Следы Старой Франкии в Тверской губернии
Михаил Леонидович Томилин г. Клин
Герой Отечественной войны 1812 года, археолог, географ, поэт и декабрист Федор Николаевич Глинка, проживая в имении жены Авдотьи Павловны Голенищевой-Кутузовой в селе Кузнецово, в Тверской губернии писал: «Вот и отправился я с женою к теще моей в ее Тверское имение. Там на древних Алуанских высотах…» Все свободное время, находясь в имении Глинка посвятил исследованию местности и местных древностей, он обнаружил и описал древние курганы и камни, на Алуанской возвышенности.
Его изыскания были опубликованы в 1836 году в виде выдержек из писем к Кеппену Петру Ивановичу (российскому статистику, этнографу, библиографу, академику Российской академии (1837 год) и Петербургской Академии Наук (1843 год) «О древностях Тверской Карелии».
Сразу отметим, что Тверская Карелия - угол Бежецкого уезда, это новое название местности куда были переселены карелы с границы Финляндии по «великому хозяйственному повелению Петра Первого» (другой народ с чужими традициями переселить в исконно русские земли – великое хозяйственное повеление, по - нашему мнению совсем наоборот).
«У Ф.Н. Глинки, этого одаренного и неугомонного человека, среди многих достоинств было увлечение историей родного края и археологией. По поручению Русского географического общества он проводил исследования древних курганов (захоронений) в Бежецком уезде, в окрестностях своего имения. Его работа «О древностях в тверской Карелии» отмечена премией Географического общества. Глинка посвятил много времени собиранию и изучению древних камней (валунов) с изображениями, надписями, руническими знакам ... особенно один из них – массивный камень с ясно читаемой надписью - «Степан», который занял свое достойное место в Тверском музее. (Во время Великой Отечественной войны камень исчез, как, впрочем, и много других экспонатов; остался только его рисунок, выполненный самим Глинкой).(Не могло ли это быть работой немецкого АНЕНЕРБе?)
Федор Николаевич сообщал о найденных камнях, консультировался на предмет их исторической значимости, публиковал статьи о своих находках, в частности в «Русском историческом сборнике» – «Мои заметки о признаках древности быта и камнях, найденных в тверской Карелии в Бежецком уезде». О находках Глинки писали в своих работах М.П. Погодин, В.А Плетнев...» («Федор Глинка и Тверской край» Владимир Коркунов (старший), краевед, газета "Кимрский вестник")
Приведем описание нескольких камней с надписями найденных Федором Глинкой.
Ф. Глинка пишет Кеппену «Посылаю Вам также изображения камней с надписями, найденных мною в болотных долинах, на лесных пустошах или вынутых из сельских мостовых… Камень на коем она иссечена есть двухаршинная плита пудов 50, А.Д Чертков («Чертков Александр Дмитриевич (19.VI.1789 - 10.XI.1858) - русский нумизмат, историк и археолог. В молодости - гвардейский офицер, участник Отечественной войны 1812 года. Академик») по начертанному здесь прямоугольнику называет его замковым … Признаюсь, я подумал, что это чертеж какого - нибудь подземного строения, тем более, что о тайниках и погребах подземных существуют здесь, в околотке давние слухи»
Глинка так же упоминает похожие знаки, находящиеся на разных надгробьях в Изборске. В наше время такие изображения называются вавилонами.
«Вавилонами» принято называть вырезанные на камнях изображения, состоящие из трех вписанных друг в друга квадратов или прямоугольников: «Эти изображения широко известны в Европе, включая Древнюю Русь, вероятно, с раннего Средневековья, и в настоящее время представляют собой загадку. Существует несколько гипотез, трактующих значение «вавилонов»….. Выдвинутая Б. А. Рыбаковым трактовка объясняет структуру «вавилона» как закодированную геометрическую формулу, содержащую несколько мер длины, распространенных в Средневековье и необходимых для расчета пропорций архитектурных сооружений (церквей) [4: 83–112]. В пользу этой гипотезы свидетельствуют факты нахождения изображений «вавилонов» при церквях и иных сооружениях, сходство схемы «вавилона» с планами шумерских зиккуратов….. Версия, разрабатываемая в настоящее время А. Г. Авдеевым, рассматривает «вавилоны» как символы, связанные с религиозными представлениями и, вероятно, погребальными традициями [1: 76–79; 2: 360–370]. Эта гипотеза объясняет контекст находок «вавилонов», но оставляет за скобками их трактовку. (подробно в статье «К дискуссии о так называемых «вавилонах»» Вячеслава Мизина
Есть описание и другого камня рис. 2 «в виде плиты с одной стороны изображена подкова, окруженная какими - то посохами или копьями», много камней с изображением подковы Ф. Глинка находил в Новгородской губернии.
По - нашему мнению возможно на камне изображены бунчуки: «Герба у Кривичей нет, в бою собирались под бунчуками - копьями, с примотанными к ним крест-накрест двумя стрелами. По цвету стрел определялся род.»( «Летопись племенного союза Кривичей» http://e-civ.narod.ru/dkts_let.html)
Отметим, что бунчук считается тюркским словом, у кривичей скорее всего он назывался по другому, они могли быть разными, например два связанных копья, или рогатины... Но означали одно – знамя (от знай меня, а может быть такое и называние и было) для отличия в битве своих от чужих. Возможно при захоронение таким знаком на камне могли отмечаться погибшие воины?
На рисунке 3 показана надпись на камне в виде рун?
Фрагмент карты Тверской губернии Менделя, реки Медведица и Каменка, имение Кузнецово
«В 48 верстах на северо-восток от губернского города Твери. По большой Бежецкой дороге, на значительном пространстве между рекою Медведицею и горную речкою Каменкою там, где Бежецкая дорога пересечена проселком в Торжок, видны признаки и приметы древнего быта какого – то неизвестного народа. Эти признаки и приметы состоящие большею частию в круговинах островерхих курганов, взятые в обширном объеме занимают не только углообразную холмистую площадь между речкою Каменкою и рекою Медведецию (в которую она впадает) но рассеяны в треугольном пространстве между Тверью, Торжком и тем пунктом, где проселочный путь из Торжка в Бежецк примыкает к большой дороге из Бежецка в Тверь… другие не менее замечательные свидетели – камни (иные огромного размера)» («О древностях Тверской Карелии». Ф.Глинка)
Пояснение о круговинах: «Расположение открытых мною курганов заслуживает особенное внимание все вместе составляют (по горизонту) круг по окружности коего составляющий верст двадцать в некотором друг от друга расстоянии расположены круговины (коло) курганов а самые курганы в основании своем составляют правильный круг. Внутри общего всех курганов круга приметны еще следы бывших насыпей и эти признаки тянутся линиями от одних круговин к другим.
Не отсюда ли древнее название местности Клинский Круг, что находится в Клинской земле, когда- то в древности, входившей в Тверское княжество?
Отметим, что огромное количество курганов встречается так же и в районе Гнёздово в Смоленской области. Место в археологическом плане действительно уникальное: «Гнёздовский «археологический комплекс официально датируется XI – XIII веками, он «вытянут на 5 км вдоль берегов Днепра и занимает площадь около 438,65 га. Исследованные к настоящему времени объекты расположены на площади 129,6 га», находится в 12 км на запад от города Смоленска. Сейчас площадь комплекса составляет 207,4 гектара, на его территории находится более 1500 курганных могильников и древнейшего городища на побережье Днепра. В начале исследований, еще в конце XIX века археологический комплекс представлял собой: «3500-4000 курганов и несколько поселений, в том числе укрепленных, общая площадь которых составляла более 30 гектаров.»
И в Тимерево у Ярославля, «археологический комплекс IX — начала XI века в вблизи бывшей деревни Большое Тимерёво на берегу реки Сечка притоке реки Которосль. Состоит из двух неукрепленных поселений общей площадью более 11 га, курганного могильника, на котором раскопано не менее 472 курганов.»
На месте Гнездово был древний город, а в Тимерово древнее селище.
Ф. Глинка предложил, что рядом с курганами – могилами должен был быть древний город: «… здесь на месте древнего Каменного стана существовал какой-то древний Град».
По - нашему мнению древний город мог находится на месте деревни Городок или рядом с ней.
Впервой половине XIX века русский историк Ю.И. Венелин: « …. Обнаружил в архивах, а главное в летописях и устных сказаниях его народа (карпатских русин) любопытнейшее свидетельство. Во многих памятниках территория современной Финляндии и Балтии, а также нынешних Ленинградской, Новгородской и Псковской областей называлась Старой Франкией, а собственно Франция, точнее северная её часть – Новой Франкией…. Позднее Федор Глинка, Василий Передольский (исследователь Новгорода) и другие выявили удивительные совпадения: река Шелонь под Новгородом и Шалонь во Франции, Алаунские высоты в Тверской губернии и Каталунские поля во Франции, те самые где в V веке произошла первая в истории «битва народов. Венелин делает удивительно смелый, но до сих пор никем не опровергнутый вывод: русы и франки – один народ»
Следы этого древнего народа, которые описал Ф. Глинка, по – нашему мнению принадлежат древним предкам кривичей, великороссов и современных русских.
Свидетельство о публикации №221101400957