Неожиданное предложение

Читая в Экономическом лицее курс истории рыночных отношений, я так или иначе сталкивался с вопросами экономической теории. И вот, в конце октября 1995 года, мне представилась возможность усовершенствовать свои знания в этой области.  На имя директора лицея из Львовского отделения фонда «Возрождение», действовавшего в Украине, пришло приглашение принять участие в работе учебно-тренировочного семинара по специальной бизнес-программе. Занятия должны были проводить прибывшие из Америки преподаватели школ бизнеса. С.И.Митряева предложила мне поехать на это заманчивое мероприятие. Так неожиданно для себя я оказался в давно забытой роли студента.
 На семинар съехались, в основном, преподаватели средних школ и вузов Западной Украины, имевшие отношение к экономическому образованию. По нескольку участников прислали также Киев и Харьков, уже имевшие в этой области определённый опыт. Судя по тому, где нас поселили и как было организовано питание нескольких десятков человек, обучение в рамках предложенной бизнес-программы хорошо финансировалось. Шведский стол, который нам накрывали  трижды на день,  поражал воображение своими яствами. В нищей и голодной Украине того времени он выглядел как скатерть-самобранка, неожиданно возникшая среди дремучего леса.
Обучение участников семинара, действительно, вели американские гости – очень обстоятельная, готовая в любую минуту среагировать на реакцию аудитории женщина, и профессорского вида, не упускавший случая для шутки мужчина. Не помню, из каких городов они были, но держались скромно, по-деловому. С помощью переводчика, жестикулируя и мило улыбаясь, они просвещали нашу аудиторию насчёт рынка и рыночных отношений. Мы много записывали и ещё больше запоминали: слава Богу, память у преподавателей  профессиональная. Гвоздём предложенной нам программы стали деловые игры, призванные, что называется, на пальцах донести до каждого участника основные рыночные идеи.
 Запомнилась деловая игра на тему «Рынок». Всех учасников семинара поделили на «продавцов» и «покупателей», каждый из которых имел свои цели. Цель «продавца» была – максимально увеличить прибыль, получая за условный товар (украшения и бластеры) больше, чем он за него заплатил. В свою очередь,  «покупатель» стремился получить наибольшую для себя пользу, исходя из экономической ценности товара. То есть «покупатель» должен был решить, какой набор свойств предлагаемого товара хотел бы получить и сколько готов был за него заплатить.
Руководители семинара раздали участникам отпечатанные на бумаге «доллары», все они получили соответсвующие инструкции и бланки учёта продажи и покупки «товаров». В каждой категории по результатам игры определялись победители, которые получали символическую награду –  шариковую ручку, калькулятор или что-то подобное.
 Эффективность данного метода обучения была очевидной. Мы бегали, как ошпаренные, по аудитории, забыв о своём возрасте и своих научных званиях. Такого азарта я не видел и не ощущал, наверное, с детских лет.
Уезжая, каждый из нас получил задание надом: провести какую-либо деловую игру по предложенной тематике в своём учебном коллективе и представить соответствующий письменный отчёт. Для чего, стало понятно впоследствии, когда был подведён итог этой кропотливой работы. В конце января следующего, 1996 года, мне позвонили из Львова и сообщили сногсшибательную новость: по результатам конкурсного отбора я стал одним из победителей и включён в список для поездки в Америку. Разумеется, за счёт фонда «Возрождение». О своём согласии или отказе я должен был сообщить в течение двух дней.   


Рецензии