Бессмертный шедевр Сила судьбы, опера Верди,

Бессмертный шедевр
"Сила судьбы", опера Верди, историческая сцена Мариинского театра, 15 октября 2021 года

Есть оперы, которые каждый раз воспринимаешь по-новому, даже их музыку слышишь по-разному. Не в смысле, что не узнаешь ее, а в смысле, что она действует неодинаково! Опера Верди "Сила судьбы " как раз из таких. Когда-то радуют в ней лишь мелодии и главные арии, в других случаях больше внимания обращаешь на исполнение, иногда сетуешь на погрешности пения. А бывают редкие удачи, как случилось вчера, когда музыка тебя поглощает целиком, ты словно растворяешься в ней и живешь в этой волшебной стране чарующих звуков, и никакие мелкие несовершенства исполнения не мешают тебе наслаждаться дивным миром, созданным гением Верди и воплощенным в спектакле мастерством музыкантов оркестра под управлением Михаила Синькевича, солистами и хором! Редкое везение! Вчера я наслаждалась таким погружением! Музыка, пение и вечность. Из этого состояния меня не вышибла даже беззастенчивая болтовня школьников вполголоса, когда уже возникла в оркестре тихая мелодия органа в интродукции к сцене в храме. Гул голосов перекрывал музыку. Они смолкли только, когда артисты начали петь. Первый раз слышала подобное безобразие в зале Мариинки. Похоже, идея массового продвижения оперы в молодежную среду натыкается на неприятие "принудиловки". Кажется, такое мы уже проходили в советское время и наступали на эти грабли. Впрочем, чему удивляться? Недавно на занятиях, к моему изумлению, студентки в карты играли, хорошо хоть пиво не пили! И на том спасибо! Давно ведь понятно, что заставить учиться или любит оперу невозможно, можно только вынудить физически присутствовать.
Сегодня я очень люблю "Сила судьбы". Но это опера затаенных страстей, про нее, как про "Травиату", не скажешь, что она блестящая, легко ложиться на слух. Ее музыка проникает в душу постепенно, но когда завладеет ею, то поражает своей глубиной и выразительностью. Ее притягательность не явная, не поверхностная, она скорее изысканно сокровенная и просветленно печальная, временами искрящаяся яркими красками, забавными картинами и даже юмором.
Это словно иллюстрация к теории Фрейда о культуре: чтобы приобретенные знания и впечатления стали частью личности, они должны с сознательного уровня восприятия перейти на бессознательный. И тогда человек от музыки просто получает радость и удовольствие. И со мной это произошло уже довольно давно, наверное, после третьего спектакля.
Когда-то я весьма скептически относилась к "Силе судьбы". Первое время ее музыка меня почти не трогала. А потом вдруг проняло. И теперь время от времени, когда вижу эту оперу в афише Мариинки, мне очень хочется услышать ее вновь. Завораживающую увертюру с тревожными аккордами неумолимой судьбы, хор-молитву, балладу Дона Карлоса и песню цыганки Прециозиллы в таверне, сцену благословения Леоноры в храме монастыря с хором и улетающей в небеса ее мольбой "Внемли мне, Дева ангелов!", жизнерадостную картину "Лагерь Валенштейна" с бешенной тарантеллой, с игривой песней Прециозиллы и с музыкальной кульминацией оперы - потрясающим хором "Ратаплан" под барабанный бой. И, конечно, я жду арию Дона Альваро в монастыре и его кабалетту после первого поединка с Доном Карлосом, их невероятный дуэт перед второй дуэлью и проникновенную финальную арию Леоноры "Мира, покоя, дай мне, о Боже!". Эти фрагменты оперы, целые сцены и картины стали у меня любимыми!

И состав исполнитедей вчера был многообещающим: Татьяна Сержан, Ованес Айвазян, Алексей Марков, Юрий Воробьев, Наталья Евстафьева и дирижер Михаил Синькевич! Все предпосылки для удачного спектакля! И они оправдали мои надежды!
Какое наслаждение было слушать оркестр, в котором одни мелодии плавно сменяли другие, вторили пению, врывались в действие неотвратимым воспоминанием или ярким танцем, военным сигналом горна или баранным боем. Такое удивительное ощущение, когда ухо улавливает многослойность, многоголосность музыки и певческих ансамблей. Вчера в этом смысле был великолепен хор-молитва в таверне! Какие дивные аккорды в нем звучали, просто отрада для уха!
Ну, и, конечно, солисты порадовали! У большинства голоса звучали по-вердиевски мягко и плавно, с прекрасной кантиленой, с необходимой экспрессией и эмоциональностью, с яркими форте и божественными пиано.
Страдающая, растерянная, обреченная на отшельничество Леонора Татьяны Сержан заставляла наслаждаться почти каждым звуком своих арий. Красота голоса певицы и мастерское владение им, как всегда, доставили большое удовольствие.
Блеснул крепким и ярким тенором Ованес Айвазян, его порывистый, искренний и терзаемый воспоминаниями Дон Альваро был настоящим средоточением завораживающих мелодий, энергичных вокальных номеров и инфернальных страстей.
Инстинная поступь судьбы характеризовала действия Дона Карлоса Алексея Маркова. "Помни о мести!" - словно все время говорил себе его персонаж, и ничто человеческое не могло сбить его с этого пути! Как это прекрасно выражено в музыке! Маршевые мелодии в дуэте двух новых друзей, не знающих, что они смертельные враги, траурные мотивы в сцене клятвы Дона Карлоса, яростная непреклонность в его никогда не гаснущей жажде мести, когда он раскрыл тайну Дона Альваро. Он - соблазнитель его сестры и невольный убийца отца. Захватывающе был исполнен дуэт Дона Альваро и Дона Карлоса в монастыре перед финальной трагической развязкой, такой выразительный психологический и вокальный поединок двух главных персонажей! Дон Карлос всячески распаляет самолюбие усмирившего раскаянием свою натуру Дона Альваро. Не может же он просто убить безоружного монаха! И каждый раз, когда Дону Карлосу удается раззадорить противника, он буквально роет себе могилу! Ведь в поединках всегда берет верх Дон Альваро. А сестру Леонору Дон Карлос вообще убивает совершенно подло, обманом, из принципа. Но в музыке это находит отражение в прекрасных мелодиях и ариях! И хотя, как мне показалось, певец был немного простужен, это не мешало мне получать удовольствие от музыки.
Удачно выступила и Наталья Евстафьева. Ее Прециозилла была игривой и веселой, независимой и свободной, а голос звучал уверенно и вполне выразительно и ярко. Понравился и знаменитый хор "Ратаплан", где она солировала.
Прекрасно звучал мягкий бас Юрия Воробьева в роли настоятеля монастыря. Не первый раз слушаю певца в этой партии и всегда радуюсь его выразительному голосу, плавному пению, без форсирования и напряжения.
Настоящим праздником были массовые сцены в таверне и в "лагере Валенштейн". Такое многоцветье красок, мелодий, голосов и танцев! Замечательная классическая постановка Элайджи Мошански с декорациями Андрея Войтенко по эскизам Адреаса Роллера к премьере 1862 года этому очень помогает. Она словно переносит нас в прошлое, в XVIII век, когда многолетние войны, хоть и приносили смерть и страдания людям, они и разнообразили их невеселую жизнь и давали подзаработать всем, кто умел. Женщины-маркетантки в военном лагере не были редкостью, как и бродячие торговцы. Мудрено ли, что они прославляют войну (песня Прециозиллы "Да здравствует война!"), которая делает мужчин храбрыми, а любовь обжигающе страстной?! Известно, что самому Верди очень нравилась сцена в военном лагере, писал он ее с воодущевлением, переслоив музыку всевозможными звуковыми военными командами, использовавшимися во всех случаях  солдатской жизни и отдававшимися в те времена с помощью трубы, горна и барабана. Их обилие поражает и восхищает!
Забавно вклинена в эту сцену комическая фигура монаха фра Мелитоне, грозящего карами потерявшим страх божий и закаленным войной солдатам и их подругам. И хотя стиль пения Андрея Спехова отличается склонностью к скандированию, это вполне вписывается в ситуацию.
Оживляет происходящее и зазывный клич торговца-саквояжника Трабукко Николая Гассиева. Он же лидирует в своеобразном воплощении зажигательной тарантеллы в массовом танце с "сапожками".
И эта веселая картина жизни людей, "несмотря ни на что", "вопреки обстоятельствам", лишь подчеркивает трагизм личной судьбы главных героев. Свой ад они создали себе сами, а жизнь и нравы эпохи не позволили им найти выход. Судьба их настигла и ввергла всех в пучину гибели! Но под какую феноменальную музыку они умирают! Гений Верди подарил нам возможность испытать катарсис, высшую форму духовного потрясения, и ощутить просветленный трагизм музыкальной истории. Всех настигла судьба, все сполна заплатили за свои вольные и невольные ошибки, все, в конце концов, обрели покой. А мы - ощутили потрясение от очередной встречи с бессмертным оперным шедевром Верди!


Рецензии