Аист рус

Жила в Понёманье вдова в доме с белёными стенами. Дочь её вышла замуж и переехала в соседнюю деревню, вдова осталась с сыном и невесткой. Жила тихо, работала, и не заметила, как хозяйством стала управлять невестка. Вдова и не возражала: ей много не надо, а они молодые, им дальше жить.
Как-то осенью возвращалась вдова с поля и решила пройти лугом вдоль реки. Шла и вдруг заметила, как что-то белое мелькает в осоке и тростнике. Подошла ближе, смотрит – аист со сломанным крылом. Жалко ей стало птицу, пропадёт ведь. Стала ловить, а он не даётся, пытается взлететь, да куда там, только бегать и может. Наконец, поймала, завязала в платок и понесла домой.
Пришла домой, показывает, а невестка разворчалась, пользы, мол, никакой, а есть будет. Обидно стало вдове, не за себя, за птицу. Что ж, говорит, если думаешь, что аист тебя объедать будет, я буду кормить его из своей тарелки. Тут уже и сын вступился. Ничего, говорит, пусть остаётся, еды хватит. Перевязали аисту крыло и определили жить в хлеву.
Когда снег сошёл, и стали возвращаться из Вырая*  птицы, аист улетел. «Ну вот, - ворчала невестка, - кормили его, лечили, и никакой благодарности». Вдова не отвечала. Спасли птицу и хорошо. Бог увидел.
Но аист не забыл доброту вдовы. То на луг, то в поле прилетал, только во двор не приходил из-за невестки.
Когда птицы снова стали собираться в Вырай, аист прилетел проститься. Подошёл и ткнулся головой в живот. Обняла его вдова и немного постояла рядом с птицей. Потом и говорит неожиданно:
- Забери меня с собой. Всегда хотела знать, как там, в Вырае.
Ничего не ответил аист, только посмотрел внимательно.
- Правда, - повторила вдова. – Забери меня. Здесь меня ничто не держит…
Сердце её заныло, и на мгновение стало темно, словно тень набежала на солнце. Но тут же прошло.
- Что ж, - отвечал аист, - полетели.
Он взмахнул крыльями, и вдова почувствовала, как что-то поднимает её вверх. Легко и свободно устремились они на юг. Над лугами, над полями, над лесами и болотами, всё выше и выше, всё дальше и дальше от родных мест.
Они пролетали болота, заповедные дремучие леса, широкие реки со сладкой водой, бескрайнее озеро с солёной водой и такую же бескрайнюю сухую бесплодную землю.
И там, за бесплодной землёй, снова увидели луга и леса, озёра и реки, чудесные неведомые растения и чудесных неведомых животных.
- Это Вырай? – спросила вдова.
- Да, - отвечал аист. – Это Вырай, и ты можешь оставаться здесь столько, сколько пожелаешь.
Потекли дня, полные безмятежности и покоя. Не нужно было работать, не нужно делать запасы на зиму, потому что и не было здесь ни осени, ни зимы. Одно только лето, яркое, жаркое, праздничное лето.
Вдова словно вернулась в детство, даже не в детство, в воспоминания о лёгком, беззаботном детстве, когда всё, что нужно, появлялось безо всяких усилий с её стороны, само собой.
Дни сменялись днями, вдова наслаждалась отдыхом и покоем и даже удивилась, когда аист сказал, что он собирается обратно на Нёман.
- Уже?
- Да, пора. Такова птичья доля.
- А мне? – проговорила вдова. Впервые за время, когда она оказалась в Вырае, вдова подумала о доме, о детях. – Можно мне вместе с тобой?
- Конечно, - кивнул аист. – Только ты уже никогда не будешь прежней.
- Ну и что, - продолжала вдова. - Посмотрю одним глазком и сразу обратно.
Покачал головой аист и сказал:
- Ну что ж, как хочешь.
И началось их путешествие обратно: над бескрайней бесплодной землей, над таким же бескрайним озером с солёной водой, над широкими реками, заповедыми дремучими лесами и болотами… Вот уже показались знакомые луга и поля, а вот и домик её с белёными стенами. Опустилась вдова во двор, хотела обнять сына, но он вдруг замахал руками и схватил палку, прогоняя её прочь.
Горько стало вдове, горько и грустно. Но делать нечего, решила отправиться к дочери в соседнюю деревню: может она будет добрее к матери. Опустилась на крышу, дожидаясь, пока дочь выйдет из дома. Вдруг слышат, соседские дети кричат: «Аист, Аист!» Обернулась, а дети показывают на неё.
- Я - аист? – удивилась вдова. – Когда? Как?
Полетела к реке, чтобы посмотреть на себя, как вдруг почувствовала, как что-то больно ударило её, и левое крыло безжизненно повисло.

---
* Вырай (бел.) – мифическое место, куда улетают на зиму птицы. Туда же отправляются души умерших людей.


Рецензии