Музейная миля Москвы

Я всегда получаю большое удовольствие от хождения вдоль Музейной мили – участка городского пространства, находящегося в центре близь Москвы-реки, где расположены четыре московские художественные институции мирового значения.
В парке Горького стоит бывший павильон «Времена года», облагороженный архитектором Ремом Колхасом до полной неузнаваемости; здесь расположен музей современного искусства «Гараж»; за его стенами, облицованными матовыми стеклами, как уж повелось, для зрителя всегда уготован какой-нибудь ошеломительный сюрприз. Но и площадь Искусств, расположенная перед  Музеем, служит выставочной площадкой; на ней, подчас, экспонируются самые радикальные произведения.
Отсюда, пройдя по аллее к Главному входу, и перейдя через Садовое кольцо по подземному переходу, оказываешься перед фасадом Третьяковки на Крымском валу, хорошо знакомой благодаря многочисленным встречам с искусством – как классическим, так и современным, - произошедшим в этом здании советской постройки, несущем отпечаток этой эпохи. Одно время его собирались снести, заменив «Апельсином» Нормана Фостера, но, - хорошо это, или плохо,  здание устояло; ведь к нему привыкли, как символу Новой Третьяковки.
Продефилировав парком Музейон, изобилующим самой затейливою скульптурой, выходишь к стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала. Здесь полнеба занимает гигантская фигура Петра, изваянная Церетели на фоне корабельной мачты, с которой свисают зарифленные паруса, похожие на половые тряпки, развешанные для просушки. Над этим монументом не издевался только ленивый, но теперь все к нему привыкли, и на него не обращают внимания. Зато, направив взгляд вдоль канала, в отдалении замечаешь четыре тонких трубы голубого цвета, и недоумеваешь: что это могло бы быть?
На Музейную милю можно ступить и с конца противоположного, - продвигаясь по Лаврушинскому переулку от нарядной ограды Библиотеки имени Ушинского по направлению к Водоотводному каналу; слева, вслед за Инженерным корпусом перед тобой проплывает щусевский шедевр – Третьяковская галерея, постоянным посетителем которой я являюсь с 1944 года, с пятилетнего возраста; далее слева тянется целый музейный квартал, завершающийся грандиозной незаконченной стройкой – здесь через год-два будет стоять здание новой Картинной галереи. Перейдя Кадашевскую набережную, я  вступаю на Третьяковский мост, ведущий в Репинский сквер, расположенный на противоположном берегу; тут я бросаю взгляд влево, вдоль Водоотводного канала, и что же сразу мне бросается в глаза?
За Малым Каменным мостом - кинотеатр Ударник, знакомый с детства, а за ним в небо вонзаются четыре тонких голубых трубы, которые я видел из парка Музейон. Так что же все-таки это такое?
Важнейшим пунктом Музейной мили является Пушкинский музей: ныне – это целый квартал архитектурной классики, в котором содержится богатейшее собрание классического искусства, с ранних лет согревающее душу, но и Современное Искусство этому музею отнюдь не чуждо. Отсюда после пересечения Волхонки, и обойдя Храм Христа Спасителя слева, поднимаюсь на Патриарший мост, перехожу Москву-реку, и направляюсь дальше. Стоило мне миновать траверз Дома на Набережной, как слева появилась роща молодых березок, а из-за нее показались четыре тонких голубых трубы; теперь они оказались совсем уже близко. Спешу пройти дальше, пока с моста не открылся вид на ГЭС-2 – новую резиденцию фонда Ви-Эй-Си (V-A-C), знаменитого своими замечательными проектами Современного Искусства. Огромное здание, построенное в стиле промышленной архитектуры начала прошлого века, венчают четыре тонких высоких трубы, - лаконичный артефакт искусства XXI века.
Тут меня осенила следующая идея: три прогулочных маршрута, нарисованные выше, можно рассматривать, как этапы деконструкции по Дерриде (  Жак Деррида (1930 -2004) – выдающийся французский философ) пространства Музейной мили, в фокальной точке которой располагаются четыре голубых – под цвет неба - трубы, взметнувшихся ввысь; число четыре здесь не случайно;- оно, возможно, отражает квартет упомянутых выше художественных институций, угнездившихся на Музейной миле.
                Октябрь 2021 


Рецензии