Чернобрывцы. Кубанские рассказы
Наталья нарвала в огороде маленький букет бордовых с оранжевыми всполохами цветов. Ей захотелось поставить их на стол. Они казались яркими и нарядными в лучах осеннего солнца на фоне пожухшей зелени, но была в них какая-то невысказанная грусть и трагичность. «Цветы осени» - подумала Наталья.
Она уловила терпкий сложный аромат. Цветы пахли полынью и сладостью, осенью и последним солнечным теплом, свежестью и прелью. Этот запах хотелось вдыхать вновь и вновь. Он будоражил и радовал, и тут же будил воспоминания.
Сколько себя помнит Наталья, она помнит и эти цветы. Они всегда росли в их доме. Когда Наташа была маленькая, она спросила у своей прабабушки Даши, почему она столько сажает цветов в огороде:
- Бабуль, их же не видит никто. Сажают на клумбах, на улице, а у тебя в огороде.
- Как никто не видит? Мы с тобой видим. Я для нас и сажаю. Смотри, какие цветы яркие и пахучие. Понюхаешь, и жить хочется.
- Да и цветы у тебя какие-то странные. Не очень-то они яркие, есть гораздо ярче и красивее. И пахнут они полынью.
Бабушка засмеялась:
- Это чернобрывцы. И мне они нравятся больше всех.
Прабабушка Даша жила долго, почти сто лет, и очень хотела увидеть деток правнучки, но не успела. Заболела, и за неделю ее не стало.
Когда прабабушка, любимая «бабуля» Натальи умерла, то она не смогла приехать на похороны близкого ей человека. Куда поедешь, когда на руках шестимесячный ребенок, а другой его не намного старше. У Натальи были погодки. Да и между родительским домом и Натальей простирались тысячи километров и смутные времена 90 годов.
В ту ночь у нее не спал младший шестимесячный Саша. Не плакал, но и не спал. Ворочался туда-сюда и таращил свои глазенки. Не спал сам, не давал спать и маме. Только под утро Наталья заснула и увидела во сне прабабушку.
Знакомая до боли маленькая хрупкая фигурка, седая голова, морщинистые дрожащие руки и добрые глаза – это была ее бабуля. Она пришла к ней и сказала: «Я пришла тебе помочь. Я буду тебе помогать».
Бабуля взяла порванные детские колготки, села на стул и начала их зашивать, как раньше в Наташином детстве. Бабуля заштопала их, аккуратно сложила и ушла через темное стекло балконной двери. Ушла через закрытую дверь.
Наталья не успела во сне ничего понять, как проснулась от звонка. Принесли телеграмму: «Бабушка Даша умерла».
Наташа тихо плакала, боясь испугать детей. Старший Ваня, полуторагодовалый малыш вытирал ей слезы. Прошло много лет после смерти бабули, а она помнит этот день, как будто это было недавно.
Тут мама Натальи вышла на пенсию. Наташа долго не думая, забрала маму к себе. Первое что сделала мама, это посадила в саду знакомые цветы.
- Мам, ты тоже любишь чернобрывцы?
- Да. Это цветы моего детства. Это бархатцы. Чернобрывцами их звали только у нас. Они мне напоминают наш маленький домик в Лесковом. Тогда все еще были живы: бабушка с дедушкой, мама с папой.
Бабушка Даша их очень любила. Она всегда сажала много цветов. Собирала отовсюду по крупинкам семена, ведь в тяжелое послевоенное время было не до цветов, и сажала. У нее было больше всех цветов в Лесковом. Пол-огорода и палисадник. А к чернобрывцам у нее сложилось особое отношение, – рассказывала мама.
Мама Натальи всю жизнь проработала на большом заводе. Только когда вышла на пенсию и переехала к дочке, она с удовольствием стала ковыряться в земле. Сажала огород, цветы и, конечно же, бархатцы.
Когда же мама стала совсем старенькой, она сажала цветов совсем немного. Сажала в горшок, два-три кустика. Но жгуче бордовые и оранжевые цветы все равно росли в доме.
В начале лета Наталья почти два месяца не была дома. Она звонила маме по несколько раз за день. Мама звонила ей. Наталья всегда знала, что звонит мама, даже не посмотрев на номер. Иногда она брала телефон в руки за несколько секунд до звонка мамы. Она чувствовала ее.
А в это трагичное утро Наталья сидела с внучками. Она уже сама стала бабушкой. В суете она забыла позвонить маме. Не почувствовала ее. Каждый день звонила, а в этот день нет! Тревогу подняла дочка Натальи, она не смогла дозвониться до бабушки.
Вскрыли дом. Скорая, больница, реанимация. Мама была в коме, вернее она уже была мертва. Мозг мертв. Она умерла во сне. Наталья все дорогу, возвращаясь, домой плакала, она знала, что мамы уже нет. Она перестала ее ощущать живой. Она перестала чувствовать ее.
Когда в регистратуре больнице ее спросили: кто она приходится привезенной на скорой помощи и дали ее номер врачу, Наталья понимала, что это все. Наталья чувствовала, что осиротела.
Наступила осень, и, гуляя с внучками в парке, Наталья увидела клумбу со знакомыми цветами. Она почти автоматически отщипнула несколько засохших головок с семенами. Сложила в носовой платок и забыла про них.
На следующий год весной, что-то потеряв в своей сумочке, она нащупала небольшой сверток в потайном кармане. Развернула и вспомнила про бархатцы.
На огороде оставалось пустая грядка, и она туда посеяла семена цветов. Они взошли густо и рясно. Наталья взяла да и рассадила их везде, вдоль грядок и дорожек. Она где-то вычитала, что запах бархатцев отпугивает вредителей.
Но против соседских коз запах оказался бессилен. Эти бестии сделали в заборе дырку и подчистую сожрали весь огород. Сожрали все, кроме цветов.
Сосед чтобы загладить вину своей скотины, привез Наталье ящик помидоров и огурцов. Наталья, махнула рукой и забыла про огород. Больше не ходила туда с середины лета.
В конце сентября она решила поискать петрушку, зашла на огород, который был за садом и ахнула. Там везде буйствовали цветы. Они из маленьких ростков разрослись в широкие и объемные кусты. Эти кусты были осыпаны бордовыми и оранжевыми цветами. Над огородом витал знакомый терпкий запах. Весь огород зарос одними бархатцами.
Наталья пошла между цветов, наслаждаясь их красотой, трогая рукой мягкие бархатные лепестки, и вдруг она почувствовала маму. Она вспомнила бабулю. Она как будто прикоснулась к ним. Эмоции нахлынули на нее.
Хотя было немного грустно, Наталья знала, что так и должно быть. Мы все уходим, но мы остаемся. В сердцах, памяти близких. В любимых вещах и цветах.
Вечером сын привез внучек. Младшая, четырехлетняя Ксюша, заметив на столе в кухне букетик цветов, подбежала к бабушке: «Баушка, а можно я тоже цветочков нарву? Маме отвезу букетик».
«Конечно, можно»- ответила Наталья. Она стояла, смотрела, как малышка аккуратно собирает по одному цветочку букетик из бархатцев. Стояла и улыбалась.
Свидетельство о публикации №221101500029