Популярно о новой октаве. Часть 2

Итак, предложена автором изобретения модификация исторически сформированной октавы 7/12 фортепиано. Но зачем? Ведь, она уже существует. Что в ней не так? Автор и сама, как вполне культурная девочка, семь лет с удовольствием занималась с домашними учителями игрой на фортепиано, ходила в филармонию на классические концерты, посещала постановки в Воронежском театре оперы и балета. С рождением сына, пианино пришлось продать, некуда было ставить кроватку, но был приобретён компактный синтезатор Casio. Моей подругой была, к сожалению, рано ушедшая из-за тяжёлой болезни, прима оперной сцены, певица с уникальным голосом и красавица, мать прекрасного сыночка и жена талантливого оперного певца, Ирина Монастырская.

Прежде, чем сказать о недостатках октавы фортепиано, надо рассмотреть, что в ней имеется, а потом уже представить аргументированный материал с содержанием того, чего в ней не хватает.

Октава фортепиано является универсальной, учеников игры на балалайке или флейте учат общему фортепиано. В процессе обучения музыкальной грамоте в школах, а также в учебниках и самоучителях игры на разных инструментах, ученикам предлагается для ознакомления универсальная октава фортепиано (фортепианного типа). Так её обычно называют. Принадлежит октава клавиатуре клавишных инструментов, но используют её для всех инструментов.

Клавиатура имеет клавиши с фиксированным звуком. Музыкальные произведения, написанные композиторами для инструментов с семинотной октавой фортепиано 7/12, не подойдут для исполнения на инструментах с большим количеством нот в октаве, чем у фортепиано. Однако, инструменты с нефиксированным звуком, например, скрипка или тромбон, могут использоваться как в классических оркестрах и джазе, так и для музыкального сопровождения новых композиций, исполняемых на модифицированных инструментах с восьминотной октавой 8/16.

В настоящее время термин "октава" имеет два основных значения: как набор нот или клавиш (у фортепиано их 12), расположенных в определённом порядке, а также, как базовый музыкальный интервал (до - до, ми - ми, соль диез - соль диез) с соотношением звуков один к двум (1:2) и имеющий 13 ступеней. Нижний звук интервала называется основанием, верхний - его вершиной. Октава это сочетание двух звуков соседних одноимённых клавиш, взятых последовательно или одновременно. Как базовый интервал 1:2 фортепиано, октава является абсолютным "золотым" консонансом, музыканты его называют "священной коровой музыки". Интервалы квинта и кварта звучат приемлемо, остальные интервалы считаются в разной степени переходными к консонантным или диссонансами.

Всего в диапазоне фортепиано 88 клавиш. Звукоряд разделён на 9 октав (7 полных октав и две неполные). Это октавы: СКО, КО, БО, МО, первая октава, вторая октава, третья октава, четвёртая октава, пятая октава. Начинать октаву как базовый интервал можно от любой нижней ноты и продолжать по звукоряду, с получением, так называемого, "звуковысотного класса". Термин впервые введён в Великобритании, согласно которому у одноимённых нот кдавиатуры звуки могут подниматься/опускаться с двойным увеличением/уменьшением частот звучания. Благодаря этому свойству в классических инструментах с равномерно темперированным строем, возможна транспозиция и модуляция звуков в более высокие или низкие тональности.

Таким образом, можно сказать, что октава фортепиано, как набор нот (12 нот) - это музыкальная единица, повторяющийся элемент клавиатуры. Октава как базовый интервал 1:2 (13 ступеней) может делиться на меньшие интервалы (секунда, терция, септима). Откладывать октаву как набор нот и как интервал можно от любой нижней ноты.

Равномерно темперированный строй (РТС) фортепиано характеризуется равенством расстояний между соседними нотами, выражающиеся полутоном. Если, например, в октаву 7/12 добавить одну или большее количество нот, и ничего не менять при этом  (например, между ми и фа добавить ноту), то полутон разделится пополам и получатся два четвертьтона, т.е. строй станет неравномерным. Невозможно будет транспонировать вверх или вниз мелодии, что является главным преимуществом звукорядов с РТС.

Октава фортепиано сформирована исторически, ей более 2000 лет, она дошла до нас с небольшими изменениями. Считается, что РТС впервые был предложен около 500 лет назад музыкантами испанской школы, но начал входить в практику лишь в 18 веке после опубликования работы И.С. Баха "Хорошо темперированный клавир". Работа имела ряд преимуществ и ряд несовершенств. Термин "равномерная темперация" - относительное, а не абсолютное понятие. По отношению к этому термину можно употреблять слова "более или менее". Она может быть усовершенствована в новой октаве. Но что стало изначально прообразом равномерной темперации? На заре музыкального сподвижничества она зародилась как пятитоника.

Когда-то в глубокой древности человек напевал какой-то звук (тон) и по ощущениям - его удвоение, это и была архаичная октава 1:2. Между этими двумя опорными (их ещё называют лёгкими) звуками голоса легко можно было пропеть средний звук, он располагался в центре между двумя крайними звуками. Это и есть изначальная природа триальности октавы, базового интервала. Между нижним и центральным тоном тоже можно было пропеть средний тон, между центральным и верхним звуком - ещё средний звук. Так родилась пятитоника. Она до сих пор существует как музыкальная голосовая основа в музыкальных национальных культурах разных народов. Со временем пяти нот оказалось мало и стали появляться дополнительные деления. Но не все варианты количества нот в октаве дают РТС. В музыке на долгое время стал господствовать неравномерный строй.

Пятитоника исторически стала прообразом РТС. В октаве фортепиано 7/12 в хроматическом ряду есть пятитоника (до - ре диез - фа диез - ля - до), между нотами пятитоники находятся ещё деления (по две ноты между нотами пятитоники) и поэтому возможна равномерная темперация, она более совершенная, чем темперация Баха, но возможно дальнейшее её улучшение в октаве 8/16.

Современное фортепиано это лучший на сегодняшний день, общепринятый образец и стандарт музыкального клавишного инструмента с РТС. Он, конечно, характеризуется определённым компромиссом, принятым музыкальным сообществом. Положение частично исправляют настройкой для улучшения звучания.

Музыканты примирились с небольшим количеством консонансов, пойдя на такой компромисс ради равномерной темперации и возможности сохранять мелодию транспозиционным способом. Звучание фортепиано нам стало привычным. Нельзя сказать, что это очень плохо. Оно своеобразное. Всё находится на своём месте и отражает этап развития. Октава фортепиано, имея в свой основе пятитонику, всё-таки, на определённом историческом этапе, вполне успешно выполняла свою функцию. Но история РТС на сегодняшний день не закончилась.

Каждая отдельная клавиша в звукоряде современных клавишных инструментов, особенно у ведущих производителей музыкальных инструментов, звучит прекрасно. Но, как говорят музыканты, в музыке как и в жизни - главное отношения (в музыке звуковые соотношения в интервалах и аккордах).

Инструменты с новой модифицированной октавой 8/16 можно охарактеризовать большей наполненностью звукового пространства в рамках границ классического удвоения звучания двух нот находящихся в основании и вершине базового интервала. Модификация предлагает более "тонкую" соразмерность звучания между нотами звукоряда (из-за другого значения полутона, чем у фортепиано), что может дать новое восприятие музыкальной единицы октавы и базового интервала, а также музыкального инструмента в целом. Более подробно о том, как было предложено осуществить модификацию октавы фортепиано - в следующей части.


Рецензии