Глава седьмая. Город

В Читу они приехал утром. До Катиного  дома добрались на  такси. Возле  подъезда Полина придержала спутника за руку:
 — Андерс, давай на время  забудем обо всем.  Я хочу ненадолго   очутиться в прежнем,  спокойноми  и таком предсказуемом  мире. Пусть Олег считает, что мы друзья Кати и  приехали просто погостить.
— Можно даже объявить им, что мы жених и невеста, —  озорно улыбнувшись, предложил Андерс. 
— Твоё воображение не слишком  разыгралось? 
— А, что здесь такого? –  изумился он.
— Ничего! — Полина подхватила сумку и направилась к  лестнице.
— Сумку отдай, — он забрал у нее тяжёлую ношу.
На звонок открыла Катя. Подруги долго и шумно обнимала в прихожей.
– Ой! Что же это я вас в прихожей держу, — спохватилась Катя.  —  Не топчитесь здесь, проходите в зал.  Можете после своих скитаний душ принять, а я завтрак пока приготовлю, Семёныча подниму, — хлопотала  радостно она. 
— Да не беспокойся ты, и Олега не трогай, пусть спит, — попыталась угомонить её Полина.
— Нет, ему уже всё равно на работу пора вставать. После того, как  помогли меня на Сохондо отыскать, вы для него самые дорогие гости.
  Полина, по опыту знала, что, когда Катерина в таком состоянии, спорить с ней  бесполезно, оставалось одно: безропотно подчиняться.
Пока они приводили себя в порядок, Катя приготовила завтрак, накрыла стол  в просторной, уютной столовой, разбудила мужа. За завтраком все бурно обсуждали последние события, делились новостями.  Через некоторое время, Олег, взглянув на часы, заторопился  на работу. Андерс, побыв ещё немного с женщин,  перебрался в гостиную поближе к  телевизору.
 Полина поведала Кате о путешествии в заононскую степь, умолчала только о  битве в пещере и гибели Янычара. Катя в свою очередь рассказала последние городские новости:  сразу после Сохондо она ушла в отпуск.  После всех испытаний Олег вообще настаивает, чтоб она уволилась с работы, но она, конечно, сопротивляется. Когда он узнал о  беде Полины, предложил, пока пожить  у них, благо места  хватало для всех.
— Цени, — усмехнулась Полина, — любит он тебя, даже под одной крышей со мной готов жить.
 — Да, ладно тебе, — отмахнулась от неё Катя, — добрый он у меня, и к тебе хорошо относится, только дружбу нашу близко к сердцу принимает, ревнует. А ты-то сама, что решила?
— Я? Не знаю…. Хочу просто отдохнуть, устала  от всего. Мы с Андерсом  с  недельку погостим у тебя, а дальше даже загадывать не буду. Ты как, не против этого?
— Ещё спрашиваешь? — возмутилась Катерина. — Конечно, «за».   Ты  с дороги  не очень устала?
— Нет, в поезде выспалась.
— Тогда, у меня предложение, пошли в магазины и на рынок. Мне нужно кое-что к обеду купить, заодно и тебе что-нибудь  из одежды присмотрим. Я твои отпускные и зарплату на днях получила.
— Я бы пошла, да не в чем. Всё  сгорело.
— А вот тут ты меня недооценила,— улыбнулась Катерина. — Я пока  вас ждала, обновы тебе  накупила.
Она потянула Полину в отведённую ей комнату. Порывшись в платяном шкафу, достала коробку и несколько пакетов. Полина открыла их, разглядывая покупки.
— Катя! Вот ты меня обрадовала! Спасибо! — Она поцеловала подругу в щёку. — Ты не представляешь, как я по всему этому соскучилась.  Пока по горам, да степи скиталась, уже и женщиной  чувствовать  себя перестала.
— Чего же ты смотришь?  Примеряй! Думаю, должно быть впору, я твои размеры знаю, пойду, тоже переоденусь, — довольная произведённым впечатлением, Катя ушла.
Полина надела наряды, скользящий шёлк приятно холодил кожу. Элегантное, малахитового цвета платье до колен, подчеркивало тонкую талию, открывало ровные стройные ноги в босоножках из мягкой кожи, на удобном высоком каблучке. Полина тщательно расчесала щёткой волосы и заплела в косу,  уложив её на голове как корону.
Катя заглянула в комнату, узнать, готова ли Полина.
— Ну, как?
— Выйдешь  на улицу, все мужики твои будут, — озорно засмеялась Катерина.
— Ну, тогда вперёд, за победой!  — обняв её за талию и горделиво вскинув голову,  ответила ей в тон Полина. 
— Куда это вы собрались воевать? — услышав их громкие голоса,   оторвавшись от телевизора, спросил Андерс.
— Полина с тобой и Кимом, совсем лесной дикаркой стала. Вот, уговорила её посидеть с друзьями  в ресторане, давно звали. Пообщаемся, кое-какие дела обсудим, — серьёзным, деловым тоном объяснила Катя.
Полина, стоявшая за её спиной, от неожиданности поперхнулась и громко закашляла. Катя, схватив её за руку, быстро протащила мимо Андерса и выставила   на площадку. Вернувшись в комнату, извинилась перед гостем:
— Андерс, мы ненадолго, часа на три. С собой не зовём, потому что  будет своя, узкая компания. А ты не скучай. У мужа хорошая библиотека и в телевизоре сто с лишним каналов,  — попрощавшись, добавила она.
— Зачем ты сочинила про ресторан? Что он сейчас обо мне подумает? Бросили одного, а сами …, — сердито спросила  её Полина, поджидавшая у подъезда.
— Не расстраивайся! Подумает то, что надо, что не один он такой, красавчик, и другие имеются, — отмахнулась от нее  Катерина, направляясь вниз по улице, в сторону площади Ленина.
— Что это на тебя накатило? Покажи хотя бы одного, кто  в нашу сторону  глянул, — с иронией промолвила Полина, торопливо шагая следом.
Катя оглянулась вокруг и обрадовано сказала:
— И покажу, видишь, толпа у киоска стоит. — Полина оглянулась. Возле газетного киоска действительно стояла группа хорошо одетых мужчин.
— Неужели не узнаёшь? — удивилась Катя.
Полина глядела, не отводя глаз. Если бы не подруга, она бы его не увидела.
Илья изменился, поредели когда-то густые, вьющиеся волосы, лицо слегка оплыло, появился животик, но глаза, озорные, всегда смеющиеся глаза, остались прежними. Она стояла, не шевелясь и не делая  шага навстречу. Он кинулся к ней первым. 
— Полина! А я уже  не надеялся, что увижу тебя, — протянул руки, что бы обнять, но что-то в её  взгляде остановило его. Так и не притронувшись, стоял,  пытливо разглядывая.
— Мы не виделись с тобой двадцать лет, а ты ничуть не изменилась, —  произнёс удивленно.
— Восемнадцать.
— Что? — Недоумённо переспросил Илья.
— Мы  расстались с тобой ровно восемнадцать лет назад, тоже в июне.
— И ты меня так и не простила?
— А разве это было нужно?
— Да. Я ведь так и не смог  тебя забыть.
— Ну и напрасно, — легко улыбнулась ему Полина. — Всё это было в молодости, чего тогда не случалось.
— Зря ты так. А характер у тебя остался прежний, — промолвил он с досадой.
— Может, хватит вам, после стольких лет разлуки на улице беседовать? — Не выдержав, вмешалась Катя. — Пойдёмте к нам, встречу отметим. Столько лет не виделись. Здравствуй, Илья, — промолвила она, подойдя ближе. — Или не узнаёшь?
  Он внимательно присмотрелся к высокой статной женщине с пышной, черноволосой причёской. Потом, облегчённо засмеявшись, обнял, приговаривая: 
  — Катя, Катюша! Какая же ты стала большая!
— Да и ты, вроде тоже не маленький, — шутливо ткнув его кулачком в живот, парировала она.
— Ты права, — добродушно засмеялся Илья, — расту помаленьку, только,  над нашей Полиной, смотрю, время не властно. — Ну,  девчата, раз мы встретились, это дело нужно отметить. — Он озабоченно взглянул на часы. — Сейчас  не могу, через двадцать минут заседание в Правительстве края, сами понимаете, опаздывать нельзя. Говорите, где и когда вас найти? — оглядел он подруг.
— У меня. Приходи к ужину, ждать будем в шесть вечера,  —  Катерина назвала свой адрес.
— Всё, договорились, — согласился он, и пошёл к поджидавшим его коллегам.
— Как ты это подстроила? — подозрительно глядя на Катю, спросила молчавшая до сих пор Полина. — Таких совпадений  не бывает.
— Ты что, Полина! Откуда я могла знать, что вы сегодня приедете? — Искренне удивилась Катя. — Видно судьбе так угодно — встретится вам сегодня.
— Может и судьба, — неожиданно легко согласилась подруга. — А ну их всех! Посмотри, лето в город пришло.
— Соскучилась по Чите?
— Очень!
***
Полина шла, с жадностью разглядывая похорошевшую за лето Читу. Яркое солнце било в глаза. Ослепительная синева неба и метель из отцветающих лепестков диких яблонь кружили голову. Праздничное настроение создавала музыка, звучавшая из раскрытых окон домов и летних кафе, расположенных под  разноцветными зонтиками прямо на площади. Максимально раздетые и уже загорелые девчонки и парни стайками толпились возле них, сидели за яркими пластмассовыми столиками.
 Полина соскучилась по городской суете, по говорливой человеческой толпе, по шумному потоку машин. Даже запах бензина смешанный с запахом разогретого асфальта не раздражал её. Она шла, разглядывая город, словно встретила  после долгой разлуки старого друга. На площади установили красочный надувной  шатёр,  оттуда слышался смех детворы, прыгавшей на батуте.  Ребята постарше играла возле фонтана, по очереди ныряя в его холодные струи. Важные малыши, под присмотром взрослых, катались на электромобилях, взятых напрокат. Город жил, и успевал радоваться, такому короткому  в Забайкалье лету.
«Жаль, что Андерса нет  с нами», — вдруг подумала Полина.  И тут же мысли перенеслись к Илье.
— Зачем ты его позвала? — спросила она ворчливо Катю.
— Кого, Илью? Ты что, не рада? — изумленно подняла брови  Катерина,  – Когда-то ты была от него без ума. А он-то, Полина, как ошалел, когда тебя увидел. Пусть теперь себе локти кусает, когда поймёт, от чего в своё время отказался.
— Ты ради этого пригласила его в гости?
— Ну, не только. Всё-таки бывший однокурсник, и твой несостоявшийся жених. Интересно поговорить, узнать, как ему в Москве живётся. Ты читала про него? Он теперь стал светилом в нейрохирургии.
— Читала.
— А Илюшка - то, мужик ещё хоть куда, видный. Интересно, женат он или нет? — прищурила чёрные глаза Катя.
– Ты снова за старое, всё пытаешься меня замуж пристроить? — Полина сердито дернула за руку подругу.
— Дура ты, Полинка! — выругалась в сердцах Катя. —  Я же ради твоего блага стараюсь. Представь, он приходит, красиво ухаживает, как это умеет делать только Илья. Твой пришелец, не глупый, поймёт, что ты в девках просидела не потому, что никому не нужна была, а потому, что копалась в мужиках, как принцесса на выданье, вот и докопалась.
— Господи! Андерс-то здесь причём? И не называй его пришельцем! Он такой же человек, как ты и я.
— Ты мне честно скажи, нравится он тебе? — глаза подруги светились неуёмным любопытством.
— Интриганка, — не удержавшись, рассмеялась Полина. —  Скучно тебе без меня было?
— Конечно! Семёныч, совсем озверел, на шаг одну из дома не отпускает, боится за меня.   Мою машину на СТО загнал, а от своей ключи не дает. Поэтому прогуляемся пешком.
— А мне жалко было его тогда. Боялась, как бы инфаркт не схватил, слава Богу, обошлось. Любит он тебя.
— Я знаю. Только мало мне его общества! Помнишь,  как Раневская в сказке говорила: «Жаль, королевство маловато, разгуляться мне негде».
— Поэтому ты, сегодня и проявила такую буйную фантазию? – рассмеялась Полина.
— Ты, главное,  не мешай! Отвожу тебе на сегодня роль  невесты. Пошли выбирать наряд.   
Они долго бродили по городу, заходили в магазины, бутики, наконец, добрались до рынка. Катя остановилась возле знакомого китайца, хорошо говорившего на русском языке, и оживлённо стала обсуждать с ним, какие-то особенности их национальной кухни. Полина отошла в сторону и от нечего делать, стала рассматривать пёструю толпу, заполнившую узкие проходы между прилавками.
***
Она не сразу поняла, что произошло. Мираж нахлынул внезапно. Вместо мирных людей, вокруг неё бесчинствовала обезумевшая от ненависти толпа. Город горел. Чёрный дым стлался над землёй, а над ним летели чернее самой тьмы размазанные силуэты, собирая страшную дань. Видение исчезло так же внезапно, как и появилось. Полина замерла, ошеломлённая.
— Полина! Да что же это с тобой? — Донесся до неё  голос Катерины.
 Она растёрла ладонями лицо, словно сдирая липкую паутину.
— Ничего, сейчас всё пройдёт, что-то голова закружилась.
— Это ты на солнце перегрелась, — всполошилась Катя, — пойдём вон к тем столикам, в тени посидим, минералки холодной  выпьем.
 Она потянула её в сторону расположенного под тенистыми тополями летнего кафе. Усадив её за красный пластмассовый столик и пристроив на соседний стул пакеты с покупками,  ушла к стойке бара,  вскоре вернувшись оттуда с двумя пластиковыми стаканами и запотевшей бутылкой с холодной минеральной водой. Они сидели, потягивая шипучую, отдающую в нос воду. Любопытные глаза подруги изучающее рассматривали лицо Полины.
— Что ты на меня так смотришь? — не выдержала та.
— А тебе путешествие на пользу пошло, похудела слегка, загорела, а главное глаза, так и сияют. — Катя наклонилась через столик к Полине и негромко спросила:
— Скажи, Андерс и, правда, такой же, как  мы?
— В каком смысле? – отодвинулась от неё Полина.
— Ну, в каком…, как мужик, конечно.
— А я откуда знаю? — растерявшись, спросила та.
— Всё скрытничаешь, — с осуждением покачала головой Катя. — А чего же голова кружится?
— Если бы ты не была моей лучшей подругой, и я не знала тебя  с детства… — Полина покраснела до корней волос и, задохнувшись  от возмущения, не закончила фразу.
Поняв её смущение по-своему, Катя принялась  утешать:
— Не переживай, ты всё правильно сделала, прости меня, что  сразу не поняла. Я жизнь прожила пустоцветом, так теперь твоего ребёночка вместе растить будем. А Семёныч - то, как обрадуется!
 — Катюша! — Полина смотрела на подругу округлившимися от удивления глазами. — Катюша! — Она похлопала по её руке ладонью, привлекая к себе внимание.— Ничего нет, — и для убедительности пощёлкала перед её глазами пальцами. — Понимаешь? Нет, Катя, никакого ребёнка. Потому, что между нами ничего не было.
Катя, с неохотой вернувшись в реальность, разочарованно спросила:
— Ты с ним не спала?
— Спала, под одним спальником спала, но между нами ничего не было, — ещё раз с нажимом произнесла Полина и весело улыбнулась, глядя на искренне расстроенную физиономию подруги.
— Ничего смешного не нахожу, — заметив улыбку на её лице, серьёзно сказала Катя. — Как врач говорю: бросай его, пока не поздно. Если он устоял против тебя в одной постели, с ним не всё в порядке. Хорошо, что я Илью в гости позвала.
— Ты же ничего о нём не знаешь, и не смей так говорить, —  не выдержав чепухи, что несла подруга, сорвалась Полина, не заметив в запальчивости, что почти кричит.  С соседних столиков на них начинали оглядываться. 
— Тише! Что ты так расшумелась, пошли отсюда, где-нибудь в уединённом месте поговорим. — Катя собрала пакеты и заторопилась к выходу из рынка. Какое-то время они шли, молча, потом, заметив скамейку в тенистом скверике, не сговариваясь, свернули  туда.   
Катя, поставив пакеты, присела, Полина устроилась рядом.
— Жара сегодня, градусов под сорок, — сказала подруга, глядя перед собой.
— Ты меня прости, что я на тебя накричала, — виновато попросила Полина, — нервы совсем не к чёрту стали. Только объясни мне, пожалуйста, почему ты так настойчиво решила выдать меня замуж?
—   Помнишь, ещё в начале всей этой истории, ты мне сказала: «Что бы ни случилось, я для тебя самый близкий человек». Ты для меня тоже, как родная сестра. Я не хочу перед тобой лукавить, только порою мне становится жутко, от того,  что я вижу в глубине твоих глаз. Боюсь за тебя. Поразмышляла я тут, и поняла, что всё это от одиночества. Выйдешь замуж, глядишь, ребёнок появится, остепенишься, некогда будет дурью маяться, — произнесла, глядя перед собой Катя.
 — Спасибо тебе, — Полина обняла её и прижалась щекой к горячему плечу. — А я-то уж испугалась. Решила, что ты от наших приключений умом тронулась, а тут ещё и ребёнка приплела. Ну, думаю всё! Доигрались!
— Не слишком ли  часто мы друг друга  психопатками считать стали? Хотя от такой жизни недолго и свихнуться!
Они несколько минут смотрели  друг на друга, представляя сцену в кафе, а потом  громко расхохотались.
— Пошли домой, — вытирая набежавшие от смеха слёзы, — позвала Катя.  –  А то до гостей ничего приготовить не успею.
— Мне так хорошо с тобой и легко,  я даже про весь кошмар этого месяца  забыла.
— Вот и забудь его совсем. А сегодня ты должна быть королевой. Когда ещё выпадет такая удача, сразу двум мужикам нос утереть, — подмигнула ей Катерина. — Поторопись, вон  наш троллейбус, показался.
Ревность
Андерс после ухода подруг не находил себе место. С момента встречи с Полиной он ни разу не задумался о том, что у неё может оказаться другая жизнь, о которой он ничего не знал. Все его попытки сблизиться с ней она решительно отвергала. Он считал её холодной,  неспособной отозваться на его чувства женщиной, а ларчик открывался просто: у неё был другой. 
Он ходил по комнате, включал и выключал телевизор, пытался даже заснуть, ничего не получалось. Каким же олухом он выглядел в её глазах, когда считал себя совершенно неотразимым и домогался её близости. Он был завидной партией для любой невесты Делире. Когда дал королю согласие жениться на его дочери, владеющей даром «изменяющей», он считал   что сделал огромное  одолжение своему другу. Увидев впервые Полину, лишь  укрепился в этой мысли. Разве могла она сравниться с утончёнными красавицами его мира.  Но чем больше он её узнавал, тем тусклее становились их образы.
Андерс представил, что она сидит сейчас в ресторане с кем-то другим, глядит на этого незнакомца своими ясными, зелёными глазами, и заскрипел от досады зубами. А, может они уже и не в ресторане: что им там делать, когда её так долго не было в городе? Он застонал, схватившись за голову от впервые испытанного удушающего приступа ревности.
«Так нельзя, — попытался он успокоить себя. — Полина — лишь средство, необходимое для достижения главной цели, безопасности его мира, таких, как она, в Делире у него будет столько, сколько он захочет». И понимал, будут всякие, и столько, сколько захочет, но не такой не будет.
— Я попался в туже ловушку, что и Алекс, — сказал  вслух сам себе. — Влюбиться в «изменяющую» из Проклятого мира! Глупее ситуации невозможно придумать. В мои чувства к ней не поверит ни один нормальный чародей. Только Алекс. Но ему хотя бы отвечали взаимностью. «Где она сейчас может быть?!»,  — он стукнул с досады  кулаком по подоконнику. «Я даже  не могу сказать, что недоволен таким её поведением. Она просто поставит меня в смешное положение. Я для неё никто. Как я теперь  понимаю Алекса!», — мысли одна неприятней другой роились в голове.
  Он снова начал ходить по комнатам, как загнанный в клетку зверь. Услыхав звонок в дверь, Андерс с радостью кинулся открывать.
— А вот и мы, — улыбаясь, сообщила ему Катя.
Но Андерс никак не отреагировал на её слова. Едва Полина вошла в прихожую,  он схватил ее за руку и повёл в  комнату. Впервые увидев его в таком состоянии, она безропотно шла следом. В комнате он посадил её на кровать и закрыл дверь.
— Где ты была?
— Что случилось, Андерс?  Прорвались дарги?
— Причём здесь дарги! Я спрашиваю, где вы были так долго? Почему ты  не сказала мне, что у тебя есть мужчина?
Глаза Полины похолодели.
— А ты меня об этом спрашивал? Ты же был настолько уверен в себе, в своей неотразимости,  что подобная информация была для тебя лишней.  Как ты можешь  вести себя так в доме моей подруги? Я для тебя никто, ни невеста, ни жена, и отчитываться перед тобой не обязана.
Она выдернула руку, за которую он её до сих пор держал. Андерс понял, что зашёл слишком далеко. Подняв руки, он   произнёс:
— Сдаюсь! Ты во всём права. Извини меня, пожалуйста. Только ответь мне  на один вопрос. У тебя кто-то есть?
«Он её ревновал!» — Полина сидела, едва сдерживая себя, чтобы не расхохотаться. Она понимала, что никакие её объяснения не убедят  Андерса в обратном. 
Глядя в пол, чтобы он не увидел в ее глазах смешинок, Полина произнесла:
— Ты сейчас покинешь эту комнату.  И никогда, слышишь, никогда,  не будешь задавать мне таких вопросов.
Андерс помедлил несколько секунд, развернулся на каблуках, и вышел, аккуратно прикрыв за собой дверь.
 Полина осталась сидеть на кровати, уставившись в стену перед собой. Тихо скрипнула дверь, вошла Катя и присела рядом.
— Вы что, поссорились?
— Нет.
— А что же он вышел отсюда, как пришибленный? И ты сидишь, статую из себя изображаешь. Что происходит?
—  Я и сама не понимаю, Катя. Видно, я ошиблась в Андерсе,  — по-прежнему рассматривать стену, задумчиво ответила Полина.
— С вами все ясно, — тяжко вздохнула Катя. — Я пошла на кухню, ты туда не ходи – не люблю, когда под ногами путаются. Лучше в ванной полежи, масочку сделай.
  Полина последовала её совету и весь вечер занималась собой. Сейчас она сидела перед зеркалом, нанося последние штрихи макияжа. Она слышала, как пришёл гость, как хозяйка восхищалась подаренными цветами. Потом  Катерина знакомила мужчин. После этого прошло не меньше получаса, но Полина не торопилась выходить. Катя уже два раза что-то шипела перед запертой  дверью, но она  не реагировала на это. Отодвинув стул, она   придирчиво оглядела себя в зеркале с ног до головы.
Она и раньше  часто  представляла их встречу с Ильёй. Ей всегда хотелось  увидеть в его глазах раскаяние и сожаление о том, что он потерял. Холодное стекло отразило торжествующий взгляд женщины, дождавшейся своего триумфа.
Разговор о былом
Илья чувствовал себя неуютно. Уже минут сорок, как он пришёл в гости. Катя провела его  в просторную гостиную, представила мужу и ещё одному гостю. Сейчас она с преувеличенной заботой хлопотала вокруг накрытого стола, поминутно поглядывая на дверь, а Полина всё не появлялась. Она могла вообще не выйти из комнаты, сославшись на головную боль, или ещё на что-нибудь. Илья знал это по опыту прошлых лет. Он внимательно посмотрел на сидевшего напротив двери второго гостя.  «Кто же он? На родственника не похож. Может, это её ухажёр? Молод. Впрочем, и она выглядит совсем девчонкой. За эти годы расцвела и похорошела. Столько лет не виделись… Может, это ему  в первые минуты показалось?»  – размышлял он, стараясь не показывать своего волнения.
— А вот и мы! — громко произнёс Семёныч.
 Полина стояла в проёме двери, опираясь на его руку, как настоящая королева, глядя на присутствующих в комнате слегка надменным взглядом. Солнце, бившее из окна напротив, золотило  уложенные в высокую причёску волосы, выбивало искры из  изумрудов оттенявших зелёный цвет глаз. Длинное платье с глубоким вырезом облегало тонкую талию и мягкими складками ниспадало до носков маленьких, на высоком каблуке, туфель. Серебристо-серая ткань подчеркивала золотисто-тёплый загар гладкой, шелковистой кожи. Все, кто был в комнате, замерли. Такую Полину из них ещё никто не знал. Андерс поднялся со своего места. Ему не положено было сидеть в присутствии наследной Принцессы, каковой являлась Полина, по законам его страны. Он стоял, и смотрел на неё во все глаза. Ему теперь было понятно, за что чародейки Делира  не любили вспоминать про исчезнувший клан,  наделяя его в легендах  всякими неблаговидными свойствами. Сейчас в Полине чувствовалась порода, и любая из придворных дам выглядела бы рядом с ней плебейкой.
Полина не стала извиняться за своё опоздание. Она только нашла глазами Илью и поприветствовала его кивком головы.
— Ну, все в сборе, — опомнившись от ошеломляющего вида подруги, заговорила Катя, — прошу всех к столу.
Андерс отодвинул стул и подождал когда сядет Полина. Потом устроился по левую от неё руку. Олег и Катерина сели рядом. Илье досталось место между подругами. Глаза Полины сияли, она не могла, да и не хотела скрывать своих чувств. Сегодня был её день. Она чувствовала себя золушкой на балу, только принцев, в отличие от сказки, было два. Причем один — настоящий!
Возникшая неловкость быстро исчезла.  Гости хвалили кулинарные способности хозяйки.   Семёныч, добродушно усмехаясь в усы, наблюдал, как кавалеры, соперничая между собой, наперебой ухаживали за Полиной. А она, кокетничая во всю,  уделяла каждому внимание поровну, не давая никому из них почувствовать себя победителем. Катя, поглядывая в их сторону, радовалась за подругу, удивляясь таким, неожиданно открывшимся у неё  талантам.
Вечер удался. Много было студенческих воспоминаний и шуток. Андерс, взял у хозяина гитару и запел на незнакомом языке под красивую мелодию песни, не сводя своих лучистых глаз с Полины. Илья тоже в долгу не остался и исполнил несколько романсов. Потом танцевали танго и вальс. Полина удивлялась, что Андерс так хорошо умеет вальсировать. За окном давно уже стемнело, Илья заторопился в гостиницу. Семёныч неожиданно вспомнил, что он взял из-за гостей отпуск на неделю и договорился с базой отдыха на  озере Арахлей. Завтра всё будет готово и можно с утра туда выезжать. Он начал приглашать Илью, но тот с сожалением отказался, у него уже были взяты  билеты на самолёт до Москвы.
Прощаясь в прихожей, Илья спросил Полину:   
— Ты меня не проводишь?
— Конечно, провожу, —  с улыбкой согласилась она.
Они вышли в пустынный двор и заняли скамейку под развесистыми кустами акации.  Илья осторожно взял Полину за руку. Она не отняла её.
— Я всё время справлялся у общих знакомых о том, как ты живёшь. Последнее время всё не удавалось побывать в Чите. Ты сейчас одна, или у тебя кто-то есть?
— Одна, — коротко ответила Полина.
— Я тоже один. Мы с женой развелись три года назад. А детей у нас не было.
— Нашему ребёнку было бы сейчас восемнадцать.
— Ты никогда не простишь мне этого?
Она смотрела на него, и прошлое, так старательно забытое, вспомнилось, словно это было вчера.
***
На их курсе Илья был  первым парнем. Все девчонки сходили по нему с ума, она тоже не оказалась исключением. Первая влюблённость переросла у неё в большую и светлую любовь. Только на пятом курсе заметил Илья рыжеволосую девчонку с большущими зелёными глазами. Они стали встречаться. Все считали, что с завершением учёбы будет свадьба. В тот день  оба шли на свидание, чтобы сообщить друг другу радостную весть. Каждый из них думал, что осчастливит другого.
— У нас будет ребёнок, — первой, сияя глазами, сказала Полина.
Илья растерялся. Такой новости он не ждал.
— Ты не рад? — встревожено спросила она.
— Рад, — ответил он осипшим голосом.
— Я знала, что ты будешь счастлив, услышать это, — восторженно кинулась ему на шею Полина. Она радостно обняла и поцеловала Илью. — Почему ты молчишь? — наконец заметив состояние своего друга, нахмурив брови, поинтересовалась она. 
— Я тоже хотел сообщить тебе новость. Мой дядя приглашает нас обоих на работу в Москву, и там нам дают общежитие, конечно, пока раздельно. Полина, мы же мечтали заняться наукой!
— Что же нам теперь делать? — озадаченно спросила она. — Может,  пока останемся в Чите? Здесь тоже много работы.
— Да ты что! Это же Москва! Такой шанс выпадает раз в жизни. — Илья вскочил со скамейки, на которой они сидели, и возбуждённо начал ходить взад  и вперёд.
— Ты должна была со мной посоветоваться, прежде чем заводить ребёнка, — возмущённо произнес он, остановившись напротив.
— Ты так говоришь, словно в этом виновата, только я одна, — растерянно сказала  Полина.
— Ты же врач, и знала, что нужно было делать… Полина, подумай, это же Москва! Мы с тобой будем учиться у светил нашей медицины. Ты  тоже этого хотела. Ребёнка можно завести и позже, когда встанем на ноги. У меня есть друг, договоримся, он сделает аборт под наркозом. Да тысячи женщин, каждый день избавляются от нежелательной беременности, планируя свою жизнь. Я же не стану от этого любить тебя меньше.
— Ты уже всё решил? — глаза Полины смотрели холодно и отстранённо.
Илья понял, что нужно было говорить с ней иначе, убедить, уговорить, сделать так, что бы она сама пришла к  такому решению, но было  поздно.
Полина встала и пошла. Илья пытался остановить её, как-то объясниться, но она шла, ничего вокруг себя не замечая. 
Он так и уехал, не повидавшись с ней, потому что Александр Иванович через некоторое время нашёл его  и предупредил, чтобы он не смел,  подходить к ней близко. Полина после их разговора, тайно сделала аборт, и чуть не умерла от кровотечения. Она не хотела иметь ребенка от негодяя — так объяснил её поступок  Александр Иванович.
— О чём ты задумалась? — прервал её мысли Илья.
— Вспомнила всё. Какими мы были тогда молодыми, глупыми и жестокими,  Илюша. Мы даже не задумались, что убивали своё будущее, своё продолжение. Сделать аборт, как просто! — горько усмехнувшись, произнесла она. —  Словно выкинуть на помойку ненужную, мешающую нам вещь. Я не знаю, кто это был… Я убийца! Из глупого упрямства, только для того, чтобы доказать, что ты неправ — убила свое дитя.  —Полина говорила глухим безжизненным голосом, и светлые дорожки блестели у неё на щеках. — Мы думали, что жизнь можно переписать, или начать с новой страницы, как же мы ошибались. У нас сейчас есть всё, кроме самого главного. Господь наказал нас обоих.
Илья слушал её, низко опустив голову, крепко сжав её ладони в своих руках. Он понимал, что все годы их разлуки Полина несла эту боль в себе.
— Полина, в нашей стране, делают  миллионы абортов. Почему свой случай ты превратила в трагедию, и несёшь её через всю жизнь?   Тебе сделали операцию?
— Нет, но детей, сказали, у меня больше не будет.
— Ещё не поздно. В Москве делают чудеса. Мы поедем туда вместе, ты ещё молода, и у нас всё ещё может быть.
— Нет, Илья, у нас с тобой ничего не может быть.
— Ты обиделась на мои слова?
— К сожалению, мне даже обижаться не на что. Чтобы удобней  устроить свою жизнь, мы избавляемся от своих детей, как от мусора. Вы, мужчины, сделали нас такими,  не желая брать на себя лишнюю заботу. Между нами  ничего не может быть, потому, что  теперь я стала другой. Мы живём с тобой в разных измерениях, и у каждого своя, правда.
Она замолчала, долго, внимательно вглядываясь в его глаза, потом добавила:
— Может быть, ты это поймёшь, когда в глубокой старости  будешь доживать свою жизнь не в семье, среди близких, родных людей, а в казённом, пусть и комфортабельном  доме  престарелых. Мой тебе совет:  найди себе молодую жену, и заводите детей, пока  ещё есть время.
— Мне никто не нужен кроме тебя.    
— Если бы ты мог представить себе, насколько ты опоздал, — печально глядя на него, сказала она.
—  Ты совсем меня разлюбила? — с горечью спросил он.
— Да, — не задумываясь, ответила она.
— Лучше бы мы не встречались. Ты словно вложила в меня свою боль, и я не смогу теперь жить так же легко и просто, как раньше.
— Не вини меня, Илья, это слетела скорлупа, которой, как бронёй, стала покрываться твоя совесть. Мы все стали жить слишком просто и многое себе прощать.
— Ты изменилась. Вначале я подумал, что ты осталась прежней, но это только внешне.
— Может быть. Мне пора. Андерс, наверное, совсем замёрз, поджидая меня в подъезде.
— Ответь мне на последний вопрос: кто он тебе?
— Я бы сама хотела это узнать, — пожала она плечами.
— Может, передумаешь? Я оставлю  свой номер телефона.
— Не нужно. Я не передумаю. Прощай, — она встала и пошла в сторону подъезда.
— Я всё равно буду ждать твоего звонка. Мой номер есть у Кати, — крикнул он  в след.
Полина, не оборачиваясь, подняла вверх руку и прощально помахала. 


Рецензии