Колымская трасса. Остановки по требованию Глава 16

                Остановка по просьбе мичмана Ф.Ф.Матюшкина

Казалось бы, какое отношение к нашему рассказу о Колымской трассе, приведшему читателя уже на реку Индигирку, имеет славный флотоводец, лицейский друг А.С.Пушкина? Имеет и достаточно непосредственное, но об этом чуть позже.

Русские казачьи отряды появились на Индигирке в конце 1630-х г.г. Первые известия о новой реке были получены от юкагиров, захваченных в плен на соседней реке Яне, а в 1639 г. Посник Иванов (Посник - имя казака) отправился на восток по притоку Яны реке Товстак (Туостах), в мае сухим путём вышел в среднее течение Индигирки и поставил там первый русский острожек. Покорение «Юкагирской землицы» началось.
Тогда же Индигирка получила другое своё название – «Собачья река». Причина появления такого названия кроется, скорее всего, в образе жизни местных племён, у которых не было больших стад оленей, но было развито ездовое собаководство.
Новая река понравилась первопроходцам. В своих расспросных речах Посник Иванов говорил:
«А Юкагирская де, государь, землица людна и Индигерская река рыбна. Будет де, государь, впредь на Индигерской реке, в Юкагирской землице сто человек служивых людей, и тем де людем мошно сытым быть рыбою и зверем без хлеба. И в Юкагирской де, государь, землице соболей много…»
Все русские опорные пункты, возникшие на Индигирке в 1640-х годах, располагались ниже порогов, то есть по отношению к Якутску и сухопутному пути на эту реку через Верхоянский хребет находились «за шиверами».

Точная дата основания собственно Зашиверского зимовья не вполне известна и восстанавливается по упоминанию зимовья в ясачных книгах – основных документах, описывающих состав плательщиков ясака из числа коренных народов. В книгах 1652 г. зимовья нет, а вот на 1655 г. оно уже упомянуто. Значит, будущий Зашиверск был основан около 1653 года.
 
Территория, тяготевшая к Зашиверскому зимовью, в этническом отношении оказалась очень сложной. Здесь кочевали несколько родов эвенов, или, как их тогда звали, ламутов, чьи владения смыкались с областью юкагирского племени шоромба. Иногда эвены и юкагиры выступали как союзники, а иногда – враждовали друг с другом.

Зашиверск поставлен был казаками на среднем течении Индигирки, недалеко от северной границы лесотундры. Острог стоял на перекрестке жизненно важных путей сообщения. По Индигирке плавали до самого Студеного моря, а затем шли вдоль берега океана. Сухопутная же дорога от Якутска на Колыму пролегала также через Зашиверск. Не случайно до сих пор в местном фольклоре на Индигирке говорится о "царской дороге", т. е. о государственной дороге из Зашиверска на Якутск, идущей через тундру и горы.

Зашиверский острог из года в год становился многолюднее и оживленнее. Здесь отряды казаков, служилые и  охочие люди  останавливались на отдых, получали снаряжение, пополняли запасы продовольствия и боеприпасов. Среди них были известные отважные землепроходцы: Семен Дежнев, Михаил Стадухин, Селиванко Харитонов и др. Отсюда они отправлялись в дальние путешествия, чтобы осваивать  новые землицы. В Зашиверске строили новые и ремонтировали старые кочи.
 
В 1700 году (дата подтверждена документально) в Зашиверске мастерами - выходцами с русского северо-запада - была построена Зашиверская Спасская церковь - уникальный памятник древнерусской культуры в Заполярье. Церковь стала центром распространения христианства на северо-востоке Сибири. Одним из первых священников этой церкви был Алексей Слепцов, сын сосланного в Якутск коменданта г. Москвы Ивана Слепцова. В своей просьбе о назначении его священником представители посада города Зашиверска писали,  чтобы "новому священнику в другие места ни под каким видом не отлучатца и у той святой Спасской церкви жить до окончания живота своего". Этот наказ был выполнен молодым священником до конца жизни, он умер в 1783 г. в Зашиверске (на 74-м году жизни), после него священником стал его сын Михаил. Священниками в Зашиверской церкви служили и его потомки.

В Зашиверске побывали участники знаменитой Чукотской экспедиции Сарычева — Биллингса. Участники экспедиции застали Зашиверск, по словам Сарычева  18 октября 1787 г.,  ново-учрежденным  городом сразу после того, как он был  сделан из комиссарства.  "Недавно   только,— продолжает Сарычев,— начали в нем селиться, однако есть уже присутственные места и в них чиновники. Строения, его составляющие: церковь и тридцать домов".

В Зашиверске экспедиция провела трое суток, причем, как пишет Сарычев: "здешними  городничим и надворным советником Самсоновым, капитан-исправником Баннером обласканы и угощены были с отменным усердием".

Участник экспедиции Сарычева Лука Воронин выполнил превосходные акварельные зарисовки Зашиверска, в то время еще многолюдного и, как сказано выше, по тогдашним северным масштабам, обширного.
(Древний Зашиверск.Окладников А.П., Гоголев З.В., Ащепков Е.А. 1977)

ВОРОНИН Лука Алексеевич (родился в 1765 — г. смерти неизв.), этнограф, путешественник и мореплаватель, первый российский арктический живописец. После окончания Академии художеств был зачислен в экспедиции И. Биллингса (1785—1793). Плавал в Охотском и Беринговом морях, а также в зал. Аляска, сопровождал Биллингса в путешествии по Чукотскому п-ову, участвовал в походе Г. Сарычева по Восточной Сибири. В путешествиях рисовал   природу, людей, их жилища, одежду, утварь, оружие и транспорт. После возвращения в Санкт-Петербург (1794) служил в чертежной Адмиралтейства. (Википедия)

В Главе 3 мы уже сделали остановку по просьбе Ф.Врангеля в Якутске, где он осуществлял последние приготовления перед стартом своего трехлетнего путешествия  "по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю"

"В первых числах августа  (1820 г.) отрядил я вперед мичмана Матюшкина в Нижне-Колымск для приведения в порядок и устроения всего нужного к принятию и пребыванию там экспедиции,"- пишет Ф. Врангель в книге. Сам же он с оставшейся частью экспедиции покинул Якутск 12 сентября.

Матюшкину 21 год, но он уже совершил кругосветное плавание на шлюпе "Камчатка" под командованием  В.М.Головина. В этом плавании он познакомился с Врангелем. который был немногим старше его.
И ему - совсем молодому человеку - поручается приготовить все необходимое для дальнейшего продвижения на Колыму и далее плаванию по Ледовитому океану.
Своими впечатлениями, приключениями Матюшкин делится в письмах, адресованных директору Царскосельского лицея Е.А. Энгельгардту, семья которого относилась по родственному к обделенного родительской любовью мальчику во время  его учебы в лицее.

Письмо из Нижне-Колымска от 20 ноября 1820 года, в котором Федор или, как он иногда подписывается уменьшительным Федернельке, рассказывает о пути, которым они прошли от Якутска до Нижне-Колымска, описывает природу, быт, жизнь местных племен, приключения, опасности, которые пришлось преодолевать - все это ярко, красочно. Он еще и отменный рисовальщик и своими пейзажами украшает письма.

  " Но вот карта, на ней проложена вся дорога, и по коей я ехал. За верность ее не отвечаю - путь свой я проложил на глазомер и по догадкам. Горы не везде на ней проведены так, как на других картах, делая их, я руководствовался слухами и собственными наблюдениями. Я везде старался узнавать и определять направление слоев - и посему уже, если мои заключения сходны бывали с рассказами очевидцев, я проводил хребты. Верхоянский хребет и после того оба хребта, идущие прямо от О к W по левой стороне Индигирки у Зашиверска, состоят из чистого глинистого шифера (Thouschiffer), но в последних двух встречаются иногда отломки крупного гранита, местами видна желтая железная охра и медная окись (зеленого цвета), также встречаются в большом количестве конгломераты. (Этот хребет, тогда еще безымянный, будет носить имя Черского).

   Но довольно покамест о хребтах - все мои Naturhistorische Bemerkungen как ботанические, так и минералогические стану разбирать в Царском Селе или в Москве на досуге, а теперь не до того - постройки, собаки, нарты, рыбы и звезды, наконец, не дадут мне даже времени к Вам, Егор Антонович, написать порядочным образом письма - исписано, измарано несколько листов, а что в них толку?
--------------------------------------------------------
   На другой день, переменивши лошадей и проводников, мы поехали далее и через двое суток приехали к перевозу через р. Яну. По причине сильного ненастья я остановился в одной якутской юрте. Стол вскоре покрылся всем, что только было у хозяев. Старец, коему было более 100 лет, рассказывал о том времени, когда русские завоевали сии страны. "Племена якутские и тунгусские, бывшие между собою почти в беспрестанной вражде и ссоре, помирились, но не могли вооружиться против русских. Огнестрельное оружие нас пугало - мы думали, что они абасы (черти), посланные богом для наказания нашего".
   Простившись со стариком, мы поехали далее и 28-го прибыли в Бурунул или Верхоянск.

   Зашиверский комиссар (так называется начальник всего пространства, лежащего между Яною и Алазеею, Ледовитым океаном и Верхоянским хребтом) встретил меня за 40 верст, и флота мичман Матюшкин играл здесь роль если не государя, то по крайней мере генерал-губернатора. Вскоре мы приехали в Верхоянск - 5 юрт, разбросанных на 5 верстах, недостроенная церковь, часовня и кабак называются здесь городом.

   Я пробыл здесь до 30 августа и праздновал тезоименитство государя в малейшем городе его империи. На вечерку, которую давал комиссар, было приглашено все, что токмо двигалось. На столе стояло: сушеное мясо, юкола, пряники, орехи, чернослив, изюм, все, все... и штоф спирту. В углу кривой писарь (вся канцелярия всего комиссарства) наяривал на скрипице барыню, и две красавицы (в самом деле красавицы или мне так, по крайней мере, казалось) повертывались и переходили бочком из угла в угол. Этот танец (может Эб. будет об нем любопытствовать) называется бычок. После бала я отправился тотчас далее и 2 сентября без особенных приключений прибыл на Оюн-холм - Шаманское поле (смотри крестик), где должен был переменить лошадей.

 К великому моему удовольствию от Верхоянска начинается трактовая дорога, т. е. наставлены кресты, которые по крайней мере показывают, куда надобно ехать, хотя и не улучшают дороги, - все те же бадараны, речки и ручьи. Леса в некоторых местах прорублены, но очень худо (у меня случилось одной лошади из конвоя увязнуть в бадаранах, она села на пень и проколола себе брюхо -- нечего делать, с нее содрали шкуру, распластали и взяли мясо с собою для пищи). Оюн-холм лежит на левом берегу Адичи, впадающей в 200 верстах севернее Бурунука в Яну."

В начале 19-го века Зашиверск уже потерял статус уездного города и стал приходить в упадок. Матюшкин его увидел таким:


..."З_а_ш_и_в_е_р_с_к (ныне упраздненный город) лежит на правом берегу Индигирки. На рисунке моем вы видите церковь, часть (деревянной) стены от прежде бывшей крепостцы, несколько изб и юрт -- и Вы видите все, что токмо есть в Зашиверске. Там я встретил лекаря Томашевского, жившего три года в Средне-Колымске.
.... Зашиверский священник, старец 80 лет, отец Михаил, заставил меня провести время с удовольствием (могу сказать) в Зашиверске... И в Петербурге трудно найти столько образования в духовном звании. Им большая часть якутов, тунгусов, ламутов и юкагирей окрещены, и они его любят, почитают и боятся, как отца. Не силою, не обманом он заставлял их принимать христианскую религию, но кротостию и ласкою. Несколько раз был в опасности потерять жизнь и свободу свою, но случай или бог спасал его. Рассказы его были весьма любопытны, он многие страны северной Сибири прошел пешком (по словам его, в хребтах, лежащих к W от Зашиверска, была прежде, 50 лет тому назад, огнедышащая гора, 1-я в сибирских горах, следов лавы нигде не видно).

   Отец Михаил и Томашевский напугали меня всеми неудобствами и трудностями горной дороги, происходящими от позднего времени года, и я решил ехать водою (хотя они еще более против сего вооружались). Как сказано, так и сделано. В карбас положили кладь, отчалили от берегу, и течение стрелою повлекло нас вниз. Здесь на рисунке представлена (тихая) Индигирка; легкий ветерок наполняет паруса - зеленые тропические облака ограничиваются горами, видимыми в синем отдалении. Все представлено так тихо, спокойно и прекрасно. Но оно совершенно не таково было (Зачем я не живописец, поэт). Пороги отпрядыши, косы, подводные каменья, водовороты, разбросанные по всей реке, казались (по причине быстрого течения) в одной точке. Наша лодка качалась, кружилась, заливалась, пена клубилась, огромные каменья с шумом ворочала быстрина. Шиллера Taucher пришел мне на ум (теперь, а не тогда, тогда было совсем не до стихов; право! лево! так держи, табань! греби! etc, etc). Кажется, поэт плавал по Индигирке. (В письме текст, разумеется, на немецком языке)

   И воет и свищет, и бьет, и шипит,
   Как влага, мешаясь с огнем,
   Волна за волною, и к небу летит
   Дымящимся пена столбом.
   Пучина бушует, пучина клокочет:
   Не море ль из моря извергнуться хочет?
   И вдруг, успокоясь, волненье легло --
   И грозно из пены седой
   Разинулось черною щелью жерло,
   И воды обратно толпой
   Помчались во глубь истощенного чрева,
   И глубь застонала от грома и гнева.

   Из стихотворения Шиллера "Кубок", (перевод В. Жуковского).--
 
   Крах! крах! "Дно проломлено!" -- закричал якут. -- "Сильнее греби, сильнее!" - Я бросился на руль и поворотил к ближайшему островку. Близ берега, на не глубоком месте лодка пошла ко дну, мы выскочили, всю кладь перетаскали на берег, а потом и ее подтащили.

   Карбас наш ударился о подводный камень (бык), одну доску оторвало (она еще висела на нескольких гвоздях) и всю конопать выбило. Вытащили лодку совсем на берег, приколотили нагелями (деревянными гвоздями) доску и законопатили все пазы снегом, к ночи облили как снаружи, так и снутри все судно водою, развели огонек, обсушили платье и на другой день спустили опять наш ковчег на воду; отправились далее. Все худые места мы миновали (худы по причине бывшей малой воды) и очень спокойно продолжали наше плавание." (https://d1825.ru/viewtopic.php?id=5939&p=2 )

Жизнь в Зашиверске постепенно замирала. Церковь обветшала и, наконец, была признана негодной для службы. Её колокола и прочая утварь были перевезены в церковь селения Крест-Майор ниже по течению Индигирки. Окончательно добила бывший город эпидемия оспы 1883 г. Но ещё в 1920-х гг. одна из первых советских экспедиций, работавших в этих краях, застала семью якутов Слепцовых – самых последних обитателей Зашиверска.

Развалившиеся постройки поросли травой. Только Спасская церковь продолжала доминировать над безлюдным пейзажем излучины Индигирки. На необходимость её сохранения не раз обращали внимание местные краеведы,  ещё в конце XIX в. была составлена метрика церкви – подробное описание её конструкции и состояния.
Но лишь в 1969 г. в Зашиверск отправилась историко-архитектурная экспедиция Сибирского отделения Академии наук СССР во главе с академиком А.П. Окладниковым. Её главной целью было обследование Спасо-Зашиверской церкви, выяснение её состояния и перспективы сохранения памятника. Храм был тщательно изучен, обмерен и зарисован.

По итогам обследования церкви было принято решение вывезти уникальный памятник русского северного зодчества из Заполярья. В 1971 году Спасо-Зашиверская церковь была разобрана и отправлена в Новосибирск, где её отреставрировали и собрали заново. Теперь Зашиверский храм можно увидеть в новосибирском Академгородке.

Еще Посник Иванов сообщал :"Да у юкагирских людей серебро есть, а где они его емлют, того он Посник не ведает". И вплоть до начала 20 века верховья Индигирки в геологическом смысле оставались "белым пятном".

Единственным исследователем, которому удалось немного "разукрасить" это "белое пятно", стал выдающийся исследователь Сибири Иван Дементьевич Черский .

Иван Черский, будучи студентом Шляхетского института в Вильно, принял участие в польском восстании 1863 года, за что был осужден и приговорен к высылке в Сибирь. В Омске он, работая в музее Сибирского отделения Географического общества. увлекся геологией и зоологией.
В своих путешествиях сначала один а, женившись, вместе со своей женой Маврой Павловной Черской, которая стала ему незаменимым помощником, совершил много путешествий по Сибири и Алтаю,  результатом которых были первая  карта побережья Байкала, предложенная схема тектоники внутренней Азии, идея  эволюционного развития рельефа.

В 1885 И.Д.Черский был помилован и вызван в Петербург. В столице он прожил пять лет, стал работать над трудом в области палеонтологии. В 1891 получил одобрение от Академии на изучение бассейна Яны, Индигирки и Колымы с целью обнаружения останков мамонтов. Он отправился в экспедицию, собрал много сведений о вершинах в верховьях реки Сунтар, в сентябре вышел к Верхнеколымску, но из-за полярной зимы не сумел идти дальше, задержавшись до мая.

На второй год своего путешествия Черский заболел скоротечной чахоткой и умер когда плыл на плоскодонном баркасе в низовьях Колымы. Верная спутница Мавра Павловна Черская похоронила мужа на невысокой террасе левого берега Колымы против устья Омолона.Грубо обтесанный деревянный крест с выжженной надписью и деревянная  оградка отмечали место упокоения первого геолога, проникшего на Колыму и оставившего о ней первые точные сведения. Его экспедицию закончила жена, она вела дневник путешествия и передала материалы Академии наук.

В 1926 экспедиция по следам Черского была повторена Сергеем Владимировичем Обручевым. В ходе Индигирской экспедиции Геолкома ВСНХ СССР (1926 г.) Обручев предложил объединить горные сооружения среднего течения Индигирки и Колымы под названием хребта Черского. Кроме того, в ходе экспедиции Обручев сделал предположение, что полюс холода Северного полушария расположен в Оймяконской котловине. Впоследствии данная гипотеза была подтверждена многолетними метеорологическими наблюдениями, проведенными на метеостанции Оймякон, расположенной в 2-х км от села Томтор.

( Сергей Владимирович Обручев - члена-корреспондент Академии наук СССР, профессор, лауреат Государственной премии СССР, знаменитый геолог и географ,
 выдающегося путешественника XX столетия, участник и руководителя 40 экспедиций, сын прославленного академика - геолога Владимира Афанасьевича Обручева (1863–1956).

Спустя более полувека после смерти И.Д.Черского  истлевший крест   по распоряжению В.А.Цареградского, ставшего к тому времени во главе Геологоразведочного управления, был заменен каменным обелиском с надписью:

              ВЫДАЮЩЕМУСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ
              СИБИРИ, КОЛЫМЫ, ИНДИГИРКИ И ЯНЫ,
              ГЕОЛОГУ И ГЕОГРАФУ
              ИВАНУ ДЕМЕНТЬЕВИЧУ ЧЕРСКОМУ
              ОТ БЛАГОДАРНЫХ ПОТОМКОВ


Рецензии