С севера на юг вдоль берегов России. Часть 18

                Река Жупанова

                День пятнадцатый, 18 сентября.
                Полуостров Камчатка. Устье реки Жупанова
                (53°41,5' Северной широты, 159°55,0' Восточной долготы)
               
                С давних пор времён былинных               
                Широка и глубока               
                Меж камчатских гор в долине               
                Гордая течёт река…               
                Олег Селиванов)

     Накануне еще до обеда "Профессор Хромов" снялся с якоря и практически на максимальной скорости пошёл к берегам Камчатки. На просьбу о высадке в бухте Командора на острове Беринга для посещения могилы мореплавателя мы получили отказ с объяснением, что судно не может задерживаться, так как вход в реку Жупанова платный и ограниченный во времени захода в неё.

     Такая ситуация нас очень огорчила — все российские члены экспедиции мечтали побывать в этом месте, но изменение маршрута (напомню, что в связи с приближающимся мощным циклоном Нэтан счел необходимым посетить вначале остров Беринга, а уж затем отправиться на Медный) стоило нам дополнительных временных затрат, которые сейчас и аукнулись.

     Делать нечего, пришлось смириться со сложившейся ситуацией и начать готовиться к посещению устья реки Жупанова. Но прежде всего надо понять, что это за река, чем она знаменита и, наконец, что мы там сможем увидеть такого, что хоть в какой-то мере может сгладить невозможность повторной высадки на острове Беринга. Пришлось отправиться в тот самый бар, совмещённый с библиотекой, и покопаться в литературе, которая в достаточном количестве там находилась, в том числе и на русском языке.

     Итак, Жупанова — это самая крупная из рек, впадающих в Кроноцкий залив, образована слиянием рек Левой и Правой Жупанова. Протяжённость реки более 150 км. Реки, образующие её, берут своё начало у подножий вулканов Тауншиц и Малый Семячик, соответственно. Впадает река Жупанова в Тихий океан, образуя в своём устье обширный лиман, который также носит название Жупановский.

     Эта река известна русским с начала XVIII века. С. П. Крашенинников приводит ительменское название реки — Кутангыч, уточняя, что одновременно употреблялось и другое название — Шопхад, по стоявшему близ устья селению ительменов: "Шопхад прослыла она у камчадалов по острожку того имени, который прежде сего бывал на её устье, а острожек так назван по великому изобилию в тюленях, которых жители на привальном льду промышляли и как кряжи поленницами клали, ибо Шопхад значит кряж или толстый отрубок".

     По реке Жупановой в XVIII веке проходил путь, связывавший Верхнекамчатский острог и верховья реки Камчатки с прибрежными ительменскими селениями Кроноцкого залива (Бобрового моря). В 1897 году в устье реки Жупановой возникло одноимённое село, жители которого, русские и камчадалы, занимались рыболовством и охотой.

     В 1931 году здесь была создана база Жупановского рыбоконсервного завода. Сам завод, располагавшийся на южном берегу Семячикского лимана, был перенесён позднее на 1,5 мили южнее, в более удобное место, где начал развиваться посёлок Новое Жупаново. Село в устье реки, получившее название Старое Жупаново, было упразднено. Жупановский рыбокомбинат был закрыт в конце 70-х годов в связи с истощением рыбных ресурсов.

     В реке Жупанова нерестятся 5 видов тихоокеанских лососей: нерка, чавыча, горбуша, кета и кижуч, кроме того, постоянно обитают голец, микижа, кунджа. Микижа, или радужная форель, является основным объектом интереса рыбаков. В реке самая многочисленная популяция микижи, считается одной из уникальнейших в мире, вес некоторых экземпляров достигает 8 кг, попадаются рыбины длиной до 80 см. Животный мир территории бассейна реки Жупанова богат и разнообразен, здесь обитают: бурый медведь, росомаха, рысь, выдра, норка, соболь, лисица, северный олень, белоплечий и белохвостый орланы, кречет, сапсан, каменный глухарь, заходит лось из других районов.

     Вооружившись такой информацией, подкреплённой программой высадки, где было прямо указано, что мы надеемся увидеть бурых медведей, занимающихся ловом проходящей на нерест рыбы и белоплечих орланов, гнездящихся на берегах этой реки, мы стали готовиться.

     Незадолго до обеда судно прибыло на место и встало на якорь. Из-за сильно заиленного дна и, соответственно, небольшой глубины, пришлось бросить якорь довольно-таки далеко от берега, и мы на "Зодиаках" были вынуждены пройти достаточно долго, углубляясь в небольшую бухту, в которую и впадала река. В бухте, прежде всего, мы наткнулись на большую стаю птиц, сидевших на воде, неподалеку от берега. Что их напугало, или шум наших моторов, или просто эти черные, огромные для птиц лодки, не могу сказать точно, но взлетели они все одновременно. Вначале мы увидели темную тучу, поднимающуюся с воды, затем услышали птичьи крики и хлопанье тысяч крыльев, ну, а напоследок до нас долетел весьма ощутимый ветерок, вот это да, с таким мы ещё не сталкивались.

     Море было спокойное, небольшой попутный ветерок помогал лодкам весело бежать в сторону берега, на котором виднелись какие-то строения, наверное, тот самый дышащий на ладан рыбоперерабатывающий завод. Однако, когда мы приблизились настолько, что уже можно было всё спокойно, хотя и с большого расстояния, рассмотреть, завод не показался мне таким уж умирающим, на берегу виднелись с виду совсем новые голубенькие цеха и люди, что-то делающие там.

     Впрочем, посещение завода не было самоцелью этой нашей поездки, главной задачей, вне всякого сомнения, было пройти максимально вверх по реке, на берегах которой увидеть медведей, охотящихся за проходящей на нерест рыбой, а также белоплечих орланов, гнездящихся в этом районе.

     По слухам, белоплечий орлан является самой большой птицей России. Интересно, так это или нет. Вот что об этом говорит литература.

     Белоплечий орлан — это самая крупная хищная птица семейства ястребиных, обитающая на прибрежной территории северо-восточной Азии. Вид занесён в Красную книгу России и международную Красную книгу. Птица распространена на полуострове Камчатка, а вдоль побережья России белоплечий орлан встречается только в период зимних кочевок.

     Общая длина птиц достигает 112 см, длина крыла — до 68 см, вес — до 9 кг. У взрослых особей окраска состоит из сочетания темно-бурого цвета с белым. Лоб, оперение голени, малые и средние кроющие крыла, а также рулевые — белые, остальное оперение темно-бурое. Молодые особи на первом году жизни бурые с белыми основаниями перьев и с охристыми пестринами. Самцы и самки окрашены одинаково, окончательный наряд надевается в трёхлетнем возрасте. Радужина светло-бурая, массивный клюв желтовато-бурый, восковица и лапы жёлтые, когти чёрные.

     Питание — преимущественно крупной и средней рыбой, в особенности лососевыми. В отсутствии рыбы не отказывается от зайцев, молодых песцов, молодых тюленей, не брезгует и падалью. Привязанность к рыбе обусловила тесную связь белоплечего орлана с морскими побережьями, где этот вид населяет высокоствольные прибрежные леса и скалы, как правило, не далее 50–80 км от моря. Зимует по берегам морей, реже в тайге на юге Дальнего Востока и в Японии, собираясь группами по 2–3 птицы. Гнездится белоплечий орлан на деревьях, высоко от земли, много лет подряд в одном и том же месте. Гнезда устраивает у морских побережий, но главным образом в речных долинах. В кладке обычно 2 беловатых яйца.

     Белоплечий орлан — так называемый стратег, долго живёт и медленно размножается. В природе орлан живёт не более 18–23 лет. Впрочем, эти цифры довольно приблизительны, ведь у птиц установить возраст можно, только наблюдая за отдельной особью с момента вылупления из яйца или пометив птенцов. Рекорд в неволе принадлежит белоплечему орлану из заповедника Саппоро на острове Хоккайдо — он прожил 54 года.

     В шесть-семь лет орланы достигают половой зрелости и начинают искать свою вторую половину, и уж если два одиночества встретятся, то, как правило, не расстаются всю жизнь. Большинство орланов — моногамны и консервативны. Первым делом, выбрав благоприятное место, молодая пара строит гнездо; гнездо вьётся общими усилиями не один год. После того, как влюбленные обзавелись собственным домом, они задумываются о детях. Каждый год в гнезде появляются два-три малыша.

     К сожалению, лишь 85 процентов птенцов доживают до взрослого возраста. В основном гнёзда разоряют медведи-шатуны, причем делают они это по непонятной причине — для крупных медведей энергетически невыгодно охотиться на мелких низкокалорийных орлят. Также поедают птенцов наглые вороны, а случается, что и соболи. Часто орлята погибают от голода: те же вороны не только поедают малышей, но и отнимают добычу у взрослых птиц. Даже такой внушительный хищник, как орлан, несущий в клюве увесистого лосося к долгожданному семейному обеду, отступает перед стаей ворон, бесцеремонно хватающих его за перья.

      Прежде всего, от других птиц орлана отличает его окрас — яркий, нарядный, приметный издалека и человеку, и пернатому. Племена нивхов, живущих на Сахалине и маленьких островах у побережья Охотского моря — морских косах, доверяли желтоклювым белоплечим орланам ничуть не меньше, чем маякам: яркий клюв виден даже в тумане, он указывает путнику на близость суши. Самим орланам яркое оперение нужно для экономии энергии. У каждой птицы есть своя территория; соплеменники, приметив желто-бело-черное пятно, понимают: место занято, и стараются искать другие охотничьи угодья.

В былые времена японские самураи охотились на белоплечих орланов, чтобы перьями хвоста благородной птицы украсить боевые стрелы. Теперь охота официально запрещена, но погоню за прекрасным не остановить никакими запретами, и теневой бизнес по ловле птиц ради редких перьев процветает в Японии и сегодня. Многие считают, что орлан обречён, подобно древним птеродактилям. Летающие ящеры исчезли без нашей помощи. Было бы прекрасно, если бы мы не торопили в небытие и прекрасных орланов.

     Вот с такой птицей нам и предстояло познакомиться во время плавания по реке Жупанова.

     Оставив завод по левому борту, мы по большой дуге пошли в сторону реки. Бухта была очень мелкая, так как река нанесла много песка и сильно заилила дно. Нэтан, который управлял "Зодиаком", шедшим впереди всех и где нам повезло оказаться, был вынужден всё время буквально всматриваться в воду, чтобы не налететь на мель. Остальные лодки, чуть приотстав, следовали за нами.

     Вдруг в небе появилась какая-то тень, которая не спеша приближалась нам навстречу. Это была самая большая птица, проживающая на территории нашей страны, — орлан белоплечий. Слегка взмахивая своими широченными крыльями, огромная птица летела по своим каким то, наверное, не терпящим отлагательств делам, практически над берегом, в то время как мы забирали всё больше и больше в правую сторону.

     Вот, наконец, и устье реки, ничего себе реченька, ширина-то какая, единственно — мелковата, но ведь она-то нерестовая, где же медведи смогут ловить рыбу, если река будет глубокой? На берегах, густо заросших кустарником и высоченной травой, хорошо просматривались медвежьи тропы, здесь звери бродили вдоль берега в ожидании массового хода рыбы, который, к сожалению, уже закончился, и нам не удалось полюбоваться этим ни с чем не сравнимым зрелищем.

     Рыба закончила идти на нерест, и оказалось, что медведям там теперь делать нечего, наверное, они пошли лакомиться ягодами, которые в огромных количествах произрастают на окружающих склонах. Так ни одного косолапого в этот день нам и не удалось увидеть.

    Зато со всех сторон открывались потрясающие виды окружающей природы. Особенно интересно было смотреть вперед: там вначале слегка показались, а по мере продвижения вверх по реке все приближались и приближались заснеженные вершины вулканов.

     Но раз нет ни рыбы, ни медведей, то надо найти другой объект живой природы, которыми так славится эта река. Конечно же, это орлан, а вот и он сидит на высоком сучке, растущего на самом берегу дерева. Весь сжавшись в комок, он напоминал кучу сухих черных сучьев, наваленных на вершине дерева. Наша лодка подбиралась всё ближе и ближе, птица, казалось, не обращает на нас никакого внимания — мало ли кто там шебуршится внизу.

     Но вот то ли мы ей надоели, и она решила удалиться от нас, то ли она поняла, что мы разогнали всю рыбу, которую она терпеливо поджидала и теперь надо искать новый сучок на другом дереве, подальше от этих непонятных существ, которые машут руками и что-то непрерывно кричат, но она, не спеша, с величайшим достоинством расправила свои крылья и совершенно без какого-либо напряга соскользнула с дерева и неторопливо улетела вверх по реке. Возможно, конечно, а может это и главное, что она испугалась не просто нас, а нас, в руках у которых было что-то столь напоминающее ей устройства, из которых вылетает смертоносный свинец, ведь современная фототехника похожа на огнестрельное оружие, не зря её часто называют фоторужьё, а не просто фотоаппарат.

     Не так и много осталось в природе этих величественных птиц, только вот в таком отдалённом и труднодоступном районе и можно насладиться зрелищем парящего в поднебесье орла. В общем, много — немного, но пяток орланов нам удалось, нет, не рассмотреть, — до этого они не допускают, уж больно осторожные, но не намного приблизиться к ним - ровно на такое расстояние, чтобы им можно было решить всякие возникающие проблемы одним взмахом крыла.

      По мере нашего продвижения вверх по реке вулканы становились всё ближе и ближе. Отчетливо виден вулкан Карымский. В прошлый наш приезд на Камчатку, в процессе вертолётной экскурсии в Долину Гейзеров, мы облетали вокруг этого вулкана и очень хорошо его запомнили. Вот и тут виден его характерный силуэт, и вечно поднимающийся из кратера белый столб пара.

     Река совсем обмелела, даже такие низко сидящие лодки как наши ;Зодиаки;, то и дело присаживались на мель, и только хорошая выучка рулевого да весло, которое использовалось в качестве упора, чтобы вытолкнуть лодку в то место, где она может самостоятельно плавать, позволяли нам кое-как продвигаться вперед. Но вот и это стало практически невозможным, и мы повернули назад.

     Почему-то обратный путь был даже тяжелее с точки зрения прохождения маловодных участков реки, возможно, это было из-за того, что Нэтану хотелось максимально близко приблизиться к правому берегу, где он рассчитывал встретить ещё орланов.

     И вот он, действительно, сидит прямо на коряге, лежащей в реке. Совсем ещё молодая птица, даже белые пятна на крыльях отсутствуют, и ещё совсем не пугливая — осторожность, наверное, приходит с годами. Плохо было одно: прямо за птицей в почти безоблачном небе сияло солнце, которое не давало нам хорошенько рассмотреть орлана, а, главное — сделать качественные фотографии. Нэтан попытался обойти корягу снизу, но там был глубоко выдающийся в реку мыс, около которого было совсем мелко, а когда мы все-таки начали протискиваться между берегом и корягой, даже такая еще спокойная птица, как этот молодой пернатый хищник, не выдержала и взлетела. При этом к нашему неудовольствию и, больше скажу, разочарованию, она полетела прямо в сторону солнца… только и смогли мы заметить тёмный силуэт на фоне светила.

     Ну вот уже и рыбозавод показался на другом берегу лимана.

     Обращаемся к Нэтану с просьбой посетить завод, после некоторых препирательств он всё же согласился, и все лодки направились в сторону противоположного берега. Засидевшись в лодках, ведь в них мы просидели сегодня больше пяти часов, нам очень хотелось хоть немножко погулять по твердой земле.

     К нашему большому удивлению на берегу стоял приличный посёлок, в основном состоящий из строительных бытовок и двух, действительно оказавшихся новенькими, как говорят "с иголочки", цехов, вокруг которых суетились рабочие.

     На вопрос, который нас мучил весь этот день:

     — А не удастся ли здесь приобрести рыбки или икорки?

     Мы получили исчерпывающий ответ от местного начальника:

     — Путина закончилась, вчера в Петропавловск отправили остатки улова, рыболовная бригада уехала, в холодильнике лежит лишь немного рыбы на прокорм оставшихся на заводе людей.

      — А что Вас вынудило ввести плату за вход в устье реки?

      — Дело в том, что мы взяли реку в аренду на много лет, но если будет продолжаться такой хищнический лов рыбы, как это было в предыдущие годы, то нам здесь делать будет нечего, а так мы сможем контролировать всех, кто захочет половить рыбку в "мутной воде", простите за каламбур.

     Я подошёл к группе рабочих, затаскивающих в ангар и сматывающих там длиннющий кабель.

     — Сворачиваете всю работу? — спросил я.

     — Да нет, мы здесь будем ещё до февраля, вот уже более полугода сидим тут, без водки, "сухой" закон, понимаешь, а теперь вот почти до весны придётся продолжать здесь работы.

     — А вы что, не рыбаки?

     — Да какие мы рыбаки, мы монтажники, рыбаки уже уехали, рыба-то прошла уже. За лето вот построили эти цеха, сейчас ждём металл, не сегодня-завтра его подвезут, и мы продолжим стройку. К весне в этом месте должен стоять один из самых совершенных рыбоперерабатывающих заводов.

     Мы прошли прямо через стройку и решили прогуляться по дороге, ведущей куда-то вглубь побережья, может быть, что-нибудь интересное удастся увидеть. Прошли мы около километра, наезженная дорога закончилась, ноги мы размяли, решили возвращаться назад к "Зодиакам".

     Мы сели в наши лодки и с чувством глубокого удовлетворения отправились на корабль. Мы были рады, что нам встречаются не только заброшенные и разрушающиеся, а ведь когда-то вполне процветающие производства и жилые посёлки вокруг них. Но попался и вот этот настоящий строительный бум в устье труднодоступной камчатской реки, где, должно быть, возникнет новый населенный пункт с постоянно проживающими в нём людьми, которые будут не только ловить рыбу, но и заботиться о сохранении окружающей их дом природы.

     Следовало спешить, рано утром мы должны были причалить к пирсу в рыбном порту Петропавловска-Камчатского.

     Продолжение следует


Рецензии
Я не знал, что орлан самая крупная птица, В детстве видел фильм, как крупная птица понесла в клюве в горах взрослого человека. Не думаю, что птица с таким весом потянет человека.
Спасибо за сведения.

Иван Наумов   15.10.2021 19:35     Заявить о нарушении
Иван! В детстве я тоже вимдел этот фильм и помню тот эпизод до сих пор. Почему-то мне думается, что это было в какой-то экранизации Жюля Верна. Конечно, ни одна реальная птица не сможет даже поднять человека, не говоря о том, чтобы унести его, да ещё в клюве.

Владимир Жестков   15.10.2021 19:50   Заявить о нарушении
Ну, я не подумал, скорей всего в когтях.

Иван Наумов   15.10.2021 19:57   Заявить о нарушении
Формально самая крупная птица в фауне России это черный гриф,но орлан чуть меньше по размаху крыльев и весу,а встречается чаще.

Александр Ресин   15.10.2021 20:31   Заявить о нарушении