Моя сельская жизнь. Совсем недавно

       На фото - папино увлечение. Самое темное - уже готовый продукт, там где светлее (и виден осадок) - одна из промежуточных стадий, сусло уже не бродит, но вино еще не настоялось.


       Не секрет, что 90-е годы подобно вихрю выметали огромные массы населения с обжитых мест. Если бы не развал СССР, если бы не парад суверенитетов, то мои родители ни за что не покинули бы край, где прошла почти вся их жизнь. Долго тянули, но все-таки уехали. Благодаря брату, который обосновался в России раньше, папа и мама осели в относительно благополучном селе. При Союзе местные власти решили было придать этому селу статус поселка городского типа, для этого построили несколько кирпичных 3-этажных домов с городскими удобствами, и даже успели возвести панельный дом с квартирами улучшенной планировки.
       В одной из таких квартир мои родители и поселились. Я не уехала вместе с ними, имелся очень солидный «якорь», а когда «якорь» потерял силу, было поздно. Какой смысл срываться в неизвестность в предпенсионном возрасте?
       Итак, про жизнь на селе. Квартира квартирой, а жить без огорода, с точки зрения сельчан, - непорядок. И пока у родителей хватало сил, они активно осваивали новые для себя навыки. Папа в длинных письмах чуть ли не по дням расписывал огородные будни и слал фотографии урожая.
       Но, как заметил один поэт, «...это годы берут свое, а у нас отбирают наше...». Настало время, когда родителям уже не то, что огород, себя обиходить сил не хватало. И я, выйдя на пенсию, поехала за ними присматривать.
       Конечно же, за те 5 лет, что мы провели под одной крышей, было всякое и разное. Но сейчас я хотела бы вспомнить всего лишь несколько моментов.
       С огородом я не стала связываться. В месяц приезда – конец июня – уже было поздно, да к тому же родители позволили на выделенной им земле работать семье из этого же дома. А на следующий год я не стала поднимать вопрос о возврате.
       Поскольку своего огорода нет, то все дары земли приходилось покупать, но надо отметить, что цены были щадящими.

       Как-то раз звонит одна из маминых знакомых и сообщает, что к сельсовету подъехала машина с картофелем. А картошка такая хорошая, такая хорошая, грех не взять. Мне пройти хоть 5 км, хоть 10 – не проблема, но вот тащить груз... Откапываю в сарае каталку, точнее, каркас с колесами, и хоть он внушает мне серьезные опасения, но другого механизма, могущего облегчить транспортировку груза все равно нет. Пошла с таким раритетом, по пути успокаивая себя, что, мол, нередко старые вещи только выглядят рухлядью, а в деле ого-го! Вместо мешка, невесть куда исчезнувшего, пристраиваю хозяйственную сумку – и вперед!
       Подхожу к сельсовету. Действительно, стоит фургон, в распахнутые двери видна картошка, расфасованная в огромные мешки-авоськи. Прощу взвесить мне 10 кг картофеля и, условно говоря, на меня выливают ушат холодной воды: у ребят нет весов, но картофель расфасован строго по 40 кг. Мешок стоит столько-то, если мне надо меньше 40 кг, то самое разумное - с кем-нибудь объединиться, да желательно поскорее, так как бравые хлопцы собираются уезжать в самом ближайшем будущем.
       Где мне искать особу для совместной покупки, если я еще толком не обжилась?       
       А картофель действительно хорош! По крайней мере, внешне.
       Тяжко вздохнув, купила всю упаковку. Хотела было тут же, на месте, не отходя от машины сколь возможно пересыпать в сумку, но не удалось ни узел распутать, ни синтетические волокна сетки порвать. Таким образом, на прихваченном мною дрындулете умостилась вся масса. Конструкция под весом мешка очень подозрительно крякнула/хрюкнула, но не рассыпалась, внушив некоторую надежду на то, что ветеран сдюжит. Увы, стоило отойти на 50 м от сельсовета (а до дома 2,5 км), как конструкция хрустнула и распласталась (хорошо хоть не рассыпалась). А на образовавшейся решетке распластался мешок. Теперь, когда механизм превратился в нечто плоское и двумерное, он уже не катился, а волочился. Мешок из вертикального положения перетек в заметно наклонное и начал сползать. Полз, полз, вот уже его нижняя часть волочится по земле, и выясняется, что синтетический шпагат, который невозможно было порвать и даже перепилить ножом, запросто перетирается об асфальт.
       Представляете, как весело?! Подобрала вывалившиеся картошины, небольшую часть из мешка пересыпала в сумку, протертую дыру завязала, поволокла ношу дальше. Эх, как же я теперь пожалела, что мы с папой отговорили маму, которая так рвалась меня сопровождать. Я же надеялась быстренько сгонять, а компания мамы и понятие "быстренько" несовместимы. Но если бы она сейчас была рядом – поставила бы ее охранять мешок, а сама в несколько приемов перетаскала бы эти трижды клятые 40 кг.
       Впрочем, хорошо, что я ее не взяла. Зная мамин характер, можно не сомневаться, что стоять и терпеливо ждать она не станет. Разве что если встретит какую-нибудь сельчанку и они начнут бесконечное обсуждение последних новостей. Но улица пуста, поэтому (готова заключить пари с кем угодно на что угодно) как только я с частью картофеля в сумке умчусь в даль светлую, мама, кряхтя и охая, поволокла бы горе-конструкцию за мной, отмечая пройденный путь высыпавшимися клубнями.
       Иду, пыхчу, бурчу, волочу то, во что каталка превратилась, постоянно оглядываюсь. Днище мешка уже все в узлах, однако новые дыры протираются с завидным постоянством.
       Наконец закончен участок вдоль домов, сворачиваю к кукурузным зарослям. Среди кукурузы что ли спрятать вдвое отяжелевший груз? Рискованно! Это сейчас мне кажется, что на участке никого нет, а вдруг работники перекур устроили, и минут через 15-20 ка-ак вколанут!!! Найдут мою картошку, и больше я ее никогда не увижу.
       Плетусь дальше. Кукурузный участок кончился, потянулись посадки каких-то низеньких деревцев. Между тропкой и посадками замечательный арык – довольно-таки глубокий и, главное, заросший настолько, что мешок картошки в нем запросто можно спрятать. Но... Совсем недалеко школа. Вдруг у школьников есть милая привычка на перемене подбегать к этим деревцам, чтобы полакомиться тем, что на деревцах вызрело, и, пересекая арык чисто случайно наткнутся на мой мешок? Не-ет, не стоит рисковать.
       Прошлепала еще метров 200. О, кладбище! И рядом с оградой огромная куча всякого-якого: спиленные ветки, полинявшие венки, обломки реек, какие-то коробки... Главное, куча такая застарелая, что в ближайший час ею точно никто не займется. Затаскиваю мешок так, чтобы с дороги не был виден, и с сумкой, практически налегке, бегу домой.
       Когда я совершила последнюю ходку, и в деталях описала свои мытарства, последовал очень неожиданный вопрос:
       - Мы поняли, что по пути ты мешок с картошкой спрятала. Но как ты потом это место нашла?

       После того, как папа перестал копаться в земле и распылять свое внимание на капусту, морковь, дайкон, помидоры и т.д., увлекся папа виноделием. Плодово-ягодным.
       В селе было несколько любителей, выращивающих и виноград. Угощая, они с затаенной гордостью, приговаривали:
       - Попробуйте, какой вкус!!! Язык отъедите, ничем не хуже вашего азиатского.
       Мы снимали пробу, говорили пару добрых слов, но в тех краях виноград на вкус избалованных южан, был не сладким с кислинкой, а кислым с легкой сладинкой. Зато запах!.. Виноград Белгородской области пах на редкость душистыми ягодами, хотя сложно сказать, какими именно, в том запахе смешивался целый букет - вроде бы и малину можно было обонять. и землянику, и чернику и еще какие-то неведомые, но манящие и дразнящие. Соответственно, вино тоже ласкало обоняние ягодным ароматами. И когда я привезла пару баклажек домой, угостить немногочисленных друзей, никто не поверил, что вино виноградное. Ягодное - и точка!
      Что же касается ягод – смородины, ежевики, крыжовника - то селяне несли их ведрами. Не задаром, но цены были воистину смешными.
       С плодами однажды вышло вот как. Село, где жили родители, речушкой разделялось на 2 сильно неравных половины. Основная часть размещалась на левом берегу, а на правом – буквально 2 десятка домиков, но в одном из них жила А.Д, с которой мама неведомым мне образом очень сдружилась. В гости друг к другу они уже не ходили, расстояние смущало, но перезванивались ежедневно.
       Пригласила меня А.Д. как-то раз собрать яблоки в ее саду. Мама эту идею сразу одобрила, беги, доченька, у А.Д. самые вкусные яблоки. Доченька подхватывает 2 ведерка (каталка-то уже сломана) и самым быстрым аллюром скачет в Заречье. Надо отметить, что домики в Заречье стоят не на самом берегу, а примерно в километре, да разве это проблема для ног новоявленной пенсионерки?
       А.Д. встретила меня приветливо, но указала, что собирать надо не с деревьев, а с земли, падалицу. По телефону нельзя было уточнить этот момент? За падалицей я бы так не спешила. А может и вовсе отбоярилась бы. Но уж коли пришла, то приступила к подборке. В темпе заполнила оба ведерка, собираюсь разворачиваться, но А.Д, меня тормозит:
       - Что это Лара так поскромничала, такие маленькие ведерки дала. Возьми мои, вернешь при оказии.
       Если честно, то в Заречье у меня никогда оказии не будет, лишь специально прийти, но, повторюсь, лишний раз туда-сюда сбегать не сложно.
       Однако, стоило увидеть, что предлагает А.Д., то мне чуть дурно не сделалось. 2 огромных не ведра - ведрища! Такие размеры, что я их от земли не оторву. Не потому, что в них тяжесть неподъемная уместится, а потому что каждое мне чуть ли не до пояса, не будет зазора между землей и донышком. А.Д, уловив мое смятение, протягивает еще одну приспособу – коромысло:
       - На нем и понесешь.
       Буду честна – на первых порах мне самой интересно стало, и дом А.Д. я покидала с некоторым энтузиазмом от необычных ощущений. Но не стоит удивляться, что энтузиазм быстро улетучился. Особенно когда я дошла до того километра, который вел к мосту. Поняла, что с коромыслом надо дружить с детства, и уж коли до пенсии такой навык не отработала, то и привыкать не стоит.
       А потом я прокляла все на свете.
       Дорога проходила как бы в туннеле, настолько разрослись вдоль нее деревья и кусты. А в туннеле лютовали комары, каждый величиной с воробья. Даже коромыслом не отобьешься, поскольку обе руки постоянно заняты.
       (Странно, почему по пути к А.Д. я их не заметила? Я так быстро пронеслась, что они за мной не успевали? У них тогда был сон-час? Или в той смене часовые оказались разгильдяями? Проглядели? А теперь новая смена проявила бдительность и прогудела сигнал наступления).
       Дальнейшая переноска яблок выглядела так: вспомнив, как носила хлопок на хирман, беру одно ведро, ставлю на голову (пришлось пожертвовать шарфиком, не на волосы же ставить грязное дно), и несу, мня себя восточной красавицей. Вроде бы даже бедрами повиливала. Через некоторое время сгружаю, бегу за вторым ведром. Хотя внутренний голос очень советовал не валять дурака и высыпать эти яблоки здесь же, не доходя до моста. Очень разумная мысль, но, с другой стороны, неудобно. Продраться сквозь кусты физически невозможно, настолько плотную стену они образовали, а огромные кучи ничем не замаскируешь (не по яблочку же разбрасывать весь километр). Дорога вроде бы по несколько дней пустует, но мое счастье таково, что именно сегодня по ней кто-то непременно пройдет или проедет, кучи заметит и донесет А.Д. Поскольку яблочки очень узнаваемые. Редкий сорт, растущий только у нее.
       Как бы я ни страдала, как бы ни искушал меня внутренний голос, до дома оба ведра донесла, и в тот же вечер отобрав наилучшие, основную массу пустили на вино. Вино из этой партии вышло на редкость душистым.

       Но папе все было мало. Его тянуло на эксперименты. Я как-то имела неосторожность в качестве анекдота рассказать, что когда грузовики везут сахарную свеклу на завод, то нередко отдельные свеколины вываливаются на обочину, а там уже бродят маргинального вида товарищи, которые подбирают выпавшее. Наверняка для «огненной воды».
       Услышал бывший главный инженер про «огненную воду» и тут же поручил доченьке присоединиться к тем товарищам. Точнее, не присоединиться, а последовать их примеру – тоже побродить вдоль дороги и насобирать побольше клубней. И был очень удивлен, даже огорошен, когда доченька - его правая рука и исполнитель-воплотитель его замыслов - на корню зарубила столь многообещающую идею.


Рецензии