Судные дни скрипачки Марианны. Мемори

"Судные дни" Марианны
   Известная скрипачка из Санкт-Петербурга, лауреат международных конкурсов Марианна Васильева исполнила в Орле Первый концерт для скрипки с оркестром Никколо Паганини. Дирижировал орловским симфоническим оркестром доцент института искусств и культуры Василий Шкапцов, ныне главный дирижёр Орловского губернаторского симфонического оркестра.
   Минут за десять до начала она стояла за кулисами вся в слезах. Трагическая весть, пришедшая по телефону накануне выступления, повергла Марианну в депрессию. В Петербурге скончался выдающийся музыкант, консерваторский педагог Марианны, профессор Владимир Юрьевич Овчарек. Он был для нее очень дорогим и близким человеком, который до последнего дня вел молодое дарование по тернистым путям постижения тонкостей исполнительского искусства. Играть в тот вечер не хотелось. Душевная боль разрывала сердце. Где бы найти уголок, чтобы скрыться от глаз людских и в одиночку переживать горе? Но Марианна не имела права на уединение. Все билеты на ее концерт проданы, зал тургеневского театра полон. Оставалось одно: собрать в кулак волю и выйти на публику.
   И она сделала это. Появилась на сцене в белом платье. Сияющей улыбкой одарила зал. Чуть кивнула дирижеру. Зазвучали первые такты знаменитого паганиниевского творения. После оркестрового проигрыша солистка летящим движением послала смычок к струнам. И к нам ворвалась во всей своей мощи и красоте стремительная стихия лирико-романтической, выстраданной великим итальянцем музыкальной драмы его мятущейся души. Солистка «повела» за собой наш оркестр, который за краткие часы совместных репетиций и на концерте стал ее достойным аккомпаниатором. Красивый и глубокий звук адажио. Стремительный темп аллегро, тончайшие тремоло и флажолеты,
проникновенная кантилена. И мастерство, и вдохновение молодой скрипачки завораживало.
   Мне почудилось даже, что в рядах зрительских кресел будто бы «материализовался» скончавшийся в 1840 году маэстро композитор. Одобрительная улыбка чуть тронула его тонкие губы. Взгляд потеплел. Признал, оценил исполнение? Или понравилась ему гордо поднятая вверх белокурая головка, венчающая тоненькую фигурку девушки со скрипкой? А быть может, одобрил выбор Марианной каденции — соло без оркестрового сопровождения в первой части? Васильева исполняет технически самый трудный вариант, написанный в девятнадцатом веке французским скрипачом Эженом Сарэ. Вариант немецкого классика Карла Флэша ее не устраивает. Он более легкий для исполнительства. А ей, музыканту от Бога, нужны серьезные творческие трудности. Без них жить в музыке неинтересно.
   Слушатели, наградившие скрипачку овациями, не подозревали, каких душевных мук стоило ей это выступление. Каждый концерт (камерный или в сопровождении оркестра), который дает Марианна Васильева в городах России и за рубежом, для нее самый настоящий «судный день». Это не просто полная самоотдача, а стопроцентная энергетическая выкладка перед своими строгими, взыскательными, искреннее любящими ее слушателями. И, как это бывает именно с такими, талантливыми музыкантами, судьба будто бы специально преподносит самые различные варианты творческих и житейских трудностей, которые необходимо преодолевать. А потому Марианна воспитала за годы исполнительства железную волю. В семь лет первый раз вышла на концертную площадку. Здесь уже четырнадцать лет ее Голгофа и «судные дни». Она несгибаема. Сила духа помогает находить выход из разных форс-мажорных обстоятельств.
   В прошлом году, во время исполнения с нашим оркестром скрипичного концерта П. И. Чайковского на ее коллекционной скрипке старинного французского мастера Вильома порвалась струна. Момент шокирующий. Но Марианна на ходу подхватила скрипку у концертмейстера Людмилы Холманских и блестяще завершила концерт с чужим инструментом в руках.
   Тогда же,2006-м, она решила одолеть еще одну творческую высоту — завоевать лауреатское звание или диплом на московском международном конкурсе имени Н. Паганини. По мнению компетентных специалистов, она играла намного лучше других конкурсантов. Но на третий тур не прошла — помешали «гримасы» субъективного судейства жюри. Другой бы на ее месте сломался. Но Марианна не отчаялась. Решила показать себя на Московском международном конкурсе имени П. И. Чайковского в 2010 году. Это будет, пожалуй, главный «судный день» всей ее жизни. Тщательно готовится к нему загодя, порою отказывая себе в отдыхе и элементарных радостях, свойственных любому юному человеку.
   Параллельно с петербургской консерваторией Марианна берет уроки в Кельнской Высшей школе музыки у известного (в прошлом профессора Новосибирской консерватории) Захара Брона. Здесь судьба подбросила ей еще одну трудность. Она прошла нынче творческие конкурсы, сдала экзамены, чтобы стать не просто слушательницей, но и полноправной студенткой класса Захара Брона. Но немецкие власти не приняли у нее экзамен по немецкому языку. Несдавшие его не допускаются к учебе в кельнском вузе. Марианна вернулась в Питер и за полгода с помощью репетитора освоила (и продолжает осваивать сейчас) немецкий язык. Ездила на пересдачу языкового экзамена. Ждет результата. И все это параллельно с учебой в питерском вузе, концертами и гастролями.
   А еще надо думать о том, на какие деньги ездить учиться в Германию. Богатых родственников у Марианны нет. Финансирует сама себя работой на концертных площадках. Ею освоен за последний год целый ряд сложнейших партитур. Записала в Москве компакт-диск в дуэте с внуком Леонида Борисовича Когана, молодым скрипачом-лауреатом Дмитрием Коганом, сонату для двух скрипок Эжена Изаи. В память об одноименной пластинке, выпущенной десятки лет назад, где можно услышать бабушку и дедушку Димы — Леонида Когана и Елизавету Гилельс. Озвучила трудные произведения таких классиков, как Моцарт, Боккерини, Онеггер, Телеман. Блистательно играет скрипичную музыку европейского авангардиста прошлого века Шенберга. Разве все это не «судные» дни творческой жизни? Знает Марианна, что судьба не простит ей даже кратковременного расслабления. И знала об этом всегда. С тех пор, как в детстве начала завоевывать первые лауреатские премии на престижных международных конкурсах в Москве, Петербурге, Ганновере, Париже, Веймаре. С тех пор, как Владимир Спиваков и Валерий Гергиев приглашают ее принимать участие в своих концертных и фестивальных программах. А слушатели Европы, Америки и России замирают от счастья, слушая проникновенную песнь скрипки двадцатилетней «волшебницы».
  Внаши дни Марианна постоянно живёт в Мадриде, концертирует по всему миру и преподаёт в В Высшей музыкальной  школе испанской столицы.

Виктор Евграфов.
«Орловский Вестник». 2007.


Рецензии