Балашовские предки мои

Есть на западе Саратовской области небольшой провинциальный город Балашов. Зелёный уютный спокойный. Население составляет 75,5 тысяч человек. Вдоль города протекает река Хопёр, крупнейший левый приток Дона. В Балашове жили со времён его основания все мои предки.
Когда-то, в далёком детстве, моя бабушка Агриппина Александровна, рассказывала мне историю любви её деда и бабки. Донской казак Григорий, а в простонародье Гриня, Гришка.. служил в столице Российской империи в Санкт-Петербурге. Там встретил девицу Марию Александровну и влюбился без памяти. Девица была знатного рода, однако это не помешало ей ответить на любовь Григория взаимностью.
Родители Марии, узнав о её чувствах, строго-настрого запретили ей встречаться с молодым казаком. Но разве может что-то помешать взаимному чувству.. В одну из ночей девушка сбежала вместе с любимым на его Родину. По пути молодые обвенчались в одной из придорожных церквушек и в казачью станицу прибыли уже как муж и жена.
Григорий представил родне молодую жену и был очень огорчён, что любимую жёнушку приняли холодно. Родителей Гришки можно было понять. Они давно приглядели для старшего сына свою красавицу-дивчину из соседней станицы. А тут такая оказия..

Молодые поселились в родительском доме. В казацких семьях того времени отношение к родителям было особенное. Пожилой человек у казаков пользовался почетом и уважением. Неуважение к родителям и старикам приравнивалось к прегрешению. При старших казаках считалось неуместным сидеть (только с их позволения), ссориться, появляться не полностью одетыми. Марии пришлось очень нелегко в новой семье. Но к её чести, она всё выдержала. Видно любовь Григория была такой сильной, что и родные как могли поддерживали девушку и подсказывали как себя вести.
Донские казаки мало жили при доме, часто находились в военных походах, поэтому на плечи казачек ложились все дела по дому. Женской половине приходилось ухаживать за скотиной, самостоятельно собирать урожай, выращивать сады, делать зимние заготовки, стряпать на стариков и детей, обшивать членов семьи, ткать, вязать, врачевать и даже торговать.
Представляю каково было моей прабабке Марии жить в казачьей семье. Может поэтому однажды они решили переехать с Дона на Хопёр.
Здесь были бескрайние плодородные земли, зеленели дубравы и было намного спокойнее, чем на донских равнинах.
Многие дончаки тогда переселялись в земли Прихопёрья. Вместе с ними отправились и Григорий с Марией.

Балашовская земля приняла дончаков как родных. Григорий и Мария поселились, как и другие их земляки на берегу Хопра в Балашовском уезде.
Местность Балашовского уезда ровная, слегка волнистая, с разбросанными многочисленными курганами и земляными насыпями. По его территории протекало 60 рек и речек: Хопер, Терса, Елань, Карай, Большой Аркадак, Мелик, Тамала, Шербедино, Кистендей, Малый Аркадак, Грачевка, Сестренка, Тростянка, Красавка, Кардаил, Рассказань и другие.
Самая значительная из перечисленных выше рек – это река Хопер, берущая своё начало в Пензенской губернии у села Кучек.

Хопёр – левобережный приток Дона. Это одна из красивых малых рек средней полосы России. В Балашовский уезд Хопёр вступает недалеко от села Зубриловка и до города Балашова течёт на юг, затем за селом Рассказань круто поворачивает и уходит в Новохопёрский уезд.
В озерах и реках водились различные породы рыб: сом, щука, лещь, окунь, карась, судак, язь, плотва. Нередко попадались сомы весом до 90 кг.

На большей части Балашовского уезда, особенно по реке Хопер, простирались густые, громадные лиственные леса. В лесном царстве первенство держал дуб, который использовали на строительство амбаров, домов и церквей. Животный мир Балашовского уезда также был разнообразен: волки, лисы, хорьки, норки, зайцы. В далёкие времена водились медведи, носороги и даже мамонты. Зуб и бивень мамонта, найденные на горе Богатырке, хранятся в Балашовском краеведческом музее.

Первых поселенцев Балашовского уезда привлекала не только флора и фауна, но и богатая земля. Степной нетронутый чернозем манил людей своим естественным плодородием. Перед их взорами открывалась бескрайняя, дикая, невозделанная степь.
Среди первых поселенцев Балашовского уезда помимо казаков были представители разных народностей: русские, украинцы, мордва, чуваши.. Все они расселялись по Балашовской земле, перенимая обычаи и традиции друг друга.

В семье Григория было трое детей. Жили дружно, в любви и согласии. Одно лишь тревожило Марию.. мысли о её родных. Она писала в Санкт-Петербург своим родителям, но ответа не получала. Понимала, как обидела близких своим поступком, просила в посланиях прощения.. Молчание было ответом. Прошли годы.. Подросли дети и однажды Мария собралась в путь-дорогу. В Санкт-Петербург. Дорога не близкая, поэтому собиралась не в раз, много с мужем было обговорено.. Гришка не хотел отпускать жинку, без неё и жизни не видел, но понимал, каково ей жить в неопределённости. Хотел с ней ехать, да хозяйство бросить побоялся. Столько трудов было положено на это. Поэтому дал своё согласие и Мария уехала.

Во второй половине 19 века в Петербурге проживало более 500 тысяч человек. Петербург в это время по численности населения занимал четвертое место в списке столиц мира после Лондона, Парижа, Константинополя. Так же как и эти столичные города, российская столица привлекала к себе близостью ко двору, возможностью сделать карьеру, заработками, богатством культурной жизни, развлечениями.
После крестьянской жизни в Балашове, Мария вдруг увидела красоту и великолепие светской жизни от которой она когда-то, по молодости отказалась.
По приезде в столицу, Мария села в омнибус и поехала к родным.

Уже в те времена в Петербурге был общественный транспорт - омнибусы, что в переводе с латинского означало «для всех». Омнибус представлял собой крытую карету, которую тянула четверка лошадей. Лошадьми управлял кучер, «хозяином» внутри кареты был кондуктор. Поперек салона для пассажиров размещались скамейки на 10-16 человек.
Омнибусы ходили по определенным маршрутам: по Невскому проспекту от Знаменской площади (ныне пл. Восстания) до Английской набережной; по Бассейной и Садовой улицам; от Некрасовского рынка до Покровской площади (ныне пл. Тургенева); от Введенской ул. до Царскосельского (Витебского) вокзала; от Калинкина моста до Аптекарского переулка; от 2-й Рождественской (Советской) улицы до Большого проспекта Петроградской стороны.
Можно было бы поехать на извозчике. Их немало было на всех улочках Петербурга. Но услугами легковых извозчиков пользовалась в основном зажиточная публика.

Мария добралась до своего дома и остановилась. В окнах квартиры её родителей горел свет. Она робко вошла в парадную, поднялась на второй этаж и постучалась в двери.. Почему-то холодно стало на сердце. Как родители встретят её.. Слова, которые она всю дорогу повторяла в своё оправдание, вдруг исчезли, как дым.. Дверь открылась.
На порог вышел молодой человек, было видно что он куда-то спешил, но остановился.. внимательно посмотрел на женщину.. Мария от волнения не знала как спросить его о родителях. Но следом появилась статная дама в красивой шляпке и платье из тонкого сукна с шелковыми кружевами. Она надменно взглянула на женщину и пошла в след за сыном. Мария окликнула её и спросила о своих родителях.
То, что она узнала, чуть не лишило её чувств. Если бы не молодой мужчина, подхвативший её под руки, она бы упала. Мария была готова ко всему, но только не к этому известию.

Во время эпидемии холеры в городе, вся её семья погибла. Осталась в живых только младшая сестра Елизавета. Она уехала в Пюхтицу (Эстония) в православный монастырь.
«Пюхтица» в переводе с эстонского – «святое место». В 2021 году исполняется 130 лет со дня основания Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии. Сегодня это один из наиболее известных монастырей Русской Православной Церкви, признанный центр Православия всего прибалтийского края, место, куда устремляются тысячи паломников со всех уголков света.

Мария вернулась в Балашов. Она понимала, что Господь спас её от неминуемой гибели и была благодарна своему Григорию за любовь, за детей, которых они растили вместе, за годы жизни в мире и согласии.
Мария ездила в Пюхтицу, встретилась со своей сестрой. Это была очень радостная встреча. Ведь они уже не верили, что найдут друг друга. Елизавета вскоре полюбила эстонского парня, который приходил в церковь при монастыре и вышла за него замуж. Не раз ещё сёстры встречались. Лиза звала старшую сестру переехать в Пюхтицу, у неё был большой красивый дом недалеко от монастыря. Но Григорий не мог уехать далеко от своих донских родичей.
Так и жили в Балашове. Вырастили детей. Появились внуки.. Первым ушёл из жизни хозяин и любимый муж Григорий, а Мария через год, не выдержав разлуки с любимым.


Рецензии