Популярно о новой октаве. Часть 1
Октава это повторяющаяся часть звукоряда, можно сказать, повторяющийся цикл в диапазоне инструмента. В ней может быть разное количество нот. Например, до наших дней сохранился один из старинных инструментов – архичембало с 31-ой клавишей в октаве, сделанный в Венеции в 1606 г., назывался Clavemusicum Omnitonum. Строение клавиатуры энгармонического рояля князя В.Ф. Одоевского, или как он его называл, "энгармонического клавецина", имеет в октаве 19 нот. Рояль Одоевского находится в музее Московской консерватории.
Прежде всего надо понять, какое количество нот должно быть в новой октаве и почему. Это количественный аспект, от количества нот в октаве зависит своеобразие звучания музыкального инструмента.
Современная классическая октава фортепиано 7/12 (семь/двенадцать) имеет 7 основных нот в первом ряду (белые клавиши) и 5 нот во втором ряду (чёрные клавиши). Во втором ряду сделано два пропуска (отсутствуют две чёрные клавиши). Перерывы сделаны, чтобы было удобно играть на инструменте, различать где находятся те или иные ноты и октавы. По звуку, естественно, перерывов нет, между всеми ближайшими нотами полутон. Тон/полутон это принятая в музыке условно-музыкальная единица. В звукорядах с РТС (равномерно темперированный строй) полутон зависит от количества нот в октаве. Полутон может быть шире или уже. Например, при большем количестве нот в октаве, чем 12, полутон будет уже, чем у фортепиано.
Современная октава фортепиано 7/12 является универсальной, применяется в целом в музыке для всех инструментов. Она равномерно темперирована. Звукоряды с РТС - это "международный" язык музыки. А неравномерная темперация характерна национальной музыке, напевам разных народов. Так проявляется уникальность в композиторстве и исполнительстве разных стран и народов.
Октава 7/12 имеет всем известные 7 нот в первом ряду. Это до ре ми фа соль ля си. Придуманы названия нот были в эпоху Средних веков. Названия нот ut re mi fa sol la были предложены итальянским теоретиком музыки и педагогом Гвидо Аретинским (990 – 1050). Позже была добавлена седьмая нота с названием si, а название ноты ut заменено на do.
В Средние века звук не умели измерять физическими приборами в герцах. Порядок нот в октаве понимался таким образом, что от ноты ut вверх по нотам идёт повышение звука. Равномерной темперации в то время также не существовало, были различные строи. Таким образом, придуманные Гвидо Аретинским названия нот не были связаны с конкретным выражением звука в герцах. Названия нот были соотнесены с количеством и порядком нот в октаве.
В исторической перспективе после предложения Гвидо Аретинского звук нот часто менялся, а названия оставались. Согласно ISO 16 ноты звукоряда фортепиано получили стандартизированные значения в герцах. Но этот стандарт действителен только для инструментов с РТС и октавой 7/12 фортепиано. Для звукорядов с другим количеством нот в октаве этот стандарт не подходит.
Я предложила прогрессивное развитие современной классической октавы 7/12, в которой возможно, но нежелательно изменять названия нот, так как предложенная октава 8/16 это развитие исторически сложившейся октавы 7/12. Мне пришлось с целью увеличения полноты октавы предложить лишь одно новое название к имеющимся семи. Это условное название «йо» для восьмой ноты. А во втором ряду ноты удваиваются по количеству. Более подробно, по какому способу модифицирована октава фортепиано, будет сказано в следующей части.
В современной классической октаве фортепиано названия имеют только ноты первого ряда (до ре ми фа соль ля си). Во втором ряду ноты выражаются через диезы и бемоли. Я эту систему альтерации в модифицированной октаве сохранила (бемоли в объяснениях не использовала, так как до диез и ре бемоль это одна и та же нота).
В октаве фортепиано сделаны промежутки во втором ряду (удлинение октавы), иначе бы трудно было визуально идентифицировать ноты и октавы при игре. Новое количество нот в октаве привносит и новое их расположение, октава для удобства игры должна быть компактной. У рояля Одоевского используются в первом ряду 7 основных нот фортепиано и длинная октава (19 нот в октаве). Ещё более удлинять октаву промежутками с таким количеством нот в октаве Одоевский не захотел. Сделал три ряда и разные цвета клавиш: белые семь нот в первом ряду сохранил, а чёрные клавиши разделил пополам (они стали половинками во втором и третьем ряду), а также добавил ми диез и си диез, т.е. две ноты или клавиши светло-коричнего цвета, которых нет в октаве фортепиано.
Названия нот у Одоевского в первом ряду такие же как и у фортепиано, ноты второго и третьего рядов он назначил с диезами и бемолями. Ноты с диезами и бемолями – это отдельные (разные) ноты у энгармонического рояля Одоевского. После ми диез нота фа и после си диез нота до не имеют бемолей. Визуально у Одоевского это выглядит как два "промежутка" (пропуска), так как ноты ми диез и си диез целиковые, а остальные ноты во втором и третьем рядах - половинчатые.
Звукоряд Одоевского - это предложение нового русского национального строя без РТС. В каждом отдельном случае изобретения надо рассматривать только в своей системе. Как названы отдельные части (ноты) в системе – не важно, названия условны. Названия нот do re mi fa sol la si приняты исторически, использовались многими авторами мира. Но ноты можно назвать и по другому.
Нота есть нота, клавиша есть клавиша. У каждой ноты есть своё место в октаве, своё акустическое значение. Каждая октава и её комплект нот должны рассматриваться на своём месте: у рояля Одоевского – в его авторском инструменте, модифицированная октава 8/16 – в линии исторической преемственности и развития современной классической октавы фортепиано.
Надо отметить, что ноты, клавиши, тем более, с условными названиями, тем более, не только используемые Одоевским, но и другими авторами до него и после, никому не принадлежат, кроме конкретно указанного употребления в предлагаемых авторами октавах. Названия нот употребляются для различения нот в системе определённого звукоряда. Это основная функция использования названий при обозначении нот слогами, заглавными или строчными латинскими буквами, порядковыми числами, неологизмами или каким-то ещё способом. Названия (не сами ноты) не связаны напрямую с техническим результатом. Важным является сколько нот в октаве автора, их порядок, где находится та или иная нота, как она звучит, как выглядит внешне и т.д., а называться ноты октавы могут по-разному.
Мне не было смысла менять названия нот в октаве до ре ми фа соль ля си, так как новая октава это исторический шаг от основы 7/12. Если сохранить фигуры чертежей и рисунок фрагмента модифицированной октавы из описания изобретения, обозначить ноты по-новому, например, буквами греческого алфавита, "потеряется" наглядность, что добавлена одна новая основная нота к 7-ми нотам и неясным (менее понятным) станет фактически то, что произошло с нотами во втором ряду, как изменился внешний вид октавы фортепиано. Более подробно о внешнем виде (образе) новой октавы будет рассказано в следующей части.
Ещё один пример расположения нот в октаве. Анджей Ковальски (патент на изобретение 2001 года) предложил два авторских варианта звукорядов: с 20-ю нотами в октаве (преимущественный вариант у Ковальски) и 16-ю нотами в октаве. Распределил он ноты следующим образом. В случае с 16-ю нотами в октаве он поделил клавиатуру фортепиано вертикальной чертой с добавлением к двум полученным левой и правой частям октавы по одной чёрной и белой клавиши: (1 ч. + 1 б.) + (1 ч. + 1 б.) = 4 клавиши. В преимущественном, по его мнению, варианте звукоряда необходимо иметь 20 нот в октаве, полученных аналогичным способом или принципом деления октавы вертикальной чертой, но с добавлением уже 4-х нот: (2 ч. + 2 б.) + (2 ч. + 2 б.) = 8 клавиш. Таким образом у автора получились "увеличенные" копии фортепиано и неудобные, слишком длинные с пропусками во втором ряду, звукоряды.
Свидетельство о публикации №221101400865