Полунин Александр Иванович

День рождения Героя

Полунин Александр Иванович (13 октября 1921 – 24 декабря 2005), командир эскадрильи гвардейского штурмового авиационного полка, гвардии старший лейтенант. Герой Советского Союза.

[100 лет со дня рождения!]

Родился в д. Кубань ныне Грязинского района Липецкой области в семье крестьянина. С 1930 г. жил в г. Липецке. Окончил 9 классов липецкой средней школы № 5 и, одновременно, Липецкий аэроклуб имени М. В. Водопьянова. Затем окончил 2 курса Ташкентского электромеханического техникума.

В Красной Армии с ноября 1940 г. В сентябре 1941 г. окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов. Осваивал самолеты Р-5 и СБ-2, однако через несколько месяцев был откомандирован в г. Сарапул, где прошёл переподготовку на штурмовике Ил-2. Участник Великой Отечественной войны с января 1943 г. Боевое крещение принял под Воронежем и Орлом, находясь в составе 118-го гвардейского штурмового авиационного полка 225-й штурмовой авиационной дивизии. Сначала был командиром звена, а через некоторое время – заместителем, а затем и командиром эскадрильи.

4 августа 1943 г., в разгар Курской битвы, при штурмовке скоплений вражеских танков самолёт Александра Полунина был сбит зенитным огнём противника. Машина, объятая огнём, с малой высоты юго-западнее г. Орла упала на боевые порядки противника. Раненный в голову летчик попал в плен и был помещён в Брянский лагерь, потом – в Смоленский. 2 сентября 1943 г. лётчиков, сбитых на Курской дуге, отправили в Германию. В районе станции Борисов несколько военнопленных, среди которых был и Александр Полунин, совершили побег, прорезав финским ножом стену вагона и выпрыгнув на ходу из поезда.

Через несколько дней беглецы встретились с партизанами из бригады имени Щорса и в её составе принимали участие в боевых операциях в тылу врага. Александра Полунина зачислили в диверсионную группу, принимавшую участие в боевых операциях на железной дороге. В декабре 1943 г. на самолете его вывезли на Большую землю и вернули в его эскадрилью 118-го гвардейского штурмового авиационного полка.

Однажды 12 штурмовиков во главе с Александром Полуниным, выполнив задачу по уничтожению колонны отходящего противника, подлетали к линии фронта. Лётчики заметили на окраине села несколько десятков женщин и детей, окружённых гитлеровцами. Полунин скомандовал принять боевой порядок, и штурмовики выстроились в круг. Не сделав ни одного выстрела, они сымитировали атаку. Пока немцы зарывались носами в землю, люди разбежались по лесу. Как выяснилось позже, их собирались угнать в Германию.

Из воспоминаний А. И. Полунина:

«В самом конце лета 1944 года после успешного выполнения задания … мой Ил-2 попал под мощный зенитный огонь противника. …несмотря на многочисленные пробоины на плоскостях и фюзеляже, двигатель работал исправно, а самолет продолжал держаться в воздухе. Но чувствую – управление самолетом очень тяжелое, где-то зацепили рулевые тяги, из-за пробоин была сильно нарушена аэродинамика самолета. Но молодой был, сила была недюжинная. Держу штурвал с полным усилием, тяну самолет, так как его постоянно кренит в правую сторону. Вскоре чувствую, что рука на штурвале начинает отекать. Одно дело держать так штурвал 3-5 минут. А здесь нужно было держать минут двадцать пять…

Выдержал. Вот уже впереди взлетно-посадочная полоса. … Чувствую, что шасси тоже пострадало: самолет не катится, а прыгает. Выключил зажигание, включил все средства пожаротушения. Пробежал самолет по полосе метров сто, и я чувствую, что фюзеляж разламывается. Треск – и хвост остается где-то далеко позади, а двигатель с кабиной «встает на дыбы». Все выскакивают из-под укрытий и бегут к моему самолету. С большим трудом … я вылез из кабины и ужаснулся: весь самолет был изрешечен пробоинами. Когда их потом сосчитали – их оказалось 362, и больших (размером почти с футбольный мяч), и маленьких, осколочных. Просто не верилось, что на таком израненном самолете можно было долететь и посадить его. Повезло и стрелку моего самолета: излом фюзеляжа пришелся по его кабине. Отделался ссадинами и ушибами».

Командир эскадрильи 118-го гвардейского штурмового авиационного полка (225-я штурмовая авиационная дивизия, 15-я воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт) гвардии старший лейтенант Александр Полунин к февралю 1945 г. совершил 118 боевых вылетов на штурмовку вражеских войск, нанёс противнику большой урон в живой силе и технике.

После войны отважный лётчик продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР. В 1951 г. окончил Военно-воздушную академию. Проходил службу в должностях заместителя командира полка, заместителя начальника штаба и начальника штаба соединения, заместителя начальника штаба и начальника штаба воздушной армии, заместителя начальника управления Центрального аппарата Военно-воздушных сил, заместителя начальника Управления кадров ВВС. С 1986 г. – в запасе, затем в отставке.

Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза (1945). Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени и Дружбы.

Участник юбилейного, 50-го парада Победы в городе-герое Москве на Красной площади.

В Москве на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.


Иллюстрации.
Слева: Лётчики 312-го штурмового авиаполка проходят рядом с самолётом Ил-2. Август 1942 г.
Справа: Гвардии старший лейтенант Александр Иванович Полунин. Ноябрь–декабрь 1944 г.
Фото – неизвестных авторов, взяты из открытых источников.
Подбор иллюстраций, композиция: Герои Российской Истории.


Рецензии