Терентий

ОДНАЖДЫ сестру моего первого мужа настигла аллергия на кошачью шерсть. Кот Тимофей жил у них уже три месяца и щедро одаривал положительными эмоциями и пойманными мышами. И вдруг аллергия…
На нестерпимый зуд и слезящиеся глаза моя золовка поначалу не обращала внимания. Когда ситуация приблизилась к критической, возникла срочная необходимость передать кота в надежные руки. Само собой, руки подвернулись мои. У нас дома никогда не было животных – мама категорически отказывалась пригреть какого-нибудь представителя хвостатых. И вдруг Всевышний услышал мои молитвы, и давняя детская мечта исполнилась в образе этого полосатого на спинке и белоснежного под брюшком котика.

Так в нашем доме появился хозяин. Новый дом, новые слуги, новый царь, новое имя. Котейко стал Терентием.

Первым делом новый жилец очистил приготовленные для него едальные чашки. Вылизав до блеска посуду, он забрался на батарею и погрузился в полудрему. Так у нас началась новая жизнь в услужении коту.

Характер у Терентия оказался независимым и частенько неуступчивым. Погладить его было нельзя, взять на ручки – равносильно преступлению против личности.  Он выдирался из рук так остервенело, будто его несли на электрический стул. Только в последние годы жизни, когда он был уже старенький, лапы у него сильно мерзли, и он сам, по своей воле, забирался на колени.

Гостей, которые приходили с детьми, Терентий не жаловал категорически и при звуке дверного звонка моментально прятался в самое надежное место в доме – под ванну. С взрослыми гостями – моими друзьями, отношения у него были почти без напряга. К тому времени, когда наш котенька наконец стал сравнительно ручным, мы уже развелись с мужем. В доме воцарились любовь и доверие.

Терентий совершенно не принимал мои опоздания домой с работы. Стоило задержаться на 15-20 минут, как в коридоре меня встречала дурно пахнущая лужа, а ее автор невозмутимо лежал на батарее лицом к стене.
К традиционным игрушкам – дразнилкам, пищалкам и каталкам – серьезный котяра был абсолютно равнодушен. Единственное, что его по-настоящему интересовало, это мое незаконченное вязание. Несколько недовязанных варежек и носочков были измусолены и распущены котом настолько тщательно, что издержки его оргий  в виде кусков пряжи украшали все полы в квартире.

Кот в корне не выносил, когда я была чем-то занята, а ему в этот момент срочно приспичило нежности. Как-то я вязала папе свитер, руки были заняты спицами, но Терёшку это мало волновало. Потреба ласки была срочной. Кот некоторое время корячился у меня на коленях, пристраиваясь прилечь. Но разместить свою тушку ему не удалось, и на папин будущий свитер была вероломно наложена «резолюция» с резким запахом.

Большой удачей было приучить Терентия к унитазу. То есть свои какашки он укладывал традиционно в лоток, а малую нужду справлял сидя на ободке унитаза, сосредоточенно уставившись в стену. Обязательным условием успешного процесса был поднятый стульчак. Всех гостей заранее предупреждали об этой тонкости пользования туалетом: сделал дело – подними стульчак! Иногда случались гости, которые пренебрегали законами дома, установленными котом, и нечаянно забывали привести стульчак в исходное положение. Эти «счастливчики», уходя, обнаруживали сырость в своей обуви. Моему пониманию было недоступно, каким кошачьим нюхом Терентий определял «преступника» и безошибочно  заливал продукт жизнедеятельности именно в его башмаки.

Терентий был удивительным котом. Он частенько спал сидя, засунув голову под брюшко. Эта «йога» никак не мешала ему хорошо отдохнуть. Даже глубоко уснув в этой позе, он не терял равновесия. Однажды этот пушистый засоня заставил меня поволноваться. В тот день он мирно спал на диване. Я его окликнула - никакой реакции не последовало. Подошла поближе, позвала прямо в ухо - спит. Поводила рыбой возле носа - никаких признаков жизни. Я не на шутку испугалась. Легонько потрясла его - а он завалился на бок и мне даже «мяу» не сказал. Лапка кота, приподнятая мной, тоже безжизненно упала. Было такое впечатление, что он умер во сне.  Тут уж я перепугалась не на шутку, и начала его трясти. А он нехотя разлепил один глаз, недовольно хрюкнул и повернулся на другой бок. Проснувшись бодрым и  умиротворенным, котенька отправлялся откушать, чем Бог послал.

Питался мой Терёшечка исключительно минтаем, который в наличии был всегда. Разнообразие в еде было скромным – минтай сырой и минтай вареный, но аппетит в обоих случаях был отменный. Больше никакое угощение мой мохнатый царь не признавал. Но все же был один деликатес, который не оставлял его равнодушным. Свежие огурцы. Оставлять их в открытом доступе было опрометчиво. Мой гурман подгрызал их основательно. Причем это действо выглядело срисованным из анекдота – сколько смогу съем, остальное покусаю. Как-то брат принес мне гостинчик с дачи и оставил на столе. Зайдя в кухню минут через 15, мы увидели кучу раненых огурцов. На мой вопрос:
-Пошто ты их тут разложил? – брат ответил:
-Откуда я знал, что он у тебя свежие огурцы трескает? Сама чокнутая и кот такой же.

Часто Терентий медитировал перед трапезой над чашкой с угощением. Случалось, что во время его "медитаций" провиант исчезал в Монином желудке (Моня – это собака, которая тоже жила с нами). Поэтому периодически, когда коту доставалось что-то особенно вкусное,  я его кормила отдельно – в ванной. Однажды кот выпросил у меня банку с остатками рыбных консервов в томате, которую намеревался облизать. Учитывая конкуренцию, Терентий вместе с банкой отправился в укромное место, где вычистил ее особенно тщательно. А когда он вышел из ванной с видом директора магазина, неторопливо, с достоинством и неприкрытым презрением взирая на Моню, вокруг его белой морды красовался ровный оранжевый круг. от банки. Ни дать ни взять индеец в праздничной окраске.

Периодически у Терентия возникало горячее желание жениться. Никакие доводы и уговоры услышаны не были – кот в экстазе заглушал сам себя. Глотка у него была луженая, и пронзительные рулады он выдавал круглые сутки. Долго это выдерживать нам обоим было нереально, и, расспросив знакомых и коллег, мы получили согласие на вступление в брак от двух невест. Маруся была любимой кошкой моего шефа, директора института, а Мура проживала в доме ученого секретаря. Обе кошки уродились очень похожими на Терентия – полосатые с белым животиком. Таким образом, мой котяра по очереди похаживал то в дом ученого секретаря, то в апартаменты директора института. Судя по всему, директорская Маруся ему нравилась больше. Когда я приходила забрать ловеласа домой, в переноску он забирался очень неохотно, и приходилось подталкивать его под зад. У ученого секретаря Терентий после женитьбы запрыгивал на антресоли и усаживался мордой к стене, так что оттуда торчала только его полосатая жопка. Так или иначе,  дети у него появлялись в обоих домах.

Как-то в конце лета, когда у меня еще не было своего жилья и я снимала квартиру в спальном районе, случилось страшное - мой котенька пропал… В тот день из Саянской экспедиции в город вернулся геологический отряд новосибирцев. Поскольку в моей арендованной квартире было достаточно места, и одна большая комната пустовала, я с радостью предоставила ребятам приют на пару ночей. Пока они разгружали свое полевое барахло, я готовила домашний ужин, а водитель неспешно разводил спирт, Терентий крутился возле нас, обнюхивая геологический скарб и периодически  выбегая на балкон. Закрытие полевого сезона получилось душевным, ужин удался, шутки геологов были отборные, воспоминания приятными, геологические байка прикольными…

Время шло к ночи. И вдруг я обнаружила, что кота нет. Его не было нигде. Я вышла на балкон и заплакала… Я рыдала в голос  так безутешно, что новосибирский водитель  был готов тотчас побежать на улицу и притащить мне любого кота, лишь бы я вытерла слезы. Вдруг, перегнувшись через перила, в темноте я увидела светлое пятно на балконе первого этажа (я жила на втором). Я спросила: «Терентий?» и в ответ услышала: «Мя». Часы показывали почти полночь.

Соседка снизу была тетенькой суровой, я ее откровенно боялась. И чтобы идти к ней ночью за котом – ничего страшнее для меня тогда быть не могло. Но деваться  некуда, пришлось на полусогнутых идти выручать засранца. Заикаясь, я извинилась и с дрожью в голосе объяснила соседке, что мой кот у нее на балконе и мне его надо забрать.  Квартира была трешка-распашонка, в коридоре мы выставили заслон в виде меня. Хозяйка распахнула балконную дверь. Терентий тотчас рванул с балкона по квартире. Ловко обойдя препятствие - мои широко расставленные руки и ноги, он ломанулся в спальню. В спальне соседка утром покрасила полы… То, что она нас обоих насмерть не зашибла, было большой удачей того дня.

Бывало, забегала ко мне в гости подруга. Устроившись в уютной кухне за столом, мы болтали ни о чем, делились новостями и пили вино. Терентий в такие минуты забирался на раковину, находящуюся напротив стола и очень внимательно нас слушал. Как только наполнялся очередной бокал, взгляд кота становился строгим и осуждающим. Появлялась четкая уверенность, что Терентий в прошлой жизни был суровым наркологом, критикующим прием алкоголя.
 
Терентий прожил со мной 16 лет. Мой мохнатик был свидетелем двух моих разводов, трех переездов, развала СССР и смены четырех президентов нашей страны.
Как-то августовским утром он отказался от еды. Просто сидел над своей чашкой… Я подумала, что после работы отнесу его к врачу. Когда я пришла вечером домой, он лежал на табуретке. Он лежал… И его уже не было… Он ушел на радугу…


Рецензии