Где Демидовы выплавляли серебро? И это не Невьянск

Легенде о том, что Демидовы тайно выплавляли серебро и чеканили из него монеты, скоро исполнится триста лет. Об этом писали книги, ставили фильмы. Но до недавних пор отсутствовали убедительные доказательства не только того, что чеканились фальшивые монеты, но и производства серебра.

И лишь недавно ученый, кандидат исторических наук, преподаватель УрГУ Виктор Байдин заявил, что найдено место, где Демидовы плавили серебро. И это не Невьянская башня, как долго считалось, а остров Сосновый, расположенный посередине Черноисточинского пруда.

Данный пруд, длинной 6.5 км и шириной 4 км, был создан по приказу Демидовых в 1729 году для нужд Черноисточинского железоделательного завода. Умными были наши предки!

Находится пруд возле поселка Черноисточинск, в пригороде Нижнего Тагила.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИСТОРИКА БАЙДИНА.

Байдин рассказал, исследования кирпича из труб Невьянской башни показали наличие серебра в микроскопических количествах, недостаточного, чтобы утверждать, что там производили серебро. Но в верхней части башни располагалась пробирная лаборатория, где пробовали разные методы очистки медной руды, отсюда наличие микроскопического количества серебра на кирпичах в трубе.

А вот при исследовании кирпича с Соснового острова обнаружили, что там в печах плавили серебро. Завод просуществовал с 1732 по 1745 год, он был размером 22 на 11 метров, в нем находилось две печи, в одной плавили медь, в другой серебро приблизительно с 1742 по 1745 год.

Занимался плавкой серебра мастер - самородок Родион Набатов, который разработал технологию отделения серебра от меди в начале 1730 годов, Акинфий Демидов взял его к себе на работу в 1736 г., но вскоре Набатова посадили, он помог бежать лидеру старообрядцев на Урале - Ефрему.

И лишь в начале 1742 года Акинфию Демидову удалось добиться, чтобы Родиона освободили.

Байдин приводит и другие доказательства, что в Невьянской башне не изготовляли серебро и не могли затопить ее подвалы вместе с людьми, чтобы скрыть от ревизоров производство серебра.

Башня стоит на возвышенности и к ней невозможно было подвести воду в больших количествах без насосов. Кроме того, по мнению экспертов, "было да водой смыло" невероятно, так как требует работ и креплений объема чуть ли не линии Московского метро. Данная легенда просто - уральский фольклор.

Многочисленные исследования башни показали, что никакой сети подземелий в ней не имеется. И самое главное, извлечение серебра из меди - это сложный, многостадийный процесс, и осуществить его "в подземелье", "на коленке" практически невозможно.

Тем более невозможно чеканить в таких условиях монеты. По мнению крупнейшего эксперта русских монет, руководителя нумизматического отдела Эрмитажа Ивана Спасского: "Чеканка качественных монет в закутке темного подвала нереальна, для этого необходимо целое предприятие с лабораторией и громоздкими механизмами".

А вот на Сосновом острове извлечение серебра из меди было вполне возможно. Существовал на острове в 10 метрах от основного и подземный цех, глубиной четыре метра и общей площадью 50 квадратных метров.

Чтобы добираться до Соснового, по приказу Акинфия Демидова было построено специальное большое судно 20 метров длинной и 6 метров шириной, попасть на остров и сейчас непросто, около часа на веслах. А значит, рабочие, которые знали о серебре, сбежать и проболтаться не имели возможности. Не могли на завод неожиданно нагрянуть ревизоры, как и посторонние люди.

Серебряные монеты, как считает Байдин, Акинфий Демидов не чеканил. Это неразумно и опасно. Хоть возможно, что вначале собирался это делать. Выплавка серебра в основном носила экспериментальный характер, из произведенного серебра изготовляли посуду. У Демидовых во второй половине 18 века имелось 40 пудов, 650 килограмм серебряной посуды, что в 3-4 раза больше, чем у других богатых людей того времени.

Существует версия, что Демидов чеканил не серебряные рубли, а голландские
талеры, их на Руси звали "ефимками", которые скупало правительство России для переплавки и чеканки российских монет. Фальшивые талеры реализовывались в Архангельске по сложной мошеннической схеме, а потом шли на переплавку. Доказательств данной версии нет, поэтому историки относятся к ней скептически.

ЕЩЕ ОДНО ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ЧТО НА УРАЛЕ ДЕМИДОВЫ ИЗГОТАВЛИВАЛИ СЕРЕБРО.

Руда, из которой Демидовы производили серебро, добывалась на Алтае. Там на Колыванском заводе из руды выплавляли полуфабрикат, черновую медь и доставляли ее на Урал по рекам: на Нижнетагильский и Невьянский заводы. Что просто абсурдно. Ведь намного выгоднее производить готовую, чистую медь и везти ее.

Аргументировали данный факт тем, что на Алтае было недостаточно леса для производства древесного угля. Вот только лесов на Алтае с избытком. Более того, когда Колывано-Воскресенские заводы в 1747 г. отошли казне, то потом более ста лет работали на своем древесном угле.

В черновой меди 70% металлов, в том числе и серебра, и для ее производства необходимо, как пишут эксперты, в 11 раз больше леса, чем для выплавки остальных 30%.

Просто Урал был вотчиной Демидовых, здесь ими все было куплено, схвачено, жили проверенные мастера, в основном старообрядцы, которым Акинфий особенно верил. На Алтае, в Колывани таких условий не имелось, кроме того, туда часто приезжали с проверками, направляли филеров. Так как в столице знали, что алтайские руды содержат серебро.

Акинфий решил производить серебро не там, где его добывали, а вез за две тысячи километров на Урал. Только это вызывало множество подозрений, принесло много неприятностей. Что в итоге заставило Демидова бросить затею, по сути сдаться. Да и стар стал.

В феврале 1744 года Акинфий Демидов преподнес императрице Елизавете слиток из чистого серебра весом 11 килограммов, выплавленного на алтайском заводе из местных медных руд лучшими иностранными мастерами, специально выписанными для данной цели из Европы: Христиани и Юнг Гансом. Хоть первую выплавку серебра Юнг Ганс произвел на острове Сосновом, как утверждают кандидаты исторических наук Аркадий Контев и Виктор Байдин.

В 1745 г. Акинфия не стало, он прожил 67 достойных лет. Построив вместе со своим отцом более 25 металлургических заводов на Урале и на Алтае. По мнению историков без демидовских пушек Петр Первый не смог бы победить шведов под Полтавой.

ВОПРОС, НА КОТОРЫЙ НЕТ ОТВЕТА.

С 1727 года выплавка серебра восточнее Тобольска была разрешена всем, при условии продажи его государству. А западнее Тобольска разрешение на производство золота и серебра можно было легко получить, обратившись в Берг-коллегию.

То есть Демидовым не нужно было скрывать выплавку серебра, они могли производить его открыто на Алтае, в Колывани, но везли черновую медь на остров Сосновый, где тайно выплавляли серебро.

Значит было, что скрывать. Первоначально замыслы были противозаконными. Но препоны, которые ставила власть, преследование не позволило их реализовать.

PS. Байдин знал, где искать. В неопубликованной рукописи "Российской горной истории" бывшего начальника уральских горных заводов Аникиты Ярцова сказано:

"По рассказам старожилов, для очистки меди устроено было на одном острове Черноисточинского пруда фабричное здание, где не только черная медь искусными плавильщиками отделялась, но даже серебро из свинца доставалось".


Рецензии