еще он хотел все рассказать Вам и познакомить детей, у них разница в полгода.  Каждый день ее рождения он дарил ей красные розы. Сегодня ей 25 лет, и я купила эти цветы от него.  Простите его, он ни в чем не виноват, просто так повернулась жизнь. Он никогда не любил меня. Я это знаю, а дети должны рождаться от любви, вот Бог и наказал меня. Извините, но мне пора идти, я и так задержалась, я живу рядом, если вдруг Вам захочется увидеть его дочь, вот мой телефон. Если нет, мы никогда не появимся в Вашей жизни.
Она ушла, а Нина в полном замешательстве и растерянности от услышанного, села в машину и долго не могла справиться с волнением, чтобы тронуться с места и уехать домой. Мысли и вопросы терзали её. Как он мог, ее родной, любимый и такой правильный муж, столько времени скрывать от нее эту связь, дочь и все то, что он делал в той семье. Хамелеон, лжец, так играть хорошего мужа. Что теперь делать, перечеркнуть все годы счастливой семейной жизни, годы любви, веры, надежды и благополучия? Как относится к нему теперь? Простить и забыть? А сын? Что сказать ему? Как он отнесется к этому? С другой стороны, он не изменял. Или изменял? Нет, в это она не поверит никогда, да и эта женщина не была его любовницей.
В таком смятении Нина вошла в квартиру. Мама, сидевшая за накрытым к ужину столом, обеспокоенная опозданием дочери, увидев ее, поняла, что случилось что-то нехорошее. Подойдя к Нине и взяв ее за руки, взволновано спросила:
-Что случилось? Ты закоченела совсем. Где ты была?
-Мамуль, потом, я устала, оставь меня, я хочу побыть одна.
Нина вошла в спальню, стала срывать с себя одежду, чтобы быстрее пойти в ванну, согреться и смыть с себя эту горечь и обиду. Она невольно посмотрела на коллаж с фотографиями. Ей захотелось снять и упрятать подальше эти лживые моменты её счастливой жизни. И вдруг она увидела, что свадебные фотографии висят на своем месте. Она оторопела и неожиданно для себя закричала:
-Мама! Мама! Да где ты, иди же сюда!
Перепуганная мать вбежала в комнату дочери.
-Что случилось? Тебе плохо?
-Фото! Это ты нашла фото со свадьбы и повесила их на место?
Мать с удивлением посмотрела на дочь, потом на стену с коллажем и еле произнесла:
-Я ничего не находила, я не знаю откуда они здесь.
В это время в прихожей раздался пронзительный звонок в дверь, как будто кто-то спешил войти.
Нина с матерью кинулись в прихожую, узнать, что случилось, и кто к ним так поздно. Нина, не раздумывая ни минуты, настежь распахнула входную дверь, забыв, что не одета. На пороге никого не было. И вдруг сильный порыв ветра, как ураган прижал её к стене и вырвался наружу, захлопнув за собой дверь. Нина без сил сползла по стене и присела на корточки. Придя в себя, она увидела, как мать с бледным лицом, держась за стену, прошла в комнату и села на диван.
-Это он ушел. Стас. Его душа ушла. Его больше нет с нами. Он простился…
Нина подошла к матери, встала рядом на колени и уткнувшись в подол маминого платья громко зарыдала. Мать молча гладила её по голове. Немного успокоившись, Нина рассказала все, что накануне услышала от незнакомой женщины, которую они видели на кладбище. Она ждала, что мать поддержит её и будет возмущена недостойным поведением её мужа и наличием у него дочери, к тому же не совсем здоровой, но к удивлению Нины, она лишь вздохнув сказала:
- Я знала обо всем. Он рассказал сразу, как узнал об этом. Мы решили не тревожить тебя до какого-то времени, а потом так все затянулось и открыться становилось все труднее. Тем более я видела, что он любит тебя, дорожит, а как ты к этому отнесешься неизвестно. Вдруг все разрушишь со своим строптивым характером. А это неправильно. Да у него есть дочь, но он не предавал ту женщину. Она же сама сказала, что он ничего не обещал, да и отношений фактически не было. Трудно судить и винить кого-то, не зная всех обстоятельств. Ты должна простить его и отпустить с прощением. А я его давно простила, да и не виноват он ни в чем. Он хотел её вылечить и договорился с инвесторами, которые должны были дать деньги на лечение.
-Значит Вы тайком от меня обсуждали все, а меня считали злой бесчувственной эгоисткой, которая не сможет все понять
-Ниночка, много лет я вообще не вспоминала об этом. Только недавно, когда он сказал, что хочет открыться тебе и познакомить нас с дочерью, мы стали думать, как это лучше сделать. Ты видишь, как это терзало его, что он не мог спокойно уйти, закончив земной путь. Давай сделаем все, что он не успел. А Дима будет рад, что у него есть сестра, он до сих пор жалеет, что он один ребенок в семье. Давай вместе съездим к этой девочке. В ней его кровь, а значит она нам не чужая.
Нина, умиротворенная разговором с матерью, вдруг подумала, как хорошо, что есть еще один человечек, которого оставил на этой земле ее муж. Конечно, ей было обидно, что он сам не смог довериться ей. Берег? Но от чего? Ошибки, которые мы совершаем, нужны, чтобы получить опыт не повторить их. Или не доверял, боялся, что разлюблю? Или еще что? Но ответить на все эти вопросы мог только Стас. Нина встала, грустно посмотрела на мать и вдруг ей стало так легко, как будто тяжесть, которую она несла до сих пор, растворилась и облегчила тело и душу.
- Да, мы обязательно с ней познакомимся, мы поедем к ней вместе.
В первый раз за все последнее время Нина спокойно уснула в своей кровати в спальне.




 



 


Рецензии